Художественная группа Die Neue Sachlichkeit читать ~3 мин.
Neue Sachlichkeit (с нем. — «Новая вещественность» или «Новая предметность») — художественное течение в искусстве Германии, которое отражало настроения разочарования и цинизма в обществе 1920-х — начала 1930-х годов. Хотя намеренные искажения форм сближают его с экспрессионизмом, сторонники течения определяли свой стиль как строгий, детализированный реализм, порой доходящий до неправдоподобия. Их неприятие официальных ценностей часто выражалось в гротескной сатире, подчёркивавшей социальный упадок и разложение Веймарской республики.
История и участники
Термин «Новая вещественность» (Neue Sachlichkeit) вошёл в употребление после одноимённой выставки, организованной в 1925 году в мангеймском Кунстхалле историком искусства и директором музея Густавом Хартлаубом. Эта выставка дала название всему направлению и стала его важнейшим программным событием.
Сам Хартлауб делил «Новую вещественность» на два крыла. Левое крыло представляли веристы (от лат. verus — «истинный»), к которым относились Отто Дикс и Георг Грош. Их работы отличались острой социально-политической сатирой и карикатурностью. Правое, или классицистическое, крыло было близко к магическому реализму. Художники этого направления, такие как Александр Канольдт и Георг Шримпф, стремились к созданию отстранённых, застывших во времени образов, подчёркивая вневременную сущность предметов.
Ключевыми фигурами течения стали Отто Дикс (1891–1969) и Георг Грош (1893–1959), известные своими едкими антивоенными работами и сатирическим изображением берлинского общества, особенно спекулянтов, нажившихся на Первой мировой войне. Среди других значимых художников «Новой вещественности» — мастер социального комментария Кристиан Шад (1894–1982), портретисты Макс Бекман (1884–1950) и Рудольф Шлихтер (1890–1955), а также Конрад Феликсмюллер (1897–1977). К течению примыкал и нидерландский художник Альберт Карел Виллинк (1900–1983), работавший в стилистике магического реализма.
Также с этим направлением связывают творчество Генриха Даврингхаузена (1894–1970), Александра Канольдта (1881–1939), Антона Редершайдта (1892–1970) и Георга Шольца (1890–1945). Движение прекратило своё существование с приходом к власти нацистов в 1933 году. В 1937 году творчество многих его представителей было причислено к «дегенеративному искусству» (Entartete Kunst) и оказалось под запретом. См. также: История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930).
Стиль и жанры
Будучи частью широкого экспрессионистского движения, «Новая вещественность» стала реакцией на ужасы Первой мировой войны. Она отвергла экзальтированный стиль группы «Мост» (Die Brücke, 1905–1913) и духовные искания «Синего всадника» (Der Blaue Reiter, 1911–1914). Вместо этого художники обратились к трезвому изображению послевоенного общества, населённого ветеранами-калеками, проститутками и нищими. Портреты и автопортреты стали ведущими жанрами. Лица на них могли быть карикатурно упрощены, в то время как окружающие предметы часто прописывались с холодной, почти фотографической точностью.
Известные произведения
К числу знаковых картин художников «Новой вещественности» относятся:
Отто Дикс
«Продавец спичек» (1920, Государственная галерея, Штутгарт)
«Сутенёр с проститутками» (1922, частная коллекция)
«Портрет журналистки Сильвии фон Харден» (1926, Центр Помпиду, Париж)
Георг Грош
«Самоубийство» (1916, Галерея Тейт, Лондон)
«Столпы общества» (1926, Государственные музеи Берлина)
Макс Бекман
«Автопортрет в смокинге» (1927, Музей Буша-Райзингера, Кембридж)
«Начало» (триптих) (1949, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Кристиан Шад
«Автопортрет с моделью» (1927, Галерея Тейт, Лондон)
«Операция» (1929, Ленбаххаус, Мюнхен)
Рудольф Шлихтер
«Мёртвый мир» (1926, Государственная галерея, Штутгарт)
«Новая вещественность» проявилась не только в живописи, но и в других видах искусства. В литературе её принципы отразились в романах Альфреда Дёблина и Эриха Марии Ремарка, в драматургии — в «эпическом театре» Бертольта Брехта. В архитектуре этому течению созвучны идеи функционализма школы Баухаус, а в фотографии — строгие и объективные работы Августа Зандера.
Наследие в фотографии
Идеи «Новой вещественности» оказали влияние на развитие концептуальной фотографии. Яркими последователями этого направления считаются немецкие фотографы, супруги Бернд и Хилла Бехер (1931–2007; 1934–2015). Они являются основателями Дюссельдорфской школы фотографии, для которой характерны документальная точность и серийный подход к съёмке индустриальных объектов.
Крупнейшие коллекции
Произведения художников «Новой вещественности» представлены во многих ведущих художественных музеях мира. Значительные коллекции хранятся в следующих учреждениях:
Музеи изящных искусств Сан-Франциско
Кунстхаус в Цюрихе
Институт искусств Миннеаполиса
Музей Кунстпаласт в Дюссельдорфе
Палаццо Грасси в Венеции
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?