Гранд-тур: художественный маршрут по Европе читать ~7 мин.
В изобразительном искусстве термин «Гранд-тур» обозначает модное европейское путешествие, популярное среди культурных и социально сознательных туристов, в великие центры классической, ренессансной и барочной архитектуры, скульптуры и живописи: в частности, Париж, Флоренцию, Венецию, Рим, Вену, Дрезден, Берлин, Амстердам и Антверпен.
Основными туристами были англичане и американцы – например, жители Чарльстона составляли самую большую группу американцев, совершавших Гранд-тур, обычно проводящих целых 12 месяцев в экскурсионном и культурном путешествии по Франции Бурбонов и Италии эпохи Возрождения.
Благодаря возможности изучить руины древней античности, а также работы старых мастеров, в Гранд-тур отправлялись и молодые художники и скульпторы – как из Америки, так и из Британии – чтобы познакомиться с художественной техникой воочию: не в последнюю очередь потому, что большинство лучших художественных музеев появилось только в середине XIX века. Галерея Галерея Уффици во Флоренции (открыта в 1765 году), Музеи Ватикана (открыты в 1769-1774 годах) и Лувр (открыт в 1793 году) были одними из немногих галерей на трассе Гранд-тура.
Большинство состоятельных путешественников, совершавших Гранд-тур, приобретали различные произведения искусства. Наряду с новыми картинами и скульптурами они могли приобрести коллекции шедевров, проданные давними дворянскими семьями, доведёнными до крайней нищеты. Считалось, что основная польза от Гранд-тура заключается в изучении римского искусства классической древности, а также искусства эпохи Возрождения Флоренции, Рима и Венеции, а также в возможности наладить связи с вежливым аристократическим обществом европейского континента.
История
Первым, кто употребил термин «Гранд-тур», был римско-католический священник Ричард Ласселс (ок. 1603-68) в своей посмертной книге The Voyage of Italy (1670). Как культурная традиция, Гранд-тур стал популярен после Мюнстерского мира (1648), который в рамках Вестфальского мира помог завершить Тридцатилетнюю войну.
Разумеется, к началу XVIII века европейские джентльмены и деятели искусства начали путешествовать, подпитывая общее желание непосредственно познакомиться с другими культурами и развивать международные контакты. Длинные маршруты, которые зачастую было неудобно соблюдать, пролегали по всему континенту и считались необходимыми для развития «хорошего вкуса». Кроме того, это был один из немногих способов для молодых людей расширить своё образование – в частности, в области языков и изящных искусств.
Так, в 1776 году шотландский экономист Адам Смит заявил, что из-за плохого состояния британских университетов Гранд-тур стал неотъемлемой частью образования высшего класса.
Дополнительным стимулом к знакомству с европейским визуальным искусством стало основание новых художественных школ и обществ художников. Кроме того, в 1768 году в Лондоне была основана Королевская академия искусств. Ее первый президент Джошуа Рейнольдс (1723-92 гг.) стремился соперничать с великими европейскими академиями, которые произвели на него такое впечатление во время его Большого тура.
Благодаря богатым людям, Королевская академия искусств была основана в Лондоне в 1768 году. Благодаря богатым спонсорам талантливые молодые британские и американские художники также отправлялись в Европу, чтобы учиться у мастеров. Архитектор Бенджамин Латроуб (1764-1820) совершил Гранд-тур по Европе в 1784 году, где увидел неоклассический Пантеон в Париже, построенный по проекту Жака Жермена Суфло (1713-1780) и Жана Ронделе, и классический Пантеон в Риме. Художник Альберт Пинкхэм Райдер (1847-1917) совершил турне по Европе с друзьями в 1882 году.
Английские художники-пейзажисты (и богатые туристы) особенно интересовались пейзажами Пауля Бриля (1554-1626), выполненными в классическом стиле, Адама Эльсхаймера (1578-1610) и болонских живописцев Аннибале Карраччи (1560-1609) и Доменикино (1581-1641), а также Клода Лоррейна (1604-1682) и Николы Пуссена (1594-1665). Сельские пейзажи мастеров голландского барокко также вызывали восхищение и широко копировались.
Традиция Гранд-тура продолжала процветать до середины XIX века, когда массовые путешествия на поездах стали более распространённым явлением.
Инструкция Гранд-тура
Гранд-тур мог длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Путешественников часто сопровождал наставник или знающий гид. Основным пунктом назначения Гранд-тура для англичан, французов и немцев была Италия, и лишь немногие отваживались забраться так далеко, как Россия и её великолепная новая столица Санкт-Петербург. Основываясь на рекомендациях путеводителей и советах выдающихся деятелей культуры, Гранд-тур обычно начинался с продолжительного визита в Париж.
Париж и Флоренция
Здесь большинство искателей культуры брали уроки фехтования, французского языка, знакомились с коллекциями произведений искусства в Лувре и Тюильри, а также архитектурой Нотр-Дама, новым Пантеоном, построенным по проекту Жака-Жермена Суффло, и садами Люксембургского дворца. За пределами Парижа популярными достопримечательностями были Версальский дворец и замок Фонтенбло (см. подробнее: Школа Фонтенбло). После этого они обычно посещали Женеву (колыбель протестантской Реформации), часто Лозанну, Барселону и Турин, а затем проводили месяц в центре эпохи Возрождения – Флоренции. Здесь они изучали шедевры флорентийского кватроченто, созданные Боттичелли и другими, мраморную скульптуру Давид работы Микеланджело (1501-4) у входа в Палаццо Веккьо, бронзового Давида работы Донателло (1440-43) в Уффици, а также картины Болонской школы из коллекции Медичи.
Венеция
Гранд-тур продолжался в Падуе и Болонье, а затем делал длинную паузу в Венеции, пожалуй, самом элегантном и изысканном городе Европы. Венецианская живопись работы Тициана и других, в многочисленных церквях города, архитектура, а также в архитектурных картинах венецианской топографии, выполненных художниками-визионерами (vedutisti), такими как Каналетто (1697-1768), его племянник Бернардо Беллотто (1721-1780) и Франческо Гварди (1712-1793).
Популярная венецианская миниатюристка Розальба Карриера (1675-1757) работала в Риме и Вене, а также в своей родной Венеции. Кроме миниатюрной живописи на табакерках для английских туристов, она также пользовалась спросом за свои пастельные портреты европейской аристократии. Швейцарская художница Анжелика Кауффман (1741-1807) была ещё одной художницей, которая нашла готовых заказчиков для своих портретов среди знатных туристов, посетивших Италию в рамках Большого тура по Европе.
Рим
После Венеции большинство путешественников направились на юг, в Рим, где могли воочию увидеть археологические памятники Древнего Рима, шедевры живописи и скульптуры Высокого Возрождения, а также архитектуру Рима эпохи Возрождения и барокко. Фрески Сикстинской капеллы, в частности Сотворение мира (1508-12) и Страшный суд (1536-41) работы Микеланджело – невероятная барочная архитектура Бернини, вплоть до базилики Святого Петра, и содержание музеев Ватикана – были особенно интересны.
Хотя искусство и светская жизнь в некоторых итальянских городах блистали княжескими приёмами и великолепными театральными представлениями, Италия переживала нарастающий социально-экономический кризис в различных отраслях, и сохранность её памятников оставляла желать лучшего. Тем не менее, иностранцы могли совершать отличные покупки произведений искусства у различных коллекционеров и торговцев древностями. Английский скульптор Джозеф Ноллекенс (1737-1823) отправился в Рим, чтобы совершенствовать свою технику мраморной скульптуры, но также имел прибыльную подработку в качестве арт-дилера, продавая статуэтки и небольшие бронзовые изделия английским туристам, посещавшим Рим в рамках Гранд-тура.
Неаполь, Греция, Австрия, Германия и Нидерланды
После Рима некоторые туристы отправлялись дальше на юг, в Неаполь, чтобы увидеть древности и раскопки в Помпеях, Геркулануме и Паэстуме, артефакты которых послужили толчком к распространению неоклассического искусства по Европе и оказали большое влияние на британский вкус к керамике и мебели, как, например, керамика в этрусском стиле Джосайи Веджвуда и сыновей и мебель Томаса Шератона.
Некоторые из наиболее отважных путешественников пересекли Ионическое море и добрались до материковой Греции, чтобы познакомиться с греческим искусством – в основном с греческой скульптурой – из первых рук, но большинство направлялось на север, в Вену, Дрезден и Берлин, иногда останавливаясь в Мюнхене или Гейдельберге, а затем посещало Нидерланды. Здесь они видели работы великих фламандских живописцев из Гента, Брюгге, Брюсселя и Антверпена, таких как Ян ван Эйк (1390-1441), Ганс Мемлинг (ок. 1433-1494), Хуго ван дер Гус (1440–1482), Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569), Питер Пауль Рубенс (1577-1640), а также голландских реалистов, такие как Рембрандт (1606-1669) и Ян Вермеер (1632-1675) в Амстердаме.
Гранд-туристы обычно приезжали домой с ящиками, набитыми предметами искусства, включая античные артефакты, картины маслом, статуэтки, медали и монеты, которые демонстративно выставлялись в шкафах, библиотеках, гостиных и садах.
- Монумент Настоящим Мужчинам установят на берегу озера Байкал
- Впервые в Третьяковской галерее парижское наследие Зинаиды Серебряковой
- Корпоративный отдых
- «Расстояние между нами» Рейны Гранде, краткое содержание
- Бизнес-туризм - маленькое путешествие с большими возможностями
- ДУХОВНЫЕ АРИИ И.С. БАХА
- «Красный зонтик» Кристины Диас Гонсалес, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?