Советский конструктивизм читать ~5 мин.
Совмещая в себе политику и эстетику, конструктивизм — это авангардное направление в искусстве, дизайне и архитектуре, которое зародилось в России около 1914 года и окончательно сформировалось после революции. Его сторонники отдавали предпочтение прикладному искусству с социальной миссией (дизайн, архитектура, плакат) в противовес «искусству ради искусства». Подобно футуристам, конструктивисты воспевали «конструкции и механизмы» как источник всеобщего прогресса. Идеи конструктивизма оказали огромное влияние на прогрессивных художников и дизайнеров по всей Европе, включая такого архитектора, как Ле Корбюзье (1887–1965).
Конструктивизм стал одним из ключевых авангардных течений в русском искусстве, появившихся в первые десятилетия XX века. Среди других направлений были русский футуризм (ок. 1912–1914), представленный такими деятелями, как Владимир Маяковский (1893–1930); лучизм (1912–1915), созданный Михаилом Ларионовым (1881–1964) и его супругой и соратницей Натальей Гончаровой (1881–1962); и супрематизм (ок. 1915–1921), основанный Казимиром Малевичем (1878–1935).
Характеристика
Конструктивизм, зародившийся как направление в ассамбляже и скульптуре благодаря Владимиру Татлину (1885–1953), сочетал в себе динамизм футуризма и геометрию кубизма. Центральное место в идеологии конструктивизма занимала конструкция — трёхмерное понятие, ценившееся за свою функциональность и утилитарность. Направление активно развивалось в 1920-е годы, но затем было постепенно вытеснено социалистическим реализмом. В 1932 году конструктивизм был объявлен «формалистическим» направлением и фактически оказался под запретом.
История и развитие
Термин «конструктивизм» впервые был использован Казимиром Малевичем в 1917 году как уничижительная характеристика работ Александра Родченко. Однако сами идеи конструктивизма впервые выразил Владимир Евграфович Татлин (1885–1953). Посетив Пикассо в его парижской студии, он вернулся в Россию и начал создавать «Рельефные конструкции» (1913–1917) — серию скульптур из различных промышленных и «найденных» материалов, вдохновлённую работами испанского художника.
Кульминацией этого периода стал представленный Татлиным в 1920 году Памятник III Интернационалу, также известный как «Башня Татлина». Этот проект, задуманный как грандиозное сооружение для размещения высших органов Коминтерна, должен был по масштабу превзойти Эйфелеву башню в Париже, спроектированную Гюставом Эйфелем. Хотя Татлин не был членом движения футуристов, он разделял их веру в освобождающую силу технологии и был убеждённым сторонником общественно полезного искусства.
После прихода к власти большевиков искусство перешло под контроль Института художественной культуры (ИНХУК), который возглавлял Василий Кандинский (1866–1944). Вскоре его идеи сочли недостаточно пролетарскими, и Кандинского сместили. В институте разгорелся спор между двумя группами московских художников-абстракционистов о дальнейших путях развития искусства.
Первая группа, в которую входили братья Наум Немиа Певзнер (Наум Габо, 1890–1977) и Антуан Певзнер (1886–1962), настаивала на сохранении «чистого искусства» (то есть конкретного искусства), в соответствии с их «Реалистическим манифестом». Вторая группа, включавшая Татлина, Александра Родченко (1891–1956), его жену Варвару Степанову (1894–1958), Любовь Попову (1889–1924), Эля Лисицкого (1890–1941) и Алексея Гана (1889–1942), считала традиционное изобразительное искусство мёртвым и призывала сосредоточиться на утилитарных и пропагандистских задачах (Агитпроп). Победила последняя группа, её участники и стали известны как «конструктивисты» или «художники-инженеры». В 1922 году теоретик движения Алексей Ган опубликовал «Манифест конструктивизма».
Победу конструктивистов приветствовали влиятельные левые художники Германии. Советско-германский журнал «Вещь / Gegenstand / Objet» активно распространял идеи «строительного искусства», а работы конструктивистов были с успехом представлены на выставке «Первая русская художественная выставка» в Берлине в 1922 году.
В то же время ИНХУК внедрил теорию производственного искусства («продуктивизм»), сформулированную искусствоведом Осипом Бриком (1888–1945). Она запрещала станковое искусство, обязывая художников и скульпторов переключиться на промышленный дизайн. Многие деятели искусства, не готовые отказаться от живописи и скульптуры, покинули Россию. Наум Габо уехал на Запад, а его брат провёл остаток жизни в Париже. Позже Габо опубликовал свой «Международный обзор конструктивного искусства» (1937). Деятельность тех, кто остался, жёстко контролировалась государством. К концу 1920-х годов, в соответствии со сталинским курсом на индустриализацию, начало формироваться новое художественное направление — социалистический реализм, призванный прославлять труд и героического советского рабочего. Чтобы быть понятным массам, соцреализм использовал натуралистический изобразительный язык. Абстрактное искусство, как и все авангардные стили, было осуждено как подрывное.
Важные художники-конструктивисты
Владимир Евграфович Татлин (1885–1953)
Идейный основатель конструктивизма и ключевая фигура русского авангарда. Участник группы «Ослиный хвост» (1912), организатор выставки «Магазин» (1916). Наиболее известен своим проектом Памятника III Интернационалу.
Александр Михайлович Родченко (1891–1956)
Художник, скульптор и фотограф. Автор термина «беспредметное искусство» для обозначения геометрической абстракции. Выставлял конструктивистские работы на выставке «Магазин». В 1921 году стал лидером Первой рабочей группы конструктивистов. Одним из первых, наряду с Татлиным, перешёл к промышленному дизайну. Также известен своими фотографиями Советской России, в том числе знаменитым фоторепортажем «Книги».
Любовь Сергеевна Попова (1889–1924)
Одна из первых художниц-абстракционисток в России, известная серией полностью абстрактных картин «Живописная архитектоника» (1916–1920) и работой «Пространственно-силовое построение». Её новаторские произведения демонстрировались на выставках объединения «Бубновый валет». Перед трагической смертью от скарлатины занималась фотографией, фотомонтажом и сценографией.
Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий (1890–1941)
Живописец, архитектор и иллюстратор. Был последователем супрематиста Казимира Малевича, прежде чем примкнул к конструктивизму. Известен своей серией абстрактных работ «Проуны» (Проекты утверждения нового, 1919–1924). Познакомил с идеями конструктивизма архитектора Миса ван дер Роэ (1886–1969) во время своей работы в Баухаусе.
Константин Константинович Медунецкий (1899–1935)
Ученик Татлина и Родченко во ВХУТЕМАСе, член ОБМОХУ (Общество молодых художников). На выставке ОБМОХУ в 1921 году представил проекты спиралевидных конструкций. Автор серии работ «Цветовые конструкции».
Важные работы конструктивистов
Из-за официального неодобрения станковой живописи многие работы конструктивистов создавались в области прикладного искусства: графического и промышленного дизайна, архитектуры, сценографии и текстиля. К наиболее известным произведениям относятся:
- «Белый круг» (1918, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) — Александр Родченко
- Серия «Живописная архитектоника» (1918, ГТГ) — Любовь Попова
- Плакат «Клином красным бей белых» (1919) — Эль Лисицкий
- Проект «Памятник III Интернационалу» (1919, модель в Центре Помпиду, Париж) — Владимир Татлин
- «Цветовая конструкция № 7» (1920, ГТГ) — Георгий Стенберг
- «Пространственно-силовое построение» (1921, частная коллекция) — Любовь Попова
- «Книги» (по всем отраслям знания) (1924, фото) — Александр Родченко
Среди знаковых архитектурных проектов конструктивизма — Мавзолей В. И. Ленина (арх. Алексей Щусев) и здание газеты «Известия» в Москве (арх. Григорий Бархин).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?