Советский конструктивизм читать ~5 мин.
Наполовину политика, наполовину эстетика, стиль, который мы сейчас называем советским конструктивизмом, был художественным, дизайнерским и архитектурным движением, возникшим в России примерно с 1914 года, которое предпочитало прикладное искусство с социальной целью (дизайн, архитектура), а не «искусство ради искусства», и которое (не в отличие от футуризма) превозносило «конструкции и механизмы» как источник всеобщего прогресса. По своему содержанию и целям конструктивизм пользовался огромным влиянием среди прогрессивных художников и дизайнеров по всей Европе, включая таких архитекторов, как Ле Корбюзье (1887-1965).
Это было одно из нескольких авангардных движений русского искусства, возникших в первые два десятилетия XX века: другие включали русский футуризм (ок. 1912-14 гг. русский футуризм, основанный русскими художниками, такими как Владимир Маяковский (1893-1930), лучизм (1912-15), созданный Михаилом Ларионовым (1881-1964) и его партнёршей Натальей Гончаровой (1881-1962), и супрематизм (ок. 1915-1921), основанный Казимиром Малевичем (1878-1935).
Характеристика
Конструктивизм, современное искусство, стиль искусства ассамбляжа или скульптуры, задуманный первоначально Владимиром Татлиным (1885-1953), объединил динамизм футуризма и геометрию кубизма. В идеологии конструктивизма структура – трёхмерное понятие – считается более важной: предположительно, из-за её конструктивных и функциональных последствий. Конструктивизм процветал в 1920-е годы, а затем был вытеснен социалистическим реализмом. Позднее советские власти осудили «конструктивизм» за его буржуазные качества.
История и развитие
Термин «конструктивизм» был впервые использован Казимиром Малевичем как невежливый способ описания работ Александра Родченко в 1917 году. Однако идеи конструктивизма впервые выразил Владимир Евграфович Татлин (1885-1953), который, посетив Пикассо в его парижской студии, вернулся в Россию и начал создавать Рельефные конструкции (1913-17), серию скульптур, сделанных из разного хлама и других «найденных» материалов, в подражание аналогичным работам своего испанского хозяина.
Кульминацией этих рельефных конструкций стал выставленный Татлиным в 1920 году Памятник Третьему Интернационалу (незаконченный деревянный прототип, полноразмерная версия которого должна была соперничать с Эйфелевой башней в Париже, спроектированной Гюставом Эйфелем), который стал символом конструктивистского движения. Хотя сам Татлин не был членом русского футуристического движения, он, как и большинство прогрессистов, был согласен с футуристами в освобождающем значении технологии, а также твёрдо верил в общественно полезное искусство.
Тем временем после захвата власти большевиками искусство перешло под контроль Института художественной культуры ИНХУК (Институт Художественной Культуры) и его руководителя Василия Кандинского (1866-1944). Однако идеи Кандинского были сочтены недостаточно пролетарскими, и он был уволен, после чего между двумя группами влиятельных московских художников-абстракционистов разгорелся спор о том, как действовать дальше.
Первая группа, в которую входили братья Наум Немиа Певзнер (Наум Габо) (1890-1977) и Антуан Певзнер (1886-1962), предпочитала придерживаться «чистого искусства» (то есть конкретного искусства) в соответствии с реалистическим манифестом Певзнеров, а вторая группа – в которую входили Татлин, Родченко (1891-1956), его жена Варвара Степанова (1894-1958), Любовь Попова (1889-1924), Эль Лисицкий (1890-1941), и Алексей Ган (1889-1942) – считали, что традиционное изобразительное искусство умерло, и сделали выбор в пользу утилитарных и пропагандистских работ (Агитпроп). Последняя группа, взявшая верх, стала известна как «конструктивисты» или «художники-инженеры». В 1922 году теоретиком движения Алексеем Ганом был издан Манифест конструктивизма.
Их победу сразу же приветствовали влиятельные левые немецкие художники, советско-германский журнал «Вещь-Гегенстанд-Объект», распространивший идею «строительного искусства», а также конструктивистские работы, представленные на выставке 1922 года «Русское искусство» в Берлине.
В то же время ИНХУК ввёл Теорию продуктивизма, сформулированную искусствоведом Осипом Бриком (1885-1945), которая запрещала станковое искусство и обязывала живописцев и скульпторов переходить на промышленный дизайн. Многие художники, не готовые отказаться от изобразительного искусства, уехали из России на Запад. Наум Габо, например, жил в Германии, Франции, Великобритании и Америке, а его брат провёл остаток жизни в Париже.
Позже Габо опубликовал свой «Международный обзор конструктивного искусства» (1937). Творчество тех, кто остался, жёстко контролировалось. К концу 1920-х годов, в соответствии со стремлением Сталина увеличить промышленное производство, начало формироваться новое движение современного искусства, названное социалистическим реализмом, которое было призвано возвеличить ценность труда и героического советского рабочего. Для того чтобы обратиться к массам, образы социалистического реализма были полностью натуралистичными. Между тем, абстрактное искусство, как и все авангардные стили, осуждалось как подрывное.
Важные художники-конструктивисты
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953)
Политически гибкий, концептуальный основатель конструктивизма и ключевой член русского авангарда. Участник группы «Ослиный хвост» в 1912 году, он организовал выставку «Магазин» в 1916 году. Наиболее известен своим незаконченным Памятником Третьему Интернационалу.
Александр Родченко (1891-1956)
Художник и фотограф. Придумал термин «беспредметное искусство», обозначающий геометрическую абстракцию. Выставлял конструктивистские рисунки на выставке «Магазин»; стал лидером Первой рабочей группы конструктивистов в 1921 году; одним из первых русских художников, наряду с Татлиным, перешёл к промышленному дизайну. Также известен своими фотографиями Советской России.
Любовь Попова (1889-1924)
Одна из самых ранних абстрактных художниц России, известная своими полностью абстрактными картинами, известными как Живописная архитектоника (1916-20). Ее новаторские работы были показаны на более поздних выставках «Бубновый рыцарь». Перед трагической смертью от скарлатины занялась фотографией, фотомонтажом и сценографией.
Эль Лисицкий (1890-1941)
Живописец и иллюстратор, последователь супрематиста Казимира Малевича (1878-1935), прежде чем стать приверженцем конструктивизма. Известен своей серией абстрактных картин «Пруны» (1919-24). В Баухаузе он познакомил с идеями конструктивизма архитектора Мис ван дер Роэ (1886-1969).
Константин Медунецкий (1899-1935)
Ученик Татлина и Родченко во ВХУТЕМАСе, член ОБМОХУ (Общество молодых русских художников), выставлял проекты спиральной формы на выставке ОБМОХУ в 1920 году. Также создал картины под названием Цветовые конструкции.
Важные работы конструктивистов
Из-за официального неодобрения станковой живописи, большинство работ конструктивистов представлено в виде эскизов (текстиль или декорации, архитектура или промышленные образцы). К известным картинам конструктивистов относятся:
- Белый круг (1918, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) – Родченко
- Живописная архитектоника (1918, Третьяковская галерея) – Попова
- Бить белых красным клином (1919) – Лисицкий
- Памятник Третьему Интернационалу (1919, Центр Помпиду, Париж) – Татлин
- Цветная конструкция № 7 (1920, Третьяковская галерея) – Георгий Стенберг
- Этюд для «Глоубтроттера во времени» (1921, Коллекция Менил, Хьюстон) – Лисицкий
- Конструкция космических сил (1921, частная коллекция) – Попова
К числу зданий, спроектированных конструктивистами, относятся: Мавзолей Ленина работы Щусева и здание «Известий» работы Бархина.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?