Живопись Hard Edge читать ~4 мин.
Это мини-движение американского искусства было подвариантом того, что искусствовед Клемент Гринберг (1909-1994) называл пост-живописной абстракцией – тенденцией к отходу от жестового абстрактного экспрессионизма, который практиковали Виллем де Кунинг, Джексон Поллок и другие, в сторону более плавных, но резких форм. Термин «Жёсткая живопись» впервые был использован в 1959 году историком искусства и критиком Жюлем Лангснером при описании нефигуративных картин четырёх художников с Западного побережья (Карла Бенджамина, Лорсера Фейтельсона, Фредерика Хаммерсли и Джона Маклафлина), которых он собрал вместе на выставке под названием «Четыре абстрактных классициста» в Художественном музее округа Лос-Анджелес.
Что из себя представляет стиль Hard Edge (Жёсткая граница) – определение и характеристики
Эти абстрактные художники отреагировали на более «живописные» или жестовые формы абстрактного экспрессионизма, создав тип геометрического абстрактного искусства, характеризующийся экономией выражения, аккуратной поверхностью, лишённой случайностей, богатством цвета, нанесённым в чётко очерченных областях и нереляционное расположение форм по всему холсту. Его безличный стиль усиливался полным отсутствием мазков. Кроме того, они стремились создать единую целостную композицию, типичную для работ Барнетта Ньюмана (1905-1970) и других художников цветового поля.
Проще говоря, жёсткие грани картины – которая напоминает прецизионизм, связанный с Де Стейл теорией и нео-пластицизм от Пита Мондриана (1872-1944), а также произведения Йозефа Альберса (1888-1976) – комбинируют ясную образность геометрической абстракции с интенсивными оттенками живописи цветового поля. К ведущим представителям живописи Hard-edge относятся: Эл Хельд (род. 1928), Элсуорт Келли (р. 1923), Фрэнк Стелла (р. 1936), Александр Либерман, Брайс Марден (р. 1938), Кеннет Ноланд (р. 1924).), Ад Рейнхардт (1913-1967), Джек Янгерман (р. 1926) и многие другие.
Изначально созданная в Калифорнии (позже британский искусствовед Лоуренс Аллоуэй назвал её «калифорнийской жёсткой кромкой»), живопись Хард-эдж распространилась по Соединённым Штатам в 1960-е годы. В отличие от жестикулирующих «экшн-художников», художники, работающи в этом стиле прилагали большие усилия, чтобы обезличить свои композиции, чтобы сделать приоритетными формальные элементы (линия, форма, цвет) и преуменьшить значение менее важных элементов, таких как духовность или эмоциональность. Точно так же, в отличие от более традиционных художников Цветового поля, которые считали цвет наиболее важным элементом в своей работе, художники, работающие с жёстким краем больше интересовались дизайном и структурой. См. Также: Беспредметное искусство.
Калифорнийская выставка Hard-Edge 1964
Позже, в 1964 году, Жюль Лангснер организовал вторую выставку, на этот раз в Ньюпорт-Бич, Калифорния, которую он назвал «Калифорнийская живопись с жёсткими гранями». Выставка, проводимая в сотрудничестве с галереей Ankrum, галереей Esther Robles, галереей Felix Landau, галереей Ferus и галереей Heritage в Лос-Анджелесе, включала и оригинальные работы четырёх авторов из первого шоу 1959 года вместе с новыми именами, такими как Флоренс Арнольд, Джон Барбур, Джун Харвуд, Дороти Уолдман, Ларри Белл, Хелен Лунденберг, Джон Копланс и другие. (Об американских коллекциях живописи 20-го века, в которых встречаются образцы живописи с твёрдыми границами, см.: Лучшие художественные музеи Америки.)
Абстрактный экспрессионизм второго поколения
Абстрактные экспрессионисты второго поколения оставили жестикулизм и начали множество более мелких тенденций (которые Гринберг объединил и назвал пост-живописной абстракцией). Живопись с резкими краями была лишь одной из них, также были учтены: Цветовое поле, Живопись цветными пятнами, Оп-арт, Цветная живопись Вашингтона, «Живопись с одним изображением», «Системная живопись» (Йозеф Альберс), Лирическая абстракция, Минимал.
Любопытно, что такая же степень фрагментации имела место в Европе: основное движение Art Informel, которое соответствовало абстрактному экспрессионизму, включало в себя множество различных стилей и тенденций, таких как Ташизм, Анти-фигуратив, Абстрактная лирика и другие. Действительно, именно из этого художественного плавильного котла в конце 1960-х – начале 1970-х годов возникло актуальное искусство, которое дало нам Постмодернизм в форме минимализма, видеоарта, инсталляций, концептуализма и других антиформалистических движений.
Hard Edge в ретроспективе
В 2000 году арт-дилер Тоби К. Мосс организовал в своей галерее в Лос-Анджелесе выставку «Четыре абстрактных классициста плюс один». В 2003 году галерея Louis Stern Fine Arts провела ретроспективу Лорзера Фейтельсона под названием Lorser Feitelson и изобретение живописи Hard-Edge, 1945-1965. Также в 2003 году в NOHO MODERN представили картины Джун Харвуд на выставке под названием June Harwood: Hard Edge Painting Revisited, 1959-1969. Последняя выставка Hard-Edge, на которой были представлены работы Карла Бенджамина, Лорсера Фейтельсона, Фредерика Хаммерсли, Джун Харвуд, Хелен Лундеберг и Джона Маклафлина, состоялась в 2005 году в галерее Бена Мальца в Художественном институте Отис в Лос-Анджелесе.
Картины художников Hard-Edge висят в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Подробную информацию о лучших современных художниках с 1800 года по наши дни ищите на страницах
Известные художники (1830-2010) и Художники 20-го века (1900-2000).
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Подробнее о направлениях и стилях в искусстве – в статье История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире ищите на странице Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?