Искусство голландского барокко читать ~12 мин.
В эпоху искусства барокко Соединённые провинции, частью которых была Голландия, занимали северные земли Нидерландов. Менее развитые, чем Фландрия, когда-то они, возможно, и были её бедными родственниками, но в XVII веке нация стала богатой, гордой и начала расширять своё влияние. Фактически, Республика Соединённых провинций стала одним из самых богатых государств Европы XVII века. Голландия была охвачена страстью к живописи: в период 1600–1680 гг. здесь было создано более 4 миллионов картин — намного больше, чем у художников фламандского барокко. Каждый ценил живопись: ремесленники, торговцы, бюргеры, моряки, лавочники — все гордились тем, что разбирались в искусстве.
Голландский золотой век живописи
Картины в стиле барокко, которыми голландцы восхищались и которые заказывали у своих художников, отличались от итальянских полотен и даже от произведений Рубенса. Будучи протестантами, они отвергли христианское искусство в католическом стиле, остававшееся основной формой живописи в католических странах. Обретя независимость, голландцы выражали удовлетворение жизнью, её радостями: красивыми, солидными домами, весёлыми компаниями, добротной одеждой. Они были буржуа, и им требовались картины, отражающие довольство и процветание: портреты, интерьеры, жанровые сцены (эпизоды повседневной жизни) и роскошные натюрморты, написанные на холстах среднего размера для украшения обычных домов.
Это было начало Золотого века голландской живописи (ок. 1610–1680 гг.), когда школа голландского реализма утвердилась как одно из величайших явлений в истории масляной живописи. Лучшие картины эпохи барокко от ведущих мастеров, таких как Рембрандт и Вермеер, представляют собой вершину художественного творчества, о чём свидетельствуют их многомиллионные цены на аукционах. Эта школа также установила высочайшие стандарты в натурализме, натюрморте и жанровой живописи, которые вряд ли кому-либо удалось превзойти.
Портретная живопись голландского барокко
Франс Хальс (1582–1666) был первым великим мастером портрета в школе голландского барокко. Он первым отказался от доминирующего итальянского классического подхода в пользу более реалистичного стиля. Его проницательный глаз и живая манера создавали уникальные композиции. Хальс писал то, чего желали его клиенты, а в процветающей Голландии новый покровитель из среднего класса хотел прежде всего видеть себя, запечатлённого в масле. Портретная живопись была аналогом фотографии того времени, и даже превосходила её, ведь художник мог польстить модели изящнее любого аппарата. Именно в этом жанре Хальс достиг мастерства. Несмотря на бедность и долги, он сохранял жизненную силу и всегда мог найти утешение, изобразив весёлого гуляку. Он запечатлевал модель не в статичном блеске законченного портрета, как Рубенс, а с помощью новой живописной импровизации. Его лёгкая, свободная манера письма — стиль, который высоко оценили импрессионисты XIX века, — была особенно очаровательна.
Рембрандт
Если Хальс специализировался на запечатлении внешности, то Рембрандт (1606–1669) искал внутреннюю суть человека. В то время как фламандский художник Рубенс олицетворял бурную, театральную и придворную сторону барокко, Рембрандт представлял его мучительный, драматический и интроспективный аспект. Он был наследником Караваджо и сделал это наследие ядром своего творчества. Именно Рембрандт привнёс в реалистическое искусство Голландии новую духовность. Сохранив приёмы реализма, он наполнил их невиданной прежде полупрозрачной светимостью. Прежде всего, он проникал в души своих моделей и раскрывал их внутренний мир.
Одним из его первых великих шедевров стал групповой портрет — жанр, типичный для страны и эпохи. Во время войн с Испанией было сформировано множество добровольческих отрядов — рот ополчения. После победы голландцев они не распались, а продолжали существовать как стрелковые гильдии, и каждая из них хотела заказать групповой портрет своих членов. Обычно такие полотна были вытянуты в ширину, на них изображались офицеры, сгруппированные вокруг стола или другого предмета, служившего поводом для собрания. Освещение было ровным, без драматических контрастов, с одинаковым вниманием к каждой фигуре.
Портрет Рембрандта, вызвавший неоднозначную реакцию, на самом деле называется Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга, но более известен как Ночной дозор (1642) из-за тёмного фона, на котором фигуры появляются, частично или полностью выхваченные из мрака светом. Это не ночная сцена: темнота — это приём караваджизма, известный как тенебризм, основанный на контрасте глубоких теней и ярких участков света. Эта техника ранее не применялась в групповых портретах. Вопреки традиции, не все изображённые равнозначны — они представлены в строгой иерархии. Капитан и его лейтенант находятся в центре, залитые светом, в то время как остальные фигуры обозначены лишь частично, словно выходя из тени. Этот подход положил начало использованию света для выделения одной фигуры или даже только лица. Чтобы увидеть, как традиционные художники подходили к этому жанру, можно посмотреть на картину Франса Хальса Рота капитана Рейнира Реля (Слабая компания) (1637).
Приёмы караваджизма очевидны и в одиночных портретах Рембрандта, где тени могут быть ещё глубже, заполняя почти весь холст. Свет падает с одной стороны, освещая лицо и драматизируя каждую морщину. Иногда в композицию включается второстепенный предмет — книга или стол. Остальное пространство погружено во тьму, цель которой — подчеркнуть освещённые детали. Хорошими примерами служат Заговор Клавдия Цивилиса (1661, Национальный музей, Стокгольм), Вирсавия с письмом царя Давида (1654, Лувр) и трагическое самоубийство Лукреции (1666, Институт искусств Миннеаполиса), а также многочисленные автопортреты Рембрандта.
Жанровая живопись голландского барокко
Чтобы удовлетворить растущий спрос буржуазии на станковое искусство, особенно на жанровую живопись, в таких городах, как Харлем, Делфт, Лейден, Утрехт, Дордрехт и Амстердам, возникло множество художественных школ. Так зародился стиль голландского реализма в жанровой живописи, который до сих пор считается апогеем этого направления. Харлемскую школу представляли Адриан ван Остаде (1610–1685), писавший сцены из крестьянской жизни, и католик Ян Стен (1626–1679), автор нравоучительных сцен в тавернах. Делфтскую школу прославили Питер де Хох (1629–1683) и несравненный Ян Вермеер (1632–1675). В Утрехте творили Хендрик Тербрюгген (1588–1629) и Геррит ван Хонтхорст (1590–1656), оба находившиеся под сильным влиянием Караваджо. Самым известным представителем лейденской школы был первый ученик Рембрандта Геррит Доу (1613–1675), известный своими небольшими, тщательно отделанными работами. Дордрехтскую школу представляли мастера интерьерных сцен Самюэл ван Хогстратен (1627–1678) и Николас Мас (1634–1693), а в Амстердамскую школу входили Рембрандт, его ученики Говерт Флинк (1615–1660) и Фердинанд Бол (1616–1680), талантливый Карел Фабрициус (1622–1654), погибший при взрыве порохового склада, а также Герард Терборх (1617–1681) и Габриэль Метсю (1629–1667).
Особого упоминания заслуживает Ян Вермеер из Делфта. На своей единственной предполагаемой аллегорической картине-автопортрете он символически отворачивается от зрителя, словно желая остаться скрытым в своём мире. О художнике известно очень мало. Отец одиннадцати детей, он умер в нищете и почти никогда не покидал родной город, по-видимому, тоскуя по аристократическому образу жизни. Он веками оставался в безвестности, прежде чем был признан одним из величайших художников голландской живописи XVII века, равным по величию Рембрандту.
Натюрморт в стиле голландского барокко
Именно в период барокко утвердился жанр, который остаётся популярным и сегодня, — натюрморт. Это картина с композицией из цветов или различных неодушевлённых предметов, обычно созданная в студии. Безусловно, подобные картины создавались и раньше, но теперь натюрморт стал самостоятельным жанром, который практиковали художники всех школ. Новатором, основавшим (или возродившим) этот жанр, был Караваджо, который начинал свою карьеру именно с таких работ. Неудивительно, что своего пика жанр достиг в Нидерландах, где уже существовала традиция реалистической, бытовой живописи, внимательной к деталям повседневной жизни, зародившаяся ещё в XV веке.
Голландские художники разработали особый поджанр натюрморта, известный как живопись Vanitas («Суета сует»), который содержал моралистические (библейские) послания.
Традицию натюрморта развивали выдающиеся художники, среди которых были: Виллем Клас Хеда (1594–1680) и Питер Клас (1597–1660) из харлемской школы; Ян Давидс де Хем (1606–1684) из утрехтской школы; Виллем Кальф (1619–1693), амстердамский мастер натюрмортов в стиле пронкстиллевен; и Рашель Рюйш (1664–1750), амстердамская художница, мастер цветочных натюрмортов и, возможно, величайшая представительница этого жанра в эпоху позднего барокко.
Голландская пейзажная живопись в стиле барокко
Одновременно с классическими аркадскими пейзажами Клода Лоррена и Николя Пуссена, работавших в Риме, голландская школа создавала великолепные образцы пейзажной живописи барокко. Лучшие из них были написаны Якобом ван Рёйсдалом (ок. 1628–1682), его учеником Мейндертом Хоббемой (1638–1709) и другими известными художниками. Среди них — Филипс Конинк (1619–1688), специализировавшийся на панорамных видах, и Алберт Кёйп (1620–1691), известный своим мягким светом. К другим пейзажистам эпохи барокко относятся Хендрик Аверкамп (1585–1634), мастер зимних сцен; Корнелис ван Пуленбург (1586–1667), писавший итальянские пейзажи; пионер-натуралист Эсайас ван де Велде (1591–1630) и его ученик Ян ван Гойен (1596–1656), создававшие виды рек, дюн и кораблей; а также Саломон ван Рёйсдал (1600–1670), известный типичными голландскими речными пейзажами.
К голландским художникам-реалистам эпохи барокко, специализировавшимся в других жанрах, относятся харлемский художник-архитектор Питер Санредам (1597–1665), выдающийся анималист Паулюс Поттер (1625–1654) и художник-маринист Виллем ван де Велде Младший (1633–1707) из Лейдена.
Работы в стиле голландского барокко можно увидеть в большинстве лучших художественных музеев мира, в частности в Государственном музее Амстердама и Королевской картинной галерее Маурицхёйс в Гааге.
Величайшие голландские художники эпохи барокко
Вот избранный список лучших голландских художников-реалистов и некоторые из величайших жанровых картин того времени.
Франс Хальс (1582–1666)
Один из величайших голландских портретистов.
Смеющийся кавалер (1624) холст, масло, Коллекция Уоллеса, Лондон.
Хендрик Тербрюгген (1588–1629)
Голландский жанрист, утрехтская школа.
Флейтисты (1621) Государственные художественные собрания, Кассель.
Геррит ван Хонтхорст (1592–1656)
Самый известный член Утрехтской школы.
Поклонение пастухов (1622) Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Питер Янс Санредам (1597–1665)
Художник-архитектор, известный своими строгими интерьерами побелённых церквей.
Интерьер церкви Святого Бувона в Харлеме (1644) Национальная галерея, Лондон; Музей искусств Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас.
Саломон ван Рёйсдал (1602–1670)
Пейзажист, мастер речных сцен.
Речной пейзаж близ Арнема (1651) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Адриан Брауэр (1605–1638)
Автор жанровых картин, известный сценами в тавернах.
Горькое лекарство (ок. 1635) Штеделевский художественный институт, Франкфурт.
Рембрандт ван Рейн (1606–1669)
Величайший портретист в истории мирового искусства; выдающийся исторический живописец.
Урок анатомии доктора Тульпа (1632) Маурицхёйс.
Ночной дозор (1642) холст, масло, Рейксмузеум, Амстердам.
Аристотель, созерцающий бюст Гомера (1653) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Вирсавия с письмом царя Давида (1654) холст, масло, Лувр, Париж.
Портрет Яна Сикса (1654) холст, масло, Коллекция Сикса, Амстердам.
Заговор Клавдия Цивилиса (1661) Национальный музей, Стокгольм.
Синдики (1662) Рейксмузеум.
Самоубийство Лукреции (1666) холст, масло, Институт искусств Миннеаполиса.
Еврейская невеста (ок. 1665–1668) Рейксмузеум, Амстердам.
Возвращение блудного сына (1666–1669) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ян Давидс де Хем (1606–1683)
Мастер натюрморта, Утрехтская и Антверпенская школы.
Стол с десертом (1640) холст, масло, Лувр, Париж.
Натюрморт с фруктами (1670) холст, масло, Музей Ашмола, Оксфорд.
Адриан ван Остаде (1610–1685)
Художник крестьянских сцен, харлемская школа.
Деревенский концерт (1638) холст, масло, Прадо, Мадрид.
Интерьер с крестьянами (1663) холст, масло, Коллекция Уоллеса, Лондон.
Давид Тенирс Младший (1610–1690)
Известен небольшими сценами в караульных помещениях и тавернах.
Игра в карты в таверне (1649) Коллекция Уоллеса, Лондон.
Хармен ван Стенвейк (1612–1656)
Ведущий представитель живописи vanitas.
Аллегория бренности человеческой жизни (1640) Национальная галерея, Лондон.
Эманюэл де Витте (1615–1692)
Архитектурный художник, известный интерьерами церквей с фигурами людей.
Интерьер Ауде Керк в Амстердаме (1669) Частная коллекция.
Герард Терборх (1617–1681),
Жанровый художник харлемской школы.
Родительское наставление (1654–1655) Государственные музеи Берлина.
Женщина, пишущая письмо (1655) Маурицхёйс, Гаага.
Виллем Кальф (1619–1693)
Художник, мастер пронк-натюрмортов и картин в жанре vanitas.
Натюрморт с омаром, рогом для питья и бокалами (1653) Национальная галерея, Лондон.
Натюрморт с китайским фарфоровым кувшином (1662) Картинная галерея старых мастеров, Берлин.
Алберт Кёйп (1620–1691)
Художник-пейзажист, дордрехтская школа.
Дордрехт с севера (ок. 1650) холст, масло, коллекция Ротшильдов.
Речной пейзаж со всадниками (1658) Национальная галерея, Лондон.
Карел Фабрициус (1622–1654)
Лучший ученик Рембрандта. Работал в Амстердаме и Делфте.
Вид Делфта (1652) холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
Паулюс Поттер (1625–1654)
Ведущий анималист голландской школы.
Молодой бык (1647) холст, масло, Маурицхёйс, Гаага.
Ян Стен (1626–1679)
Живописец жанровых сцен, лейденская школа.
Праздник крещения (1664) холст, масло, Коллекция Уоллеса, Лондон.
Самюэл ван Хогстратен (1627–1678)
Жанровый художник, известный интерьерами с глубокой линейной перспективой.
Туфли (1654–1660) холст, масло, Лувр, Париж.
Вид вдоль коридора (1662), масло на доске, Дирхэм-парк, Великобритания.
Якоб ван Рёйсдал (1628–1682)
Пейзажист, харлемская школа.
Мельница в Вейке близ Дюрстеде (ок. 1670) холст, масло, Рейксмузеум.
Еврейское кладбище (ок. 1670) холст, масло, Галерея старых мастеров, Дрезден.
Габриэль Метсю (1629–1667)
Мастер камерных жанровых сцен.
Блудный сын в таверне (1640-е) холст, масло, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Урок музыки (1658) холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
Питер де Хох (1629–1683)
Жанровый художник, делфтская школа.
Дворик в Делфте (1658) холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
Шкаф для белья (1663) Рейксмузеум, Амстердам.
Интерьер палаты совета бургомистров (1661–1670) Музей Тиссена-Борнемисы.
Ян Вермеер (1632–1675)
Лидер делфтской школы жанровой живописи.
Солдат и смеющаяся девушка (ок. 1658) холст, масло, Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Молочница (ок. 1658–1660) холст, масло, Рейксмузеум, Амстердам.
Маленькая улица (ок. 1657–1658) Рейксмузеум, Амстердам.
Женщина с кувшином для воды (ок. 1664–1665) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Женщина, держащая весы (1662–1663), Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Женщина с жемчужным ожерельем (ок. 1662) Картинная галерея старых мастеров, Берлин.
Урок музыки (ок. 1665), Королевская коллекция.
Концерт (1665–1666) Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
Девушка с жемчужной серёжкой (ок. 1665) Маурицхёйс.
Искусство живописи: аллегория (ок. 1666–1673) Музей истории искусств, Вена.
Кружевница (ок. 1669–1670) холст, масло, Лувр, Париж.
Девушка в красной шляпе (1666–1667) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Николас Мас (1634–1693)
Художник дордрехтской школы, известный жанровыми сценами и портретами.
Подслушивающая (1657) холст, масло, Дордрехтский музей, Дордрехт.
Мейндерт Хоббема (1638–1709)
Последний крупный голландский художник-пейзажист XVII века.
Водяная мельница (1665–1668) холст, масло, Рейксмузеум, Амстердам.
Для получения подробной информации о европейских коллекциях, содержащих работы голландского реализма, см.: Художественные музеи в Европе.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологический справочник по ключевым событиям в развитии изобразительного искусства во всем мире можно найти на странице Хронология истории искусства.
ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИСКУССТВО В МИРЕ
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.Чтобы узнать о лучших работах масляными красками и акварелью, см.: Величайшие картины всех времён. О лучшем пластическом искусстве здесь: Величайшие скульптуры всех времён.
ГЕРМАНИЯ
Об архитектуре, живописи и скульптуре в соседней Германии XVI-XVII веков см.: Искусство немецкого барокко.
- Солист Мариинки объяснил значение своей скандальной татуровки
- «Лотерея» Ширли Джексон, краткое содержание
- В Сочи завершился Фестиваль актуального научного кино «ФАНК»
- Дебют в большом кино французского балетмейстера Анжелена Прельжокажа
- Просвещение без перерыва на лето. Июньские «Истории с оркестром»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 3 Ответы
Ich brauche das hier für ein Kunst Referat über die holländische barock Kunst und ich freue mich das es diese Seite gibt :)
Sehr hilfreich Danke ;)
Hallo, ich danke viel Mals Für diese Aufklärung mich interessiert das Thema sehr
Комментирование недоступно Почему?