Клуазонизм читать ~4 мин.
Во французской живописи термин «клуазонизм» (от фр. cloison — «перегородка») обозначает стиль в рамках постимпрессионизма, оказавший влияние на экспрессионизм. Этот стиль ассоциируется в первую очередь с Эмилем Бернаром (фр. Émile Bernard; 1868–1941), Луи Анкетеном (фр. Louis Anquetin; 1861–1932) и Полем Гогеном (фр. Paul Gauguin; 1848–1903). Термин, описывающий живопись с крупными пятнами яркого цвета, заключёнными в толстые чёрные контуры, подобно средневековой перегородчатой эмали или витражу, был впервые введён в 1888 году художественным критиком Эдуардом Дюжарденом.
Это одно из менее известных, но влиятельных направлений в искусстве модернизма. Отличительной чертой клуазонизма были участки чистого цвета, лишённые большинства оттенков и объёмного моделирования, что придаёт работам подчёркнуто двухмерный вид.
Стиль возник как реакция на увлечённость импрессионистов изучением и изображением света. Отход от натурализма позволял художникам синтезировать идеи и сюжеты для создания более выразительных форм современного искусства. Клуазонизм тесно связан с художнической колонией в Понт-Авене (Бретань), членами которой были художники-экспрессионисты Якоб Мейер де Хан (1852–1895), Шарль Лаваль (1862–1894), Шарль Филигер (1863–1928), Арман Сеген (1869–1903) и Поль Серюзье (фр. Paul Sérusier; 1864–1927), а его картина «Талисман» (1888, Музей Орсе) оказала значительное влияние на эстетику группы «Наби».
Термин «клуазонизм» иногда используют как взаимозаменяемый с термином «синтетизм», хотя художники-синтетисты, такие как Гоген, не всегда использовали толстые чёрные контуры — отличительную черту клуазонистской живописи. Во всём остальном эти два стиля очень близки.
Характерные черты клуазонизма
Клуазонизм был разработан художниками-модернистами Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном в конце 1880-х годов. В их работах формы упрощены, а области плоского, условного цвета разделены чёткими контурами, напоминающими готические витражи или перегородчатую эмаль, что подчёркивало их декоративные качества.
Цель клуазонизма заключалась не в иллюстрации объективной реальности, а в выражении внутреннего мира и эмоций художника. Важным источником вдохновения для Анкетена и Бернара стали средневековые витражи, а также японские гравюры на дереве (ксилография в стиле укиё-э), особенно работы Кацусики Хокусая (1760–1849) и Андо Хиросигэ (1797–1858). Этот интерес возник в середине 1880-х годов, когда они учились в мастерской Фернана Кормона (1845–1924), где сблизились с Винсентом Ван Гогом (1853–1890) и Анри де Тулуз-Лотреком (1864–1901). Ключевой фигурой авангарда, разделявшей идеи Анкетена и Бернара, стал Поль Гоген.
Эмиль Бернар, Луи Анкетен и Понт-Авенская школа
Предположительно, Гоген видел работы Анкетена и Бернара в конце 1887 года. Достоверно известно, что летом 1888 года он работал вместе с ними в Понт-Авене в Бретани. Хотя Гоген не в полной мере перенял клуазонистскую практику разделения форм толстыми контурами, его ключевая картина этого периода, «Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)» (1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), демонстрирует явное влияние этого стиля в драматическом сопоставлении насыщенных цветов.
Ранние картины Бернара и Анкетена 1886–1887 годов были посвящены сценам из городской жизни. Однако в Понт-Авене, после обмена идеями с Гогеном, они начали применять новую технику для создания жанровых картин из жизни бретонских крестьян, а также для работ на классические и библейские сюжеты. Эти произведения оказали значительное влияние на авангардное искусство начала XX века.
Вскоре вокруг художников сформировалась группа последователей, известная как Понт-Авенская школа. В том же 1888 году их стиль получил официальное название, когда критик Эдуард Дюжарден употребил этот термин для описания работ Анкетена на выставке бельгийской группы «Двадцати» (Les Vingt).
Международное наследие клуазонизма
Клуазонизм быстро приобрёл международное признание, в том числе благодаря участию художников в выставках, подобных экспозиции группы «Les Vingt». Бернар, подобно художникам ар-нуво и югендстиля, считал живопись в первую очередь декоративным, а не подражательным искусством. Подобно участникам английского Движения искусств и ремёсел, он создавал не только картины, но и ксилографии, эскизы для витражей и гобеленов. (См. также: Декоративное искусство)
Его убеждённость в том, что упрощение формы и цвета ведёт к большей выразительности, разделяли многие художники-экспериментаторы, чьё творчество в широком смысле относят к движению символизма. Без прецедента клуазонизма Гогену было бы сложнее сформулировать принципы синтетизма, а группе «Наби» — прийти к своему варианту экспрессивной живописи. Теоретические работы Бернара также оказались влиятельными, и клуазонистская идиома вошла в визуальный язык художников, разрабатывавших новую концептуальную роль живописи.
В 1890-х годах творческие пути Бернара и Анкетена разошлись. Анкетен сперва создавал картины в духе Тулуз-Лотрека, а затем увлёкся изучением старых мастеров, в частности пышной барочной манеры Питера Пауля Рубенса. После рубежа веков Бернар обратился к наследию итальянского Высокого Возрождения, и его влияние на авангардное искусство постепенно сошло на нет. Однако к тому времени его роль как одного из пионеров постимпрессионизма была уже неоспорима.
Коллекции
Работы художников-клуазонистов представлены в коллекциях ряда ведущих художественных музеев мира:
Художественный музей Акленда, Чапел-Хилл, Северная Каролина;
Музей изящных искусств, Кемпер, Франция;
Музей Орсе, Париж;
Национальная галерея искусства, Вашингтон;
Национальная галерея, Лондон;
Художественный музей Нортона, Уэст-Палм-Бич, Флорида;
Художественный музей Спенсера при Канзасском университете, Лоренс.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?