Дунайская школа немецкой пейзажной живописи читать ~5 мин.
В изобразительном искусстве термин «Дунайская школа» (Donauschule) обозначает новаторское течение в пейзажной живописи, характерное для творчества ряда немецких и австрийских художников начала XVI века. Их излюбленными сюжетами были леса и холмы долины Дуная, преимущественно на участке между Регенсбургом и Веной.
Дунайская школа отражает уникальный характер немецкого Возрождения в сравнении с живописью Высокого Возрождения в Италии. Она не была формальным объединением или группой — входившие в неё художники работали независимо. Этот термин подчёркивает то значение, которое они придавали пейзажу ради него самого, признавая, что изображение природы может обладать самостоятельной художественной ценностью.
Художники школы работали в различных техниках, включая рисунок, офорт, ксилографию и масляную живопись. Их творчество развивалось в стороне от идеалов Высокого Возрождения в Риме и отличалось от выверенной точности фламандской и нидерландской живописи.
Ведущими мастерами дунайской школы считаются Альбрехт Альтдорфер из Регенсбурга (1480–1538), Лукас Кранах Старший из Франконии (1472–1553) и Вольф Хубер из Форарльберга (1485–1553). К школе также относят Йорга Брея Старшего (1475–1537), Руланда Фрюауфа Младшего (1470–1545), Эрхарта Альтдорфера (1480–1561), Ганса Леу Младшего (ок. 1490–1531), Ганса Лейнбергера (ок. 1475/80–1531), Мельхиора Феселена (ок. 1495–1538), Августина Хиршфогеля (1503–1553) и Ганса Себальда Лаутензака (1524–1560). Многие из этих художников были современниками мастеров северогерманской кёльнской школы.
Современные искусствоведы рассматривают дунайскую школу как новаторское течение и видят в ней важных предшественников немецкого романтика Каспара Давида Фридриха (1774–1840) и мастеров английской пейзажной живописи XIX века, включая Дж. М. У. Тёрнера (1775–1851).
Происхождение и история
Термин «Дунайская школа» был введён в научный оборот на рубеже XIX – XX веков историками искусства Теодором фон Фриммелем и Германом Фоссом. Они обозначили им творчество группы живописцев и гравёров со схожими стилистическими чертами, работавших в долине Дуная примерно с 1490 по 1540 год.
Представители дунайской школы были одними из первых европейских художников, которые писали пейзаж не как фон для исторического или аллегорического сюжета, а как самостоятельное произведение. В работах их итальянских современников природа чаще всего оставалась декорацией, как в «Благовещении» (1472) Леонардо да Винчи, «Экстазе святого Франциска» (1480) Джованни Беллини или «Буре» (1508) Джорджоне.
В изображении фигур на дунайскую школу оказал влияние Маттиас Грюневальд (ок. 1475–1528). Также отмечают возможный вклад антверпенского художника Иоахима Патенира (1485–1524). Будучи одним из пионеров пейзажа как самостоятельного жанра живописи, он мог повлиять на дунайских мастеров через их общих знакомых — Грюневальда и Альбрехта Дюрера (1471–1528).
Характерные черты
Кроме лесов и холмов, на картинах и гравюрах дунайской школы часто встречаются живописные аббатства, замки и церкви из городов Аггсбах, Кремсмюнстер, Мельк, Оберальтайх, Цветль, а также из имперского города Регенсбурга. Другой важной темой было религиозное искусство. Так, Йорг Брей создал серию выразительных алтарных образов для монастырей Нижней Австрии.
Именно Брей и Руланд Фрюауф Младший, работавший в аббатстве Клостернойбурга, считаются ранними представителями школы. Её ведущие мастера, Альтдорфер и Кранах, были особенно увлечены дикой природой дунайского пейзажа. Туман, изменчивый свет и погодные явления доминируют во многих их работах, задавая романтический и лирический тон, который определил характер всего течения.
Для художников дунайской школы была характерна свобода в работе с линией и цветом, напоминающая о поздней немецкой готике. Это придавало их произведениям особое декоративное измерение, которое иногда описывают как «фантастический реализм». (См. также: Немецкое средневековое искусство.)
Картины и гравюры Дунайской школы
Альтдорфер известен своими атмосферными пейзажами, в которых он мастерски работал со светом и цветом. Среди его знаменитых пейзажных картин — «Пейзаж с семьёй сатиров» (1507, Государственные музеи, Берлин), «Пейзаж с пешеходным мостом» (1518, Национальная галерея, Лондон), «Святой Георгий в лесу» (1510) и «Вид на долину Дуная близ Регенсбурга» (ок. 1522–1525), хранящиеся в Старой Пинакотеке в Мюнхене.
Однако не все работы школы были чистыми пейзажами. Художники создавали алтарные образы, городские виды и картины на религиозные сюжеты, но почти всегда включали в них пейзажные элементы. Например, Альтдорфер поместил библейскую сцену в картине «Сусанна в бане и побиение камнями старцев» (1526, Старая Пинакотека, Мюнхен) в сад ренессансного дворца.
В похожем ключе написана картина Лукаса Кранаха «Оплакивание Христа» (ок. 1510, Моравская галерея, Брно), где фон пронизан атмосферным светом. Таков же его «Отдых на пути в Египет» (1504, Государственные музеи, Берлин).
Вольф Хубер создал серию рисунков пером и тушью с натуры, таких как «Пейзаж близ Фельдкирха» (1527, Государственное графическое собрание, Мюнхен) и «Пейзаж с замком» (ок. 1545–1550, Герцогское графическое собрание, Вольфегг).
Гравюры художников дунайской школы включают многочисленные ксилографии и офорты. Примерами могут служить работы Альтдорфера «Пейзаж с двойной елью на переднем плане» (ок. 1520–1522) и «Входной зал регенсбургской синагоги» (1519), которые хранятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Другие немецкие художники эпохи Возрождения
- Стефан Лохнер (ок. 1400–1451) — лидер кёльнской школы, известный алтарным образом «Поклонение волхвов».
- Михаэль Пахер (1435–1498) — австрийский художник и скульптор, автор алтаря «Отцы Церкви».
- Мартин Шонгауэр (ок. 1448–1491) — один из крупнейших гравёров и живописцев Северного Возрождения.
- Ганс Бальдунг Грин (1484–1545) — немецкий живописец и гравёр, наиболее известный ученик Дюрера.
- Адам Эльсхаймер (1578–1610) — немецкий художник раннего барокко, мастер пейзажной и исторической живописи.
Работы дунайской школы пейзажной живописи можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира.
- Франсиско де Гойя и Люсьентес (1746-1828)
- Sotheby’s заявил о рекордных цифрах продаж в первом полугодии 2011
- В Сан-Франциско арестован мужчина, укравший рисунок Пикассо
- Из галереи Вайнштейн в Сан-Франциско украден рисунок Пикассо
- Более 270 неизвестных ранее работ Пикассо конфискованы во Франции
- Готика в живописи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?