Импрессионизм: ранняя история читать ~13 мин.
История импрессионизма не может быть ограничена ни несколькими публичными проявлениями, ни даже историей отдельных исключительных карьер. Это одновременно склонность и тяга, утверждающаяся постепенно, внезапно свершившийся переворот, который, помимо видимых изменений, имеет глубокий и длительный резонанс, природа которого осознается лишь спустя годы. При создании богатого гобелена, уток начинает отчётливо проявляться только после медленного процесса укладки многочисленных нитей основы.
За исключением Камиля Писсарро, родившегося в Вест-Индии в 1830 году, все художники, составляющие группу импрессионистов, родились менее чем за десятилетие – между 1832 и 1841 годами.
❶ Истоки и влияние
❷ Ранняя история
❸ Импрессионист Эдуард Мане
❹ Импрессионист Клод Моне
❺ Импрессионисты Ренуар, Сислей, Писсарро, Дега, Сезанн
❻ Моне и Писсарро в Лондоне
❼ Развитие живописи импрессионистов
❽ Выставки импрессионистов
❾ Разделение на группы
❿ Наследие
Большинство из них – парижане и их семьи, принадлежащие к обеспеченному среднему классу: Эдуард Мане (родился в 1832 г.); Эдгар Дега (1834); Альфред Сислей, английский (1839); Клод Моне (1840), хотя его детство и юность прошли в Гавре; Арман Гийомэн (1841). Поль Сезанн (1839) – выходец из Прованса, далёкого итальянского происхождения; Пьер-Огюст Ренуар (1841), более скромный, родом из Лиможа, но в Париж приезжает в 1845 г.; Фредерик Базиль (1841) – выходец из Монпелье. Берта Морисо (1841) родилась в Бурже, где её отец был префектом. К этим именам можно добавить имена уроженца Гренобля Анри Фантен-Латура (1836) и американца Джеймса Макнейла Уистлера (1834). К другим поколениям принадлежат Поль Гоген (1848), Винсент Ван Гог (1853), Анри-Эдмон Кросс (1856), Жорж Сёра (1859), Поль Синьяк (1863) и Анри де Тулуз-Лотрек (1864).
Полезно также вернуться на несколько лет назад и посмотреть, с чего начинали те, кого связывают с зарождением импрессионизма, кто предвосхитил или предчувствовал его появление. Они родились около или немного раньше 1820 года: Теодор Руссо в 1812 году; Жан-Франсуа Милле в 1814 году, недалеко от Английского канала; Шарль-Франсуа Дюбиньи в 1817 году; голландец Йохан Бартольд Йонгкинд в 1819 году, как и Гюстав Курбе из Орнана. Шарль Бодлер родился в 1821 году, Эжен-Луи Буден – в 1824 году, в Онфлере. Наконец, вспомним, что Коро (1796) и Делакруа (1798) относятся к предыдущему веку.
Между теми или иными художниками происходит ряд встреч, сначала случайных или благодаря связям, а вскоре эти встречи развиваются и организуются. Если происхождение большинства этих художников-импрессионистов – парижский средний класс, что даёт им представление о новом обществе в то время, когда оно принимает все те масштабы, о которых писал Бальзак, то и связи с деревней в суровом и благородном труде на полях, с великими и естественными силами леса и моря достаточно для того, чтобы их искусство стало более ярким.
Экзотика также небезызвестна им и, прежде чем найти у Гогена высокосимволическое воплощение, предлагает им ценные источники. Делакруа нашёл в Северной Африке незлобивый климат, который вознёс его над самим собой. Нельзя не признать важность посещения Вест-Индии молодым Писсарро, вдохновившего его на первые работы, или путешествия Мане в качестве морского ученика в Бразилию в 1849 году (напоминающего о путешествии молодого Бодлера на острова Индийского океана в 1842 году), или двух лет военной службы в Алжире, которые Моне прошёл в 1861 и 1862 годах и о которых он сохранил прекрасные воспоминания, или поездки Дега в Новый Орлеан в 1872 году, чтобы навестить семью своей матери.
Все эти столь разные жизни начинают сходиться после 1850 года, когда Мане, вернувшись после тщетной попытки стать моряком, получает от родителей разрешение следовать своему художественному призванию и поступает в мастерскую Томаса Кутюра на улице Лаваль. В то время у преподавателей Школы изящных искусств были частные студии, куда ученики могли попасть, если хотели получить эксклюзивное обучение по какому-либо предмету.
Кутюр, триумфатор Салона 1847 года со своими «Римлянами упадка», громоздкий, не лишённый юмора, самоучка, имевший успешную практику, давал уроки, по сути, технические, но не лишённые достоинств. В частности, он рекомендовал простоту тона и использование чистых цветов без смешения. Его нрав, испорченный быстрым развитием современных идей, впоследствии приводил его к грубым вспышкам дурного настроения, в которых он проявлял свою ревность, например, к Делакруа, и враждебность ко всем новшествам; однако он не мог всерьёз претендовать на догматизм. Мане терпел его шесть лет, с самого начала дав понять, что у них разные концепции, и авторитетно и обаятельно утвердился среди своих сокурсников как лидер и новатор.
Первые встречи импрессионистов в Париже
Датой первых встреч считается 1855 год. На Всемирной выставке в Париже впервые появляется важный раздел изобразительного искусства, в котором принимают участие 28 стран. «Три картины Джона Эверетта Милле, несомненно, являются самыми выдающимися на Всемирной выставке, и даже самому беззаботному посетителю невозможно не остановиться на них», – пишет Теофиль Готье перед картинами английских прерафаэлитов.
Здесь также представлены многие немецкие и испанские художники. Значителен вклад французов. Делакруа доминирует в центральном зале с тридцатью пятью картинами, выбранными из наиболее значительных произведений его творчества. Энгр занимает отдельную комнату (что свидетельствует о его предпочтении уединения) с сорока картинами и замечательными рисунками. Коро и Руссо представлены достаточно хорошо, а Добиньи, Йонгкинд и Милле занимают почётное место. Несмотря на место, занимаемое художниками Института, и большое количество полученных ими медалей (Кутюр, Жером, Кабанель, Бугеро, Мейссонье), независимые художники и различные течения размещены справедливо. Отсутствует только Курбе, снявшийся с конкурса из-за того, что жюри отклонило две его картины; зато у него есть свой личный павильон, «Павильон реализма», построенный за его счёт, и в нём выставлен внушительный список его работ вплоть до совсем недавнего синтеза «Ателье» – «Настоящей аллегории, отмечающей этап семилетней творческой жизни». Если широкая публика не знала об этой выставке или не интересовалась ею, то художники стремились туда, а Делакруа видели погруженным в раздумья.
Старое соперничество между Энгром и Делакруа теперь, казалось, было окончательно завершено. Каждый из них погрузился в свои идеи и целиком посвятил себя своему искусству, не поддаваясь сиюминутному влиянию. Энгр, хотя и был тридцать лет членом Академии, перестал устанавливать свою жёсткую диктатуру; он давно не выставляется в Салоне и из-за плохого приёма, оказанного его «Святому Симфориану» в 1834 году, перестал входить в состав жюри. Его творчество приобретает новый резонанс, в нём есть то, что нравится всем.
Молодой Эдгар Дега, только что оставивший занятия юриспруденцией, чтобы посвятить себя искусству, глубокий поклонник Делакруа, в равной степени преклоняется перед Энгром, которого ему представил мсье Вальпиньон, друг отца-банкира. Перед отъездом в Италию Дега занимается в мастерской одного из учеников Энгра, Луи Ламота, изучая классическое и первобытное искусство по оригиналам.
В том же 1855 году из Вест-Индии приезжает Камиль Писсарро. Он отправляется к Коро, который принимает его дружелюбно, а затем записывается в Школу изящных искусств, в мастерскую Лемана, ещё одного ученика Энгра, но остаётся там недолго. Джеймс Уистлер также прибывает через Гавр и в 1856 г. поступает в мастерскую Глейра. На самом деле официальное преподавание стало склеротичным и хаотичным и демонстрирует это. Все молодые художники, у которых не было иного выбора, кроме как записаться в школу, быстро уходят или, по крайней мере, безропотно отвергают её доктринальную мантию.
Все удивляются новым путям, которые открыли такие люди, как Курбе и Коро. Истинные ценности заявляют о себе, и становится очевидным, что проблема дня – это проблема, поставленная Курбе и его друзьями-писателями. В 1856 году Дюранти открывает обозрение «Реализм». Дискуссии оживляют кафе. В «Таранне» можно встретить Фантен-Латура и его друзей, во «Флерюсе» – учеников Глейра. Но настоящим центром является «Брассери де Мученик», где председательствует Курбе, окружённый Бодлером, Шампфлери, Банвилем и Кастаньяри.
Художники охотно работают в Лувре, изучая образцы живописи. Мане, Фантен-Латур и Уистлер встречаются в этих залах или в свободной студии, открытой на набережной Орфевр, в Academie Suisse, где они могут найти модели, не подвергаясь коррекции. Фантен-Латур был выходцем из студии Лекока де Буабодрана, который поощрял своих учеников упражнять зрительную память и искать в реальной жизни модели для движений.
В 1857 году Мане приходит к Делакруа, чтобы попросить разрешения скопировать картину «Данте и Вергилий в аду», хранящуюся в Национальном музее. Но особенно его вдохновляют венецианцы. «Мало-помалу, – отмечает Антонен Пруст, – он подавлял полутона. Непосредственный переход от тени к свету был его постоянным стремлением. В Тициане светящиеся тени приводили его в восторг». Его копии – это уже переложения, где он занимается определением структуры, не задерживаясь на бесполезных нюансах.
Однако признаки новизны, противоядия множились. В 1856 году гравёр Бракемонд приобретает японские ксилографии Укиё-э Хокусая (1760-1849) и вскоре открывает на улице Риволи бутик с предметами с Дальнего Востока, где можно узнать разницу между китайским и японским искусством.
В 1857 году Уистлер отправляется в Манчестер, где демонстрируются четырнадцать картин Веласкеса, подлинных или считающихся подлинными. В Лувре мало работ этого художника; Мане уже скопировал одну, приписываемую ему. Вскоре после этого в Париж приезжает испанский балет, состоящий из певцов и танцоров, и он находит в них живое вдохновение. Во время поездки в Голландию он копирует Рембрандта.
В 1859 году все молодые художники представляют свои работы для участия в Парижском салоне (который проводится раз в два года). Картина Мане «Любительница абсента», несмотря на поддержку Делакруа, была отвергнута. Не повезло и Фантену-Латуру, и Уистлеру, и даже такому признанному художнику, как Милле. Только Писсарро был принят вслед за Коро. Жюри было настолько несправедливо, что художник Франсуа Бонвен, благосклонно относящийся к молодым, решает выставить некоторые из отвергнутых картин в своей мастерской. Курбе посещает мастерскую, и на него производят большое впечатление работы Уистлера и Фантен-Латура, которых он приглашает к себе.
Клод Моне
Молодой художник Клод Моне только что приехал в Париж на Салон 1859 года. После бурного и бродячего детства он стал учеником в Гавре. Умело рисуя, он сделал себе имя, карикатурно изображая местных жителей, пока не познакомился с Эженом Буденом. Последний вежливо советует ему расширить кругозор и познакомиться с чудесами природы, неба и моря.
Буден был сам простота и чувствительность – он смиренно подчинялся своим впечатлениям, которые доставляли ему такое удовольствие, что он приступал к их воплощению с вниманием к деталям, которое иногда приводило к сокращению темы, но всегда сохраняло свежесть и удивительную чистоту.
Вначале он занимался изготовлением рам и продавал материалы проходящим мимо художникам, в частности Труйону и Милле. Он пользовался их советами и поддерживал с ними связь. Городская стипендия позволила ему провести некоторое время в Париже, но это нисколько не изменило его манеры работать непосредственно на открытом воздухе, в соответствии с элементарными принципами, которые он излагал с ясностью и здравым смыслом и которые можно сформулировать так: подчиняйся природе, следуй первому впечатлению, которое всегда верно.
Вскоре Моне был очарован простотой и добротой пожилого человека и почувствовал себя необыкновенно счастливым, последовав его совету. «Как будто отдёрнули завесу. Я понял, чем может быть живопись». Курбе, приехав в Гавр вместе со своим другом Шанном, в свою очередь открывает для себя морские пейзажи Будена. Он знакомится с художником, который везёт его на ферму Сен-Симеон в Онфлере, чтобы полюбоваться великолепной панорамой устья Сены. Там они встречаются с Бодлером, который также восторженно отзывается о творчестве Будена и добавляет к своему «Салону» 1859 года комментарий, восхваляющий «метеорологические красоты» пастельных работ Будена.
В Салоне Моне с большим интересом знакомится с работами Дюбиньи, Коро, Руссо и других гигантов французской живописи. Занятия в Школе изящных искусств кажутся ему отвратительными, и он отдаёт предпочтение Академии Сюисс, где знакомится с Писсарро. Он часто посещает «Брассери де Мученик» и постепенно входит в мир молодых живописцев. В начале 1860 года на бульваре Итальянцев открывается частная выставка работ Делакруа, Коро, Курбе и барбизонцев, предоставленных частными коллекционерами. Это ценный пример для всех. Как только погода позволяет, Моне отправляется в Шампиньи-сюр-Марн, чтобы работать на свежем воздухе.
Писсарро также начинает работать в окрестностях Парижа. В Academie Suisse он познакомился с двумя новичками – Сезанном и Гийоменом. Первый, изучавший право в Эксе, сумел присоединиться к своему другу детства Эмилю Золя в Париже и добросовестно взялся за подготовку к поступлению в Школу изящных искусств. Его можно видеть в Академии каждое утро с шести до одиннадцати, застенчивого и одинокого, но отличающегося целеустремлённостью и энергичностью исполнения. Однако поступить в школу ему не удаётся, и он, удручённый, возвращается в Экс и поступает в семейный банк. Моне, в свою очередь, призван на военную службу. Отказавшись от предложения семьи выкупить его, если он вернётся в Гавр, он по собственному желанию уезжает в Алжир. «Вы не можете себе представить, – скажет он однажды, – как многому я там научился и как улучшилось моё зрение. Впечатление от света и красок, которое я получил там, я смог реализовать только позже, но семена моих будущих исследований были там». Подробнее об отношении импрессионистов к свету и цвету см: Характерные черты импрессионистической живописи 1870-1910 гг.
В 1861 году Делакруа заканчивает фрески Сен-Сюльпис, где он использует большие, раздельные мазки кисти, которые на расстоянии создают эффект таяния одного целого и придают больше силы и свежести краскам фрески, которые всегда были немного тусклыми. Фантен-Латур, уже в значительной степени владеющий серыми красками, приходит в восхищение от штрихованных нюансов Делакруа.
Мане, напротив, склоняется к живописи контрастов. В Салоне он выставляет двойной портрет родителей и первую из своих испанских тем – «Гитарист». На этот раз он получает почётное упоминание. Его дружба с Бодлером, с которым он познакомился в доме коменданта Лежосна, становится очень тесной. Она проявляется в нескольких конкретных формах: вдохновение стихотворения в прозе «Верёвка», заимствованное из случая в мастерской Мане (самоубийство подростка, послужившего моделью для «Ребёнка с вишнями»); четверостишие, написанное Бодлером под портретом Лолы де Валанс. Фактически все творчество Мане этих лет проецируется в письмах Бодлера. Провозглашая современность видения и замену элементов настоящего на условности вымысла, поэт быстро находит отклик, и какой отклик, в живописи Мане. Между писателем и художником устанавливается прямая близость, почти физическое родство, в то время как восхищение Бодлера Делакруа остаётся на чисто интеллектуальном уровне, а присутствие Бодлера в работах Курбе – случайным.
Примечание: О художественном критике, давшем название импрессионистам, см: Луи Леруа (1812-1885).
Мы выражаем благодарность за использование отрывка из книги «Импрессионизм» Жака Лассаня (1966).
- В Лувре открылся павильон исламского искусства
- Ирландский Национальный колледж искусства и дизайна (NCAD)
- «Возвращение домой» Гарольда Пинтера, краткое содержание
- «Я - народ, толпа» Карла Сэндбурга
- Россия-Индия: сад дружбы
- «Краткая удивительная жизнь Оскара Вао» Хунота Диаса, краткое содержание
- «Сестра Кэрри» Теодора Драйзера, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?