Готическая архитектура читать ~11 мин.
Нет лучшего свидетельства качества христианского искусства в Средние века, чем готический собор. Готический архитектурный стиль впервые появился в Сен-Дени, недалеко от Парижа, в 1140 году, и в течение столетия произвёл революцию в дизайне соборов по всей Западной Европе. Старый стиль романской архитектуры, с его округлыми потолками, огромными толстыми стенами, маленькими окнами и тусклыми интерьерами, был заменён вздымающимися готическими арками, тонкими стенами и огромными витражами, которые заливали интерьеры светом.
Изменив систему потолочных сводов и применив летящие контрфорсы, чтобы изменить способ передачи веса сверху вниз, готическим архитекторам удалось радикально преобразить интерьер и сделать его гораздо более визуальным. Все стало выше и хрупче на вид, а колоннеты часто тянулись от пола до крыши, устремляя взгляд вверх с драматической силой.
Снаружи масса каменных скульптур добавила декоративности, а также библейского повествования: статуи святых на стенах, сложные рельефы вокруг порталов и дверей. Добавьте сюда мозаику, резные алтари, купели и кафедры, яркие витражи, изысканные готические иллюминированные рукописи и драгоценные церковные металлические изделия, и вы сможете понять, почему готические соборы стали одними из величайших произведений искусства, когда-либо созданных. К выдающимся примерам этих сооружений относятся: Собор Нотр-Дам, Париж (1163-1345), Шартрский собор (1194-1250) и Кёльнский собор (1248-1880).
Характеристики готической архитектуры
Готическое искусство развилось из романского искусства и продолжалось с середины 12 века до конца 16 века в некоторых областях Германии. Архитектура была основным видом искусства готики, а основные структурные характеристики готического архитектурного дизайна возникли в результате усилий средневековых каменщиков решить проблемы, связанные с поддержкой тяжёлых каменных потолочных сводов (арочных крыш) на широких пролетах.
Проблема возникла потому, что каменная кладка традиционной арочной крыши оказывала огромное давление вниз и наружу на стены, на которые она опиралась, что часто приводило к обрушению. Вплоть до предшествующего периода романской архитектуры (ок. 800-1150 гг.) проектировщики зданий считали, что вертикальные несущие стены должны быть очень толстыми и тяжёлыми, чтобы противостоять и поглощать давление свода вниз и наружу. Но готические проектировщики решили эту проблему около 1120 года с помощью нескольких блестящих инноваций.
Ребристые своды, парящие контрфорсы и заострённая арка
Первое и самое важное, они разработали ребристый свод, состоящий из пересекающихся бочкообразных сводов, каменные ребра которых поддерживали сводчатый потолок из тонких каменных панелей. Эта новая конструкция не только значительно уменьшала вес (и, следовательно, внешнюю нагрузку) потолочного свода, но и вес свода теперь передавался вдоль отдельного каменного ребра, а не вдоль непрерывного края стены, и мог быть направлен от ребра к другим опорам, таким как вертикальные опоры или парящие контрфорсы, что устраняло необходимость в массивных толстых стенах. Кроме того, готические архитекторы заменили круглые арки бочарного свода на остроконечные арки, которые распределяли вес свода в более вертикальном направлении.
Проще говоря, пока готические строители не произвели революцию в проектировании зданий, вес крыши (свода) полностью приходился на несущие стены. В результате, чем тяжелее крыша или чем выше крыша, тем больше давление на стены, направленное вниз и наружу, и тем толще они должны быть, чтобы оставаться в вертикальном положении.
Например, романский собор имел массивные толстые сплошные стены, которые занимали огромное пространство и создавали маленькие, тусклые интерьеры. В отличие от них, готические архитекторы направили вес крыши по рёбрам потолка, по стенам на летучий контрфорс (полуарку), а затем по вертикальным опорам (пирсам) на землю.
Таким образом, крыша больше не зависела от стен. В результате стены готического собора можно было строить намного выше (что делало здание ещё более величественным), они могли быть намного тоньше (что создавало больше внутреннего пространства); они могли содержать больше окон (что приводило к более светлым интерьерам и, если использовались витражи, больше библейского искусства для прихожан).
Всё это привело к появлению совершенно нового типа интерьера собора, высокие тонкие стены которого создавали впечатление парящей вертикали, усиленной разноцветным светом, льющимся через огромные витражи. Внешний вид собора был более сложным, чем прежде, с линиями вертикальных опор, соединённых с верхними стенами летящими контрфорсами, и большими окнами-розами.
По мере развития стиля, декоративное искусство имело тенденцию преобладать над конструктивными вопросами. Так появилась декоративная каменная кладка, известная как трассировка, а также богатый ассортимент других декоративных элементов, включая возвышенные портики, пинакли и шпили.
Мастера-масоны
Средневековые каменщики были высококвалифицированными мастерами, и их ремесло чаще всего использовалось при строительстве замков, церквей и соборов. Мастер-масон – это человек, который также руководил плотниками, стекольщиками и другими работами (и рабочими бригадами). Фактически, все квалифицированные и неквалифицированные рабочие на строительной площадке находились под наблюдением мастера-масона. Сам он располагался в так называемой ложе масона. На всех крупных строительных площадках была ложа масона, из которой организовывалась вся работа на стройке.
История и развитие готической архитектуры
Можно выделить три фазы готического архитектурного дизайна: Ранняя, Высокая и Поздняя готика.
Ранняя готика (1120-1200)
Слияние всех вышеперечисленных структурных элементов в целостный архитектурный стиль произошло сначала в Иль-де-Франс (регион вокруг Парижа), чьи процветающие жители имели достаточно средств для строительства великих соборов, которые сегодня являются олицетворением готической архитектуры. Самым ранним из сохранившихся готических сооружений является аббатство Сен-Дени в Париже, строительство которого началось примерно в 1140 году.
Вскоре появились соборы с похожими сводами и окнами, начиная с Нотр-Дам де Пари (ок. 1163-1345 гг.) и Лаонского собора (ок. 1112-1215 гг.). Вскоре сформировалась серия из четырёх отдельных горизонтальных уровней: уровень земли, затем уровень галереи трибуны, затем уровень галереи трифория, над которым находился верхний уровень с окнами, называемый клиросом. Схема колонн и арок, использованных для поддержки и обрамления этих различных высот, способствовала геометрии и гармонии интерьера. Также развивались оконные решётки (декоративные оконные перегородки), а также разнообразные витражи.
Восточная часть раннеготического собора состояла из полукруглого выступа, называемого апсидой, в котором находился главный алтарь, окружённый амбулаторием. Западный конец – главный вход в здание – был гораздо более впечатляющим. Обычно она имела широкий фасад, увенчанный двумя огромными башнями, вертикальные линии которых уравновешивались горизонтальными линиями монументальных дверных проёмов (на уровне земли), над которыми располагались горизонтальные линии окон, галерей, скульптур и другой каменной кладки.
Как правило, длинные внешние стены собора поддерживались линиями вертикальных опор, соединённых с верхней частью стены в виде полуарки, известной как парящий контрфорс. Этот ранний стиль готического архитектурного дизайна распространился по всей Европе в Германии, Англии, низких странах, Италии, Испании и Португалии.
Для интересного сравнения с восточной архитектурой см.: кхмерский храм 12 века Ангкор Ват (1115-1145) и храм 11 века Кандария Махадева (1017-29).
Высокая готика (1200-1280), «лучистый» стиль
На континенте следующий этап готического дизайна зданий известен как лучистая готическая архитектура, английский эквивалент которой называется «украшенная готика». Лучистая готика характеризовалась новыми массивами геометрических украшений, которые со временем становились все более сложными, но почти никаких структурных улучшений.
На самом деле, во время фазы лучистой готической архитекторы и каменщики соборов переключили своё внимание с задачи оптимизации распределения веса и возведения более высоких стен, и вместо этого сосредоточились на улучшении «внешнего вида и ощущения» здания. Такой подход привёл к добавлению множества различных декоративных элементов, включая пинакли (вертикальные конструкции, обычно со шпилем, которые увенчивают пирсы, контрфорсы или другие элементы экстерьера), молдинги и, в частности, оконные наличники (например, муллионы).
Самой характерной чертой раённантской готики является огромное круглое окно в виде розы, украшающее западные фасады многих церквей, например, Страсбургского собора (1015-1439 гг.). Другими характерными чертами лучистой архитектуры являются уменьшение внутренних вертикальных опор и слияние галереи трифория с клиросом, а стены в основном состоят из витражей с вертикальными решётками, разделяющими окна на секции. Наиболее яркими примерами лучистого стиля являются соборы Реймса, Амьена, Буржа и Бове.
Поздняя готика (1280-1500 гг.) «пламенеющий» стиль
Третий стиль готического архитектурного дизайна возник около 1280 года. Известный как «Пламенеющая готика», он был ещё более декоративным и продолжался примерно до 1500 года. Его эквивалентом в английской готической архитектуре является «перпендикулярный стиль». Характерной особенностью пламенеющей готической архитектуры является широкое использование S-образного изгиба, напоминающего пламя (фламбе), в каменных оконных наличниках.
Кроме того, стены превращались в одно сплошное стеклянное пространство, поддерживаемое скелетными стойками и решётками. Геометрическая логика часто затушёвывалась наружным покрытием, которое перекрывало каменную кладку и окна, дополняясь сложными скоплениями фронтонов, пинаклями, высокими портиками и звездчатыми узорами дополнительных рёбер в своде.
На акцент на образ, а не на структурное содержание, возможно, повлияли политические события во Франции, после того как король Карл IV Справедливый умер в 1328 году, не оставив наследника мужского пола. Это вызвало претензии со стороны его ближайшего родственника по мужской линии, племянника Эдуарда III Английского.
Когда наследство перешло к Филиппу VI (1293-1350) из французского дома Валуа, это вызвало начало Столетней войны (1337), что привело к сокращению религиозной архитектуры и увеличению строительства военных и гражданских зданий, как королевских, так и общественных.
В результате, вычурные готические конструкции прослеживаются во многих ратушах, залах гильдий и даже в жилых домах. Лишь немногие церкви или соборы были спроектированы полностью в стиле фламмуаж, заметными исключениями являются Нотр-Дам д’Эпин возле Шалон-сюр-Марн и Сен-Маклу в Руане.
Другие важные примеры включают северный шпиль Шартра и Тур де Берр в Руане. Во Франции вычурная готическая архитектура в конце концов сошла на нет, став слишком витиеватой и сложной, и была вытеснена классическими формами архитектуры Возрождения, завезёнными из Италии в XVI веке.
Готическая архитектурная скульптура
Готическая скульптура была неразрывно связана с архитектурой – её даже можно назвать «архитектурной скульптурой», поскольку экстерьер типичного готического собора был обильно украшен колоннами статуями святых и Святого семейства, а также повествовательной рельефной скульптурой, иллюстрирующей различные библейские сюжеты. Это был огромный источник дохода для скульпторов по всей Европе, многие из которых переезжали с места на место.
В период ранней готики статуи и рельефы мало чем отличались от романской скульптуры в своих жёстких, иератических формах, например, фигуры на Королевском портале Шартрского собора (1145-55 гг.). Но в XII веке и начале XIII века они стали более реалистичными, примером чему служат фигуры в Реймсском соборе (ок. 1240 г.), обладающие индивидуальными чертами лица и тела, а также естественными позами и жестами. Скульптура стала играть более заметную роль в период 1250-1400 годов, когда на фасадах соборов появились многочисленные статуи и другая резьба, как правило, в собственных нишах.
Затем, примерно с 1375 года, придворная идиома, известная как международное готическое искусство, открыла новую эру утончённости и красивости, которая быстро привела к чрезмерной искусственности во всех видах искусства, включая международные готические иллюминации и живопись, а также скульптуру. Начиная примерно с 1450 года, готическая скульптура во Франции испытывала все большее влияние скульптуры Возрождения, развивавшейся в Италии, хотя традиционные стили – особенно в резьбе по дереву – сохранялись позже в Германии и других областях Северной Европы.
См. также: Английская готическая скульптура (приблизительно с 1150 по 1250 гг.) и Немецкая готическая скульптура (с 1190 по 1280 гг.).
Движение готического возрождения (19 век)
После первого появления в архитектуре конца 18 века (в доме Горация Уолпола на Земляничном холме) готический дизайн пережил большое возрождение в период викторианской архитектуры (ок. 1840-1900), особенно в Англии и Америке.
Поддерживаемый художественным критиком Джоном Рёскином (1819-1900) и используемый в основном за его декоративные и романтические черты, готическое возрождение дало значительный импульс викторианскому искусству благодаря таким зданиям, как: здание парламента (завершено в 1870 году), спроектированное Чарльзом Барри и Августом Пьюджином; и аббатство Фонтхилл, спроектированное Джеймсом Уайаттом. В Соединённых Штатах примером стиля является нью-йоркская церковь Троицы (1840), спроектированная Ричардом Апджоном (1802-1878), и собор Святого Патрика (1859-79), спроектированный Джеймсом Ренвиком (1818-1895). О влиянии готической архитектуры на современные здания в Англии и Америке см: Архитектура 19 века.
Статьи о средневековом искусстве
Средневековое христианское искусство (600-1200). Иллюминированные тексты, скульптура.
Средневековая скульптура (300–1000 гг.) От поздней античности до романского стиля.
Средневековые художники (1100-1400), начиная с Гислеберта.
Оттоновское искусство (900-1050) Архитектура, резьба по слоновой кости, иллюминация.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?