Де Стейл (De Stijl), голландская группа абстрактного искусства читать ~5 мин.
«Де Стейл» (De Stijl, в переводе с нидерландского — «стиль») — это объединение голландских художников, архитекторов и скульпторов, а также журнал, который группа использовала для продвижения своих идей в области абстрактного искусства и дизайна. Группа была основана Тео ван Дусбургом (1883–1931). Среди её ведущих участников были Пит Мондриан (1872–1944), художник и дизайнер Барт ван дер Лек (1876–1958), скульптор Жорж Вантонгерлоо (1886–1965), художник Фридрих Фордемберг-Гильдеварт (1899–1962), а также архитекторы Геррит Ритвельд (1888–1964) и Я. Й. П. Ауд (1890–1963).
«Де Стейл» продвигал художественную концепцию неопластицизма, разработанную Мондрианом. Однако с 1921 года ван Дусбург начал также поддерживать идеи дадаизма и собственную версию неопластицизма, известную как элементаризм. Это привело к уходу Мондриана из группы. «Де Стейл» стал одним из самых влиятельных направлений авангардного искусства и оказал огромное влияние на архитектуру — в частности, на творчество Ле Корбюзье (1887–1965) и Людвига Мис ван дер Роэ (1886–1969), — а также на прикладное искусство, особенно на типографику и мебельный дизайн.
История образования
Создание группы «Де Стейл» было инициативой голландского художника, дизайнера, писателя и критика Тео ван Дусбурга. Во время службы в армии он познакомился с работами Пита Мондриана и увидел в них художественный идеал. Позже ван Дусбург встретился с Мондрианом на выставке в музее Стеделек в Амстердаме. После продолжительных обсуждений они решили основать художественную группу. Одновременно был запущен журнал «Де Стейл» под редакцией ван Дусбурга, для которого Мондриан написал множество теоретических статей. Хотя тираж издания редко превышал 300 экземпляров, его аудитория была очень влиятельной в художественных кругах.
Состав группы «Де Стейл» быстро расширялся. К ней примкнули или были тесно с ней связаны художники Вилмос Хусар (1884–1960), Амеде Озанфан (1886–1966), Марлоу Мосс (1889–1958), Жан Горен (1899–1981), Жан Элион (1904–1987), Бургойн Диллер (1906–1965), Илья Болотовский (1907–1981), Макс Билль (1908–1994), а также архитекторы Роберт вант Хофф (1887–1979), Ян Вилс (1891–1972) и Корнелис ван Эстерен (1897–1988).
Ядро группы разделяло принципы теории неопластицизма, разработанной Мондрианом. На участников объединения также повлияли кубизм Пикассо и Брака, конструктивизм Татлина, супрематизм Малевича и архитектурные проекты Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959). Важным источником вдохновения стали и теоретические работы голландского философа М. Г. Й. Шенмакерса, в частности «Новый образ мира» (1915) и «Принципы пластической математики» (1916).
Неопластицизм: характеристики
Неопластицизм («новое искусство») основан на идее, что подлинная цель творчества — не воспроизводить реальные объекты, а выражать абсолюты жизни через непредметное искусство. Мондриан изложил свою теорию в серии эссе «Неопластицизм в живописи» (De Nieuwe Beelding in de schilderkunst), опубликованных в первых выпусках журнала «Де Стейл». В 1920 году он издал в Париже брошюру под названием «Le Néo-Plasticisme». Его целью было создание новой парадигмы гармонии и порядка через сведение искусства к основам формы и цвета.
Мондриан отказался от натурализма и писал: “Это новое искусство найдёт своё выражение в абстрагировании формы и цвета, то есть в прямой линии и чётко определённом основном цвете”. Художественный язык неопластицизма был строго ограничен. Допускалось использование только квадратов и прямоугольников, а также прямых горизонтальных и вертикальных линий. Палитра сводилась к основным цветам (красный, жёлтый, синий) и трём ахроматическим (белый, чёрный, серый).
В живописи эти принципы иллюстрируют такие работы, как «Арифметическая композиция» (1930) ван Дусбурга и картины Мондриана: «Композиция VII» (1917), «Композиция с красным, синим и жёлтым» (1930) и «Композиция с жёлтым, синим и красным» (1937–1942). В архитектуре неопластицизм лучше всего представляет «Дом Шрёдер» Геррита Ритвельда, а в мебельном дизайне — его же «Красно-синий стул».
События в «Де Стейл»
Проблемы внутри группы начались в 1921 году, когда ван Дусбург заинтересовался школой дизайна «Баухауз», основанной Вальтером Гропиусом, и увлёкся идеями русских конструктивистов. Кроме того, он поддержал ганноверского художника-дадаиста Курта Швиттерса (1887–1948), с которым в 1922 году совершил турне по Голландии, продвигая дадаизм. В журнале «Де Стейл» стали появляться статьи дадаистов: Швиттерса, Тристана Тцары (1896–1963), Рауля Хаусмана (1886–1971) и Жана Арпа (1886–1966). Параллельно ван Дусбург начал издавать дадаистско-конструктивистский журнал «Mécano», для которого писал под псевдонимом И. К. Бонсет, что вызывало недовольство у его соратников.
Разногласия достигли пика в 1924 году, когда ван Дусбург в своей новой теории — элементаризме — отошёл от строгих правил неопластицизма и допустил использование диагональных линий. В 1925 году Пит Мондриан официально покинул группу. Постепенно от ван Дусбурга отдалились и многие другие участники, что привело к фактическому распаду объединения. Тем не менее, идеи «Де Стейл» продолжали оказывать влияние на искусство в Нидерландах и Германии. В 1930 году ван Дусбург опубликовал «Манифест конкретного искусства», но скончался в следующем году. Из наследия «Де Стейл» вырос новый стиль абстракции — «конкретное искусство» (Art Concret).
Наследие
Влияние «Де Стейл» проявилось как в теории, так и в практике современного искусства. Оно оказало значительное воздействие на развитие геометрической живописи, а также архитектуры и прикладного искусства. Это наследие наиболее отчётливо прослеживается в деятельности школы «Баухауз» и в интернациональном стиле. Идеи движения переняли многие американские архитекторы, работавшие под влиянием бывшего директора «Баухауза» Людвига Мис ван дер Роэ, который эмигрировал в Чикаго.
Коллекции
Работы художников «Де Стейл» можно увидеть в нескольких ведущих художественных музеях мира. Крупные коллекции хранятся в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, Художественном музее в Гааге (Kunstmuseum Den Haag), музее Стеделек в Амстердаме и Центральном музее Утрехта. Последний также располагает крупнейшим в мире архивом Ритвельда Шрёдера.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?