Клуазонизм читать ~4 мин.
В французской живописи термин «клуазонизм» (от французского «перегородка») обозначает стиль экспрессионизма, связанный, в частности, с Эмилем Бернаром (1868-1941), Луи Анкетеном (1861-1932) и Полем Гогеном (1848-1903). Слово «клуазонизм», основанное на двухмерном рисунке, состоящем из крупных пятен яркого цвета, заключённых в толстые чёрные контуры, подобно средневековой перегородчатой эмали или витражу, было впервые введено в 1888 г. художественным критиком Эдуардом Дюжарденом.
Это одно из малоизвестных направлений современного искусства, хотя и влиятельный стиль постимпрессионистской живописи. Отличительной особенностью клуазонизма были участки чистого цвета (лишённые большинства оттенков или эффектов трёхмерного моделирования), что придавало ему ярко выраженный двухмерный вид.
Этот стиль был задуман как реакция на увлечение импрессионистов изучением и изображением света, поскольку, отойдя от натуралистического направления, художники могли объединить художественные идеи и сюжеты, чтобы создать более мощную форму современного искусства. Клуазонизм ассоциируется с колонией художников Понт-Авен в Бретани, членами которой были художники-экспрессионисты Якоб Мейер де Хаан (1852-1895), Шарль Лаваль (1862-1894), Шарль Филигер (1863-1928), Арман Сеген (1869-1903) и Поль Серюзье (1863-1927), чья картина «Талисман» (1888, Музей Орсэ) оказала большое влияние на эстетику группы «Наби».
Слово «клуазоннизм» используется как взаимозаменяемое с термином «синтизм», хотя художники-синтисты, такие как Гоген, не использовали толстые чёрные контуры, которые являются отличительной чертой клуазоннистской живописи. Во всем остальном эти два стиля удивительно похожи.
Характерные черты клуазонизма
Клуазонизм был разработан современными художниками Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном в конце 1880-х годов. В их картинах формы упрощены, а участки плоских, неестественных цветов разделены тяжёлыми контурами, напоминающими готические витражи или перегородчатую эмаль, что подчёркивает их декоративные качества.
Цель клуазонизма – не иллюстрация объективной реальности, а выражение внутреннего мира эмоций. Анкетин и Бернар приобрели вкус к витражам, а также к японским гравюрам на дереве (известным как ксилографии Укиё-э) – особенно работы Хокусая (1760-1849) и Хиросигэ (1797-1858) – ещё одно важное влияние в середине 1880-х годов, когда они учились в мастерской Фернана Кормона (1845-1924). Там они подружились с Винсентом Ван Гогом (1853-1890) и Тулуз-Лотреком (1864-1901) – художниками, которые, каждый по-своему, участвовали в экспериментах того времени. Наиболее значительным художником-авангардистом, разделявшим идеи Анкетена и Бернара, был Поль Гоген.
Эмиль Бернар, Луи Анкетин, школа Понт-Авен
Возможно, Гоген видел работы Анкетена и Бернара, выставленные в Большом ресторане Буйон, в конце 1887 года. Конечно, летом 1888 г. он работал вместе с ними в Понт-Авене в Бретани, и хотя он так и не перенял клозетную практику разделения форм тяжёлыми контурами, его ключевая картина этого периода, «Видение после проповеди: Борьба Иакова с ангелом» (1888 г., Национальная галерея, Лондон), в драматическом сопоставлении насыщенных цветов явно прослеживается влияние клуазонистов.
Первые картины Бернара и Анкетена 1886 и 1887 гг. были посвящены городской тематике, но в Понт-Авене, поделившись идеями с Гогеном, они применили свою новую технику к жанровым картинам, изображающим простую жизнь бретонских крестьян, а также к классическим и библейским образам, создав полноценные клуазоннистские работы. Они оказали решающее влияние на авангардное искусство 1900-х годов.
Вскоре у художников появилась группа учеников, которую часто называют школой Понт-Авена, и в том же году их стиль получил своё официальное описание, когда критик Эдуард Дюжарден использовал его для описания вклада Анкетена в выставку бельгийской выставочной группы Les Vingt.
Международное наследие клуазоннизма
Международное влияние клуазоннизма проявляется в таких выставках. Подобно художникам модерна и югендстиля, Бернар считал, что живопись должна быть в первую очередь декоративной, а не интерпретационной, и, как и участники движения искусств и ремёсел в Англии, создавал не только картины, но и ксилографии, эскизы для витражей и гобеленов. Его убеждение в том, что упрощение формы и цвета позволяет добиться большей выразительности, разделяли художники, работавшие в собственных экспериментальных стилях, многие из которых в широком смысле ассоциируются с движением символизма. (См. также: Декоративное искусство)
Трудно представить себе Гогена, формулирующего синтетизм без прецедента клуазонистского стиля, или наби, пришедших к своему собственному типу экспрессионистской живописи. Влиятельными оказались и теоретические работы Бернара, благодаря которым клуазонистская идиома вскоре вошла в визуальный словарь тех, кто разрабатывал новую теоретическую и идеологическую роль живописи.
В 1890-е годы Бернар и Анкетин начали двигаться в разных направлениях. Анкетин начал писать картины в стиле Тулуз-Лотрека, а затем обратился к изучению старых мастеров, в частности, пышного барокко, стиля Питера Пауля Рубенса. После рубежа веков Бернар обратился к итальянской живописи Высокого Возрождения, и его влияние на авангард ослабело. Однако к тому времени его роль как спонсора постимпрессионизма была уже обеспечена.
Коллекции
Картины клуазонистов находятся в нескольких лучших художественных музеях мира, таких как Художественный музей Акленда, Северная Каролина; Музей изящных искусств, Куимпер; Музей д’Орсэ, Париж; Национальная галерея искусств, Вашингтон; Национальная галерея, Лондон; Музей искусств Нортона, Флорида; Музей искусств Спенсера при Канзасском университете.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?