Готическая архитектура читать ~10 мин.
Готический собор — одно из лучших свидетельств высокого качества христианского искусства Средневековья. Готический архитектурный стиль зародился в аббатстве Сен-Дени близ Парижа в 1140 году и в течение столетия коренным образом изменил облик соборов по всей Западной Европе. Прежний стиль романской архитектуры с его массивными стенами, полуциркульными арками, маленькими окнами и сумрачными интерьерами уступил место стрельчатым готическим аркам, тонким стенам и огромным витражам, заливавшим внутреннее пространство светом.
Усовершенствовав систему сводов и применив аркбутаны для перераспределения нагрузки от кровли, готические архитекторы смогли радикально преобразить интерьер, сделав его визуально лёгким и устремлённым ввысь. Все элементы конструкции стали казаться выше и изящнее, а пучки колонн (колоннеты), идущие от пола до самого потолка, с драматической силой устремляли взгляд вверх.
Снаружи обилие каменной скульптуры добавляло декоративности и служило библейским повествованием для прихожан: статуи святых на стенах, сложные рельефы вокруг порталов и дверей. Добавьте к этому мозаику, резные алтари, купели и кафедры, яркие витражи, изысканные готические иллюминированные рукописи и драгоценную церковную утварь, и станет ясно, почему готические соборы считаются одними из величайших произведений искусства. Выдающиеся примеры таких сооружений: собор Парижской Богоматери (1163–1345), Шартрский собор (1194–1250) и Кёльнский собор (1248–1880).
Характеристики готической архитектуры
Готическое искусство выросло из романского и просуществовало с середины XII до конца XVI века в некоторых регионах Европы, например, в Германии. Архитектура была ведущим видом искусства готики, а ключевые конструктивные черты этого стиля стали результатом попыток средневековых каменщиков решить проблему возведения тяжёлых каменных сводов над широкими пролётами.
Проблема заключалась в том, что каменная кладка свода создавала огромное давление, направленное вниз и в стороны, которое воздействовало на несущие стены и часто приводило к их обрушению. В предшествующий романский период (около 800–1150 годов) проектировщики полагали, что для противодействия этому давлению стены должны быть чрезвычайно толстыми и массивными. Однако около 1120 года готические зодчие решили эту проблему с помощью нескольких гениальных нововведений.
Нервюрный свод, аркбутаны и стрельчатая арка
Прежде всего, они разработали нервюрный (ребристый) свод. Он состоял из каркаса диагональных арок (нервюр), пространство между которыми заполнялось более лёгкими каменными плитами (распалубками). Эта новая конструкция не только значительно уменьшала вес, а следовательно, и боковой распор потолочного свода, но и позволяла перенаправить нагрузку. Вес свода теперь концентрировался на рёбрах-нервюрах и передавался на отдельные опоры — столбы и наружные аркбутаны, что устраняло необходимость в массивных стенах. Кроме того, готические архитекторы заменили полуциркульные арки на стрельчатые, которые распределяли вес свода в более вертикальном направлении.
Проще говоря, до революционных нововведений готики вес крыши (свода) целиком ложился на несущие стены. В результате чем тяжелее и выше была крыша, тем сильнее она давила на стены и тем толще они должны были быть, чтобы сохранять устойчивость.
Например, романский собор имел массивные, сплошные стены, которые занимали огромное пространство и создавали небольшие, тёмные интерьеры. В отличие от них, готические архитекторы направили вес крыши по рёбрам потолка, через стены на аркбутан (наружную полуарку) и далее по вертикальным опорам (устоям) в землю.
Таким образом, крыша больше не зависела от стен в качестве основной опоры. В результате стены готического собора можно было делать намного выше (что придавало зданию ещё большее величие) и тоньше (что создавало больше внутреннего пространства). Они также могли включать гораздо больше окон, что приводило к более светлым интерьерам и, благодаря витражам, к большему количеству библейских сюжетов для прихожан.
Всё это привело к появлению совершенно нового типа соборного интерьера. Его высокие, тонкие стены создавали ощущение парения и устремлённости ввысь, усиленное разноцветным светом, льющимся через огромные витражи. Внешний вид собора стал сложнее, чем прежде: вертикальные опоры соединялись с верхними частями стен аркбутанами, а фасады украшались большими окнами-розами.
По мере развития стиля декоративное искусство стало преобладать над конструктивными задачами. Появилась ажурная каменная резьба, известная как масверк, а также богатый ассортимент других декоративных элементов, включая высокие портики, пинакли и шпили.
Главные мастера-каменщики
Средневековые каменщики были высококвалифицированными ремесленниками, и их мастерство находило применение в основном при строительстве замков, церквей и соборов. Главный мастер-каменщик был человеком, который руководил не только каменными работами, но и трудом плотников, стекольщиков и других специалистов. Фактически все квалифицированные и неквалифицированные рабочие на стройке находились под его началом. Он располагался в так называемой строительной ложе. На всех крупных строительных площадках была такая ложа, из которой организовывалась вся работа.
История и развитие готической архитектуры
В готическом архитектурном дизайне можно выделить три основных этапа: ранняя, высокая и поздняя готика.
Ранняя готика (1120–1200)
Слияние всех упомянутых конструктивных элементов в единый архитектурный стиль впервые произошло в регионе Иль-де-Франс (область вокруг Парижа), где процветающие города имели достаточно средств для строительства великих соборов, которые сегодня являются символами готической архитектуры. Самым ранним сохранившимся образцом готического сооружения считается аббатство Сен-Дени в Париже, строительство которого началось около 1140 года.
Вскоре соборы с похожими сводами и окнами стали появляться и в других местах, начиная с Нотр-Дам де Пари (ок. 1163–1345) и Ланского собора (ок. 1112–1215). Вскоре сформировалась характерная четырёхъярусная структура стены: нижний ярус аркад, над ним — галерея (эмпоры), затем — трифорий (узкая декоративная галерея) и, наконец, верхний ярус с окнами, называемый клеристорием. Система колонн и арок, поддерживающих эти ярусы, подчёркивала геометрию и гармонию интерьера. Развивались также оконные переплёты (декоративные элементы окон) и искусство витража.
Восточная часть раннеготического собора представляла собой полукруглый выступ, называемый апсидой, где размещался главный алтарь. Апсиду окружала обходная галерея (амбулаторий). Западный фасад — главный вход в здание — был гораздо более впечатляющим. Обычно он имел широкую лицевую часть с двумя массивными башнями, вертикальные линии которых уравновешивались горизонтальными рядами монументальных порталов, окон, галерей, скульптур и других элементов.
Как правило, длинные наружные стены собора поддерживались рядами вертикальных опор (контрфорсов), соединённых с верхней частью стены полуарками, известными как аркбутаны. Этот ранний стиль готической архитектуры распространился по всей Европе: в Германии, Англии, Нидерландах, Италии, Испании и Португалии.
Для интересного сравнения с восточной архитектурой см.: кхмерский храм XII века Ангкор-Ват (1115–1145) и храм XI века Кандарья-Махадева (1017–1029).
Высокая готика (1200–1280), «лучистый» стиль
На континенте следующий этап развития готики известен как «лучистая готика». Её английский эквивалент называется «украшенным» стилем. Лучистая готика характеризовалась появлением множества сложных геометрических украшений, но почти не привнесла конструктивных улучшений.
На этом этапе архитекторы и каменщики переключили своё внимание с оптимизации распределения веса и возведения более высоких стен на улучшение эстетического восприятия здания. Этот подход привёл к добавлению множества декоративных элементов, включая пинакли (остроконечные башенки, венчающие контрфорсы), профилированные тяги и, в особенности, сложный каменный узор оконных переплётов (масверк).
Самой характерной чертой лучистой готики является огромное круглое окно-роза, украшающее западные фасады многих церквей, например, Страсбургского собора (1015–1439). Другими особенностями этого стиля являются уменьшение внутренних опор и слияние трифория с верхним ярусом окон (клеристорием), в результате чего стены стали практически полностью состоять из витражей, разделённых вертикальными импостами. Наиболее яркими примерами лучистого стиля являются соборы в Реймсе, Амьене, Бурже и Бове.
Поздняя готика (1280–1500), «пламенеющий» стиль
Третий стиль готической архитектуры, возникший около 1280 года, известен как «пламенеющая готика». Он был ещё более декоративным и просуществовал примерно до 1500 года. Его аналогом в английской готической архитектуре является «перпендикулярный стиль». Характерной чертой пламенеющей готики стало широкое использование S-образного изгиба в каменных узорах оконных переплётов, напоминающего языки пламени (от франц. flamboyant — пламенеющий).
Кроме того, стены превращались в сплошное стеклянное пространство, поддерживаемое каркасом из стоек и ажурных переплётов. Геометрическая логика конструкции часто скрывалась за сложной резьбой, которая перекрывала каменную кладку и окна. Композицию дополняли скопления фронтонов, пинаклей, высоких портиков и звёздчатые узоры из дополнительных рёбер (тьерсеронов и лиерн) на сводах.
Смещение акцента с конструкции на декор, возможно, было связано с политическими событиями во Франции. После того как король Карл IV Красивый умер в 1328 году, не оставив наследника мужского пола, на трон стал претендовать его племянник, король Англии Эдуард III.
Когда престол перешёл к Филиппу VI (1293–1350) из французского дома Валуа, началась Столетняя война (1337). Это привело к сокращению строительства церковных зданий и росту возведения военных и гражданских сооружений: королевских резиденций и общественных зданий.
В результате элементы пламенеющей готики прослеживаются во многих ратушах, залах гильдий и даже жилых домах. Немногие церкви или соборы были спроектированы полностью в этом стиле. Заметными исключениями являются базилика Нотр-Дам-де-л’Эпин близ Шалон-ан-Шампань и церковь Сен-Маклу в Руане.
Другие важные примеры — северный шпиль Шартрского собора и Масляная башня Руанского собора. Во Франции пламенеющая готика в конце концов угасла, став чрезмерно витиеватой, и была вытеснена классическими формами архитектуры Возрождения, пришедшими из Италии в XVI веке.
Готическая архитектурная скульптура
Готическая скульптура была неразрывно связана с архитектурой, её даже можно назвать «архитектурной скульптурой». Экстерьер типичного готического собора был обильно украшен колоннами-статуями святых и Святого семейства, а также повествовательной рельефной скульптурой, иллюстрирующей библейские сюжеты. Это было огромным источником дохода для скульпторов по всей Европе, многие из которых переезжали с одной стройки на другую.
В период ранней готики статуи и рельефы ещё напоминали романскую скульптуру своими строгими, иератичными формами, как, например, фигуры на Королевском портале Шартрского собора (1145–1155). Но уже в XII и начале XIII века они стали более реалистичными, о чём свидетельствуют фигуры в Реймсском соборе (ок. 1240), наделённые индивидуальными чертами лица, естественными позами и жестами. Скульптура стала играть ещё более заметную роль в период с 1250 по 1400 год, когда на фасадах соборов появилось множество статуй и других резных украшений, обычно размещённых в собственных нишах.
Затем, примерно с 1375 года, придворный стиль, известный как интернациональная готика, открыл новую эру утончённости и изящества. Это быстро привело к некоторой манерности во всех видах искусства, включая книжную миниатюру, живопись и скульптуру. Начиная примерно с 1450 года, готическая скульптура во Франции испытывала всё большее влияние скульптуры Возрождения, развивавшейся в Италии, хотя традиционные стили — особенно в резьбе по дереву — дольше сохранялись в Германии и других регионах Северной Европы.
См. также: Английская готическая скульптура (приблизительно с 1150 по 1250 год) и Немецкая готическая скульптура (с 1190 по 1280 год).
Движение готического возрождения (XIX век)
Впервые появившись в архитектуре конца XVIII века (в усадьбе Хораса Уолпола «Строберри-Хилл»), готический стиль пережил масштабное возрождение в период викторианской архитектуры (ок. 1840–1900), особенно в Англии и Америке. Этот стиль получил название «неоготика».
Поддерживаемое художественным критиком Джоном Рёскином (1819–1900) и ценимое в основном за декоративные и романтические черты, готическое возрождение дало мощный импульс викторианскому искусству. Среди знаковых построек: здание британского парламента (завершено в 1870 году), спроектированное Чарльзом Бэрри и Огастесом Пьюджином, и аббатство Фонтхилл по проекту Джеймса Уайетта. В Соединённых Штатах примерами стиля служат нью-йоркская церковь Троицы (1840), спроектированная Ричардом Апджоном (1802–1878), и собор Святого Патрика (1859–1879) по проекту Джеймса Ренвика (1818–1895). О влиянии готической архитектуры на более поздние здания в Англии и Америке см.: Архитектура XIX века.
Статьи о средневековом искусстве
Средневековое христианское искусство (600–1200). Иллюминированные тексты, скульптура.
Средневековая скульптура (300–1000). От поздней античности до романского стиля.
Средневековые художники (1100–1400), начиная с Гислеберта.
Оттоновское искусство (900–1050). Архитектура, резьба по слоновой кости, иллюминация.
- Эволюция готической архитектуры: От ранних соборов к поздней готике
- Секреты строительства готических соборов: Архитектурные инновации
- Кёльнский собор: лучистая готическая архитектура
- Готические соборы
- Готический архитектурный стиль (c.1120-1500)
- «Нулевой день» Дэвида Бальдаччи, краткое содержание
- Древнюю фреску выломали из стены в Помпеях
- «Контроль природы» Джона Макфи, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?