Чинквеченто: итальянское искусство 16 века читать ~7 мин.
Слово «cinquecento» (по-итальянски «пятьсот») – сокращение от «millecinquecento» (по-итальянски «полторы тысячи») – используется в истории искусства как описание шестнадцатого века в Италии. Традиционно термин включает культурную деятельность в области итальянской архитектуры, живописи и скульптуры в период 1500-1600 годов.
В период чинквеченто произошёл полный расцвет искусства Высокого Возрождения – в Риме, Венеции и, в меньшей степени, во Флоренции – а также связанного с ним движения маньеризма. Таким образом, можно сказать, что он представляет собой поздний итальянский Ренессанс. (Примечание: слово «Ренессанс», используемое для описания культурного возрождения Европы в период 1400-1600 годов, было впервые введено французским историком Жюлем Мишеле.) Первые три десятилетия шестнадцатого века стали зенитом искусства Ренессанса. Эта художественная кульминация была в основном связана с Ренессансом в Риме, поскольку она совпала с папскими амбициями восстановить город на его законном месте ведущего центра искусства и культуры в Италии. Действительно, папы Юлий II (1503-1513), Лев X (1513-1521) и Климент VII (1523-1534) потратили столько средств на заказы величайших художников, скульпторов и архитекторов эпохи чинквеченто для благоустройства и украшения Ватикана, а также города Рима, что едва не обанкротили церковь. Более того, их рьяные попытки собрать деньги с конгрегаций по всей Европе стали значительной причиной протестантского восстания. Подробнее см: Искусство католической контрреформации. В чинквеченто также произошло разграбление Рима (1527), вызвавшее большой хаос и потрясения, а также подъём венецианской живописи при Тициане (ок. 1488-1576), Тинторетто (1518-1594) и Паоло Веронезе (1528-1588).
Живопись Чинквеченто
В живописи Высокого Возрождения в Риме доминировали шедевры трёх гениев: Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля (Раффаэлло Санти) (1483-1520) и Микеланджело (1475-1564). Посмотрите, например, бесподобное портретное искусство Леонардо, совершенные композиции Рафаэля, отличающиеся гармонией и равновесием, и великолепные религиозные картины Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы. Тем временем в Венеции XVI века Джорджоне (1477-1510) и Тициан (ок. 1488-1576) устанавливали новые стандарты в работе со светом, движением и цветом в живописи. Художники Высокого Возрождения также продемонстрировали полное владение техникой живописи XV века, такой как сфумато (Леонардо), кьяроскуро (Леонардо), линейная перспектива (Рафаэль), квадратура иллюзионизм (Корреджо), и скульптурная фигурная живопись, особенно мужская обнажённая натура (Микеланджело). Прежде всего, живопись Высокого Возрождения отражала уверенность и порядок, с которыми большинство художников, писателей и философов относились к классическим принципам, гуманистическим идеалам и миру в целом. См. также статью о провинциальной Пармской школе живописи (ок. 1520-50).
Разграбление Рима положило конец этой уверенности, что немедленно отразилось в новой нонконформистской эстетике маньеристской живописи, стилистическая идиома которой была поддержана в Италии чинквеченто Микеланджело – см. его убедительную фреску «Страшный суд» (1534-41), а также Андреа дель Сарто (1486-1530), Якопо Понтормо (1494-1556), Россо Фьорентино (1494-1540), Джулио Романо (1499-1546), Пармиджанино (1503-1540), Якопо Бассано (1515-1592), Тинторетто (1518-1594), Арчимбольдо (1527-1593) и Паоло Веронезе (1528-1588). За пределами Италии величайшим художником маньеризма был Эль Греко (1541-1614). Хотя маньеризм критиковался современными художниками за искусственность и слишком большую ориентацию на знатоков, сегодня искусствоведы ценят искусство маньеризма за его способность передавать сильные эмоции – то, что Высокое Возрождение не смогло сделать так же хорошо.
Примечание: Одним из величайших историков искусства Возрождения 19 века был Якоб Буркхардт (1818-1897). Кроме того, большая часть ранней работы по атрибуции картин чинквеченто была проделана историком искусства Бернардом Беренсоном (1865-1959), который прожил большую часть своей жизни недалеко от Флоренции и опубликовал ряд весьма влиятельных работ по Позднему Возрождению.
Скульптура Чинквеченто
В шестнадцатом веке скульпторы эпохи Возрождения доминировали под руководством Микеланджело, величайшего скульптора того времени и, возможно, всех времён. Такие работы, как «Умирающий раб» (1513-16), излучали «чувство задумчивости, мрачного беспокойства» (Энтони Блант). Его резьба по мрамору отличалась безупречной красотой и полировкой – свидетельство его абсолютного технического мастерства. Другие важные фигуры в скульптуре XVI века итальянского Возрождения включают Якопо Сансовино (1486-1570), Баччо Бандинелли (1493-1560), Бенвенуто Челлини (1500-1571) и великого фламандского скульптора Джамболонья (1529-1608).
Скульптура, будучи более монументальным видом искусства, была менее подвержена влиянию политических событий, хотя в течение чинквеченто художники-маньеристы все же сумели внести в свои произведения новую выразительность – атрибут, прекрасно иллюстрируемый мощной работой «Похищение сабинянок» Джамболоньи (1529-1608). За пределами Италии важными представителями пластического искусства XVI века были Хуан де Жуни (1507-1577), Алонсо Берругете (ок. 1486-1561) и Франческо Приматиччо (1504-1570). Среди французских скульпторов маньеризма были: Жан Гужон (ок. 1510-1568), Жермен Пилон (1529-1590) и Бартелеми Приер (1536-1611).
Архитектура Чинквеченто
Архитектура шестнадцатого века доминировала в перепланировке и реконструкции 1200-летней базилики Святого Петра в Риме (1506-1626) – проект, которым руководила череда лучших архитекторов чинквеченто, включая Донато Браманте, Рафаэля, Гилиано да Сангалло, Микеланджело и Бернини, и который продолжился после Высокого Возрождения в эпоху маньеризма и барокко. Если мы можем сказать, что архитектура Возрождения точно следовала классическим канонам пропорций и соблюдала основное равенство формы и функции, то архитектура барокко (с 1600 года и далее), напротив, была сосредоточена на движении, драме, кривых, иллюзии, и отдавала гораздо больший приоритет форме, а не функции. Архитектура маньеризма была мостом между этими двумя противоположностями. К другим архитекторам периода чинквеченто относятся: Бальдассаре Перуцци (1481-1536), Микеле Санмичели (1484-1559), Андреа Палладио (1508-1580), Винченцо Скамоцци (1548-1616) и Джорджо Вазари (1511-1574), который спроектировал лоджию для галереи Уффици и соединяющий её коридор Вазари. Об архитектуре, скульптуре и живописи в Германии см: Искусство немецкого барокко (1550-1750).
Величайшие произведения искусства Чинквеченто
Итальянскую живопись и скульптуру 16 века можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Картины Чинквеченто
Дож Леонардо Лоредан (1502) работы Джованни Беллини
Национальная галерея, Лондон.
Алтарь Сан-Дзаккария (1505) Джованни Беллини
Церковь Сан-Дзаккария, Венеция.
Мона Лиза (Джоконда) (1503-06) Леонардо да Винчи
Музей Лувр, Париж.
Фреска Генезис (1508-12) Микеланджело
Потолок Сикстинской капеллы.
Буря (1508) Джорджоне
Галерея Академии, Венеция.
Афинская школа (Scuola di Atene) (1509-11) Рафаэля
Фреска, Станца делла Сегнатура, Ватикан.
Спящая Венера (1510) Джорджоне
Галерея Старых мастеров, Дрезден.
Сотворение Адама (1511-12) Микеланджело
Потолок Сикстинской капеллы.
Сикстинская Мадонна (1513-14) Рафаэль
Галерея Старых мастеров, Дрезден.
Успение Богородицы (1516-18) Тициана
Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция.
Мадонна с гарпиями (1517) Андреа дель Сарто
Галерея Уффици, Флоренция.
Преображение (1518-20) Рафаэля
Пинакотека Апостолика, Ватикан.
Успение Богородицы (Пармский собор) (1524-30) работы Корреджо
Обратная сторона купола Пармского собора.
Юпитер и Ио (1533) работы Корреджо
Музей истории искусств, Вена.
«Низложение» (1526-8) Якопо Понтормо
Капелла Каппони, Сан Феличита, Флоренция.
Мадонна с длинной шеей (1535) Пармиджанино
Уффици, Флоренция.
Фреска Страшного суда (1536-41) Микеланджело
Стена алтаря Сикстинской капеллы.
Венера Урбинская (1538) Тициана
Галерея Уффици, Флоренция.
Святой Марк, освобождающий раба (1547-8) Якопо Тинторетто
Галерея Академии Венеции.
Свадебный пир в Кане (1562-3) Паоло Веронезе
Гемальдегалерия, Дрезден.
Пир в доме Левия (1573) Паоло Веронезе
Галерея Венецианской академии.
Император Рудольф II как Вертумн (1591) Джузеппе Арчимбольдо
Skoklosters Slott, Швеция.
Тайная вечеря (1591-4) Якопо Тинторетто
Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.
Скульптуры
Давид (1501-4) Микеланджело (1475-1564)
Мрамор, Галерея Академии, Флоренция.
Умирающий раб (1513-16) Мрамор, Лувр, Париж.
Венера и Купидон (ок.1550) Якопо Сансовино (1486-1570)
Бронза, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Персей с головой Медузы (1545-54) Бенвенуто Челлини (1500-1571)
Бронза, Лоджия деи Ланци, Флоренция.
Меркурий (1564-80) Джамболонья (1529-1608)
Бронза, Национальный музей Барджелло, Флоренция.
Похищение сабинянок (1581-3) Мрамор, площадь Синьоры, Флоренция.
Геркулес и кентавр (1594-1600) Мрамор, Лоджия деи Ланци, Флоренция.
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Краткое руководство по определённым стилям см.: Движения в искусстве.
ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ
Подробная информация о лучших живописцах: Старые мастера (художники до 1830 года).
Чтобы узнать о значении картин чинквеченто, см.: Анализ известных картин.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?