Живопись Hard Edge читать ~4 мин.
Это направление в американском искусстве, известное как «живопись жёстких контуров» (Hard-edge painting), является одной из разновидностей постживописной абстракции — так искусствовед Клемент Гринберг (1909–1994) называл тенденцию отхода от экспрессивного абстрактного экспрессионизма Виллема де Кунинга, Джексона Поллока и других художников в сторону более выверенных и чётких форм. Термин «живопись жёстких контуров» впервые употребил в 1959 году историк искусства и критик Жюль Лангснер, описывая нефигуративные полотна четырёх художников с Западного побережья — Карла Бенджамина, Лорсера Фейтельсона, Фредерика Хаммерсли и Джона Маклафлина. Он объединил их работы на выставке «Четыре абстрактных классициста» (Four Abstract Classicists) в Художественном музее округа Лос-Анджелес.
Определение и характеристики живописи жёстких контуров
Художники этого направления отказались от «живописных», или экспрессивных, форм абстрактного экспрессионизма. Они создали вид геометрической абстракции, для которого были характерны лаконичность, гладкая и безупречная поверхность, насыщенный цвет в чётко очерченных зонах и нереляционная композиция. Безличный характер произведений подчёркивался отсутствием видимых мазков. Кроме того, авторы стремились к созданию единой целостной композиции, что сближало их с работами Барнетта Ньюмана (1905–1970) и других представителей живописи цветового поля.
Стилистически живопись жёстких контуров близка к прецизионизму, а также наследует принципам Де Стейл и неопластицизма Пита Мондриана (1872–1944) и творчеству Йозефа Альберса (1888–1976). Она сочетает в себе чёткость геометрической абстракции и насыщенные цвета живописи цветового поля. К ведущим представителям этого направления относят Эла Хельда (1928–2005), Элсуорта Келли (1923–2015), Фрэнка Стеллу (р. 1936), Брайса Мардена (1938–2023), Кеннета Ноланда (1924–2010), Ада Рейнхардта (1913–1967) и Джека Янгермана (1926–2020).
Зародившись в Калифорнии (британский искусствовед Лоуренс Эллоуэй позже назвал это явление «калифорнийский жёсткий контур»), живопись жёстких контуров распространилась по Соединённым Штатам в 1960-е годы. В отличие от художников «живописи действия», представители этого стиля стремились к деперсонализации своих работ, выводя на первый план формальные элементы (линию, форму, цвет) и умаляя значение таких аспектов, как духовность или эмоциональность. В отличие от художников цветового поля, для которых цвет был главным выразительным средством, представители живописи жёстких контуров уделяли основное внимание дизайну и структуре композиции. Смотрите также: Беспредметное искусство.
Выставка «Калифорнийская живопись жёстких контуров» 1964 года
В 1964 году Жюль Лангснер организовал вторую выставку в Ньюпорт-Бич, Калифорния, под названием «Калифорнийская живопись жёстких контуров» (California Hard-Edge Painting). Мероприятие, проведённое в сотрудничестве с галереями Ankrum, Esther Robles, Felix Landau, Ferus и Heritage в Лос-Анджелесе, включало как работы четырёх авторов с первой выставки 1959 года, так и произведения новых художников: Флоренс Арнольд, Джона Барбура, Джун Харвуд, Дороти Уолдман, Ларри Белла, Хелен Лунденберг, Джона Копланса и других. (Об американских коллекциях живописи XX века, в которых встречаются образцы живописи с жёсткими контурами, см.: Лучшие художественные музеи Америки.)
Абстрактный экспрессионизм второго поколения
Художники второго поколения абстрактного экспрессионизма отказались от экспрессивной жестикуляции, что привело к появлению множества новых течений, которые Гринберг объединил под общим названием «постживописная абстракция». Живопись жёстких контуров была лишь одной из этих тенденций. Другими значимыми направлениями стали живопись цветового поля, живопись цветных пятен, оп-арт, Вашингтонская школа цвета, «живопись одного изображения», «системная живопись» и лирическая абстракция.
Схожий процесс фрагментации происходил и в Европе, где основное движение информель, созвучное абстрактному экспрессионизму, породило множество различных стилей, таких как ташизм и лирическая абстракция. Именно из этого многообразия художественных поисков в конце 1960-х — начале 1970-х годов возникло современное искусство, которое породило постмодернизм в виде минимализма, видеоарта, инсталляций, концептуализма и других антиформалистических движений.
Ретроспектива стиля
В 2000 году арт-дилер Тоби К. Мосс организовал в своей галерее в Лос-Анджелесе выставку «Четыре абстрактных классициста плюс один» (Four Abstract Classicists Plus One). В 2003 году галерея Louis Stern Fine Arts провела ретроспективу под названием «Лорсер Фейтельсон и изобретение живописи жёстких контуров, 1945–1965». В том же году галерея NOHO MODERN представила работы Джун Харвуд на выставке «Джун Харвуд: переосмысление живописи жёстких контуров, 1959–1969». Значительная выставка, посвящённая этому направлению, состоялась в 2005 году в галерее Бена Мальца в Художественном институте Отис в Лос-Анджелесе. На ней были представлены работы Карла Бенджамина, Лорсера Фейтельсона, Фредерика Хаммерсли, Джун Харвуд, Хелен Лундеберг и Джона Маклафлина.
Работы художников этого направления представлены в коллекциях ведущих художественных музеев мира.
Подробную информацию о лучших современных художниках с 1800 года по наши дни ищите на страницах
Известные художники (1830-2010) и Художники 20-го века (1900-2000).
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
Эволюция визуального искусства
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве – в статье История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире ищите на странице Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?