Немецкие художники барокко читать ~5 мин.
Экспрессивный и драматичный стиль искусства барокко, охвативший архитектуру, скульптуру, живопись и декоративное искусство, был сосредоточен в Риме. Из-за этого такие страны, как Англия, Германия и Франция, в некоторой степени находились на периферии развития теории и практики этого направления.
Стиль барокко оказал сравнительно небольшое влияние на изобразительное искусство Северной Европы, за исключением испанской Фландрии (см. фламандское искусство барокко). Даже яркая жанровая живопись соседней Голландии испытала лишь ограниченное воздействие этой школы, в основном в области реализма (см. голландское искусство барокко).
Живописцы и скульпторы
Немецкое искусство барокко начало развиваться лишь после окончания разрушительной Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.), которая велась преимущественно на территории немецких земель и привела к огромным человеческим страданиям и экономическому упадку. Протестантская северная Германия, за исключением периода правления Фридриха Великого, имела мало крупных покровителей искусств. Поэтому даже в южной Германии барокко нашло своё основное применение в архитектуре. В результате большая часть живописи и скульптуры XVII века в Германии была вторична по отношению к достижениям мастеров из других стран. Тем не менее в этот период работали и выдающиеся немецкие мастера. К ним относятся живописцы раннего барокко: Ханс (Иоганн) Роттенхаммер (1564–1625), Адам Эльсхаймер (1578–1610), Иоганн Лисс (1597–1631) и Иоахим фон Зандрарт (1606–1688), а также более поздний скульптор и архитектор Андреас Шлютер (1664–1714).
Архитекторы и влияние религии
Немецкие архитекторы барокко были наиболее активны в центральной и южной Германии. Именно здесь, в католических регионах, произошёл последний и один из самых ярких расцветов архитектуры барокко. Движение Контрреформации, направленное на укрепление позиций католической церкви, способствовало строительству пышных и богато украшенных церквей и монастырей, которые должны были утверждать величие веры. В 1720-х годах местные архитекторы отошли от строгих итальянских образцов, создав свой уникальный, более лёгкий и декоративный стиль.
Среди величайших архитекторов того времени были Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, братья Азам, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и Бальтазар Нейман (нем. Johann Balthasar Neumann). Яркими примерами немецкой церковной архитектуры барокко являются бенедиктинское аббатство Оттобойрен в Баварии, церковь Святого Иоанна Непомуцкого (Азамкирхе) в Мюнхене, монастырь Вельтенбург и аббатство Этталь. К шедеврам религиозной архитектуры также относятся Фрауэнкирхе в Дрездене, спроектированная Георгом Бером, и базилика Фирценхайлиген в Верхней Франконии.
Крупнейшие дворцы в стиле барокко включают Цвингер в Дрездене, спроектированный Маттеусом Даниэлем Пёппельманом (1709–1728), Дворец курфюрстов в Трире и Людвигсбургскую резиденцию в Штутгарте — самый большой барочный дворец в Германии.
От барокко к рококо: концепция Gesamtkunstwerk
В соответствии с немецкой концепцией Gesamtkunstwerk («целостного произведения искусства»), архитектура резиденций немецких правителей часто следовала модели французского барокко, в частности, образцу королевского Версальского дворца. Эта концепция подразумевала синтез архитектуры, живописи, скульптуры и декоративного искусства в едином гармоничном ансамбле. Лучшим примером Gesamtkunstwerk в действии является, вероятно, Вюрцбургская резиденция. Здание, спроектированное Иоганном Бальтазаром Нейманом, ведущим европейским архитектором того времени, было украшено фресками великого венецианского мастера Джованни Баттисты Тьеполо (1696–1770) по приглашению князя-епископа Карла Филиппа фон Грайффенклау. Подробнее см.: Фрески Вюрцбургской резиденции (1750–1753).
Именно в Германии поздний, пышный и динамичный стиль барокко постепенно трансформировался в рококо — ещё более изящный, лёгкий и асимметричный. Если барокко стремилось к монументальности и величию, то рококо предпочитало интимность, изысканность и игривость. Этот переход особенно заметен в интерьерах дворцов и церквей, где сложная лепка, позолота и пастельные тона создают атмосферу праздника и утончённости.
Эпоха барокко в Германии также ознаменовалась открытием Akademie der Künste (Прусской академии искусств) в Берлине. Это престижное учреждение было основано в 1696 году курфюрстом Фридрихом III Бранденбургским (позже коронованным как Фридрих I, король Пруссии) и служило, помимо прочего, художественным советом при правительстве. Его образовательная функция со временем перешла к Universität der Künste Berlin (Берлинскому университету искусств). См. также: Берлинская картинная галерея.
Список немецких художников барокко
Ниже представлены некоторые мастера барокко в живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве Германии XVII века:
Кристиан Беренц (1658–1722) — живописец (Рим)
Генрих Болландт (1577 – ок. 1651) — живописец (Байройт)
Ханс Конрадт Брегтель (ок. 1608–1675) — ювелир (Гаага)
Иоганн Динценхофер (1663–1726) — архитектор
Адам Эльсхаймер (1578–1610) — живописец
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656–1723) — архитектор
Георг Флегель (1566–1638) — живописец (Франкфурт)
Иоахим Фрисс (ок. 1579–1620) — ювелир (Аугсбург)
Маттиас Гротер (1564–1638) — график (Рим)
Антони Грилл (1609–1675) — ювелир
Георг Гейнц (1630–1688) — живописец
Иоганн Хайсс (1640–1704) — живописец
Леонхард Керн (1588–1662) — скульптор
Иоганн Кёниг (1586–1642) — живописец (Аугсбург)
Ханс Крумпер (1570–1634) — скульптор
Готфрид Либальт (ок. 1610–1666) — живописец
Иоганн Лисс (1597–1631) — живописец (Италия)
Иоганн Карл Лот (1632–1698) — живописец (Италия)
Иоганн Ульрих Майр (1630–1704) — живописец (Аугсбург)
Абрахам Миньон (1640–1679) — живописец (Франкфурт)
Бальтазар Нейман (1687–1753) — архитектор (Вюрцбург/Бамберг)
Юрген Овенс (1623–1678) — живописец
Кристоф Паудисс (ок. 1625–1666) — живописец
Бальтазар Пермозер (1651–1732) — скульптор (Дрезден)
Йорг Петель (1601–1634) — скульптор
Габриэль Ролленхаген (1583–1619) — график (Магдебург)
Петер Роллос Старший (активен 1619–1639) — график
Филипп Петер Роос (Роза да Тиволи) (1657–1706) — живописец (Рим)
Ханс (Иоганн) Роттенхаммер (1564–1625) — живописец
Карл Борромеус Андреас Рутхарт (1630–1703) — живописец
Иоахим фон Зандрарт (1609–1688) — живописец
Андреас Шлютер (ок. 1660–1714) — скульптор
Иоганн Генрих Шёнфельд (1609–1683) — живописец
Франц Вернер фон Тамм (1658–1724) — живописец
Йорг Цюрн (1583–1638) — резчик по дереву
Михаэль Цюрн (1626–1691) — скульптор
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?