Искусство католической контрреформации читать ~8 мин.
Термин «искусство католической Контрреформации» описывает строгий, доктринальный стиль христианского искусства, который развивался в период приблизительно с 1560 по 1700 год. Он возник в ответ на выступление Мартина Лютера против Рима в 1517 году и последовавшее за ним искусство протестантской Реформации. Контрреформация была масштабным церковно-политическим движением, направленным на восстановление позиций католицизма.
Новый, более строгий стиль католического библейского искусства, основы которого заложил Тридентский собор (1545–1563), был призван подчеркнуть теологические различия между католицизмом и протестантизмом. Особое внимание уделялось таинствам веры, а также роли Девы Марии и святых. Это должно было укрепить католические общины по всей Европе и минимизировать влияние протестантских идей. Для этого Римская церковь, при поддержке ордена иезуитов и состоятельных верующих, начала заказывать новые архитектурные сооружения, алтарные образы (преимущественно масштабные картины маслом), церковные фрески, а также крупные произведения скульптуры и резьбы по дереву.
Главными центрами католической Контрреформации и её религиозного искусства стали Италия, Испания и её владения — Фландрия и Неаполь, а также Южная Германия. Ведущими выразителями этого стиля были итальянские художники эпохи барокко — Караваджо, Пьетро да Кортона, Бернини, Андреа Поццо; мастера испанской школы живописи — Эль Греко, Рибера, Франсиско де Сурбаран; а также фламандский живописец Питер Пауль Рубенс.
История: Реформация и упадок духовности в искусстве
В XVI – XVII веках на формирование искусства католической Контрреформации повлияли два основных фактора. Первым стал рост коррупции в Римско-католической церкви, включая папский престол. Именно эта коррупция, особенно продажа индульгенций для финансирования реконструкции собора Святого Петра в Риме под руководством папы Льва X (1513–1521), побудила Лютера выступить с критикой, что положило начало Реформации.
Ресурсы по художественному образованию
Что такое искусство?
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
Второй фактор был художественным, но также отражал духовный упадок. На протяжении XV века живопись Раннего Возрождения, создаваемая по заказу церкви, постепенно становилась всё менее религиозной. Например, фрески капеллы Торнабуони (1485–1490) работы Доменико Гирландайо в большей степени сосредоточены на деталях городской жизни, чем на их сюжетах — «Жизни Богородицы» и «Жизни Иоанна Крестителя».
В живопись проникали светские мотивы: влиятельный художник Андреа Мантенья (1431–1506) тесно сотрудничал с богатой семьёй Гонзага в Мантуе, а набожный Боттичелли (1445–1510) создал для семьи Медичи во Флоренции ряд языческих работ, таких как «Примавера» (1482) и «Рождение Венеры» (1485), отличающихся откровенной наготой.
Деятельность доминиканского проповедника Джироламо Савонаролы (1452–1498), кульминацией которой стал «Костёр тщеславия» в 1497 году, ярко свидетельствовала о недостатке христианского благочестия и растущем упадке нравов того времени.
Ситуация усугубилась в эпоху живописи Высокого Возрождения, когда гуманизм, выраженный в изображении обнажённой натуры, стал важной чертой эстетики Ренессанса. Примерами служат мраморная статуя Давида (1501–1504) и фигуры Иньюди на фреске «Сотворение мира» (1508–1512) Микеланджело. Позднее Высокое Возрождение сменилось маньеризмом 1520–1530-х годов. Такой нетрадиционный подход к искусству, как в алтарном образе Понтормо «Снятие с креста» (1526–1528), не одобрялся ни протестантами, ни консервативными кругами в Риме. Другим произведением, вызвавшим споры, стал «Брак в Кане Галилейской» (1563) Веронезе.
Тридентский собор
Для восстановления авторитета Римско-католической церкви после потрясений Реформации (1517) и разграбления Рима (1527) была необходима кампания реформ. Толчком послужили создание «Общества Иисуса» (ордена иезуитов) Игнатием Лойолой (1491–1556) и созыв папой Павлом III (1534–1549) XIX Вселенского собора, известного как Тридентский собор. Он проходил в 25 сессий с 1545 по 1563 год. Реформаторы верили в воспитательную и вдохновляющую силу изобразительного искусства и разработали ряд рекомендаций для создания религиозных картин и скульптур. Эти принципы легли в основу искусства католической Контрреформации.
Характерные черты искусства католической Контрреформации
Реформаторы подчёркивали необходимость отличать истинную Церковь от отделившихся протестантских общин. Художники должны были сосредоточиться на отличительных аспектах католической догматики: Непорочном зачатии, Благовещении, Преображении Христа и других. Изображение страданий Христа на кресте считалось особенно важным, так как иллюстрировало католическую доктрину пресуществления в Евхаристии. Роль Девы Марии, святых и таинств также требовала соответствующего художественного воплощения.
Во-вторых, реформаторы утверждали, что библейская живопись должна быть прямой и убедительной, а её повествование — ясным и точным, без лишних или вымышленных деталей.
В-третьих, деятели Церкви, такие как Игнатий Лойола, Тереза Авильская и другие, настаивали, что католическое искусство должно способствовать благочестию, а художники — создавать сцены с должной духовной напряжённостью.
В-четвёртых, реформаторы подчёркивали, что картины и статуи должны быть максимально понятны и близки простым людям.
С помощью этих методов католическое искусство противостояло распространению протестантизма по всей Европе. Примером художника-маньериста, изменившего свой стиль в соответствии с требованиями Тридентского собора, является Федерико Бароччи (1526–1612).
Позднее такие крупные религиозные произведения, как фреска «Страшный суд» (1536–1561) Микеланджело и «Тайная вечеря» (переименованная в «Пир в доме Левия», 1573) Паоло Веронезе, подверглись порицанию со стороны церковных властей: первая — за наготу и изображение безбородого Христа, вторая — за включение в композицию неуместных фигур и слишком пышные костюмы.
Движение барокко
После Тридентского собора католическая церковь и новые религиозные ордены — варнавиты, капуцины, иезуиты и другие — усилили своё покровительство искусству. В результате этой кампании возникла антиманьеристская болонская школа (1590–1630), возглавляемая Аннибале Карраччи и его родственниками Агостино (1557–1602) и Людовико (1555–1619). Позднее это привело к формированию международного движения, известного как барокко, стиль которого доминировал до 1700 года. Мощный и драматичный, он распространился на все виды искусства, включая архитектуру, живопись и скульптуру.
Католическое искусство в Италии
Архитекторы барокко в Италии создали хрестоматийные образцы католической архитектуры, в частности, ансамбль собора Святого Петра (ок. 1506–1667) и церковь Иль-Джезу (1568–1584) в Риме. Художники Контрреформации отличались классическим подходом, примером которого служат работы Аннибале Карраччи (1560–1609), а также венецианские алтари конца XVI века кисти Тициана (ок. 1488–1576) и Тинторетто (1518–1594).
Хрестоматийный образец контрреформационной барочной скульптуры — «Экстаз святой Терезы» (1647–1652) работы Бернини (1598–1680) в капелле Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме. После Бернини величайшим католическим художником Рима был Карло Маратта (1625–1713).
Однако наиболее яркое католическое искусство создал гениальный Караваджо (1571–1610). Его религиозная фигурная живопись была настолько естественной и реалистичной, что стала квинтэссенцией живописи Контрреформации. Примером служит «Ужин в Эммаусе» (1601–1602, Национальная галерея, Лондон). Караваджо использовал в качестве моделей для святых обычных людей с улицы, что привело к такому реализму, что консерваторы критиковали его за то, что сочли недостаточным проявлением уважения к Деве Марии.
См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Мастерами духовного вдохновения были художники, создававшие иллюзионистские фрески, известные как квадратура, на стенах и потолках барочных церквей. К лучшим росписям в технике тромплей относятся: «Вознесение Девы Марии» (1526–1530) Корреджо в Пармском соборе (см. Пармская школа живописи); «Триумф имени Иисуса» (1584, церковь Иль-Джезу) Джованни Баттиста Гаулли; «Аллегория Божественного Провидения» (1633–1639, Палаццо Барберини) Пьетро да Кортоны; и «Апофеоз святого Игнатия» (1691–1694, Сант-Иньяцио, Рим) Андреа Поццо.
Католическое искусство в Испании и Неаполе
Если Италия была «мозгом» католической Контрреформации, то её «сердцем» была Испания — самая благочестивая страна Европы. При короле Филиппе II (1527–1598) художники и скульпторы испанского барокко создали одни из самых духовно насыщенных произведений. Величайшим из них был Эль Греко (1541–1614), чьи шедевры включают «Снятие одежд с Христа» (1577), «Погребение графа Оргаса» (1586), «Христос, изгоняющий торговцев из храма» (1600), «Вознесение Девы Марии» (1607–1613) и «Поклонение пастухов» (1613). Среди других художников испанского барокко выделяются Веласкес (1599–1660), особенно за его шедевр «Христос на кресте» (ок. 1632), Сурбаран (1598–1664), Бартоломе Эстебан Мурильо (1618–1682) и Хуан де Вальдес Леаль (1622–1690).
В испанском Неаполе католическая неаполитанская школа живописи (1600–1656) была представлена такими художниками, как Баттистелло Караччоло (1578–1635), Хусепе де Рибера (1591–1652), Гвидо Рени (1575–1642) и Ланфранко (1582–1647).
После чумы 1654–1655 годов неаполитанское барокко представляли такие мастера, как Маттиа Прети (1613–1699) и Лука Джордано (1634–1705). Оба изучали творчество Караваджо в Неаполе и впитали наследие венецианской живописи чинквеченто, в частности, Паоло Веронезе (1528–1588).
Среди испанских скульпторов, внёсших вклад в католическую Контрреформацию, были Хуан де Хуни (1506–1577), Херонимо Эрнандес (1540–1586), Хуан Мартинес Монтаньес (1568–1649), Грегорио Фернандес (1576–1636), Алонсо Кано (1601–1667) и другие.
Католическое искусство во Фландрии
В отличие от своих голландских соседей на севере, католические фламандские художники из Испанских Нидерландов продолжали писать масштабные религиозные полотна. Во фламандской живописи конца XVI и XVII веков доминировали Рубенс (1577–1640) и его ученик Антонис ван Дейк (1599–1641). Среди шедевров католического искусства, созданных Рубенсом, — «Самсон и Далила» (1610), «Избиение младенцев» (1611), «Снятие с креста» (1612–1614), «Воскресший Христос» (1616), «Христос на кресте» (1620) и «Вознесение Девы Марии» (1626).
Искусство Контрреформации распространилось по всей католической Европе, а затем и в заморских испанских колониях Азии и Америки. Поддерживаемое иезуитами и францисканцами, оно вдохновляло такие художественные школы, как школа Куско, школа Кито и школа католических образов Чилоэ.
Картины и скульптуры эпохи католической Контрреформации можно увидеть в лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?