Искусство католической контрреформации читать ~10 мин.
Термин «католическое контрреформационное искусство» описывает более строгий, доктринальный стиль христианского искусства, который был разработан в период около 1560-1700 гг. в ответ на восстание Мартина Лютера против Рима (1517) и последовавшее за ним искусство протестантской Реформации. Этот более строгий стиль католического библейского искусства, инициированный Трентским собором (1545-63 гг.), был призван подчеркнуть теологические различия между католицизмом и протестантизмом, сделав акцент на тайнах веры, а также роли Девы Марии и святых. Это должно было оживить католические общины по всей Европе и тем самым свести к минимуму последствия протестантского восстания. Чтобы придать импульс своей кампании, Римская церковь – при поддержке недавно образованного ордена иезуитов, а также богатых благочестивых людей – начала заказывать новые архитектурные сооружения, произведения алтарного искусства (в основном масштабные картины маслом), вдохновляющие церковные фрески, а также крупные произведения церковной скульптуры и резьбы по дереву.
Ярыми сторонниками католической Контрреформации и её религиозного искусства были Италия, Испания и её колонии Фландрия и Неаполь, а также Южная Германия. Поэтому ведущими его выразителями были итальянские художники эпохи барокко – Караваджо, Пьетро да Кортона, Бернини, Андреа Поццо; школа испанской живописи – Эль Греко, Рибера, Франсиско де Зурбаран; фламандский мастер Питер Пауль Рубенс.
История: Реформация, упадок духовности искусства
В XVI-XVII веках искусство католической Контрреформации формировалось под влиянием двух важных факторов. Во-первых, рост уровня коррупции в Римско-католической церкви, начиная с Папы Римского. Именно эта коррупция (в частности, продажа индульгенций для финансирования реконструкции собора Святого Петра в Риме), курируемая папой Львом X (1513-21 гг.), побудила Лютера начать протестантское восстание.
Ресурсы по художественному образованию
Что такое искусство?
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
Второй фактор был художественным, хотя он тоже отражал аналогичный духовный упадок. В течение XV века живопись Раннего Возрождения, созданная по заказу церкви или её христианских последователей, постепенно становилась все менее религиозной.
Например, фрески капеллы Торнабуони (1485-90 гг.) Доменико Гирландайо, кажется, больше сосредоточены на деталях буржуазной городской жизни, чем на их реальных сюжетах – Жизни Богородицы и Иоанна Крестителя. Кроме того, в картину стали вмешиваться светские приоритеты: например, влиятельный Андреа Мантенья (1431-1506) стал все больше сотрудничать с богатой семьёй Гонзага в Мантуе, и даже набожный Боттичелли (1445-1510) написал ряд языческих работ для влиятельной семьи Медичи во Флоренции: например, «Примавера» (Весна) 1482 года и «Рождение Венеры» 1485 года, отличающиеся значительной наготой.
Деятельность пламенного доминиканского проповедника Джироламо Савонаролы (1452-1498), кульминацией которой стал его «Костёр тщеславия» в 1497 году, стала ярким свидетельством отсутствия христианской набожности и растущего декаданса того времени.
Ситуация ещё более усугубилась в эпоху живописи Высокого Возрождения, когда гуманизм (характерно выраженный в мужской и женской обнажённой натуре) стал важной чертой эстетики Возрождения : о чем свидетельствуют мраморная статуя Давида работы Микеланджело (1501-4) и Игнуди на фреске Бытие (1508-12) на потолке Сикстинской капеллы, выполненной тем же художником. Хуже было то, что Высокое Возрождение уступило место оптическим притязаниям маньеристской живописи в 1520-30-е годы: примером тому служат такие произведения, как алтарь «Снятие с креста» (1526-8) в капелле Каппони во Флоренции работы Понтормо (1494-1557). Такой нетрадиционный подход к искусству не понравился ни протестантам, ни более консервативным группировкам в Риме. Другим произведением, вызвавшим споры, стал «Свадебный пир в Кане» (1563) Веронезе.
Трентский собор
Для восстановления доверия к авторитету Римско-католической церкви после двух потрясений – протестантской Реформации (1517 г.) и разграбления Рима (1527 г.) – необходимо было провести кампанию реформ. Толчком к реформам послужили основанные Игнатием Лойолой (1491-1556 гг.) Общество Иисуса (иезуиты) и инициированный папой Павлом III (1534-1549 гг.) XIX Вселенский собор (Трентский собор), который провёл 25 сессий в период с 1545 по 1563 год. Реформаторы твёрдо верили в воспитательную и вдохновляющую силу изобразительного искусства и разработали ряд рекомендаций, которым необходимо следовать при создании религиозных картин и скульптур. Они легли в основу того, что стало известно как католическое искусство Контрреформации.
Характерные черты католического контрреформационного искусства
Реформаторы прежде всего подчёркивали необходимость отличать единую истинную Церковь от отколовшейся от неё группы протестантских церквей. Поэтому художники должны были сосредоточиться на отличительных аспектах католической догматики, в том числе: Непорочное зачатие, Благовещение Девы Марии, Преображение Христа и другие. Кроме того, любое явное изображение крестных страданий и мук Христа считалось особенно возвышенным, а также служило иллюстрацией единственной католической версии транссубстанциации в Евхаристии. Роль Девы Марии, святых и таинств также является отличительной чертой католицизма и должна быть соответствующим образом проиллюстрирована.
Во-вторых, реформаторы утверждали, что библейская живопись должна быть прямой и убедительной в своём повествовании и должна быть представлена ясно и точно, без ненужных или мнимых приукрашиваний.
В-третьих, реформаторы, в частности, такие благочестивые люди, как Игнатий Лойола, Тереза Авильская, Иоанн Креста, Франциск де Салес и Филипп Нери, настаивали на том, что католическое искусство должно способствовать благочестию, поэтому художники должны писать и лепить сцены соответствующей духовной интенсивности.
В-четвёртых, говоря о том, как должны быть выполнены картины и статуи, реформаторы подчёркивали, что они должны быть максимально понятны и актуальны для простых людей.
Используя эти приёмы, католическое искусство должно было бороться с распространением протестантизма по всей Европе, особенно в таких регионах, как Франция, южная Германия, Нидерланды, Польша, Богемия и Венгрия. Пример художника-маньериста XVI века, изменившего свой стиль живописи в соответствии с требованиями Тридентского собора, см: Федерико Бароччи (1526-1612).
Позднее такие крупные религиозные произведения, как фреска «Страшный суд» (1536-61) Микеланджело и «Тайная вечеря» (переименованная в «Пир в доме Левия» (1573) Паоло Веронезе, подверглись порицанию со стороны католических властей: первая – за наготу, изображение Христа без бороды и языческую фигуру Харона; вторая – за включение в картину пьяных немцев, карликов и других неуместных фигур, а также за чрезмерно экстравагантные костюмы.
Движение барокко
После Тридентского собора католическая церковь вместе с новыми религиозными орденами, такими как варнавиты, капуцины, кармелиты, иезуиты, театины и урсулины, усилила своё покровительство искусству по всей Европе. В результате этой контрреформационной кампании возникла антиманьеристская Болонская школа (1590-1630), возглавляемая Аннибале Карраччи вместе с братом Агостино Карраччи (1557-1602) и кузеном Людовико Карраччи (1555-1619), а затем международное движение, известное нам как барокко, стиль которого продержался до 1700 г. или позже. Как правило, мощный и драматичный, он оказал влияние на все виды искусства, породив барочную архитектуру, а также барочную живопись и скульптуру: более того, проекты часто включали в себя сочетание всех этих дисциплин.
Католическое искусство в Италии
Архитекторы барокко в Италии создали множество хрестоматийных образцов католической архитектуры, в частности, базилику и окрестности собора Святого Петра (ок. 1506-1667 гг.) и церковь Джезу (1568-84 гг.) в Риме; а художники Контрреформации стали отличаться классическим подходом, примером которого являются работы Аннибале Карраччи (1560-1609 гг.) и венецианские алтари конца XVI века, в частности работы Тициана (ок. 1485 /8-1576 гг. /8-1576) и Тинторетто (1518-1594).
Хрестоматийным образцом контрреформационной барочной скульптуры является «Экстаз святой Терезы» (1647-52) работы Бернини (1598-1680) в капелле Корнаро, Санта Мария делла Виттория, Рим. После Бернини величайшим католическим художником Рима был Карло Маратта (1625-1713).
Однако самое «настоящее» католическое искусство создал своенравный гений Караваджо (1571-1610), чья религиозная фигурная живопись была настолько естественной и реалистичной, а потому сразу же понятной простым прихожанам, что послужила квинтэссенцией католической живописи Контрреформации. (См. например, «Ужин в Эммаусе» 1601-2, Национальная галерея, Лондон). В действительности Караваджо использовал уличных людей в качестве моделей для своих священных фигур, что привело к такому реализму, что консерваторы критиковали его за недостаточное уважение к Деве Марии.
См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Мастерами духовного вдохновения были художники, создавшие удивительные иллюзионистские фрески, известные как квадратура, на стенах и потолках барочных церквей. К числу лучших тромплейных росписей относятся: Успение Богородицы (Пармский собор) (1526-30) работы Корреджо – см. Пармская школа живописи; Триумф имени Иисуса (1584, церковь Джезу) работы Джованни Баттиста Галли; Аллегория Божественного Провидения (1633-9, Палаццо Барберини) работы Пьетро да Кортона; и Апофеоз святого Игнатия (1691-4, Сан-Игнацио, Рим) работы Андреа Поццо. Сравните эти вдохновляющие работы с приглушёнными, даже строгими интерьерами церквей, созданными такими протестантскими художниками, как Питер Саенредам (1597-1665) и Эмануэль де Витте (1615-1692).
Католическое искусство в Испании и Неаполе
Если Италия была мозгом католической Контрреформации, то её сердцем была Испания, самая благочестивая страна Европы. При ультранабожном короле Филиппе II (1527-98 гг.) художники и скульпторы испанского барокко создали одни из самых духовно насыщенных иллюстраций католической доктрины. Величайшим из них был Эль Греко (1541-1614), шедевры которого включают «Обнажение Христа» (1577, собор Толедо); «Погребение графа Оргаса» (1586, церковь Сан-Томе, Толедо); Христос, изгоняющий торговцев из храма (1600, Национальная галерея, Лондон); Вознесение Девы Марии (1607-13, Музей С Круз, Толедо); и Поклонение пастухов (1613, Прадо, Мадрид). Среди других художников испанского барокко: Веласкес (1599-1660) – хотя бы за его шедевр «Христос на кресте» (ок. 1632 г., Прадо) – Зурбаран (1598-1664); Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682) и Хуан де Вальдес Леаль (1622-1690).
В испанской колонии Неаполь католическая неаполитанская школа живописи (1600-56 гг.) возглавлялась рядом набожных художников, таких как: Баттистелло Караччоло (1578-1635), Хусепе Рибера (1591-1652), Гвидо Рени (1575-1642) и Ланфранко (1582-1647).
После чумы 1654-55 гг. неаполитанское барокко было представлено такими мастерами, как Маттиа Прети (1613-1699) и Лука Джордано (1634-1705); Оба они изучали Караваджо в Неаполе и оба впитали наследие венецианской живописи периода чинквеченто, в частности, творчество Паоло Веронезе (1528-1588).
Среди испанских скульпторов, внёсших вклад в католическую Контрреформацию, были: Хуан де Хуни (1506-1577); Херонимо Эрнандес (1540-1586); Пабло де Рохас (1549-1611); Андрес де Окампо (1555-1623); Хуан Мартинес Монтанес (1568-1649); Грегорио Фернандес (1576-1636); Алонсо Кано (1601-1667); Педро Ролдан (1624-1699).
Католическое искусство во Фландрии
В отличие от своих голландских соперников на севере, католические фламандские художники Испанских Нидерландов (Фландрия была испанской колонией) продолжали писать масштабные религиозные полотна для церковных заказчиков. Во фламандской живописи конца XVI и XVII веков доминировали Рубенс (1577-1640) и его ведущий ученик Антони Ван Дейк (1599-1641). Среди многочисленных шедевров католического искусства, созданных Рубенсом, можно назвать: «Самсон и Далила» (1610 г., Национальная галерея, Лондон); «Избиение невинных» (1611 г., частное собрание); «Сошествие с креста» (Рубенс) (1612-14 гг., Собор Богоматери, Антверпен); Христос Воскресший (1616, Палаццо Питти, Галерея Палатина, Флоренция); Христос на кресте (1620, Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Антверпен); и Успение Богородицы (1626, Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Искусство Контрреформации распространилось по всей католической Европе, а затем и в заморских испанских католических колониях Азии и Америки. Поддерживаемое иезуитами и францисканцами, оно вдохновляло такие зарубежные группы, как школа Куско, школа Кито и школа католических изображений Чилоте.
Картины и скульптуры католической Контрреформации можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?