Дунайская школа немецкой пейзажной живописи читать ~5 мин.
В изобразительном искусстве термин «Дунайская школа» (Donauschule) описывает новаторскую традицию пейзажной живописи, которую практиковали несколько немецких и австрийских художников в начале XVI века. Их излюбленными сюжетами были леса и холмы Дунайской долины, расположенной между Нюрнбергом на западе и Веной на востоке.
Отражая уникальный характер немецкого Возрождения по сравнению с живописью Высокого Возрождения в Италии, Дунайская школа не была формальной группой: действительно, все художники, участвовавшие в ней, работали независимо друг от друга. Вместо этого она обозначает то значение, которое они придавали написанию пейзажа ради него самого – признание того, что картина живописной красоты может иметь самостоятельную ценность, как отдельное произведение искусства.
Она охватывала несколько различных средств, таких как рисунок, офорт и ксилография), а также масляная живопись. Не испытав влияния Высокого Возрождения в Риме, и отстранившись от точности и полировки, предпочитаемых фламандской живописью и нидерландским Возрождением, главными старыми мастерами дунайской школы были регенсбургский художник Альбрехт Альтдорфер (1480-1538), франконский художник Лукас Кранах Старший (1472-1553) и Вольф Хубер (1485-1553) из Форарльберга. Среди них: Йорг Бреу Старший (1475-1537), Руланд Фрюоф Младший (1470-1545), Эрхарт Альтдорфер (1480-1561), Ганс Леу Младший (1490-1531), Ганс Лейнбергер (1475/80-1531), Мельхиор Феселен (1495-1538), Августин Хиршвогель (1503-1553) и Ганс Себальд Лаутензак (1524-1560). Многие из этих дунайских художников были современниками северогерманской кёльнской школы живописи на нижнем Рейне.
Сегодня искусствоведы рассматривают дунайскую школу как авангардный кружок и важную предшественницу немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха (1774-1840), а также школы английской пейзажной живописи XIX века, возглавляемой Дж. М. Тёрнером (1775-1851).
Происхождение и история
Примерно в 1490-1540 гг. ряд живописцев и гравёров, имевших схожие стилистические характеристики и работавших в долине Дуная, были названы «Дунайской школой», термин, впервые введённый немецкими историками искусства Теодором фон Фриммелем (1853-1928) и Германом Фоссом (1884-1969).
Представители Дунайской школы были одними из первых художников, которые писали пейзаж ради него самого, а не как средство исторического или аллегорического повествования. (Примечание: примеры последних см: Примеры включают: Благовещение (1472) Леонардо да Винчи; Экстаз святого Франциска (1480) Джованни Беллини; Буря (1508) Джорджоне. Позднее эту традицию поддержал Клод Лоррен (1600-1682) в таких работах, как «Пейзаж с женитьбой Исаака и Ревекки», 1648).
На дунайскую школу отчасти повлиял (в своём фигуративном рисунке) Маттиас Грюневальд (ок. 1475-1528). Кроме того, следует обратить внимание на возможный вклад антверпенского художника Иоахима Патенье (1485-1524), одного из самых новаторских фламандских живописцев, который был первооткрывателем пейзажа как самостоятельного жанра живописи. Возможно, он оказал влияние на дунайских художников благодаря своим контактам с Грюневальдом и Альбрехтом Дюрером (1471-1528).
Характерные черты
Кроме лесов и холмов вокруг Дуная, в регионе было множество живописных аббатств, замков, церквей в окрестных городах Аггсбах, Кремсмюнстер, Мельк, Оберальтайх, Цветтль и Гуттенштеттин, а также в старом имперском городе Регенсбург. Все эти места были представлены в живописи и гравюре Дунайской школы. Кроме того, среди других тем были религиозное искусство – ранняя специализация Йорга Бреу, который создал серию интенсивных алтарных образов для монастырей Нижней Австрии.
Фактически, именно Бреу и Руланд Фрюауф, который сам работал в аббатстве в Клостернойберге, считаются первоначальными представителями этой школы. Ее главные представители, Альтдорфер и Кранах, сами были совершенно очарованы диким дунайским пейзажем, его туманной атмосферой и атмосферными эффектами света и погоды, которые доминировали во многих их картинах в начале XVI века. Охваченные романтическим, лирическим отношением к природе, они задали тон, который во многом определил школу.
Художники Дунайской школы также разделяли лирическую свободу в работе с линией и цветом, напоминающую позднюю немецкую готику, что придавало их работам декоративное измерение, иногда описываемое как «фантастический реализм». (См. также: Немецкое средневековое искусство.)
Картины и гравюры Дунайской школы
Альтдорфер, в частности, известен своими вызывающими пейзажами, отражающими его увлечение светом и цветом. Некоторые из его известных пейзажных картин включают: Пейзаж с семьёй сатиров (1507, Государственный музей, Берлин); Пейзаж с пешеходным мостом (1518, Национальная галерея, Лондон); а также Св. Георгий в лесу (1510); Дунайский пейзаж (1520-25); и Вид на долину Дуная близ Регенсбурга (1522-25), все в Альте Пинакотеке, Мюнхен.
Однако не все работы школы были чистыми пейзажами – среди них были и алтарные образы, и городские пейзажи, и ряд религиозных картин, – хотя большинство из них включало элементы или фон пейзажа. Так, например, Альтдорфер поместил библейские сцены в дунайские пейзажи, как в картине «Сусанна в бане и побиение камнями старцев» (1526, Альте Пинакотека, Мюнхен), которая находится в саду ренессансного дворца.
Картина Лукаса Кранаха «Пьета под крестом» (1510, Моравская галерея, Брно) написана в похожем ключе с атмосферным живописным светом на заднем плане, как и его панно «Отдых во время бегства в Египет» (1504, Государственный музей, Берлин).
Губер создал ряд рисунков пером и тушью с натуры, таких как Пейзаж близ Фельдкирха (1527, Staatliche Graphische Sammlung, Мюнхен) и Пейзаж с замком (1545-50, Герцогское графическое собрание, Вольфэгг), а также другие.
Гравюры художников дунайской школы включают многочисленные ксилографии и офорты, примером которых являются работы Альтдорфера «Пейзаж с двойной елью на переднем плане» (1520-22) и «Входной зал регенсбургской синагоги» (1519), хранящиеся в Метрополитен-музее, Нью-Йорк.
Другие немецкие художники эпохи Возрождения
Стефан Лохнер (ок. 1400-1451)
Лидер кёльнской школы живописи, известный своим алтарным образом «Три короля».
Михаэль Пахер (1435-1498)
Австрийский религиозный художник, известный алтарным образом «Отцы церкви».
Мартин Шонгауэр (1448-1491)
Уроженец Колмара, график, гравёр и живописец.
Ганс Бальдунг Грин (1484-1545)
Немецкий художник и гравёр эпохи Возрождения.
Адам Эльсхаймер (1578-1610)
Немецкий пейзажист и исторический живописец эпохи барокко.
Работы дунайской школы пейзажной живописи можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?