Импрессионизм:
ранняя история читать ~8 мин.
История импрессионизма не сводится к нескольким выставкам или биографиям отдельных художников. Это было идейное течение, утверждавшееся постепенно, и одновременно художественная революция. Кроме внешних изменений, она имела глубокий и продолжительный резонанс, значение которого было осознано лишь годы спустя.
За исключением Камиля Писсарро, который родился в 1830 году в Вест-Индии, ключевые художники-импрессионисты появились на свет в течение одного десятилетия — между 1832 и 1841 годами.
❶ Истоки и влияние
❷ Ранняя история
❸ Импрессионист Эдуард Мане
❹ Импрессионист Клод Моне
❺ Импрессионисты Ренуар, Сислей, Писсарро, Дега, Сезанн
❻ Моне и Писсарро в Лондоне
❼ Развитие живописи импрессионистов
❽ Выставки импрессионистов
❾ Разделение на группы
❿ Наследие
Большинство из них были парижанами из обеспеченных буржуазных семей. К ним относятся Эдуард Мане (1832), Эдгар Дега (1834), Альфред Сислей (1839), имевший британское подданство, Клод Моне (1840), чьё детство прошло в Гавре, и Арман Гийомен (1841). Из других регионов были Поль Сезанн (1839) из Прованса, Пьер-Огюст Ренуар (1841) из Лиможа, Фредерик Базиль (1841) из Монпелье и Берта Моризо (1841) из Буржа. К ним можно добавить уроженца Гренобля Анри Фантен-Латура (1836) и американца Джеймса Мак-Нейла Уистлера (1834). К более позднему поколению принадлежат Поль Гоген (1848), Винсент Ван Гог (1853), Анри-Эдмон Кросс (1856), Жорж Сёра (1859), Поль Синьяк (1863) и Анри де Тулуз-Лотрек (1864).
Полезно также рассмотреть творчество тех, кто предвосхитил появление импрессионизма. Они родились около 1820 года или немного ранее: Теодор Руссо (1812), Жан-Франсуа Милле (1814), Шарль-Франсуа Добиньи (1817), голландец Йохан Бартольд Йонгкинд (1819) и Гюстав Курбе (1819). Шарль Бодлер родился в 1821 году, а Эжен-Луи Буден — в 1824-м. Предшественниками же были Камиль Коро (1796) и Эжен Делакруа (1798), принадлежавшие к предыдущему веку.
Происхождение из парижской буржуазии дало этим художникам-импрессионистам понимание нового общества, масштабы которого описывал в своих произведениях Бальзак. В то же время связь с сельской жизнью, трудом на полях и силами природы — лесом и морем — обогатила их искусство, придав ему особую выразительность.
Экзотика также послужила для них источником вдохновения, ещё до того как нашла своё символическое воплощение в творчестве Гогена. Делакруа обнаружил в Северной Африке благоприятный климат, который позволил ему выйти на новый уровень мастерства. Важную роль сыграли и поездки других художников: посещение Вест-Индии молодым Писсарро, путешествие Мане в Бразилию в 1849 году, военная служба Моне в Алжире в 1861–1862 годах и визит Дега в Новый Орлеан в 1872 году.
Судьбы этих разных людей начали пересекаться после 1850 года. Именно тогда Мане, оставив попытки стать моряком, получил разрешение родителей посвятить себя искусству и поступил в мастерскую Тома Кутюра. В то время преподаватели Школы изящных искусств часто открывали частные студии, где ученики могли получить углублённые знания по интересующему их предмету.
Кутюр, триумфатор Салона 1847 года с картиной «Римляне времён упадка», был колоритной фигурой. Он давал в основном технические уроки, но его методика имела свои достоинства: он рекомендовал простоту тона и использование чистых цветов без смешения. Хотя Мане проучился у него шесть лет, он с самого начала дал понять, что их взгляды на искусство расходятся, и вскоре завоевал авторитет среди соучеников как новатор.
Первые встречи импрессионистов в Париже
Датой первых встреч будущих импрессионистов принято считать 1855 год. На Всемирной выставке в Париже впервые был представлен обширный раздел изобразительного искусства с участием 28 стран. “Три картины Джона Эверетта Милле, несомненно, самые выдающиеся на Всемирной выставке”, — писал Теофиль Готье о работах английских прерафаэлитов.
Значительным был вклад французских художников. В центральном зале доминировал Делакруа с тридцатью пятью картинами. Энгр занимал отдельную комнату, где выставил сорок полотен и рисунки. Независимые художники, такие как Коро, Руссо, Добиньи, Йонгкинд и Милле, также были достойно представлены. От участия отказался лишь Курбе, после того как жюри отклонило две его работы. Он открыл собственный «Павильон реализма», где представил свои произведения, включая масштабное полотно «Ателье художника».
Соперничество между Энгром и Делакруа к тому времени утихло. Энгр, будучи членом Академии, отошёл от активного навязывания своих взглядов и перестал выставляться в Салоне. Его творчество обрело новое звучание и стало привлекать более широкую аудиторию.
Молодой Эдгар Дега, оставивший юриспруденцию ради живописи, одинаково восхищался и Делакруа, и Энгром. Перед поездкой в Италию он занимался в мастерской ученика Энгра, Луи Ламота, изучая классическое искусство.
В том же 1855 году из Вест-Индии приехал Камиль Писсарро. Он посетил Коро, который дружелюбно его принял, а затем недолго проучился в Школе изящных искусств. В 1856 году в Париж прибыл Джеймс Уистлер и поступил в мастерскую Глейра. Официальное преподавание в тот период стало косным, и многие молодые художники, записавшись в школу, вскоре отвергали её доктрины.
Внимание молодых талантов привлекали новые пути, открытые Курбе и Коро. В 1856 году критик Дюранти начал издавать журнал «Реализм». Художественные дискуссии велись в кафе. Настоящим центром притяжения стала «Брассери де Мартир», где председательствовал Курбе в окружении Бодлера, Шанфлёри и Кастаньяри.
Художники часто работали в Лувре, изучая шедевры живописи. Мане, Фантен-Латур и Уистлер встречались там или в свободной студии на набережной Орфевр — Академии Сюисс, где можно было работать с моделями без наставлений преподавателей. Фантен-Латур ранее учился у Лекока де Буабодрана, который призывал учеников развивать зрительную память и искать вдохновение в реальной жизни.
В 1857 году Мане обратился к Делакруа за разрешением скопировать его картину «Ладья Данте». Однако наибольшее влияние на него оказали венецианские мастера. “Мало-помалу, — отмечал Антонен Пруст, — он избавлялся от полутонов. Его постоянным стремлением был прямой переход от тени к свету”. Его копии были скорее интерпретациями, где он стремился выявить структуру, не отвлекаясь на второстепенные детали.
Признаков обновления в искусстве становилось всё больше. В 1856 году гравёр Бракемонд приобрёл японские ксилографии укиё-э работы Хокусая (1760–1849), а вскоре на улице Риволи открылся магазин с предметами дальневосточного искусства. В 1857 году Уистлер посетил выставку в Манчестере, где были показаны четырнадцать картин Веласкеса.
В 1859 году все молодые художники представили свои работы на Парижский салон. Картина Мане «Любитель абсента» была отвергнута, несмотря на поддержку Делакруа. Неудача постигла также Фантен-Латура и Уистлера. Принят был только Писсарро. Несправедливость жюри была настолько очевидной, что художник Франсуа Бонвен выставил некоторые из отвергнутых картин в своей мастерской. Курбе, посетив эту выставку, был впечатлён работами Уистлера и Фантен-Латура и пригласил их к себе.
Клод Моне
Молодой художник Клод Моне приехал в Париж на Салон 1859 года. В Гавре, где прошло его детство, он прославился как автор карикатур на местных жителей. Знакомство с Эженом Буденом изменило его творческий путь. Буден посоветовал ему обратить внимание на природу, небо и море.
Буден был художником, который смиренно следовал своим впечатлениям, стремясь запечатлеть их со свежестью и чистотой. Ранее он изготавливал рамы и продавал художественные материалы, благодаря чему познакомился с Труайоном и Милле. Городская стипендия позволила ему поработать в Париже, но он остался верен своему принципу: работать на открытом воздухе, подчиняясь природе и первому впечатлению.
Моне был очарован простотой и добротой Будена. “Словно пелена спала с глаз. Я понял, чем может быть живопись”, — вспоминал он. Позже Курбе, приехав в Гавр, также открыл для себя морские пейзажи Будена. В 1859 году Бодлер в своём обзоре Салона восторженно отозвался о «метеорологических красотах» пастелей художника.
На Салоне Моне с интересом изучал работы Добиньи, Коро, Руссо и других мастеров французской живописи. Занятия в Школе изящных искусств он счёл скучными и предпочёл им Академию Сюисс, где познакомился с Писсарро. В начале 1860 года на бульваре Итальянцев открылась частная выставка работ Делакруа, Коро, Курбе и барбизонцев, которая стала важным ориентиром для молодых художников.
Писсарро в это время работал в окрестностях Парижа. В Академии Сюисс он познакомился с Сезанном и Гийоменом. Сезанн, изучавший право в Эксе, приехал в Париж к другу детства Эмилю Золя, чтобы готовиться к поступлению в Школу изящных искусств. Однако его попытка не увенчалась успехом, и он вернулся в Экс. Моне, в свою очередь, был призван на военную службу и отправился в Алжир. “Вы не можете себе представить, — скажет он однажды, — как многому я там научился и как улучшилось моё зрение. Впечатление от света и красок, которое я получил там, я смог реализовать только позже, но семена моих будущих исследований были там”. Подробнее об отношении импрессионистов к свету и цвету см: Характерные черты импрессионистической живописи 1870–1910 гг.
В 1861 году Делакруа завершил фрески в церкви Сен-Сюльпис, используя технику раздельных мазков, которые на расстоянии сливались, придавая краскам силу и свежесть. Мане, напротив, склонялся к живописи контрастов. В Салоне он выставил двойной портрет родителей и картину на испанскую тему — «Гитарист», получив почётное упоминание.
Его дружба с Бодлером стала очень тесной. Поэт, провозгласивший современность главным сюжетом искусства, нашёл в живописи Мане идеальное воплощение своих идей. Между писателем и художником установилась глубокая творческая связь, в то время как восхищение Бодлера Делакруа оставалось скорее интеллектуальным, а его связь с Курбе — случайной.
Примечание: О художественном критике, давшем название импрессионистам, см: Луи Леруа (1812–1885).
Мы выражаем благодарность за использование отрывка из книги «Импрессионизм» Жака Лассаня (1966).
- Импрессионизм
- Текучесть форм и мгновенное движение импрессионизма
- Репродукции картин известных живописцев: какие работы стоит иметь в своей гостиной
- Моё открытие изобразительного искусства XIX-XX веков
- Цветовая палитра, 17-18 век
- Aрт-проект «Чаша судьбы» Валерия Малолеткова
- «Искупление» Иэна Макьюэна, краткое содержание
- Александр Дымников. Структуры
- Американская история Владимира Набокова. По пути к Лолите
- «Краткая удивительная жизнь Оскара Вао» Хунота Диаса, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?