Художники Высокого Возрождения читать ~6 мин.
Эпоха Высокого Возрождения, охватывающая период между 1490-ми годами и разграблением Рима в 1527 году, стала апогеем Итальянского Ренессанса. В это время масляная живопись окончательно вытеснила темперу, став доминирующей техникой у большинства художников. Во Флоренции и Риме главными старими мастерами живописи Высокого Возрождения были три титана: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci; 1452–1519), Рафаэль Санти (Raffaello Sanzio da Urbino; 1483–1520) и Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Lodovico Buonarroti Simoni; 1475–1564). В венецианской живописи блистали Джованни Беллини (Giovanni Bellini; 1430–1516), Джорджоне (Giorgione; 1477–1510) и Тициан (Tiziano Vecellio; ок. 1488/1490–1576). В итальянской скульптуре эпохи Возрождения безраздельно господствовал Микеланджело. Архитектура Ренессанса в этот период обогатилась работами величайших зодчих Италии, среди которых Донато Браманте (Donato Bramante; 1444–1514), Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino; 1486–1570), Виньола (Vignola; 1507–1573) и Андреа Палладио (Andrea Palladio; 1508–1580). С точки зрения эстетики, ключевым элементом в искусстве Ренессанса оставались гуманистические ценности, унаследованные от античности и греческого искусства.
Высокое Возрождение не случайно получило своё название. В этот короткий, но чрезвычайно продуктивный период искусство достигло невероятной гармонии, баланса и совершенства. Центр художественной жизни переместился из Флоренции в Рим, где главными заказчиками и меценатами стали римские папы, такие как Юлий II и Лев X. Их амбициозные проекты, включая перестройку собора Святого Петра и роспись Сикстинской капеллы, привлекали в «Вечный город» лучших мастеров со всей Италии. Художники стремились не просто к реалистичному изображению мира, а к созданию идеализированных, но при этом жизненных образов, в которых физическая красота отражала духовное благородство.
Хотя мастеров эпохи было много, именно Леонардо, Микеланджело и Рафаэль воплотили в себе дух Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи был универсальным гением, учёным и художником, мастером светотени (сфумато), который придавал своим работам загадочность и психологическую глубину. Микеланджело, одержимый выразительностью человеческого тела, создавал мощные, полные драматизма и внутренней силы образы в скульптуре и живописи, передавая концепцию «terribilità» — устрашающего величия. Рафаэль же стал синонимом гармонии и ясности. Его Мадонны, портреты и грандиозные фрески, такие как «Афинская школа», являются эталоном композиционного совершенства, спокойствия и возвышенной красоты.
Хронология
Итальянскому Высокому Возрождению предшествовали эпоха Проторенессанса (XIV век) и Раннего Возрождения (XV век). Для получения сведений о художниках и скульпторах этих периодов см.: Художники Проторенессанса и Художники Раннего Возрождения. За Высоким Возрождением следует маньеризм — более экспрессивный и искусственный стиль, который стал переходным этапом к барокко. Информацию о представителях живописи маньеризма, скульптуры и архитектуры можно найти здесь: Художники-маньеристы.
Для получения сведений о конкретных событиях см.: Хронология истории искусства (с 800 г. до н.э.). Для информации о движениях и школах см.: История искусства.
Ниже приведён алфавитный список художников, скульпторов и архитекторов Высокого Возрождения:
Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto; 1486–1530) Флорентийский художник
Амманати, Бартоломео (Bartolomeo Ammannati; 1511–1592) Скульптор и архитектор
Бандинелли, Баччо (Baccio Bandinelli; 1493–1560) Флорентийский скульптор
Бартоломео, Фра (Fra Bartolomeo; 1472–1517) Флорентийский художник
Бассано, Якопо (Jacopo Bassano; 1510–1592) Венецианский художник
Бегарелли, Антонио (Antonio Begarelli; 1499–1565) Скульптор из Модены
Беллини, Джованни (Giovanni Bellini; 1430–1516) Венецианский художник
Бенедетто да Ровеццано (Benedetto da Rovezzano; 1474–1554) Флорентийский скульптор
Бордоне, Парис (Paris Bordone; 1500–1571) Венецианский художник
Браманте, Донато (Donato Bramante; 1444–1514) Архитектор
Бусти, Агостино (Agostino Busti; 1483–1548) Скульптор из Милана
Карпаччо, Витторе (Vittore Carpaccio; ок. 1460–1526) Венецианский художник
Челлини, Бенвенуто (Benvenuto Cellini; 1500–1571) Флорентийский ювелир и скульптор
Корреджо (Correggio; 1489–1534) Художник пармской школы
Франческо да Сангалло (Francesco da Sangallo; 1494–1576) Флорентийский скульптор
Гаджини, Антонио (Antonello Gagini; 1478–1536) Сицилийский скульптор
Гирландайо, Ридольфо (Ridolfo del Ghirlandaio; 1483–1561) Флорентийский художник
Джорджоне (Giorgione; 1477–1510) Венецианский художник
Джованни делла Роббиа (Giovanni della Robbia; 1469–1529) Флорентийский скульптор
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci; 1452–1519) Художник, учёный, изобретатель
Ломбарди, Альфонсо (Alfonso Lombardi; 1497–1537) Скульптор из Болоньи
Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi; 1459–1537) Флорентийский художник
Лотто, Лоренцо (Lorenzo Lotto; 1480–1556) Венецианский художник
Микеланджело (Michelangelo; 1475–1564) Скульптор, художник, архитектор
Монторсоли, Джованни Анджело (Giovanni Angelo Montorsoli; 1507–1563) Скульптор и архитектор
Моретто да Брешиа (Moretto da Brescia; 1498–1554) Художник из Брешии
Палладио, Андреа (Andrea Palladio; 1508–1580) Архитектор
Периколи, Никколо (Niccolò Pericoli; 1485–1550) Скульптор, архитектор
Перуцци, Бальдассаре (Baldassare Peruzzi; 1481–1536) Архитектор и художник
Приматиччо, Франческо (Francesco Primaticcio; 1504–1570) Скульптор, архитектор; работал во Франции
Проперция де Росси (Properzia de’ Rossi; 1490–1530) Скульптор из Болоньи
Раффаэлло да Монтелупо (Raffaello da Montelupo; 1504–1566) Скульптор и архитектор
Рафаэль (Raffaello Sanzio; 1483–1520) Художник и архитектор
Романо, Джан Кристофоро (Gian Cristoforo Romano; 1456–1512) Скульптор и медальер
Романо, Джулио (Giulio Romano; 1499–1546) Главный ученик Рафаэля, завершивший роспись Станц Рафаэля.
Санмикели, Микеле (Michele Sanmicheli; 1484–1559) Архитектор из Вероны
Сансовино, Андреа (Andrea Sansovino; 1467–1529) Флорентийский скульптор
Сансовино, Якопо (Jacopo Sansovino; 1486–1570) Скульптор и архитектор в Венеции
Савольдо, Джованни Джироламо (Giovanni Girolamo Savoldo; 1480–1548) Венецианский художник
Себастьяно дель Пьомбо (Sebastiano del Piombo; 1485–1547) Художник, работал в Венеции и Риме
Синьорелли, Лука (Luca Signorelli; 1441–1523) Художник
Солари, Кристофоро («Горбун») (Cristoforo Solari; действовал 1489–1520) Скульптор из Милана
Тинторетто (Tintoretto; 1518–1594) Венецианский художник
Тициан (Tiziano Vecellio; ок. 1488/1490–1576) Венецианский художник
Торриджано, Пьетро (Pietro Torrigiano; 1472–1528) Скульптор; создал гробницу Генриха VII в Вестминстере. Известен тем, что в драке сломал нос Микеланджело.
Венето, Бартоломео (Bartolomeo Veneto; 1470–1531) Художник
Виньола (Vignola; 1507–1573) Архитектор
Флоренция, Рим, Венеция: центры Ренессанса в Италии
Для получения сведений о живописи и скульптуре в конкретных итальянских городах см.:
Искусство Ренессанса во Флоренции
Донателло, Мазаччо, Брунеллески
Искусство Ренессанса в Риме
Микеланджело, Донато Браманте, Рафаэль
Искусство Ренессанса в Венеции
Семейство Беллини, Джорджоне, Тициан, Тинторетто
Величайшие картины Высокого Возрождения
Вот некоторые из величайших произведений чинквеченто в Италии.
Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto; 1486–1530)
«Мадонна с гарпиями» (1517) Галерея Уффици, Флоренция.
Андреа дель Сарто был ведущим художником Флорентийского Ренессанса после отъезда Леонардо, Микеланджело и Рафаэля.
Джованни Беллини (Giovanni Bellini; 1430–1516)
«Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1502) Национальная галерея, Лондон.
«Алтарь Сан-Дзаккария» (1505) Церковь Сан-Дзаккария, Венеция.
Корреджо (Antonio da Correggio; 1489–1534)
«Вознесение Девы Марии» (1524–1530) Фреска на куполе Пармского собора.
«Оплакивание Христа» (1525) Национальная галерея, Парма.
«Юпитер и Ио» (1531–1532) Музей истории искусств, Вена.
Джорджоне (Giorgio da Castelfranco; 1477–1510)
«Гроза» (1508) Галерея Академии, Венеция.
«Спящая Венера» (1510) Картинная галерея старых мастеров, Дрезден. (Завершена Тицианом после смерти Джорджоне).
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci; 1452–1519)
«Мадонна в скалах» (1483–1486) Лувр, Париж.
«Тайная вечеря» (1495–1498) Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
«Мона Лиза» (1503) Лувр, Париж.
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo; 1475–1564)
Роспись потолка Сикстинской капеллы (сцены из Книги Бытия) (1508–1512) Ватикан.
Пьетро Перуджино (Pietro Perugino; ок. 1450–1523)
«Христос вручает ключи святому Петру» (1481–1482) Сикстинская капелла, Ватикан. (Знаковая работа Раннего Ренессанса, оказавшая огромное влияние на последующее поколение художников).
«Пьета» (1494–1495) Уффици, Флоренция.
Рафаэль (Raffaello Sanzio; 1483–1520)
«Афинская школа» (1510–1511) Станцы Рафаэля, Ватикан.
«Сикстинская Мадонна» (1513) Картинная галерея, Дрезден.
«Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1514–1515) Музей Лувра, Париж.
«Портрет папы Льва X с кардиналами» (1518) Палаццо Питти, Флоренция.
«Преображение» (1518–1520) Ватиканская пинакотека, Ватикан.
Тициан (Tiziano Vecellio; ок. 1488/1490–1576)
«Портрет мужчины» (1512) Национальная галерея, Лондон.
«Вознесение Девы Марии» («Ассунта») (1516–1518) Церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция.
«Венера Урбинская» (1538) Галерея Уффици, Флоренция.
«Папа Павел III с внуками» (1546) Национальный музей Каподимонте.
«Венера и Адонис» (1553) Музей Прадо, Мадрид.
Для художников и скульпторов, работавших в Испании в эту эпоху, см.: Художники испанского Возрождения.
- Живопись Высокого Возрождения
- Искусство высокого Возрождения
- «Горбун из Нотр-Дама» Виктора Гюго, краткое содержание
- «Январские вечера» — успешное продолжение прославленного фестиваля
- Произведения В. Милашевского из воронежского музея на выставке в Москве
- Философия воображения
- В ТЮЗе им. Брянцева в свой день рождения вновь порадовали зрителей спектаклем «Конёк-Горбунок»
- Николетта Чекколи. Страшные сказки 18+
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?