Импрессионизм читать ~34 мин.
Импрессионизм — пожалуй, самое известное направление во французской живописи. Само название «импрессионизм» придумал художественный критик Луи Леруа после посещения первой выставки импрессионистов в 1874 году, где он увидел картину Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872). По иронии судьбы, Моне выбрал это название в последний момент при составлении каталога выставки, хотя поначалу хотел назвать работу «Вид гавани в Гавре». Всего с 1874 по 1886 год импрессионисты провели восемь выставок, и все они состоялись в Париже.
Возникнув в Париже в конце 1860-х — начале 1870-х годов, импрессионизм поначалу не воспринимался как нечто значительное. Многие участники группы конфликтовали с официальным Салоном — организационным органом Французской академии изящных искусств, отборочное жюри которого отличалось непредсказуемой строгостью. Поэтому, хотя некоторые ранние работы импрессионистов и производили впечатление на других художников, их стиль не получал признания ни у критиков, ни у коллекционеров, ни у широкой публики. В результате большинство художников-импрессионистов испытывали серьёзные финансовые трудности и были вынуждены бороться за внимание и заказы. Несмотря на дружбу с ведущими деятелями из других областей творчества, такими как писатель Эмиль Золя и поэт Шарль Бодлер, решающим фактором выживания группы стали взаимопомощь и уверенность в собственных силах.
Основные черты импрессионизма
Чистый импрессионизм, который отстаивал Моне, — это живопись на открытом воздухе (пленэр), для которой характерны быстрые, спонтанные и свободные мазки. Величайшими примерами такого подхода являются его серии картин с Руанским собором, мостом Ватерлоо, вокзалом Сен-Лазар, стогами сена и кувшинками. Главным принципом было реалистичное изображение света. Художники-импрессионисты стремились запечатлеть мимолётные мгновения: если в этот момент предмет казался оранжевым из-за падающего света или отражения, художник и писал его оранжевым. Если солнце окрашивало поверхность пруда в розовый, то и на холсте пруд становился розовым. Традиционные цветовые схемы, разработанные в студии, этого не допускали. Свободная манера письма в сочетании с не натуралистичным использованием цвета придала движению революционный характер и открыла путь таким направлениям, как экспрессионизм и фовизм.
Основные приоритеты импрессионистов включали:
немедленное и оптически точное изображение сиюминутной сцены;
выполнение всей работы на пленэре (отказ от подготовительных эскизов и доработки в студии);
нанесение чистого цвета на холст, а не смешивание красок на палитре;
использование мелких мазков и пятен яркой краски; и
использование света и цвета для объединения картины, в противовес традиционному методу построения композиции с помощью контуров и светотеневой моделировки. Подробнее см.: Характерные черты импрессионистской живописи (1870–1910).
Корни импрессионизма лежат в натурализме Камиля Коро (1796–1875) и в методах пленэрной живописи барбизонской школы начала XIX века, возглавляемой Теодором Руссо (1812–1867). Импрессионисты специализировались на пейзажах и жанровых сценах (например, картины Дега с балеринами и обнажённые Ренуара). Другим популярным жанром был портрет — в конце концов, это был один из немногих стабильных источников дохода. Также они писали и натюрморты.
Следует отметить и влияние японизма (в частности, гравюр укиё-э) на развитие импрессионизма и его представителей, таких как Моне, Дега, Мэри Кассатт и других.
Чего стремился достичь импрессионизм
К 1863 году в живописи были признаны многие аспекты зрительной правды, но два из них всё ещё оставались за рамками официального искусства. Это
цвет и вибрация света и
плотность воздуха. Никто до этого не писал истинный цвет солнечного света и тени, и вряд ли кому-то приходило в голову, что плотность воздуха непостоянна и что можно написать, к примеру, пейзаж, увиденный сквозь густую дымку или туман.
Оба этих визуальных открытия были, по сути, частью более крупного. Импрессионисты, возможно, сами того не осознавая, открыли феномен мимолётности. Художник, который выносит холст на природу и пытается запечатлеть каждый нюанс, видимый глазу, находится в совершенно ином состоянии духа, чем тот, кто строит картину в студии на основе эскизов. Его взгляд не стал менее пытливым, но он начал замечать совсем другие визуальные детали. Его всё меньше волнует природа объекта — будь то фигура или пейзаж, — и всё больше занимает его внешний вид в конкретный момент времени.
Для Моне, работавшего над серией картин с Руанским собором, главным объектом был не сам собор, а воздушная оболочка, сквозь которую он был виден и которая меняла его облик с каждым изменением освещения. Таким образом, для художника сам предмет изображения менялся каждый час. Поскольку акцент в каждой импрессионистской картине делался на моменте, естественно, что художники намеренно искали мимолётные эффекты. На картине Моне, изображающей вход на вокзал Сен-Лазар, привлекают внимание не железный мост и здание за ним, а клубы пара, плывущие под мостом, и локомотив, намеренно смещённый влево, чтобы создать впечатление, будто он вот-вот исчезнет из кадра.
Такие «пойманные» моменты — ключ к пейзажам Моне, Писсарро и Сислея, в которых мы всегда можем определить время суток, время года, точную интенсивность солнечного света или плотность атмосферы. То же самое касается и фигурных композиций Дега, и поздних работ Моне, где подлинным «предметом» картины становится внезапный поворот головы официантки в кафе, мгновенный жест танцовщицы, женщины, гладящей белье, или примеряющей шляпку в магазине. Клод Моне и Камиль Писсарро решали эти задачи, отказываясь от многих качеств, которые предыдущие художники считали основополагающими.
Движение импрессионизма — ярчайший в истории искусства пример того, как новое визуальное открытие, сделанное в духе чистого исследования, в итоге породило новую эстетику. В своей чистейшей форме импрессионизм изображал исключительно то, что видел глаз. «Моне — это всего лишь глаз. Но какой глаз!» — сказал Сезанн, невольно отразив и достоинства, и недостатки всей школы.
Семь величайших художников-импрессионистов
Клод Моне (1840–1926) стал центральной фигурой движения. При поддержке импрессиониста Эжена Будена (1824–1898), мастера прибрежных и пляжных сцен, он с полной самоотдачей следовал программе импрессионизма. Его высшей целью было достижение полной объективности. Если природа на какие-то четверть часа «теряла чувство цвета» (а она нередко грешит удивительными промахами), Моне слепо следовал за ней в болото хроматического дурновкусия. Его собственное чувство цветовой гармонии порой было плачевным. Но он обладал величайшими познаниями в пленэрной живописи и привнёс в круг импрессионистов самые передовые идеи пейзажа.
Камиль Писсарро (1830–1903), великий наставник, был самым плодовитым художником группы и единственным, кто участвовал во всех восьми выставках импрессионистов. Будучи убеждённым анархистом, он почти не зарабатывал денег. Его эмоциональная привязанность к определённым цветам и сценам означала, что он не разделял столь же беспощадно объективного подхода к живописи, как Моне. В отличие от него, Альфред Сислей (1839–1899) — самый преданный пейзажист после Моне — вёл образ жизни среднего класса и стал зависеть от своего искусства только в зрелом возрасте. Он был таким же хорошим наблюдателем, как и Моне, но его диапазон был более узким: он довольствовался фиксацией более «нормальных» условий освещения, и, как следствие, его пейзажи не производят впечатления «трюка», которое иногда возникает от работ Моне.
Эти три художника — Моне, Писсарро и Сислей — составили ядро импрессионистской пейзажной живописи.
Мане и Дега были связаны с движением, но они не стремились столь же яростно выражать «правду импрессионизма» и только её. Они были более разносторонними художниками, поскольку их интересы выходили за рамки простого «внешнего вида» вещей.
Эдуард Мане (1832–1883) пользовался огромным уважением у других художников-импрессионистов. К двадцати девяти годам он уже считался ведущей фигурой новой реалистической живописи, предшествовавшей импрессионизму. Известный своим новаторским подходом к масляной живописи и революционным переосмыслением классических тем, он, тем не менее, более всего стремился быть вновь принятым в Салон.
Мане был объективен, как немногие художники до него. Пожалуй, только Веласкес в меньшей степени навязывал зрителю собственный темперамент, и именно в честь Веласкеса, а не Тициана, Мане написал свою знаменитую «Олимпию». Он лучше Веласкеса передавал эффекты света, но, за исключением поздних пленэрных этюдов, созданных под влиянием пейзажистов-импрессионистов, он не использовал «дивизионистскую» технику, с помощью которой Моне пытался передать вибрацию света.
Эдгар Дега (1834–1917) не был особенно заинтересован в эффектах света, но его завораживало нечто столь же мимолётное — непреднамеренные жесты повседневной жизни. Его глаз выхватывал такие жесты с быстротой ястреба, и он придавал им дополнительную естественность, заимствуя некоторые приёмы у фотографии.
Фотоаппарат не создаёт картину. Он просто вырезает фрагмент реальности, как кусок торта. Он без зазрения совести может «разрезать» фигуру пополам; у него нет чувства равновесия или симметрии. Из этого, казалось бы, бессистемного подхода Дега развил новую систему композиции. Его работы создают впечатление случайного, моментального снимка, но на самом деле в его замысле нет ничего случайного. Равновесие в них столь же выверено, как в любой композиции Пуссена, но при этом гораздо смелее. Он превратил тонкое искусство в кажущуюся случайность. Его персонажи выглядят так, словно их застали врасплох, но у них никогда нет застывшего вида, который неизбежно создаёт фотоаппарат.
Самым способным последователем Дега был англичанин Уолтер Сикерт. Не обладая ястребиной зоркостью Дега, он видел жизнь примерно так же — как череду очаровательных случайностей, которые он подмечал и запечатлевал с лёгкой иронией. Дега же фиксировал их с оттенком разочарования. Будучи на два года моложе Мане, Дега происходил из той же социальной среды.
Эти два художника, оба истинные горожане, подружились и вращались в одних и тех же кругах парижского общества. Дега был, пожалуй, самым сложным из всех основателей импрессионизма: поначалу он не любил пленэрную живопись и предпочитал работать в студии, где проявлял удивительную универсальность, работая с рисунком, акварелью, пастелью и скульптурой.
Другим художником из богатой семьи был Поль Сезанн (1839–1906), сын банкира из Экс-ан-Прованса. Из-за своей застенчивости и южных, провинциальных манер ему было трудно вписаться в высшее парижское общество. Когда в 1895 году в Париже состоялась его большая персональная выставка, он уже 20 лет не выставлял в городе ни одной своей картины.
Огюст Ренуар (1841–1919), выходец из очень бедной семьи, был вынужден буквально голодать, чтобы добиться успеха как художник. Ему помогал Нарсис Диас, один из основателей Барбизонской школы. Он тесно сотрудничал с Моне, создавая пейзажи, а затем перешёл к студийной работе, сосредоточившись на портретах и фигуративной живописи.
Несмотря на раннее сходство, искусство Ренуара отличалось от искусства Моне. Его не интересовали мимолётные мгновения или преходящие эффекты света. Солнечный свет Ренуара вечен, и даже его обнажённые — вечны. Это женщины, на которых смотрят так, как ребёнок смотрит на свою мать: они нежные, сияющие и вневременные. В этом смысле можно сказать, что Ренуар является частью классической традиции искусства, а не революционного импрессионизма.
Наиболее значимыми женщинами-импрессионистками были Берта Моризо (1841–1895) и американка Мэри Кассатт (1845–1926).
Кружок импрессионистов: некоторые личные подробности
Мане и Дега — социально и финансово обеспеченные
Эдуард Мане был художником, которого другие импрессионисты с редким единодушием считали своим лидером. Сегодня нам, знающим лишь его работы и суждения современников о его личности, это может показаться необычным. Эдуард Мане родился в Париже в 1832 году и был одним из старейших в группе, наряду с Писсарро. Мать Мане была крестницей шведского наследного принца, и сам художник никогда не терял связей с высшими кругами общества. Благодаря своему социальному положению и большому таланту он, несомненно, мог бы поступить в Школу изящных искусств, но вместо этого решил учиться в студии Тома Кутюра.
Кутюр был прекрасным учителем, и благодаря его репутации ученики могли довольно рано выставляться в Салоне. Первые работы Мане были высоко оценены, и к двадцати девяти годам он уже был признан ведущей фигурой нового реализма. Образ бедного художника к нему, разумеется, неприменим. Эдгар Дега, который был на два года моложе Мане, происходил из той же социальной среды. Мане обратил на него внимание, когда тот копировал картины в Лувре. Два художника подружились и вращались в одних и тех же кругах парижского общества. Мане уже общался с другими художниками-новаторами, из которых позже сформировалась группа импрессионистов, и ввёл Дега в этот круг.
Сезанн — «неотёсанный провинциал»
Другим художником из состоятельной семьи был Поль Сезанн, сын банкира из Экс-ан-Прованса. Правда, в течение многих лет у него были серьёзные финансовые проблемы, потому что он боялся признаться своему довольно деспотичному отцу в увлечении искусством и в своей неустроенной личной жизни. Состояние отца он унаследовал лишь во второй половине жизни, когда уже был настолько известен как художник, что, вероятно, смог бы прожить на доходы от своих картин. Из-за его южного, почти деревенского поведения у него были проблемы в высших кругах Парижа. Кроме того, его сдержанные и трудные для понимания картины не вызывали симпатии к его творчеству. По этой причине он оставался неизвестным дольше других импрессионистов.
Сезанн всё больше отдалялся от круга своих друзей. С 1885 года он жил в Эксе, в добровольной изоляции, отдельно от жены и сына. Сначала он жил в унаследованном загородном поместье, а когда его продали — в небольшом доме на окраине города. Когда ему стало трудно подниматься в свою мансардную студию, он построил для себя новую — простую, но просторную. Свою растущую славу художник едва ли осознавал, более того, он её отвергал.
Когда в 1895 году в Париже прошла большая выставка Сезанна, он уже почти двадцать лет не выставлял в городе ни одной картины. Молодой арт-дилер Амбруаз Воллар (1867–1938) рискнул провести выставку Сезанна в своей галерее. До этого времени Сезанна даже его друзья-художники и узкий круг ценителей считали не более чем заурядным талантом.
Но выставка открыла людям глаза: в его работах угадывалось величие художественной личности. Воллар представил публике мастера современного искусства. Это поняли не только его друзья — теперь и публика признала бессмертие Сезанна. Ни один другой художник из этой группы не оказал такого глубокого влияния на последующее поколение. При жизни он был одинок; в его творческих исканиях его поддерживали лишь немногие друзья, такие как Ренуар и Писсарро.
Писсарро — отвергнутый и обедневший
Камиль Писсарро, старейший из импрессионистов, родился в Вест-Индии. Чтобы он мог получить полноценное образование, юного Камиля отправили во французскую школу-интернат. Вернувшись домой по окончании учёбы, он уже твёрдо решил стать художником. В 1855 году ему разрешили отправиться учиться живописи. После бесплодных попыток в различных студиях он наконец попал в Академию Сюиса, которая предоставляла художникам лишь помещение и моделей, не вмешиваясь в их творческий процесс.
После этого Писсарро, свободный от академических догм, обратился к пейзажной живописи. Сначала он был очарован творчеством Ричарда Паркса Бонингтона (1802–28) и Джона Констебла (1776–1837), а затем стал ориентироваться на Шарля-Франсуа Добиньи (1817–1878), Камиля Коро (1796–1875), Гюстава Курбе (1819–1877) и Жана-Франсуа Милле (1814–1875), которые в то время сами боролись за признание. В 1859 году он уже смог выставить картину в Салоне. В том же году его родители переехали в Париж, что на время улучшило его материальное положение. Однако, когда он выбрал в жёны служанку своих родителей, отец, разгневанный мезальянсом, выгнал молодую пару из дома и лишил финансовой поддержки.
Среди своих друзей Писсарро был тем, кто почти всю жизнь испытывал финансовые трудности. Ему нужно было кормить большую семью, и он был единственным из импрессионистов, кто не нашёл богатого покровителя. Хотя он писал невероятно быстро, цены на его картины всегда были низкими, а его манера работы предполагала, что у него всегда было несколько незаконченных полотен. Свет всегда был для него важнейшим художественным элементом. Из-за этого он сильно зависел от погоды и времени суток и должен был заканчивать работу, как только свет менялся.
У него появилась привычка работать над несколькими полотнами одновременно, часто над одним и тем же мотивом в разное время суток — например, над одной картиной в утреннем тумане, а над другой — в сиянии полуденного солнца. Ему приходилось отказываться от некоторых замыслов, если он не мог завершить их за один сезон, когда после долгого периода плохой погоды менялось время года.
Сислей — наследник семейного бизнеса
Ещё одним молодым художником, который происходил из процветающего дома и смог сделать карьеру, не беспокоясь о деньгах, был Альфред Сислей. Его мать была музыкальна, и когда сын проявил сильную склонность к рисованию, отец предпринял лишь робкую попытку убедить его заняться бизнесом. Он согласился на то, чтобы сын получил художественное образование, а его состояние нередко позволяло молодому художнику помогать более бедным друзьям в трудные времена.
В течение многих лет Сислей писал картины, не находясь в финансовой зависимости от своей работы. Он женился, завёл детей и вёл жизнь обеспеченного буржуа. Именно в это время Ренуар создал свой знаменитый портрет четы Сислей, одетых в дорогую одежду, соответствующую их социальному положению. Фактически, единственное, что есть импрессионистского в этой картине, — это работа со светом.
Во время Франко-прусской войны 1870 года отец Сислея тяжело заболел, семейный бизнес пришёл в упадок и был закрыт. Сислей внезапно оказался перед необходимостью содержать себя и свою семью за счёт продажи картин. Он переехал сначала к Моне, а затем в соседний городок Ле-Саблон, в пейзажах которого он работал особенно успешно.
Моне — лидер и мастер пейзажа
Личность Клода Моне занимала особое место в развитии импрессионизма. В художественном плане он стал центральной фигурой движения. Кроме того, именно он принёс в круг молодых художников передовые идеи пейзажной живописи.
Клод Моне родился в Париже, но его юность прошла в Гавре, где его отец, торговец, занимался снабжением кораблей. Жизнь в порту и широкие пляжи произвели на мальчика сильное впечатление. Он начал свой путь в искусстве с рисунка, в частности с карикатур. В те годы процветающая пресса сильно зависела от иллюстраций. Даже люди, не слишком хорошо умевшие читать, могли понять карикатуры, поэтому редакторы старались публиковать как можно больше изображений. Моне учился по таким журналам и благодаря своему огромному таланту быстро нашёл собственный стиль.
Когда появилась возможность выставить работы в витрине местного багетчика, молодой человек смог продавать свои рисунки туристам. Однако гораздо важнее было то, что Эжен Буден (1824–1898), блестящий живописец прибрежных сцен, заметил молодого Моне и разглядел его талант. Буден долгое время работал в Париже и мог поспособствовать продвижению молодого художника в столице. Моне отправился в Париж с деньгами, вырученными от продажи карикатур, и небольшой суммой от отца, и начал заниматься в Академии Сюиса. Вскоре он познакомился с другими молодыми художниками, которых однажды назовут импрессионистами. Моне был членом группы, обладавшим наибольшими познаниями в области пленэрной живописи.
В Гавре он прошёл всестороннюю подготовку под руководством Будена и мог поделиться своими практическими знаниями с остальными. В начале 1861 года Моне пришлось пойти на военную службу и покинуть друзей. Он отправился добровольцем в Африку, где вскоре заболел и был вынужден вернуться домой. В конце концов, его семья выкупила его из армии — такую возможность государство предоставляло состоятельным гражданам.
В 1862 году Моне снова писал картины в Гавре вместе с Буденом и голландцем Йоханом Бартолдом Йонгкиндом (1819–1891). Йонгкинд был очень искусным пейзажистом, и мастерство двух старших художников через их талантливого ученика проникло в кружок молодых импрессионистов в Париже, куда Моне вернулся в начале 1863 года. Моне больше не посещал Академию Сюиса. Как и большинство его друзей, он перешёл в мастерскую Шарля Глейра, чтобы продолжить обучение. Вскоре студия Глейра стала ядром французского импрессионизма.
Моризо — художница из зажиточной городской среды
Берта Моризо была единственной женщиной, принадлежавшей к раннему ядру художников-импрессионистов. Её путь в искусство соответствовал общепринятым нормам для дочери из хорошей семьи. Её отец был префектом департамента Шер, она родилась в Бурже в 1841 году. Юность она провела в Лиможе вместе со старшими сёстрами. Когда её отца перевели на более высокий пост в Париж, семья переехала в элегантный дом в Пасси, а девочки пошли в элитную частную школу, где музыка и искусство были частью учебной программы.
Когда Берта и её сестра проявили талант, мать сочла естественным поощрять их увлечение. Хотя обучавшие их художники предупреждали родителей, что профессиональные занятия живописью могут негативно сказаться на шансах привлекательных девушек удачно выйти замуж, это их не остановило. В саду для сестёр построили просторную студию, а их занятия поддерживали такие известные художники, как Коро, Анри Фантен-Латур (1836–1904) и Пюви де Шаванн (1824–1898), которые часто бывали гостями в их доме. Берта, которая вскоре стала заниматься искусством более усердно, чем сестра, получила мощный стимул и очень ранний доступ в Салон.
Базиль — художник, меценат и коллекционер
Одним из художников, активно способствовавших объединению импрессионистов, был очень талантливый Фредерик Базиль (1841–1870) — человек особенно сердечный, открытый и отзывчивый. Его ранняя смерть стала причиной того, что его творчество относится лишь к раннему периоду импрессионизма.
Базиль был родом из Монпелье, где его родители принадлежали к высшему обществу. Они любили искусство и поэтому не возражали против того, чтобы их сын стал художником, тем более что он уже проявил талант. Однако отец настоял на том, чтобы Фредерик изучал медицину, а уроки рисования брал как дополнительное занятие. Базиль поступил в мастерскую Шарля Глейра и всё больше пренебрегал изучением медицины. Но он всегда сохранял хорошие отношения с родителями.
Состоятельный отец поддерживал его по мере возможностей, и нередко Базиль выступал в роли доброго самаритянина для своих друзей, чьё финансовое положение было менее стабильным. Он давал им деньги на еду и разрешал пользоваться своей прекрасной студией. Поскольку он обладал отзывчивым характером и всегда выступал посредником в конфликтах между друзьями, он стал добрым гением их художественного круга.
Особенно тёплая дружба связывала его с Огюстом Ренуаром, который происходил из бедной семьи и был вынужден буквально голодать, чтобы следовать своему призванию в искусстве.
Ренуар — солнечный художник
Огюст Ренуар родился в Лиможе в 1841 году в семье портного. К искусству он пришёл окольными путями. Сначала он работал художником по фарфору, затем сменил несколько профессий в сфере коммерческой живописи, прежде чем наконец смог поступить в студию Глейра, где к концу года к нему присоединились Клод Моне и Фредерик Базиль.
Каждую весну Глейр на несколько недель закрывал свою студию, и в это время друзья отправлялись в лес Фонтенбло, чтобы рисовать на природе. Эта традиция сохранялась несколько лет. Они предпочитали деревни Шайи или Марлотт, так как Барбизон был для них слишком оживлённым. В Марлотте, состоявшей из нескольких ферм, они жили в гостинице Auberge de la Mère Anthony, где Сислей, в частности, увлёкся дочерью хозяина, Наной, которая появляется в качестве модели на многих картинах Ренуара.
Для дальнейшего творческого развития Ренуара решающей стала встреча с одним из успешных художников Барбизонской школы. Став взрослым, он всё ещё рассказывал об этой встрече своему сыну. Однажды, когда он рисовал на поляне в лесу, к нему начали приставать несколько парижских хулиганов. Ренуар ввязался в драку, и ему на помощь неожиданно пришёл высокий хромой человек, который использовал свою деревянную ногу и костыль как оружие и спас Ренуара.
Этим человеком был Нарсис Диас (1807–1876), один из основателей Барбизонской школы. Он ознакомился с работами Ренуара и в последующие дни проявил к нему живой интерес. За короткое время он убедил молодого коллегу отказаться от тяжёлой, тёмной палитры и показал ему, как много мерцающего света скрыто даже в самых тёмных, затенённых участках.
После 1868 года друзья перестали регулярно ездить в Фонтенбло. Ренуару, в частности, уже было недостаточно сумерек под деревьями, он жаждал солнечного света во всей его мощи. На последующие годы излюбленным местом молодых художников стали берега Сены. Только Моне ещё некоторое время оставался в Шайи.
Быт и путешествия импрессионистов
Постоянная смена жизни в деревне и месяцев в Париже на долгие годы стала привычным ритмом для импрессионистов. Природа давала им огромные возможности для творчества, но для развития карьеры им был нужен город. Только Мане и Дега были чистыми горожанами и очень редко выезжали в сельскую местность. После Фонтенбло излюбленным местом отдыха стало побережье Нормандии. Несомненно, именно Моне привлёк к нему внимание своих друзей. Сам Моне проводил лето в основном в Гавре или Сент-Адрессе, небольшом приморском курорте, где у его тёти было поместье, в котором семья регулярно останавливалась на каникулах.
В 1864 году Моне пригласил своего друга-художника Фредерика Базиля. Они поплыли по Сене и сначала заехали в Онфлёр, расположенный напротив Гавра. Онфлёр с его старыми улочками и прохладным атлантическим бризом, должно быть, произвёл сильное впечатление на Базиля, приехавшего с юга Франции. Этот город уже был открыт многими художниками: Боннингтон, Коро, Курбе, Йонгкинд и, конечно, Буден (который там жил) обычно останавливались в La Ferme Saint-Siméon, гостинице на холме с захватывающим видом.
Год спустя Ренуар и Сислей повторили поездку Моне и Базиля, их целью была знаменитая парусная регата в Гавре. Для Ренуара это путешествие было роскошью; он много гулял, но в основном по окрестностям Парижа. Пятьдесят франков, в которые обошлась поездка, были для него огромной суммой.
Лишь с 1876 года его финансовое положение начало постепенно улучшаться. Он происходил из скромной семьи, и среди его друзей юности, принадлежавших к рабочему классу, почти не было заказчиков. Двумя из немногих клиентов, которые сыграли важную роль в его жизни, были Шарль Дедон и, начиная с 1876 года, мадам Шарпантье, жена одного из самых влиятельных издателей того времени. Она открыла ему доступ в высшее общество. Через неё он познакомился с банкиром Полем Бераром. Заказ на портрет старшей дочери Берара положил начало контакту с семьёй, которая была сразу же впечатлёна талантом и сдержанным обаянием молодого художника. Их богатый образ жизни в парижском особняке и, прежде всего, в обширном загородном поместье близ Дьеппа в Нормандии, их дружелюбие и гостеприимство оживили Ренуара. В 38 лет, впервые в жизни, он мог наслаждаться жизнью и сосредоточиться на живописи без постоянных финансовых забот.
Другим местом в Нормандии, привлёкшим внимание импрессионистов, был Этрета, который запечатлён на многих картинах Моне. Эдгар Дега также провёл там некоторое время, поскольку его особенно интересовало смешение социальных слоёв, которое там можно было наблюдать. Однако его работа ограничивалась лишь набросками пейзажа; для полноценной живописи ему требовалось замкнутое пространство студии.
Его искусство представляло собой симбиоз воображения и замысла, в котором увиденное попадало в работы только после тщательной внутренней фильтрации. Дега не любил художников-пленэристов и часто пренебрежительно отзывался о людях, которые предпочитали заниматься столь интимным делом, как живопись, на открытом воздухе. Он считал, что работа по памяти освобождает художника от тирании природы. Такую позицию ему было легко занимать, поскольку его совершенно не интересовали свет и воздух — важнейшие мимолётные элементы импрессионистской живописи.
Война 1870 года заставила Моне и Писсарро уехать в Англию, чтобы избежать призыва. Их пребывание там было чрезвычайно важным для обоих художников. Среди прочего, они внимательно изучали работы Уильяма Тёрнера. Лондон также предоставил им возможность наладить контакты с арт-дилерами.
В 1871 году Моне вернулся в Гавр. Здесь в 1872 году он написал картину, название которой «Впечатление. Восходящее солнце» позже дало имя всей группе художников. На картине изображены едва различимые в тумане силуэты кораблей в гавани Гавра — дерзость для вкусов того времени, хотя похожую тему почти за пятьдесят лет до этого разрабатывал Уильям Тёрнер. Его работами Моне и Писсарро восхищались в Лондоне.
Первые коллекционеры
Во время Франко-прусской войны молодой Поль Дюран-Рюэль (1831–1922) переехал в Лондон, где познакомился с Моне и Писсарро и купил у них свои первые картины. После войны, обосновавшись в Париже, он продолжал поддерживать с ними контакты и стал одним из первых коллекционеров импрессионистов, часто выступая в роли друга и покровителя.
Сена была излюбленным местом художников-импрессионистов, и разнообразные пейзажи по её берегам послужили мотивом для множества картин. Местечко Ля Гренуйер было популярно как из-за пейзажа, так и из-за отдыхающих там лодочников и девушек. В расположенном неподалёку ресторане «Фурнез» Ренуар написал свой знаменитый «Завтрак гребцов», на котором мы видим Алину, которая позже станет его женой, играющую с собачкой, и — в спортивной рубашке — молодого инженера и художника Гюстава Кайботта (1848–1894). Кайботт многому научился у Моне (они несколько раз писали вместе во время долгих поездок, и некоторые их картины имеют поразительное сходство), но бо́льшую известность он приобрёл как состоятельный коллекционер.
Помощь Кайботта спасла Моне и Ренуара от нищеты, когда они оказались в тяжёлом финансовом положении. Он был другом Ренуара всю жизнь и назначил его исполнителем своего завещания. Ренуару, который к тому времени и сам был тяжело болен, была завещана уникальная коллекция шедевров импрессионизма с условием, что он должен убедить Лувр принять её. Только благодаря неустанным усилиям Ренуару удалось добиться того, чтобы музей принял это наследие.
Виктор Шоке был ещё одной важной фигурой в истории импрессионизма. Он был не художником, а таможенным служащим. Однако он обожал живопись импрессионистов и тратил все деньги, которые мог сэкономить со своей небольшой зарплаты, на покупку картин своих друзей. В 1875 году импрессионисты организовали свой первый аукцион картин в отеле «Друо». Он не имел успеха. Покупали мало, а часть публики была возмущена выставленными на продажу работами.
Дело дошло до потасовки, и полиции пришлось вмешаться, чтобы аукцион мог состояться. Из всех представленных художников только Берта Моризо могла быть более или менее довольна результатами, в то время как Ренуар, который особенно зависел от продаж, продал всего несколько картин по мизерным ценам. Виктор Шоке купил на этом аукционе свою первую картину импрессионистов и заказал Ренуару портрет своей жены. В результате Шоке стал одним из самых верных друзей Ренуара, Писсарро и Сезанна. Его финансовые возможности были ограничены, но он собирал картины со страстью и исключительно из любви к искусству, не думая о спекуляциях.
Между Шоке и Сезанном установилась особая дружба, поскольку этот замкнутый, трудно сходившийся с людьми художник нашёл в лице Шоке близкого по духу друга.
Распад группы импрессионистов
К 1880-м годам, после ряда успешных выставок в Париже, движение импрессионистов начало дробиться.
Некоторые члены движения, сторонники «чистого» импрессионизма, такие как Моне, предпочитали сосредоточиться почти исключительно на изучении света. Другие, как Писсарро и Сислей, продолжали писать пейзажи на пленэре, но уже без идеологического пыла Моне. Ренуар путешествовал и сосредоточился на фигуративных работах — как на природе, так и в студии. Дега, после периода увлечения живописью скаковых лошадей, занялся жанровыми этюдами и другой студийной работой. Сезанн покинул Париж, поселился в Экс-ан-Провансе и сосредоточился на поисках структурных форм в природе — задача, в которой он блестяще преуспел, вдохновив Пикассо и Брака на создание их раннего кубистского стиля.
Поздние импрессионисты: неоимпрессионизм и постимпрессионизм
Постимпрессионизм — название, данное общему стилю, который последовал за импрессионизмом в 1880-х и 1890-х годах, — объединил следующее поколение художников. Они были менее склонны слепо следовать природе (или заветам Моне) и предпочитали экспериментировать с цветом (например, Анри Матисс, 1869–1954; Поль Гоген, 1848–1903; и фовисты), с теорией цвета (как апостол неоимпрессионизма, трагически рано ушедший из жизни Жорж Сёра, 1859–1891), с бытовыми сценами (например, Тулуз-Лотрек, 1864–1901; Мэри Кассатт, 1844–1926; и Эдуард Вюйар, 1868–1940) или с формами экспрессионизма (например, Ван Гог, 1853–1890). Живопись постимпрессионизма включает в себя ряд очень разных стилей, единственным общим знаменателем которых является недовольство простым подражанием природе.
Влияние импрессионизма на западное искусство
Импрессионизм, вероятно, самый любимый и самый узнаваемый стиль в истории западного искусства. Хотя он и не был столь революционным, как некоторые другие направления модернизма (например, кубизм, дадаизм или сюрреализм), его влияние на современное искусство было огромным. Он установил совершенно новые стандарты того, как художники «видели» и изображали природу, оказав влияние на целые поколения, включая многочисленные художественные колонии, такие как Грёз-сюр-Луэн, Понт-Авен и Конкарно во Франции, а также на далёкую Гейдельбергскую школу (ок. 1886–1900) австралийского импрессионизма, во главе которой стояли уроженцы Англии Том Робертс (1856–1931) и Артур Стритон (1867–1943).
В Соединённых Штатах, где традиции барбизонского натурализма и академического реализма XIX века были особенно сильны, американский импрессионизм получил распространение только после 1893 года. До этого пионерами стиля были такие прогрессивные художники, как светский портретист Джон Сингер Сарджент (1856–1925) — см. его шедевры «Дочери Эдварда Дарли Бойта» и «Эль Халео» (1882, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), — а также Мэри Кассатт (1845–1926), Уильям Мерритт Чейз (1849–1916), Теодор Робинсон (1852–1896), Джулиан Олден Уир (1852–1919), Джон Генри Твахтман (1853–1902) и Чайльд Гассам (1859–1935).
В конечном итоге, разрушив все правила натурализма и академического реализма в живописи, импрессионизм проложил путь для таких модернистских стилей, как экспрессионизм и даже кубизм. Он и сегодня продолжает оказывать значительное влияние на живопись.
Знаменитые картины французских импрессионистов
См. также: Лучшие картины импрессионистов.
Камиль Писсарро (1830–1903)
- Фокс-Хилл, Аппер-Норвуд (1870), Национальная галерея, Лондон.
- Красные крыши (1877), Музей д’Орсе.
- Бульвар Монмартр (серия картин) (1897), различные музеи.
Эдуард Мане (1832–1883)
- Портрет Берты Моризо с букетом фиалок (1872), Музей д’Орсе.
- Дорожные рабочие на улице Берн (1878), частная коллекция.
- Бар в «Фоли-Бержер» (1882), Галерея Курто, Лондон.
Эдгар Дега (1834–1917)
- Танцевальный класс (1871–1874), Музей д’Орсе.
- Абсент (1876), Музей д’Орсе.
- Прима-балерина (1876–1877), Музей д’Орсе.
- Гладильщицы (1884), Музей д’Орсе.
- Женщина, расчёсывающая волосы (1887–1890), Музей д’Орсе.
Поль Сезанн (1839–1906)
- Современная Олимпия (1872–1873), Музей д’Орсе.
- Дом повешенного (1873), Музей д’Орсе.
- Мальчик в красном жилете (1889–1890), коллекция Э. Г. Бюрле, Цюрих.
- Курильщик (1890–1892), Эрмитаж, Санкт-Петербург.
- Женщина с кофейником (1890–1895), Музей д’Орсе, Париж.
- Игроки в карты (серия картин) (1892–1896), Музей д’Орсе и др.
- Молодая итальянка, облокотившаяся на стол (ок. 1900), Музей Гетти.
- Гора Сент-Виктуар (серия картин) (1882–1906), различные музеи.
Клод Моне (1840–1926)
- Лягушатник (Ля Гренуйер) (1869), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Впечатление. Восходящее солнце (1872), Музей Мармоттан-Моне, Париж.
- Стога (серия картин) (1890–1891).
- Руанский собор (серия картин) (1892–1895), различные музеи.
- Кувшинки (Нимфеи) (серия картин) (1897–1926), различные музеи.
- Пруд с кувшинками. Зелёная гармония (1899), Музей д’Орсе.
Фредерик Базиль (1841–1870)
- Мастерская Базиля (1870), Музей д’Орсе.
Берта Моризо (1841–1895)
- Колыбель (1872), Музей д’Орсе.
Пьер Огюст Ренуар (1841–1919)
- Ложа (1874), Институт искусства Курто, Лондон.
- Бал в Мулен де ла Галетт (1876), Музей д’Орсе.
- Качели (1876), Музей д’Орсе.
- Обнажённая в солнечном свете (1876), Музей д’Орсе.
- Тропинка в высокой траве (1877), Музей д’Орсе.
- Завтрак гребцов (1880–1881), Собрание Филлипса, Вашингтон.
Гюстав Кайботт (1848–1894)
- Паркетчики (1875), Музей д’Орсе.
- Парижская улица в дождливую погоду (1877), Чикагский институт искусств.
Поль Гоген (1848–1903)
- Снег на улице Карсель (1883), Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген.
Жорж Сёра (1859–1891)
- Мужчина, рисующий свою лодку (1883), Институт искусства Курто, Лондон.
Эдуард Вюйар (1868–1940)
- Модель в большой шляпе (1890), частная коллекция.
- В саду (1894–1895), ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва.
КОЛЛЕКЦИИ
Хотя произведения французского импрессионизма и постимпрессионизма можно увидеть во всех лучших художественных музеях мира, самые большие коллекции находятся в Париже — в Музее д’Орсе, а также в музеях Оранжери и Мармоттан-Моне. За пределами Парижа лучшие коллекции импрессионистского искусства хранятся в Национальной галерее искусства и Собрании Филлипса (обе в Вашингтоне), Фонде Барнса в Пенсильвании, Музее изящных искусств в Бостоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве и Национальной галерее в Лондоне.
Британский импрессионизм
Теория французского импрессионизма была представлена в Великобритании около 1863 года Джеймсом Эбботом Мак-Нейлом Уистлером (1834–1903), когда он поселился в Лондоне. Его ученик Уолтер Сикерт (1860–1942) основал движение британских импрессионистов, известное как группа «Кэмден Таун», в которую входили: Уолтер Байес (1869–1956), Роберт Беван (1865–1925), Малькольм Драммонд (1880–1945), Гарольд Гилман (1876–1919), Чарльз Гиннер (1878–1952), Спенсер Гор (1878–1914) (председатель), Джеймс Диксон Иннес (1887–1914), Огастес Джон (1878–1961), Генри Лэмб (1883–1960), Перси Уиндем Льюис (1882–1957), Джеймс Болivar Мэнсон (1879–1945) (секретарь), Люсьен Писсарро (1863–1944), Уильям Рэтклифф (1870–1955), Уолтер Сикерт, Джон Доумен Тёрнер (1873–1938) и Максвелл Гордон Лайтфут (1886–1911), которого после самоубийства заменил Дункан Грант (1885–1978). Примеры работ британских импрессионистов: «Бегущие девушки, пирс Уолберсвик» (1888–1894) Филипа Уилсона Стира и «Пьяццетта» и «Старая кампанила, Венеция» (ок. 1901) Уолтера Ричарда Сикерта.
Меценаты, дилеры и коллекционеры
Большинство художников XIX века, чтобы свести концы с концами, полностью зависели от частных коллекционеров и арт-дилеров. С конца 1890-х годов, после появления американских коллекционеров, рынок картин импрессионистов стал относительно оживлённым. Однако в предыдущие десятилетия, когда они были малоизвестны, импрессионистов поддерживали художники-коллекционеры Фредерик Базиль (1841–1870) и Гюстав Кайботт (1848–1894), а также следующие меценаты:
Виктор Шоке (1821–1891)
Таможенный служащий и коллекционер произведений искусства, он впервые познакомился с импрессионистами на аукционе в отеле «Друо» в 1875 году. В итоге приобрёл более 60 полотен, включая 12 работ Моне, 14 — Ренуара и 35 — Сезанна.
Доктор Поль Гаше (1828–1909)
Покровитель французских художников и гравёров, он был завсегдатаем кафе, которые посещал Мане, и часто оказывал медицинскую помощь в обмен на картины. Как и Воллар, он был увековечен на холсте: Ван Гог, которого он лечил в последние месяцы его душевной болезни, написал два портрета доктора. Один из них был продан за 82,5 миллиона долларов в 1990 году.
Поль Дюран-Рюэль (1831–1922)
Знаменитый французский арт-дилер. Сначала он собирал пейзажи Гюстава Курбе и других барбизонских художников, а затем собрал обширную коллекцию шедевров импрессионистов, на которые тогда почти не было спроса. От банкротства его спасло только своевременное появление американских покупателей. Умер богатым человеком.
Сергей Щукин (1854–1936)
Один из величайших русских меценатов, поддерживавших импрессионистов. Он собирал работы Поля Сезанна, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара и других.
Амбруаз Воллар (1867–1938)
Предприимчивый арт-дилер, который в 1895 году купил и выставил значительное количество картин никому не известного Сезанна. Позже он заключил выгодную сделку с Гогеном (находившимся тогда на Таити), а в 1901 году устроил первую в Париже персональную выставку для неизвестного испанского художника Пикассо. Пикассо увековечил его в своём кубистском шедевре «Портрет Амбруаза Воллара».
Иван Морозов (1871–1921)
Русский меценат импрессионистского и постимпрессионистского искусства. Коллекционировал работы Сезанна, Боннара, Моне, Сислея, Писсарро и Ренуара.
Доктор Альберт Барнс (1872–1951)
Изобретатель лекарств и промышленник, Барнс был, возможно, величайшим американским коллекционером современного искусства, специализировавшимся на картинах импрессионистов и постимпрессионистов. Он был страстным собирателем работ Ренуара, Сезанна и Дега.
Сэмюэл Курто (1876–1947)
Английский промышленник и коллекционер, наиболее известный как основатель Института искусства Курто в 1932 году, которому он передал свою потрясающую коллекцию произведений искусства, содержащую некоторые из величайших шедевров эпохи импрессионизма.
- Импрессионизм
- Текучесть форм и мгновенное движение импрессионизма
- Репродукции картин известных живописцев: какие работы стоит иметь в своей гостиной
- Моё открытие изобразительного искусства XIX-XX веков
- Цветовая палитра, 17-18 век
- Вопросы об искусстве: Изобразительное искусство и ремёсла
- Жан-Батист Грёз: Французский художник, XVIII век
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?