Фламандские художники (1400-1750) читать ~10 мин.
Произведения великих фламандских художников хранятся во многих лучших художественных музеях мира, в частности в Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе и Антверпенском королевском музее изящных искусств.
Иероним Босх (ок. 1450–1516) (Хертогенбос)
Творчество Иеронима Босха пришлось на переходный период от Средневековья к Новому времени. В его работах сочетаются глубокая духовность, пророческое видение будущего и интерес к сатирическим образам. Эта многогранность, а также осознание демонического начала в религиозном искусстве делают его одной из самых загадочных фигур своей эпохи.
«Сад земных наслаждений» (1504), Музей Прадо, Мадрид.
«Страшный суд» (триптих, 1505–1510), Академия изобразительных искусств, Вена.
«Ecce Homo» (1515–1516), Музей изящных искусств, Гент.
Дирк Боутс (ок. 1420–1475) (Лёвен)
Наряду с Гансом Мемлингом, Дирк Боутс является одним из важнейших последователей Рогира ван дер Вейдена. Он развил духовное и стилистическое направление своего предшественника, достигнув в живописи реализма и чистоты исполнения.
«Ад» (1450), Дворец изящных искусств, Лилль.
Алтарный образ «Тайная вечеря» (1464–1467), Церковь Святого Петра, Лёвен.
Пауль Бриль (1554–1626) (Антверпен)
Один из ключевых нидерландских художников, сформировавших свой стиль в Италии. В его работах южные пейзажи обрели особую гармонию и поэтичность.
Мельхиор Брудерлам (ок. 1350 – после 1409) (Ипр)
Придворный художник Филиппа Смелого, герцога Бургундского. Наиболее известен своими алтарными картинами.
«Дижонский алтарь» (1393–1399), Музей изящных искусств, Дижон.
Адриан Брауэр (1605–1638) (Ауденарде)
Художник работал во Фландрии и Голландии. Он вёл беспокойный образ жизни, что находило отражение в сюжетах его картин. Являясь выдающимся представителем голландского реалистического жанра, Брауэр мастерски передавал бурную жизнь своих персонажей. Он был проницательным наблюдателем и талантливым пейзажистом.
Ян Брейгель Старший (1568–1625) (Брюссель)
Как и другие члены его семьи, Ян получил первые художественные навыки, продолжая дело своего отца. Однако вскоре он выработал собственный стиль и тематику, благодаря которым получил прозвища «Бархатный» и «Цветочный».
Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569) (Брюссель)
Один из важнейших художников Северного Возрождения XVI века. В своих жанровых картинах он обращался к широкому кругу тем. Современники высоко ценили его талант, а хорошо организованная мастерская позволяла выполнять многочисленные заказы. Гений Брейгеля позволял ему придавать художественное величие всем своим разнообразным работам. Он считается одним из лучших жанровых художников своего времени.
«Нидерландские пословицы» (1559), Государственные музеи, Берлин.
«Безумная Мег (Dulle Griet)» (1562), Музей Майера ван ден Берга, Антверпен.
«Вавилонская башня» (1563), Музей истории искусств, Вена.
«Охотники на снегу» (1565), Музей истории искусств, Вена.
«Перепись в Вифлееме» (1566), Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
«Избиение младенцев» (1564), Музей истории искусств, Вена.
«Притча о слепых» (1568), Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
«Крестьянская свадьба» (1568), Музей истории искусств, Вена.
Робер Кампен (1375–1444) (Турне)
Нидерландский мастер, также известный как Мастер из Флемаля. Он отошёл от изысканного стиля интернациональной готики и вместе с Яном ван Эйком стал основателем ранней нидерландской школы живописи.
Триптих «Погребение» (ок. 1410), Институт искусства Курто, Лондон.
«Алтарь Мероде» (ок. 1427), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Верльский алтарь» (диптих, 1438), Музей Прадо, Мадрид.
Петрус Кристус (ок. 1410/1420–1475/1476) (Брюгге)
Важный последователь Яна ван Эйка, в мастерской которого он, вероятно, работал в юности. Кристус писал картины на религиозные сюжеты и портреты. Его шедевром считается «Портрет молодой девушки» (ок. 1470, Картинная галерея, Берлин). Творчество Кристуса оказало влияние на венецианскую портретную живопись, в частности на работы Антонелло да Мессины (1430–1479).
Жан Клуэ (ок. 1480–1541)
Художник фламандского происхождения, работавший во Франции. Наиболее известен своими портретными миниатюрами. Он был одним из лучших миниатюристов на континенте. Образцы его работ хранятся в Британской королевской коллекции в Виндзоре и в Музее Конде в Шантийи.
Герард Давид (ок. 1460–1523) (Гауда)
Считается последним великим мастером ранней нидерландской школы. После смерти Ганса Мемлинга, своего современника, Давид стал ведущим художником Брюгге в области церковной живописи.
Ян Госсарт (ок. 1478–1532) (Мабёз)
Получил образование в Риме. По возвращении во Фландрию стал одним из важнейших мастеров нидерландского романизма — направления, испытавшего сильное влияние итальянского искусства.
Ян Йозеф Гореманс Младший (1714–1790) (Антверпен)
Ученик своего отца, Яна Йозефа Старшего. Их работы часто трудно различить из-за схожих подписей, дат и тематики. Оба художника создавали живые бытовые сцены из сельской и городской жизни.
Жакмар де Эсден (ок. 1355 – ок. 1414)
Фламандский художник-иллюминатор, известный своими новаторскими миниатюрами. Работал над часословами для герцога Беррийского.
«Брюссельский часослов» (ок. 1400–1402), Королевская библиотека Бельгии, Брюссель.
«Малый часослов» (завершён ок. 1385–1390), Национальная библиотека Франции, Париж.
Якоб Йорданс (1593–1678) (Антверпен)
Наряду с Рубенсом и ван Дейком, Йорданс является одним из крупнейших фламандских художников. Его юмористический, приземлённый стиль наиболее ярко проявился в аллегорических и мифологических жанровых сценах. Он часто создавал несколько вариантов одной и той же картины с небольшими изменениями.
Адриан Томас Кей (ок. 1544 – после 1589) (Антверпен)
Высоко ценился как исторический живописец и портретист, имевший доступ в аристократические круги. Его портреты отличаются утончённой элегантностью.
Квентин Массейс (1466–1530) (Лёвен)
Основатель антверпенской школы живописи и ведущий мастер нидерландского искусства начала XVI века. Его основные работы — алтарные образы и мадонны с ярко выраженным портретным характером. Он разработал новый для своего времени жанр — композиции с бытовыми сценами, основанные на портретах, например «Меняла и его жена» (1514, Лувр).
Ганс Мемлинг (ок. 1433–1494) (Брюгге)
Стиль Мемлинга сформировался под влиянием Рогира ван дер Вейдена и Дирка Боутса. Он развил их художественные принципы, придав им особое очарование и утончённость. Мемлинг стал ведущим мастером южнонидерландской школы и владельцем крупнейшей мастерской в Брюгге своего времени.
Триптих «Страшный суд» (1471), Национальный музей, Гданьск.
«Алтарь Донна» (триптих, ок. 1478), Национальная галерея, Лондон.
Йос де Момпер (1564–1635) (Антверпен)
Значимый нидерландский пейзажист. Он предпочитал изображать сцены из сельской и городской жизни, зимние пейзажи и сцены охоты.
Бернарт ван Орлей (ок. 1487/1491–1541) (Брюссель)
Наряду с Госсартом и ван Клёве, является главным мастером нидерландского реализма. Работая в традициях местных художников, он также испытал сильное влияние Рафаэля. Писал картины на религиозные сюжеты и создавал эскизы для гобеленов.
Иоахим Патинир (ок. 1480–1524) (Антверпен)
Новатор и пионер пейзажной живописи, в которой фигуры играли второстепенную роль. Главное значение в его работах имели фантастические изображения скал и рек.
«Переправа через Стикс» (ок. 1520–1524), Музей Прадо, Мадрид.
«Отдых на пути в Египет» (ок. 1515), Королевский музей изящных искусств, Антверпен; Музей Прадо, Мадрид.
Ян Провост (ок. 1465–1529) (Монс, Антверпен, Брюгге)
Работал в Монсе, Антверпене, а затем в Брюгге. Был одним из видных продолжателей традиций ранней нидерландской школы живописи.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640) (Зиген, Антверпен)
Главный представитель фламандской живописи барокко. Он воспринял художественные принципы католического барокко эпохи Контрреформации и воплотил их в своих крупноформатных полотнах, наполненных страстью, движением и жизненной силой.
«Самсон и Далила» (1609), Национальная галерея, Лондон.
«Снятие с креста» (1612–1614), Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен.
«Похищение дочерей Левкиппа» (1618), Старая пинакотека, Мюнхен.
«Суд Париса» (ок. 1632–1635), Национальная галерея, Лондон.
Якоб Саверей (ок. 1566–1603) (Амстердам)
О жизни этого художника и гравёра известно мало. Вероятно, он был братом более знаменитого Руланта Саверея. Оба мастера предпочитали пейзажи с фигурами.
Рулант Саверей (1576–1639) (Утрехт)
В основном известен как пейзажист и анималист. В его творчестве также встречаются натюрморты с цветами в стиле Яна Брейгеля, которые были очень популярны в то время.
Ян Сиберехтс (1627–1703) (Антверпен)
Писал просторные пейзажи с видами сельской местности или сценами из повседневной жизни крестьян, по стилю напоминающие работы Паулюса Поттера.
Давид Тенирс Младший (1610–1690) (Антверпен, Брюссель)
Начинал работать в Антверпене, позже был назначен придворным художником в Брюсселе, где основал академию. Под влиянием Брауэра создавал сцены из крестьянской жизни с курящими и играющими в карты людьми. Позднее писал также пейзажи и придворные сцены.
Фредерик ван Валькенборх (1566–1623) (Антверпен, Нюрнберг)
Сын художника Мартена ван Валькенборха и видный представитель позднего маньеризма. Во время путешествия в Рим он пересёк Альпы, после чего полюбил изображать дикие горные пейзажи.
Йос ван Клёве (ок. 1485–1540/1541) (Антверпен)
Ранний фламандский мастер, известный алтарными композициями и другими картинами на христианские сюжеты. В молодости ван Клёве работал портретистом при французском дворе, а с 1511 года и до конца жизни был активен в Антверпене.
Гиллис ван Конинкслоо (1544–1607) (Антверпен)
Будучи важным пейзажистом, он осуществил переход от романтического, фантастического изображения природы XVI века к более реалистичному видению, свойственному мастерам XVII столетия.
Антонис ван Дейк (1599–1641) (Антверпен)
Один из величайших фламандских художников и один из лучших портретистов всех времён. Он учился в мастерской Рубенса, а затем оттачивал свой стиль в Англии и Италии. Позднее стал очень востребованным портретистом в аристократических кругах. Характерной чертой его портретов является «благородная» поза моделей.
«Портрет кардинала Гвидо Бентивольо» (1623), Палаццо Питти, Флоренция.
«Карл I на охоте» (1635), Лувр, Париж.
Ян ван Эйк (до 1390–1441) (Маасейк)
Самый знаменитый мастер ранней нидерландской школы и один из величайших художников в истории. Он начал карьеру при дворе графа Голландии в Гааге, а с 1430 года был городским художником в Брюгге. Живописная техника ван Эйка, его работа с пространством и композицией стали революционными для нидерландского искусства.
«Гентский алтарь» (1432), Собор Святого Бавона, Гент.
«Портрет мужчины в красном тюрбане» (1433), Национальная галерея, Лондон.
«Портрет четы Арнольфини» (1434), Национальная галерея, Лондон.
«Мадонна канцлера Ролена» (1435), Лувр, Париж.
Гуго ван дер Гус (ок. 1440–1482) (Гент)
Один из самых значительных и загадочных мастеров из Гента. Его творчество оказало заметное влияние на искусство раннего Возрождения во Флоренции.
«Алтарь Портинари» (триптих, ок. 1475), Галерея Уффици, Флоренция.
Госсен ван дер Вейден (ок. 1465 – после 1538) (Брюссель)
Известный создатель триптихов и других алтарных картин. С 1503 года он руководил процветающей мастерской, а с 1510 по 1530 год был деканом антверпенской гильдии художников. Его рисунки отличаются изяществом и элегантностью.
Рогир ван дер Вейден (1400–1464) (Турне, Брюссель)
Один из главных представителей ранней нидерландской школы. Основные работы создал в Брюсселе, где как официальный художник города содержал большую мастерскую. Подобно братьям ван Эйк, его творчество оказало глубокое влияние на развитие нидерландского и немецкого искусства эпохи Возрождения.
«Снятие с креста» (ок. 1435–1440), Музей Прадо, Мадрид.
«Алтарь семи таинств» (ок. 1445), Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
«Бонский алтарь» (1445–1450), Музей госпиталя Отель-Дьё, Бон.
«Оплакивание Христа» (ок. 1450), Галерея Уффици, Флоренция.
Жан-Антуан Ватто (1684–1721) (Париж)
Ведущий художник стиля рококо, имевший фламандское происхождение.
«Паломничество на остров Киферу» (1717), Лувр, Париж; дворец Шарлоттенбург, Берлин.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?