Картины экспрессионистов, величайшие
Экспрессионизм — масштабное художественное течение, затрагивающее большинство жанров. Наиболее ярко оно проявилось в пейзажной живописи, включая городские виды, и в портретном жанре, в том числе в карикатуре. Мастера этого направления стремятся передать субъективное ощущение от выбранной темы, а не её внешнюю оболочку.
Для достижения этой цели художники намеренно искажают формы, усиливают цвета, экспериментируют с толщиной красочного слоя и текстурой. Тип мазков подбирается так, чтобы максимально точно транслировать эмоциональное отношение автора к объекту или сцене. Характеристики конкретного экспрессионистского произведения напрямую зависят от внутреннего состояния творца. При выражении сильных переживаний часто используются нереалистичные деформации или полуабстрактные формы.
Цвет в таких работах нередко становится пронзительным, диссонирующим или кричащим. Более сдержанные эмоции передаются через ироничные сопоставления или средства символизма. Этим экспрессионизм кардинально отличается от импрессионизма. Последний, будучи крайней формой натурализма, нацелен на «оптическую правду» — фиксацию визуального момента. Экспрессионист же игнорирует внешнюю достоверность ради выражения внутренней сути красками.
Влияние экспрессионизма вышло далеко за пределы живописи, охватив скульптуру, литературу, поэзию, театр и кинематограф. См. также: История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930).
Зарождение и развитие
Как самостоятельное явление экспрессионизм кристаллизовался внутри поздних форм постимпрессионизма в последние два десятилетия XIX века. У истоков стояли выдающиеся мастера, определившие вектор развития европейского искусства.
Среди пионеров направления — Винсент Ван Гог (Vincent Willem van Gogh, 1853–1890), чьи полотна, и особенно автопортреты, носили глубоко исповедальный характер. Поль Гоген (Paul Gauguin, 1848–1903) привнёс в живопись технику клуазонизма (локальные пятна цвета) и глубокий символизм. Эдвард Мунк (Edvard Munch, 1863–1944) исследовал темы тревоги и психоанализа, а Паула Модерсон-Бекер (Paula Modersohn-Becker, 1876–1907) обратилась к эстетике примитивизма.
В начале XX века эстафету перехватили три ключевые группы, базировавшиеся в Дрездене, Мюнхене и Париже. Именно они сформировали канонический язык экспрессионизма.
Дрезденская группа «Мост» (Die Brücke), основанная в 1905 году, стремилась разрушить старые академические устои. Участники объединения, такие как Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner), использовали грубые, рубленые формы и неестественные кислотные цвета для передачи напряжения городской жизни. Мюнхенское объединение «Синий всадник» (Der Blaue Reiter), возглавляемое Василием Кандинским и Францем Марком (Franz Marc), напротив, тяготело к духовности и абстракции, видя в цвете музыкальную и мистическую силу.
После 1914 года экспрессионистская манера распространилась среди художников Парижской школы и других стран Европы. В 1920-х годах в Германии возникло течение немецкого экспрессионизма, получившее название Die Neue Sachlichkeit («Новая вещественность» или «Новый объективизм»). Это направление отошло от эмоциональной экзальтации в сторону жёсткого, сатирического реализма.
К 1930-м годам влияние стиля ослабло, уступив место сюрреализму, доминировавшему в межвоенном авангардном искусстве. Возрождение интереса к экспрессивной эстетике произошло лишь в конце 1940-х годов в США в виде абстрактного экспрессионизма.
Обзор экспрессионистской живописи (1880–1950)
Ниже приведён обзор основных региональных школ и направлений, сформировавших облик экспрессионизма в XX веке.
Сокращения в искусствоведческой литературе: MNd’AM = Национальный музей современного искусства, Париж. SGiL = Городская галерея им. Ленбаххауса, Мюнхен. SGMA = Государственная галерея современного искусства, Мюнхен.
Ранний экспрессионизм
Этот период характеризуется индивидуальными поисками мастеров, отошедших от импрессионистической фиксации реальности. Художники начали использовать цвет не описательно, а эмоционально, деформируя пространство и фигуры ради усиления психологического воздействия.
Экспрессионистские картины фовистов
Французские фовисты (от фр. les fauves — «дикие звери») произвели революцию в работе с цветом. Анри Матисс (Henri Matisse) и Андре Дерен (André Derain) освободили цвет от необходимости описывать предмет, превратив его в самостоятельную экспрессивную единицу. Их полотна отличаются яркими, чистыми пигментами и декоративностью.
Экспрессионистские картины группы «Мост» (Die Brücke)
Художники этой немецкой группы, вдохновлённые средневековой ксилографией и искусством Африки, создали стиль с подчёркнуто угловатыми контурами. Их работы часто затрагивали темы отчуждения в современном мегаполисе и табуированные стороны жизни.
Экспрессионистские картины «Синего всадника» (Der Blaue Reiter)
В отличие от «Моста», эта группа фокусировалась на метафизических аспектах искусства. Василий Кандинский, Август Макке (August Macke) и Алексей фон Явленский искали духовные соответствия между формой, цветом и звуком, постепенно двигаясь в сторону полной абстракции.
Экспрессионистские картины «Новой вещественности»
Реакция на ужасы Первой мировой войны породила искусство циничного реализма. Отто Дикс (Otto Dix) и Георг Гросс (George Grosz) использовали экспрессионистские приёмы гротеска для острой социальной сатиры, обличая пороки общества Веймарской республики.
Экспрессионистские картины Парижской школы
В Париже экспрессионизм приобрёл лирический и трагический оттенок, особенно в работах эмигрантов. Хаим Сутин (Chaïm Soutine) и Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani) создавали портреты и пейзажи, наполненные нервной энергией и меланхолией.
Примечание: для интерпретации работ художников Парижской школы см.: Анализ современных картин (1800–2000).
Австрийские экспрессионистские картины
Венский экспрессионизм отличался особым психологизмом и эротизмом. Эгон Шиле (Egon Schiele) и Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka) исследовали хрупкость человеческого тела и глубины подсознания через ломаные линии и болезненные цветовые сочетания.
Бельгийские экспрессионистские картины
В Бельгии направление развивалось в двух центрах: Латемская школа во Фландрии тяготела к почвенничеству и крестьянской тематике (Констант Пермеке), в то время как другие авторы склонялись к социальному гротеску (Джеймс Энсор).
Картины экспрессионистов из Чехии
Группа «Восьмёрка» (Osma) в Праге синтезировала достижения Мунка и французских фовистов, создав уникальный сплав кубизма и экспрессионизма, известный как кубоэкспрессионизм (Богумил Кубишта, Эмиль Филла).
Русские экспрессионистские картины
В России экспрессионизм часто переплетался с примитивизмом и футуризмом. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов в ранний период, а также участники объединения «Бубновый валет» использовали экспрессию народного лубка для обновления живописного языка.
Австралийские экспрессионистские картины
В 1940-х годах в Австралии (круг «Heide Circle») возникло мощное движение модернистов. Сидни Нолан (Sidney Nolan) и Артур Бойд (Arthur Boyd) использовали экспрессионистскую технику для создания мифологизированных образов австралийской истории и пейзажа.
Обратите внимание: информацию о послевоенных группах в Америке можно найти в разделе: Абстрактный экспрессионизм. Это обширное движение включает такие направления, как живопись действия (ок. 1950–55, Джексон Поллок, Ли Краснер); жестовая живопись (Виллем де Кунинг, Роберт Мазервелл, Франц Клайн); живопись цветового поля (ок. 1948–68, Марк Ротко, Барнетт Ньюман, Клиффорд Стилл, Элен Франкенталер, Моррис Луис, Кеннет Ноланд, Джулс Олицки).
Также выделяют постживописную абстракцию (ок. 1955–65, Клемент Гринберг) и живопись жёстких контуров (конец 1950-х / начало 1960-х годов, Эл Хелд, Эльсворт Келли, Фрэнк Стелла, Брайс Марден, Эд Рейнхардт).
О европейском послевоенном контексте см.: Art Informel, практикуемый Марией Эленой Виейра да Силва (Maria Helena Vieira da Silva, 1908–1992) и другими.
Для ознакомления с родственными стилями см.: лирическую абстракцию (1945–60, Пьер Сулаж, Ханс Хартнунг, Жорж Матьё, Никола де Сталь, Жан-Поль Риопель) и ташизм (конец 1940-х / 50-е годы, Жан Фотрие, Жорж Матьё, Вольс, Жан Дюбюффе, Сэм Фрэнсис). Ведущим представителем послевоенного фигуративного экспрессионизма считается Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon).
Произведения экспрессионистов входят в золотой фонд коллекций крупнейших художественных музеев мира.
- Экспрессионизм
- Экспрессионизм
- Экспрессионизм в дизайне интерьера
- Экспрессионизм в европейском художественном искусстве
- Der Blaue Reiter: Немецкая художественная группа экспрессионистов
- Пьер Сулаж: художник-абстракционист, ташизм
- Выставка немецких художников из Ворпсведе в картинной галерее Челябинска
- «Тело в лесу» Эйприл Генри, краткое содержание
- Рояль за сценой — неожиданный подарок из прошлого
- Спектакль «Кроткая»
- Постимпрессионизм
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?