Искусство голландского барокко читать ~13 мин.
В эпоху искусства барокко Соединённые провинции, одной из которых была Голландия, занимали северную часть Нидерландов. Менее развитые, чем Фландрия, возможно, когда-то они были бедными родственниками фламандцев, но в семнадцатом веке нация была богатой, гордой и расширяющейся в своём влиянии. Фактически, она стала одной из самых богатых наций в Европе 17 века. Голландия также увлекалась живописью: в период 1600-80 гг. там было произведено более 4 миллионов картин – намного больше, чем количество произведений художников фламандского барокко, – и каждый человек по-своему ценил живопись; ремесленники, торговцы, бюргеры, моряки, лавочники – все гордились тем, что знали что-то об этом.
Голландский золотой век живописи
Картины в стиле барокко, которыми они восхищались и которые заказывали у своих художников, отличались от итальянских картин и даже от картин Рубенса. Голландцы, будучи протестантами, изгнали христианское искусство в католическом стиле, которое всё ещё было основной формой живописи в католических странах. Обретя независимость, они выражали своё удовлетворение радостью жизни: красивыми, солидными домами, весёлой компанией, добротной одеждой. Короче говоря, они были буржуазными и им нужны были картины, отражающие довольство буржуазного процветания: портреты, интерьеры, жанровые картины (сцены повседневной жизни) и богатые натюрморты, написанные на холстах среднего размера, для развешивания в обычных домах.
Это было началом голландского Золотого века (1610-80 гг.), в течение которого школа голландского реализма зарекомендовала себя как одно из величайших направлений масляной живописи в истории искусства. Лучшие барочные картины от ведущих авторов – таких как Рембрандт и Вермеер – представляют собой вершину творческих достижений художников в виде многомиллионных долларовых цен на аукционах. Школа также установила стандарты в категориях натурализм, натюрморт и жанровая живопись, с которыми едва ли что-то могло сравниться, а тем более превзойти.
Портретная живопись голландского барокко
Франс Хальс (1580-1666) был первым великим представителем портретного искусства школы голландского барокко: первый, кто избавился от доминирующего итальянского классического подхода к портретной живописи в пользу более реалистичного стиля. Стиль, в котором его проницательный глаз и живая сила выражения могли создать достаточно уникальную композицию. Хальс писал то, что хотели его клиенты, и в процветающей буржуазной Голландии новый покровитель среднего класса хотел прежде всего увидеть себя любимого, написанного маслом. Портретная работа была тогдашним воплощением фотографии, или даже лучше её, потому что художник может льстить натурщику изящнее, чем любой фотоаппарат. Именно этот жанр освоил Хальс. В своей яркой жизненной силе, несмотря на всю свою бедность и долги, он всегда мог утешить себя, нарисовав портрет весёлого дурака, запечатлев натурщика не в блеске законченного портрета, как это делал Рубенс, но новой живописной импровизацией, очаровывающей её лёгкой, свободной манерой письма – стиль, ценимый прежде всего импрессионистами 19 века.
Рембрандт
Там, где Хальс специализировался на запечатлении уникального внешнего вида предмета, Рембрандт (1606–1669) искал внутреннюю реальность. Иными словами, в то время как фламандский художник эпохи барокко Рубенс олицетворял бурную, театральную, придворную сторону искусства барокко, Рембрандт представлял его мучительный, драматический, интровертный аспект. Он был наследником Караваджо и он сделал это наследие ядром своих несравненных достижений. Именно Рембрандт привнёс в реалистическое искусство Голландии новую духовность. Он сохранил приёмы реализма, но придал им невиданную доселе полупрозрачную светимость. Прежде всего, он проник в души своих подданных и обнажил их внутренний характер.
Одним из его первых великих портретных шедевров был групповой портрет, типичный для страны и того времени. Во время войн с Испанией было сформировано множество рот добровольцев – возможно, нам следует называть их роты ополченцев. После голландской победы их участники не разошлись, а продолжили встречаться и каждая из этих компаний хотела получить групповой портрет, чтобы запечатлеть участников, собравшихся вместе. Обычно эти полотна имели больше ширины, чем высоты, и на них изображались офицеры, сгруппированные вокруг стола или какого-либо другого предмета, который служил бы предлогом для собрания такого количества людей. Освещение было естественным, без драматического контраста, с одинаковым акцентом на каждом из предметов.
Портрет Рембрандта – весьма неоднозначный в то время – на самом деле называется Компания Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рюйтенберча, но более известен как Ночной дозор (1642 г.) из-за тёмного фона, на котором появляются его фигуры, частично или полностью освещённые пятнами света. Но это не ночная сцена: темнота – это техника караваджизма, известная как тенебризм, включающая контраст тёмных теней с участками сильного света – техника, которую раньше не видели в групповых портретах. Вопреки общепринятому мнению, не все изображённые имеют одинаковое значение, а представлены в строго иерархическом порядке. Капитан роты и его лейтенант видны в ярком свете в центре, а остальные вокруг них обозначены только головами, они как-бы выходят из тени. Такой подход означал начало интереса к использованию света для наблюдения за одной фигурой, а иногда и только лицом. Чтобы увидеть, как традиционные голландские художники подошли к этому типу группового портрета, см. Компания капитана Рейнира Рила (Слабая компания) (1637) Франса Хальса.
Караважские приёмы очевидны и в отдельных портретах Рембрандта, где тени могут быть ещё темнее и заполнять почти весь холст. Свет падает с одной стороны объекта, освещает лицо, драматизирует каждую морщинку. Иногда в этом также участвует второстепенный предмет – книга, стол или что-то ещё. Остальное – это область тьмы, цель которой – высветить те акцентированные части. Хорошие примеры: Заговор Клавдия Цивилиса (1661 г., Национальный музей, Стокгольм); Вирсавия с письмом царя Давида (1654, Лувр) и мучительное самоубийство Лукреции (1666, Миннеаполисский институт искусств), а также многие автопортреты Рембрандта.
Жанровая живопись голландского барокко
Чтобы удовлетворить растущий спрос среди буржуазии на станковое искусство, особенно жанровую живопись, в таких городах, как Харлем, Делфт, Лейден, Утрехт, Дордрехт и Амстердам, возник ряд художественных движений. Так родился стиль голландского реализма в жанровой живописи, который до сих пор считается апогеем идиомы. Гарлемскую школу представляли Адриан ван Остаде (1610–1685) (сцены из простой крестьянской жизни) и католик Ян Стен (1626-1679) (нравоучительные сцены из таверн); а Питер де Хох (1629-1683) и несравненный Ян Вермеер (1632-1675), представляли Делфтскую школу. В Утрехте жили Хендрик Тербругген (1588-1629) и Геррит ван Хонтхорст (1590-1656), оба находились под сильным влиянием Караваджо, а самым известным представителем лейденской школы был первый ученик Рембрандта, Геррит Доу (1613-1675), известный своими маленькими красочными, отшлифованными работами. Дордрехтскую школу представляли художники, известные интерьерными сюжетами, Самуэль ван Хогстратен (1627-1678) и Николаес Маес (1634-1693), прославившийся картинами в жанре китч и эффектом светотени; в то время как в Амстердамскую школу входили Рембрандт, его ученики Говерт Флинк (1615-1660), Фердинанд Бол (1616-1680) и талантливый Карел Фабрициус (1622-1654), погибший в результате взрыва пороха, а также Герард Терборх (1617-1681) и Габриэль Метсю (1629-1667), известный своими небольшими жанровыми работами.
Особо следует упомянуть Яна Вермеера из Делфта, который на своём единственном автопортрете, если он действительно им является, символически отворачивается от наблюдателя, как бы оставаясь полностью скрытым в своём мире. Только по его портретам элегантных женщин мы понимаем, как мало известно о нём – нищем отце одиннадцати детей, который почти никогда не покидал родной город, где он выедал всю свою душу в тоске по аристократической жизни. Который веками томился в безвестности, прежде чем был признан одним из величайших художников голландской живописи 17-го века наравне с величественным Рембрандтом.
Натюрморт в стиле голландского барокко
Именно в период барокко был разработан тип картины, которая останется успешной до нашего времени – натюрморт, картина, предлагающая композицию из цветов, более или менее неодушевлённых предметов того или иного вида, обычно написанная в студии (в помещении). Конечно, картины такого рода, безусловно, создавались и раньше, но теперь они представляют собой настоящий жанр, который практикуют в каждой стране и в каждой школе живописи. И снова новатором, который основал (или, скажем, возродил) этот вид живописи, был Караваджо, который действительно начал свою художественную карьеру с этого типа работ. Неудивительно, однако, что этот жанр достиг своего пика своего развития в Нидерландах, где уже существовал предшественник, если не традиция, реалистической, домашней, простой живописи, внимательно относящейся к деталям повседневной жизни, которая возникла там из ещё в где-то пятнадцатом веке.
Голландские художники разработали особый жанр натюрморта, известный как живопись Vanitas, который содержал моралистические (библейские) послания.
Традиция натюрморта была развита рядом выдающихся художников, среди которых были: Виллем Клас Хеда (1594–1680) и Питер Клас (1597–1660), оба принадлежавшие к харлемской школе; Ян Давидс де Хем (1606-1684) из Утрехтской школы; Виллем Кальф (1619-1693), амстердамский художник пронкстильвенских картин; и Рэйчел Рюйш (1664-1750), амстердамский художник-цветочник, возможно, величайший художник натюрмортов в стиле позднего барокко.
Голландская пейзажная живопись в стиле барокко
Совпадая с классическими аркадскими пейзажами Клода Лоррена и Николя Пуссена, работавших в Риме, голландская школа начала создавать великолепные образцы пейзажной живописи в стиле барокко, лучшие из которых были созданы Якобом ван Рейсдалом (около 1628-1682) и его коллегами, его учеником Мейндертом Хоббемой (1638-1703) и другие известными художниками, включая, например, Филипса де Конинка (1619-1688), который специализировался на панорамных видах большого размера и Элберта Кёйпа (1620-1691), который известен мягким светом и яркими бликами. Среди других художников-пейзажистов эпохи барокко: Хендрик Аверкамп (1585-1634), преуспевший в зимних сценах; Корнелис ван Пеленберг (1586–1667), рисовавший итальянские сцены; пионер-натуралист Эсайас ван де Велде (1591-1630) и его ученик Ян ван Гойен (1596-1656), создавшие повторяющиеся виды на реку Неймеген, Дордрехт, песчаные дюны и корабли; а также Саломон ван Рейсдал (1600-1670), известный своими типичными голландскими видами и речными пейзажами.
Голландские художники-реалисты в стиле барокко, специализирующиеся в других жанрах, включали художника-архитектора из Харлема Питера Сенредама (1597-1665), несравненного художника-анималиста Паулюса Поттера (1625-54) и художника-мариниста Виллема ван де Вельде (1633-1707) из Лейдена.
Работы, отражающие стиль голландского барокко, можно увидеть в большинстве лучших художественных музеев мира, в частности, в Государственном музее Амстердама и Королевской картинной галерее Маурицхейс в Гааге.
Величайшие голландские художники эпохи барокко
Вот избранный список лучших голландских художников-реалистов вместе с некоторыми из величайших жанровых картин того времени.
Франс Хальс (1582–1666)
Один из величайших голландских портретистов.
Смеющийся кавалер (1625) холст, масло, Коллекция Уоллеса, Лондон.
Хендрик Тербругген (1588-1629)
голландский жанрист, утрехтская школа.
Флейтисты (1621) Staatliche Kunstsammlungen, Кассель.
Геррит ван Хонтхорст (1592-1656)
Самый известный член Утрехтской школы.
Поклонение пастухов (1622) Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Питер Янс Саенредам (1597-1665)
Художник-архитектор, известный своими строгими побелёнными интерьерами церквей.
Интерьер Бюркерка, Утрехт (1644) Национальная галерея Лондон; КАМ Форт-Уэрт, Техас.
Саломон ван Рейсдал (1602-1670)
Пейзажи и речные пейзажи.
Речной пейзаж близ Арнема (1651) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Адриан Брауэр (1605-1638)
Автор жанровых картин, известный сценами таверн.
Горький осадок (1635 г.) Художественный музей Штаделя, Франкфурт.
Рембрандт ван Рейн (1606–1669)
величайший портретист в мире; выдающийся исторический живописец.
Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа (1632) Маурицхейс.
Ночной дозор (1642) холст, масло, Рейксмузеум, Амстердам.
Аристотель созерцает бюст Гомера (1653) Метрополитен, Нью-Йорк
Вирсавия держит письмо царя Давида (1654) холст, масло, Лувр, Париж.
Портрет Яна Шестого (1654) холст, масло, Six Collection, Амстердам.
Заговор Юлия Цивилиса (1661), Национальный музей, Стокгольм.
Синдики Гильдии суконщиков (De Staalmeesters) (1662) Рейксмузеум.
Самоубийство Лукреции (1666) холст, масло, Миннеаполисский институт искусств.
Еврейская невеста (c.1665-8) Рейксмузеум, Амстердам.
Возвращение блудного сына (1666-69) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ян Давидс де Хем (1606-1683)
Автор натюрмортов, Утрехт, Антверпенская школа.
Стол с десертами (1640) холст, масло, Лувр, Париж.
Натюрморт с фруктами (1670) холст, масло, Ашмоловский музей, Оксфорд.
Адриан ван Остаде (1610-1685)
Художник крестьянских сцен, школа Харлема.
Деревенский концерт (1638) холст, масло, Прадо, Мадрид.
Интерьер с крестьянами (1663) холст, масло, Коллекция Уоллеса, Лондон.
Давид Тенирс Младший (1610-1690)
Известен небольшими сценами караульного помещения и сценами в тавернах.
Сцена азартных игр в трактире (1649) Собрание Уоллеса, Лондон.
Хармен ван Стенвик (1612-1656)
Ведущий представитель живописи vanitas (натюрморты с библейскими посланиями).
Аллегория суеты человеческой жизни (1640 г.) Национальная галерея, Лондон.
Эмануэль де Витте (1615-1692)
Алкмарский архитектурный художник, известный своими интерьерами церквей с человеческими фигурами.
Интерьер Ауде Керк Амстердам (1669) в частной коллекции.
Жерар Терборх (1617-1681),
жанровый художник Харлемской школы.
Родительское наставление (1654-55) Государственные музеи Берлина.
Женщина, пишущая письмо (1655) Маурицхейс, Гаага.
Виллем Кальф (1619-1693)
Художник натюрмортов, известный своими пронкстиллевскими картинами и картинами ванитас.
Натюрморт с омаром, рогом и стаканами (1653) Национальная галерея, Лондон.
Натюрморт с китайским фарфоровым кувшином (1662) Галерея старых мастеров, СМПК, Берлин.
Альберт Кёйп (1620-1691)
Художник-пейзажист, школа Дордрехта.
Дордрехт с севера (1650) холст, масло, собрание Ротшильдов.
Речной пейзаж со всадниками и крестьянами (1658 г.) Национальная галерея, Лондон.
Карел Фабрициус (1622-1654)
лучший ученик Рембрандта. Работал в Амстердаме и Делфте.
Вид на Делфт (1652 г.) холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
Паулюс Поттер (1625-1654)
Ведущий анималист голландской школы.
Бык (1647) холст, масло, Маурицхейс, Гаага.
Ян Стен (1626-1679)
Живописец жанровых сцен лейденской школы.
Праздник крещения (1664) холст, масло, Коллекция Уоллеса, Лондон.
Сэмюэл Ван Хогстратен (1627-1678)
Жанровый художник, известный своими интерьерами с глубокой линейной перспективой.
Туфли (1654-60) холст, масло, Лувр, Париж.
Вид вниз по коридору (1662 г.), масло на панели, Дирхэм-парк, Великобритания.
Якоб Ван Рейсдал (1628-1682)
Пейзажист, Харлемская школа.
Мельница в Вейк близ Дюрстеде (1670) холст, масло, Рейксмузеум.
Еврейское кладбище в Аудеркерке (1670) холст, масло, Галерея старых мастеров, Дрезден.
Габриэль Метсю (1629-1667)
Интимные мелкомасштабные жанровые сцены.
Блудный сын (1640-е) холст, масло, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Урок музыки (1658) холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
Питер де Хуч (1629-1683)
Жанровый художник, школа Делфта.
Двор дома в Делфте (1658) холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
Льняной шкаф (1663) Рейксмузеум, Амстердам.
Интерьер палаты советов бургомистра (1661-1670) Тиссен-Борнемиса.
Ян Вермеер (1632-1675)
Лидер делфтской школы жанровой живописи.
Солдат и смеющаяся девушка (около 1658) холст, масло, Frick Collection, Нью-Йорк.
Молочница (около 1658-60) холст, масло, Рейксмузеум, Амстердам.
Маленькая улица (улица в Делфте) (c.1657-1658) Рейксмузеум, Амстердам.
Женщина с кувшином воды (c.1664-1665) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Женщина, держащая весы (1662–1662), Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Женщина с жемчужным ожерельем (ок. 1662) SMPK, Старая галерея, Берлин.
Урок музыки (около 1665 г.), Королевское собрание.
Концерт (1665-1666) Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, Массачусетс.
Девушка с жемчужной серёжкой (Голова девушки в тюрбане) (около 1665 г.) Маурицхейс.
Искусство живописи: аллегория (c.1666-1673) Художественно-исторический музей.
Кружевница (около 1669-1670) холст, масло, Лувр, Париж.
Девушка в красной шляпе (1666–1667) Национальная художественная галерея, Вашингтон.
Николас Маес (1634-1693)
Художник школы Дордрехта, известный жанровыми картинами кухонного быта и портретами.
Подслушивающий (1657) холст, масло, Дордрехтский музей, Дордрехт.
Майндерт Хоббема (1638-1709)
Последний крупный голландский художник-пейзажист 17 века.
Водяная мельница (1665-8) холст, масло, Рейксмузеум, Амстердам.
Для получения подробной информации о европейских коллекциях, содержащих работы, иллюстрирующие жанровую живопись или натюрморты голландского реализма, см.: Художественные музеи в Европе.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологический справочник по ключевым событиям в развитии изобразительного искусства во всем мире можно найти на странице Хронология истории искусства.
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО В МИРЕ
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.Чтобы узнать о лучших работах масляными красками и акварелью, см.: Величайшие картины всех времён. О лучшем пластическом искусстве здесь: Величайшие скульптуры всех времён.
ГЕРМАНИЯ
Об архитектуре, живописи и скульптуре в соседней Германии 16-17 веков см.: Искусство немецкого барокко.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 3 Ответы
Ich brauche das hier für ein Kunst Referat über die holländische barock Kunst und ich freue mich das es diese Seite gibt :)
Sehr hilfreich Danke ;)
Hallo, ich danke viel Mals Für diese Aufklärung mich interessiert das Thema sehr
Комментирование недоступно Почему?