Фовисты:
французские художники-экспрессионисты читать ~4 мин.
Фовизм — стиль французской живописи начала XX века, для которого характерно смелое использование ярких, чистых цветов. Интенсивность цвета применялась для создания эмоционального и декоративного эффекта, а также для работы с пространством и объёмом. Как движение фовизм возник в 1905 году, когда группа художников-колористов во главе с Анри Матиссом приняла участие в Осеннем салоне в Париже.
Художественный критик Луи Воссель, присутствовавший на выставке, прозвал их «фовами» (от французского les fauves — «дикие звери»). Группу поддержали немногие арт-дилеры, такие как Амбруаз Воллар, Берта Вейль и позднее Поль Розенберг (1881–1959). Однако объединение подверглось резкой критике со стороны других экспертов и публики, шокированных столь агрессивным использованием цвета и не воспринимавших «аляповатые», по их мнению, картины всерьёз.
Несмотря на критику, фовисты оказали огромное влияние на современное искусство начала XX века. Немецкий экспрессионизм, например, был одним из нескольких направлений современного искусства, испытавших влияние фовистского подхода к цвету и тону. Многие иностранные художники приезжали в Париж, бывший тогда мировым центром искусства, чтобы воочию увидеть новое французское экспрессионистское движение.
После участия в Осеннем салоне 1905 года и выставки в Салоне независимых в 1906 году, в 1907 году группа распалась. Некоторые участники объединения продолжали создавать яркие экспрессионистские картины, в то время как другие обратились к новым стилям.
Выдающиеся художники-фовисты
Ключевыми участниками Осеннего салона 1905 года были Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Альбер Марке, Кес ван Донген и Оттон Фриз. Позднее к группе примкнули Рауль Дюфи (1906) и Жорж Брак (1907). Все они в той или иной степени испытали влияние постимпрессионизма — в частности, таких художников-постимпрессионистов, как Ван Гог (1853–1890), Поль Гоген (1848–1903) и Поль Сезанн (1839–1906), — а также неоимпрессионизма.
Самым распространённым жанром среди участников группы был пейзаж, хотя они также писали обнажённую натуру и портреты. В композициях, как правило, мало внимания уделялось глубине или объёму; они исполнялись энергичными мазками.
По настроению фовизм был жизнерадостным, в отличие от мрачного экспрессионизма, но прежде всего — красочным. Матисс, лидер движения, исследовал возможности цвета с 1899 года. Однако лишь после совместной работы с неоимпрессионистом Полем Синьяком (1863–1935) на юге Франции в 1904 году и с Андре Дереном в Кольюре в 1905-м он в полной мере осознал потенциал цвета. Краткое пояснение о связях фовизма с экспрессионизмом можно найти в статье: История экспрессионистской живописи (около 1880–1930).
Анри Матисс (1869–1954)
Основатель фовизма и новатор-колорист. Известен сопоставлением чистых тонов для создания контрастных плоскостей. Интерес к цвету сохранял на протяжении всей жизни.
Андре Дерен (1880–1954)
Участник Парижской школы, близкий друг де Вламинка. Его манеру отличали широкие квадратные мазки и необычная гамма зелёных, синих и фиолетовых пигментов.
Морис де Вламинк (1876–1958)
Экспрессивный, противоречивый художник. Известен ранними пейзажами, написанными свободно, с использованием техники импасто и насыщенными цветами.
Альбер Марке (1875–1947)
Учился вместе с Матиссом у Гюстава Моро. Писал выразительные, простые композиции (как правило, виды Сены с доками, кранами и буксирами), используя чистые, гармоничные цвета.
Жорж Руо (1871–1958)
Также учился у Гюстава Моро вместе с Матиссом и Марке. Глубоко религиозный, христианский художник. Его работы, напоминающие иконы или витражи, отличаются тяжёлыми чёрными контурами и приглушёнными цветами. Стал одним из крупнейших художников-экспрессионистов.
Рауль Дюфи (1877–1953)
Работал с Марке на побережье Нормандии. Сочетал чёткость линий с яркими красками в декоративных работах, посвящённых скачкам и регатам. Также создавал гравюры, эскизы для текстиля и гобеленов.
Кес ван Донген (1877–1968)
Художник голландского происхождения, примкнувший к Парижской школе. Наиболее известен своими оригинальными ранними полотнами, написанными насыщенными, яркими красками, не уступающими по интенсивности работам Матисса.
Жорж Брак (1882–1963)
Один из последних художников, присоединившихся к группе. В его фовистских картинах заметен интерес к организации форм в сочетании со смелым использованием цвета. Вскоре после этого стал одним из основоположников кубизма.
Оттон Фриз (1879–1949)
Познакомился с Матиссом в парижской Школе изящных искусств. В своём творчестве прошёл путь от импрессионизма к фовизму, а затем к более структурированной живописи в духе Сезанна, но наиболее известен своими фовистскими работами.
Жан Пюи (1876–1960)
Художник из Лиона, познакомившийся с Матиссом в Париже. Был одним из более умеренных участников группы. Писал пейзажи, обнажённую натуру, цветы и интерьеры в яркой, спонтанной манере.
Луи Вальтат (1869–1952)
Начинал как неоимпрессионист. Считается важным предшественником фовизма, хотя официально в группу не входил. Продолжал экспериментировать с цветом и после распада объединения.
Шарль Камуан (1879–1964)
Умеренный фовист, любивший чистые, яркие цвета. Позднее, под влиянием Ренуара, обратился к импрессионизму.
Анри-Шарль Манген (1874–1949)
Друг Матисса, Марке и Камуана. Был очарован ярким светом Сен-Тропе, где и поселился. В использовании цвета был более сдержан, чем другие фовисты.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?