Импрессионизм читать ~36 мин.
Импрессионизм является, пожалуй, самым известным движением французской живописи. Само название «импрессионизм» было придумано французским художественным критиком Луи Леруа, после посещения первой выставки импрессионистской живописи в 1874 году, где он увидел «Впечатление: Восходящее солнце» (1872) Клода Моне. По иронии судьбы, Моне определился с названием только при заполнении каталога выставки, и почти назвал эту работу «Вид на гавань в Гавре». Всего с 1874 по 1882 год импрессионисты провели семь выставок, все в Париже.
Впервые появившись в Париже в конце 1860-х – начале 1870-х годов, импрессионизм поначалу не был признан чем-то особенным. Многие члены группы враждовали с официальным Салоном, организационным органом Французской академии изящных искусств, отборочное жюри которого действовало с непредсказуемой суровостью. Поэтому, хотя другие художники были впечатлены некоторыми из его ранних работ, импрессионизм не был признан как важный стиль живописи ни художественными критиками, ни коллекционерами, ни публикой. В результате большинство художников-импрессионистов испытывали серьёзные финансовые трудности, и всем им приходилось бороться за внимание и заказы как со стороны меценатов, так и критиков. Несмотря на дружбу с ведущими деятелями других областей творчества (такими как писатель Эмиль Золя и поэт Бодлер), взаимная поддержка и уверенность внутри группы была решающим фактором её выживания.
Основные черты импрессионизма
Чистый импрессионизм, который отстаивал Моне, представлял собой живопись на открытом воздухе, характеризующуюся быстрыми, спонтанными и свободными мазками: высшими примерами являются его серии картин с Руанским собором, мостом Ватерлоо, Гар Сен-Лазар, стогами сена и кувшинками. Его ведущим принципом было реалистическое изображение света; художники-импрессионисты стремились запечатлеть мимолётные моменты, и если в эти моменты предмет казался оранжевым – из-за падающего света или его отражения, – то художник рисовал его оранжевым. Или если солнце окрашивало поверхность пруда в розовый цвет, то он становился розовым. Натуралистические цветовые схемы, разработанные в теории или, по крайней мере, в студии, не позволяли этого. Свободная работа кистью в сочетании с ненатуралистическим использованием цвета придала движению революционный характер и открыла путь таким направлениям, как экспрессионизм и фовизм.
Основные приоритеты импрессионистов включали:
❶ немедленное и оптически точное изображение сиюминутной сцены;
❷ выполнение всей работы на открытом воздухе (больше никаких подготовительных набросков и тщательного завершения в студии);
❸ использование чистого цвета на холсте, а не смешанного на палитре;
❹ использование небольших мазков и мазков ярко окрашенной краски; и
❺ использование света и цвета для объединения картины, вместо традиционного метода постепенного построения картины по контуру и моделирования светом и тенью. Подробнее см: Характерные черты импрессионистской живописи (1870-1910).
Корни импрессионизма лежат в натурализме Камиля Коро (1796-1875) и методах живописи на пленэре барбизонской школы начала XIX века под руководством Теодора Руссо (1812-1867). Импрессионисты специализировались на пейзажах и жанровых сценах (например, картины Дега с балеринами и обнажённые фигуры Ренуара). Ещё одним популярным жанром среди художников-импрессионистов было портретное искусство – в конце концов, это был один из немногих регулярных источников дохода, – также писались натюрморты.
Отметим также влияние японизма (в частности, гравюр укиё-э) на развитие импрессионизма и его выразителей, таких как Моне, Дега, Мэри Кассатт и другие.
Чего стремился достичь импрессионизм
К 1863 году часовой, который позволяет визуальным сообщениям, передаваемым глазом, проникать в мозг только после строгой цензуры, признал большинство аспектов визуальной правды, но были два, которые ещё официально не прошли цензуру. Это были
❶ цвет и вибрация света и
❷ плотность воздуха. Никто никогда не рисовал истинный цвет солнечного света и тени, и вряд ли кому-нибудь пришло в голову предположить, что плотность воздуха не всегда постоянна, что можно нарисовать картину, например, пейзажа, увиденного сквозь сильную дымку или туман.
Но оба эти визуальные открытия были, по сути, подзаголовками более крупного открытия. Что сделали импрессионисты, почти не подозревая об этом, так это осознали феномен транзиторности. Художник, который выносит свой холст на открытый воздух и пытается зафиксировать каждый нюанс того, что видит его глаз, находится в совершенно ином состоянии духа, чем художник, который строит свою картину в студии из серии подготовительных набросков или этюдов. Его глаз не может быть более ищущим, но он осознает другой набор визуальных данных. Его все меньше и меньше волнует природа объекта – фигуры или пейзажа – который он пишет, и все больше и больше он осознает внешний вид объекта в определённый момент времени.
Для Моне, работавшего над картиной Руанского собора, его глазам предстало не готическое строение, а воздушная оболочка определённой плотности, сквозь которую собор был виден и благодаря которой его вид изменялся при каждом изменении освещения. Таким образом, для него сам объект съёмки менял свою природу в каждый час дня. Поэтому, поскольку акцент в каждой импрессионистской картине делается на моменте времени, естественно, что импрессионисты намеренно искали сиюминутные эффекты. На картине Моне, изображающей вход на вокзал Сен-Лазар, наиболее привлекательными являются не железный мост и здание за ним, а пар, проплывающий под мостом, и локомотив, намеренно помещённый в крайнем левом углу, чтобы создать впечатление, что он направляется к выходу из картины.
Такие выбранные моменты времени являются ключевыми в пейзажах Моне, Писсаро и Сислея, в которых мы всегда знаем время суток, сезон года, точную силу солнечного света или плотность атмосферы, А также фигурные композиции Дега и поздние работы Моне, в которых истинным «предметом» картины является внезапный поворот головы официантки в кафе, мгновенный жест танцовщицы или женщины, гладящей или примеряющей шляпку в лавке миллионера. Клод Моне и Камиль Писсарро решили эти проблемы, исключив из них многие качества, которые предыдущие художники считали важными.
Движение импрессионизма представляет собой самый яркий пример в истории искусства нового визуального открытия, сделанного в духе чистого исследования, которое в конечном итоге породило новый вид красоты. В своей чистейшей форме он рисовал исключительно то, что видел глаз. «Моне – это всего лишь глаз. Но какой глаз!» – сказал Сезанн, нечаянно отразив достоинства и недостатки всей школы.
Семь величайших художников-импрессионистов
Клод Моне (1840-1926) стал центром внимания в этом движении. При содействии импрессиониста Эжена Будена (1824-1898), работавшего над прибрежными и пляжными сценами, он вполне добросовестно выполнял импрессионистскую программу. Это была его высшая попытка добиться полной объективности. Если природа в течение каких-то четвертей часа «выходила из цвета» (а природа часто бывает виновна в удивительных провалах), Моне слепо следовал за ней в болото хроматического дурного вкуса. Его собственное чувство цветовой гармонии иногда было плачевным. Но он обладал величайшим знанием живописи на пленэре и привнёс в круг импрессионистов очень передовые идеи о пейзажной живописи.
Камиль Писсарро (1830-1903), великий учитель, был самым плодовитым художником группы и единственным, кто участвовал во всех выставках импрессионистов. Будучи пожизненным анархистом, он почти не зарабатывал денег, а его эмоциональная привязанность к определённым цветам и сценам означала, что у него не было такого же беспощадно объективного отношения к живописи, как у Моне. Для сравнения, одиночка Альфред Сислей (1839-1899) – самый преданный пейзажист после Моне – вёл образ жизни среднего класса и стал зависим от своего искусства только в среднем возрасте. Он был таким же хорошим наблюдателем, как и Моне, но его диапазон был более узким: он довольствовался фиксацией более «нормальных» условий освещения, и, как следствие, его пейзажи не выглядят «трюками», которые часто получаются у Моне.
Эти три художника – Моне, Писсарро и Сислей – составили ударный отряд импрессионистской пейзажной живописи.
Мане и Дега были связаны с этим движением, но они менее яростно стремились сказать импрессионистскую правду и ничего больше. Они были лучшими художниками хотя бы потому, что их интересы простирались дальше простого «внешнего вида» вещей.
Мане (1832-1883) был почитаем другими художниками-импрессионистами. Он был родственником французского императора, а к двадцати девяти годам уже считался ведущей фигурой новой реалистической живописи, предшествовавшей импрессионизму. Известный своим современным подходом к масляной живописи и революционным переосмыслением неоклассических тем, он был заинтересован прежде всего в том, чтобы быть вновь принятым Салоном.
Мане был объективен, как и любой художник. До него, возможно, Веласкес был художником, который меньше всего навязывал свой собственный темперамент, и именно в честь Веласкеса, а не Тициана, он написал свою пресловутую «Олимпию». Он лучше, чем Веласкес, осознавал воздействие света, но за исключением своих поздних, открытых этюдов, сделанных под влиянием импрессионистов-пейзажистов, он не принял «дивизионистскую» технику, с помощью которой Моне стремился передать вибрацию света.
Дега (1834-1917) не был особенно заинтересован в воздействии света, но он был очарован чем-то столь же преходящим – непредусмотренными жестами повседневной жизни. Его глаз налетал на такие жесты с быстротой ястреба, и он придавал им дополнительную естественность, улавливая хотя бы один намёк камеры.
Камера не может составить картину. Она просто берет часть того, что находится перед ней, и отрезает её, как кусок торта. Она не испытывает никаких угрызений совести, когда режет, скажем, прямо по фигуре; у неё нет чувства баланса, симметрии. Из этого бессистемного подхода Дега развил новую систему композиции. Он создаёт впечатление моментального снимка, случайного и случайного, но при всем том в его замысле нет ничего случайного. Равновесие столь же тщательно, как в любой композиции Пуссена, и гораздо более смело. Он сделал тонкое искусство казаться случайным. Его персонажи выглядят так, будто их застали врасплох, но у них никогда нет того вида, который неизменно создаёт фотоаппарат, застывший в середине жеста.
Самым способным последователем Дега был англичанин Уолтер Сикерт, который, не обладая ястребиной прытью Дега, видел жизнь примерно так же – принимая врасплох очаровательные маленькие случайности, из которых она состоит. Дега фиксировал их с некоторой долей разочарования. Сиккерт делал это с некой живописной усмешкой. Будучи на два года моложе Мане, Дега происходил из той же социальной среды.
Эти два художника, оба чистые горожане, подружились и посещали одни и те же круги парижского общества. Дега был, пожалуй, самым сложным из всех основателей импрессионистского искусства: изначально он ненавидел живопись на пленэре и предпочитал работать в своей студии, где демонстрировал удивительную разносторонность в рисунке, акварели, пастели и скульптуре.
Другим художником, происходившим из богатой семьи, был Поль Сезанн (1839-1906), сын банкира из Экса. Из-за своей застенчивости и южных, деревенских манер у него были проблемы в лучших парижских кругах. Когда в 1895 году в Париже состоялась его большая выставка, он уже 20 лет не выставлял в городе ни одной картины.
Огюст Ренуар (1841-1919), выходец из очень бедной семьи, был вынужден буквально голодать, чтобы добиться успеха как художник. Ему помогал Нарцисс Диас, один из основателей Барбизонской школы, и он работал в тесном сотрудничестве с Моне над пейзажами, а затем перешёл к студийной работе, связанной с портретами и фигуративной живописью.
Несмотря на раннее сходство, искусство Ренуара отличалось от искусства Моне. Его не интересовали мимолётные моменты или преходящие изображения света. Солнечный свет Ренуара вечен, даже его обнажённые женщины вечны. Это женщины, на которых смотрят так, как ребёнок смотрит на свою мать: нежные, сияющие и вечные. В этом смысле можно сказать, что Ренуар является частью основного течения искусства, а не революционного импрессионизма.
Наиболее важными женщинами-импрессионистками были Берта Моризо (1841-1895) и американка Мэри Кассатт (1845-1926).
Кружок импрессионистов: Некоторые личные детали
Мане и Дега – социально и финансово обеспеченных
Эдуард Мане был художником, которого другие импрессионисты считали своим лидером, со странным единодушием, которое кажется нам сегодня необычным. Мы знаем только его работы, а о личности художника до нас дошли лишь сообщения современников. Эдуард Мане родился в Париже в 1832 году и вместе с Писсарро был самым старшим в группе. Его мать была родственницей императора, и Мане никогда не терял связи с ведущими кругами. Благодаря своему социальному статусу и большому таланту он, несомненно, был бы принят в Школу изящных искусств , но вместо этого он решил посещать студию Томаса Кутюра.
Кутюр был прекрасным учителем, и благодаря его репутации его ученики смогли показать картины в Салоне довольно рано. Первые работы Мане были высоко оценены, и к двадцати девяти годам он уже был признан ведущей фигурой нового реализма. Образ бедного художника, конечно, к нему не относится. Эдгар Дега, который был на два года моложе Мане, происходил из того же социального слоя. Внимание Мане было привлечено к нему, когда он копировал картины в Лувре. Два художника подружились и посещали одни и те же круги парижского общества. Мане уже общался с другими открытыми художниками, из которых позже сформировалась группа импрессионистов. Он ввёл Дега в этот круг.
Сезанн – «безыскусный провинциал»
Другим художником, происходившим из богатой семьи, был Поль Сезанн, сын банкира из Экс-ан-Прованса. Признаться, у него были серьёзные финансовые проблемы в течение многих лет, потому что он боялся признаться своему довольно тираничному отцу в любви к искусству и несколько незаконных условиях жизни. Именно поэтому он оценил состояние отца только во второй половине своей жизни, когда он уже был настолько известен как художник, что, вероятно, смог бы жить на доходы от своих картин, если бы это было необходимо. Из-за его южного, почти деревенского образа жизни у него были проблемы в лучших парижских кругах. Кроме того, его скромные и трудные для понимания картины не вызывали симпатии к его творчеству. Это стало причиной того, что он оставался неизвестным дольше, чем другие импрессионисты.
Сезанн всё больше и больше отдалялся от круга своих друзей. С 1885 года он жил отдельно от жены и детей в Эксе в самоизоляции, сначала в загородном поместье, которое он унаследовал совместно, затем, когда поместье было продано, в небольшом доме на окраине города. Когда ему стало трудно подниматься по лестнице в свою студию на чердаке, он построил простую, но большую студию. Его растущая слава вряд ли признавалась самим художником, более того, он отвергал её.
Когда в 1895 году Сезанн получил большую выставку в Париже, он уже почти двадцать лет не выставлял в городе ни одной картины. Молодой арт-дилер Амбруаз Воллар (1867-1938) рискнул провести выставку Сезанна в своей галерее. До этого времени Сезанн считался среди своих друзей-художников и в узком кругу людей, которые вообще интересовались его творчеством, не более чем посредственным талантом.
Но его выставка открыла людям глаза: здесь можно было угадать величие художественной личности. Воллар представил работы мастера современного искусства. Это поняли не только его друзья, но и публика теперь признала бессмертие Сезанна. Ни один другой художник из этой группы не оставил таких глубоких впечатлений у последующего поколения художников. При жизни он был одинок, в его творческих стремлениях его поддерживали лишь несколько друзей, таких как Ренуар и Писсарро.
Писсарро – отрезанный и обнищавший
Камиль Писсарро, самый старший из импрессионистов, родился в Вест-Индии. Чтобы он мог получить полноценное образование, юного Камиля отправили во французскую школу-интернат. Когда обучение в школе закончилось, он вернулся домой с непоколебимым желанием стать художником. В 1855 году ему разрешили учиться на живописца. После бесплодных попыток в различных студиях он, наконец, попал к Шарлю Сюиссу, который ограничил бесплатную школу живописи предоставлением помещения и моделей и не вносил никаких исправлений.
После этого Писсарро остался свободным от каких-либо академических принуждений и обратился к пейзажной живописи. Сначала он был очарован Ричардом Паркесом Бонингтоном (1802-28) и Джоном Констеблем (1776-1837), но затем ориентировался на Шарля-Франсуа Добиньи (1817-1878), Камиль Коро (1796-1875), Гюстав Курбе (1819-1877) и Жан-Франсуа Милле (1814-1875), которые сами боролись за признание. В 1859 году он уже смог выставить картину в Салоне. В том же году его родители также переехали в Париж. Это на некоторое время улучшило условия его жизни. Однако, когда он выбрал в жены служанку своих родителей, отец, разгневанный тем, что брак не соответствует социальному классу его сына, выгнал молодую пару из дома и отказался от дальнейшей финансовой поддержки.
Среди друзей Писсарро был единственным, кто практически всю свою жизнь не знал финансовых забот. Ему нужно было кормить семью, и он был единственным из импрессионистов, кто не нашёл богатого покровителя и сторонника. Хотя он писал невероятно быстро, цены у него всегда были низкими, а его манера работы означала, что у него всегда было несколько незаконченных картин. Свет всегда был для него самым важным художественным элементом. Но из-за этого он был очень зависим от пейзажа и должен был учитывать время суток и заканчивать работу, как только свет начинал меркнуть.
Он также зависел от погоды. У него появилась привычка работать над несколькими полотнами одновременно, часто над одним и тем же мотивом в разное время суток, например, над одной картиной в утреннем тумане, а над другой – в сиянии летнего солнца. Признаться, ему пришлось отказаться от нескольких мотивов, когда он не смог завершить их за один рабочий период, когда после долгого периода плохой погоды сменилось время года.
Сислей – выиграл от семейного бизнеса
Ещё одним молодым художником, который происходил из процветающего дома и поэтому смог сделать карьеру художника, не беспокоясь о своём финансовом положении, был Альфред Сислей. Его мать была музыкально настроена, и когда сын проявил сильные склонности к рисованию, его отец предпринял лишь полусерьёзную попытку убедить его начать деловую карьеру. Он согласился на то, чтобы сын начал получать художественное образование, а его состояние часто позволяло молодому художнику помогать более бедным друзьям в критических ситуациях.
В течение многих лет Сислей писал картины, не ставя себя в какую-либо финансовую зависимость от своей работы. Он женился, завёл детей и вёл образ жизни среднего класса. В это время Ренуар создал свой знаменитый портрет Сислеев, одетых в дорогую одежду, соответствующую их социальному классу. Фактически единственная импрессионистская вещь в этой картине – это обработка света.
В конце 1860-х годов отец Сислея тяжело заболел, семейный бизнес столкнулся с трудностями и был вынужден закрыться. Сислей внезапно оказался перед необходимостью содержать себя и свою семью за счёт продажи своих картин. Он переехал к Моне, а затем в соседний Ле-Саблон, в пейзаж, в котором ему особенно хорошо удавалось работать.
Моне – лидер и мастер пейзажа
Личность Клода Моне занимала особое место в развитии импрессионизма. В художественной сфере он стал центром внимания этого движения. Кроме того, именно он ввёл в круг молодых художников передовые идеи о пейзажной живописи.
Клод Моне родился в Париже, но его юность прошла в Гавре, где его отец, который был торговцем, снабжал корабли. Жизнь в порту и широкие пляжи произвели на мальчика сильное впечатление. Он начал заниматься искусством, рисуя – в частности, карикатуры. В те годы процветающая пресса очень зависела от иллюстраций всех видов. Даже люди, чьи способности к чтению были не очень сильны, могли понять карикатуры и иллюстративные зарисовки, поэтому редакторы старались вводить как можно больше картинок. Моне учился по таким журналам, и благодаря своему огромному таланту быстро нашёл свой собственный стиль.
Когда появилась возможность выставиться в окне столяра, молодой человек смог продавать свои рисунки туристам. Однако гораздо важнее было то, что Эжен Буден (1824-1898), блестящий живописец прибрежных сцен, заметил молодого Моне и признал его талант. Он долгое время работал в Париже и мог содействовать продвижению молодого художника в метрополии. Моне отправился в Париж с выручкой от продажи своих карикатур и некоторыми деньгами, полученными от отца, и начал работать в Academie Suisse. Вскоре он вступил в контакт с другими молодыми художниками, которых однажды назовут импрессионистами. Моне был членом группы, обладавшим наибольшими знаниями в области живописи на пленэре.
В Гавре он прошёл всестороннюю подготовку и учился у Будена. Поэтому он мог поделиться своими практическими знаниями с остальными. В начале 1861 года Моне пришлось пойти на военную службу и покинуть своих друзей. Он отправился добровольцем в Африку, где вскоре заболел и был вынужден вернуться домой. В конце концов, его семья выкупила его из армии – такую возможность государство предоставляло состоятельным гражданам.
В 1862 году Моне снова писал картины в Гавре вместе с Буденом и голландцем Йоханом-Бартольдом Йонгкиндом (1819-1891). Йонгкинд был очень искусным пейзажистом, и способности двух старших художников через их умного ученика перетекли в кружок молодых импрессионистов в Париже, куда Моне вернулся в начале 1863 года. Моне больше не посещал Academie Suisse. Как и большинство его друзей, он переехал к Шарлю Глейру, чтобы продолжить обучение там. Вскоре студия Глейра должна была стать ядром французского импрессионизма.
Морисо – женщина-художник из зажиточной городской среды
Берта Морисо была единственной женщиной, принадлежавшей к раннему ядру художников-импрессионистов. Ее путь в искусство соответствовал общепринятым установкам, которые были открыты для дочери из хорошего дома. Ее отец был префектом департамента Шер, она родилась в Бурже в 1841 году. Юность она провела в Лиможе, вместе со своими старшими сёстрами. Когда её отец был призван на высший пост в Париже, семья переехала в элегантный дом в Пасси, а девочки пошли в эксклюзивную частную школу, где музыка и искусство были частью учебной программы.
Когда Берта и её сестра проявили некоторый талант, для матери было естественным поощрять этот талант. Хотя художники, обучавшие их, предупреждали родителей, что если они станут хорошими художниками, это очень негативно скажется на социальном продвижении привлекательных девушек, родители не унывали. У девочек была просторная студия, построенная в саду, и их занятия поощряли такие известные художники, как Коро, Анри Фантен-Латур (1836-1904) и Пюви де Шаванн (1824-1898), которые часто бывали гостями в доме. Берта, которая вскоре выделилась как та, кто работал более интенсивно, получила большой стимул и очень ранний доступ в Салон.
Базиль – художник, сторонник и коллекционер
Одним из художников, активно способствовавших объединению импрессионистов, был очень талантливый Фредерик Базиль (1841-70), человек особенно сердечный, открытый и обязательный. Его ранняя смерть стала причиной того, что его работы появились только на ранней стадии импрессионизма.
Базиль был родом из Монпелье, где его родители принадлежали к ведущему социальному классу. Его родители любили искусство и поэтому не имели ничего против того, чтобы их сын стал художником, тем более что он уже проявил определённый талант. Однако отец настоял на том, чтобы он изучал медицину и брал уроки рисования в качестве второго предмета. Базиль поступил в мастерскую Шарля Глейра и все больше отставал в изучении медицины. Но он всегда сохранял хорошие отношения с родителями.
Богатый отец поддерживал его в меру своих возможностей, и нередко Базиль оказывался добрым самаритянином в кругу друзей, чьё финансовое положение было не столь стабильным. Он давал им деньги на еду и позволял пользоваться своей прекрасной студией. Поскольку он обладал отзывчивым и сочувствующим характером, всегда выступал посредником и примирителем в тяжёлых конфликтах между друзьями, он стал добрым духом в среде художников.
Он стал особенно хорошим другом Огюста Ренуара, который был одним из тех художников, которые происходили из более бедной семьи и буквально вынуждены были голодать, чтобы иметь возможность следовать своему пути в искусстве.
Ренуар – солнечный художник
Огюст Ренуар родился в Лиможе в 1841 году, сын торговца. К искусству он пришёл окольными путями. Сначала он работал художником по фарфору, затем прошёл через различные этапы работы в качестве коммерческого художника, прежде чем, наконец, смог посещать студию Глейра, где до конца года к нему присоединились Клод Моне и Фредерик Базиль.
Каждый год весной Глейр закрывал свою студию на несколько недель, и в это время друзья отправлялись в Фонтенбло, чтобы рисовать в лесу; это разнообразие сохранялось в течение нескольких лет. Они предпочитали Шайи или Марлотт, поскольку Барбизон был для них слишком занят. В Марлотте, поселении из нескольких фермерских домов, они жили в Auberge de la Mere Anthony, где Сислей, прежде всего, был увлечён дочерью хозяина дома Наной, которая появляется в качестве модели на многих картинах Ренуара.
Для дальнейшего творческого развития Ренуара встреча с одним из успешных художников Барбизонской школы стала опытом с такими далеко идущими последствиями, что, повзрослев, он всё ещё рассказывал об этой встрече своему сыну. Несколько парижских хулиганов издевались над ним, когда он рисовал на поляне в лесу. Ренуар ввязался в драку и неожиданно получил помощь от высокого хромого человека, который использовал свою деревянную ногу и костыль как оружие и таким образом вывел Ренуара из положения.
Этим человеком был Нарцисс Диас (1807-1876), один из основателей Барбизонской школы. Он ознакомился с работами Ренуара и в последующие дни проявил активный интерес. За короткое время он заставил молодого коллегу отказаться от тяжёлой тёмной живописи и показал ему, как много мерцающего света в тёмных затенённых участках.
После 1868 года друзья уже не ездили в Фонтенбло регулярно. Для Ренуара, прежде всего, было уже недостаточно сумерек под деревьями, он хотел солнечного света во всей его интенсивности. Берега Сены стали излюбленным местом молодых художников на следующие годы. Только Моне оставался некоторое время в Шайи.
Рутина и путешествия импрессионистов
Постоянная смена пребывания в деревне и месяцев в Париже оставалась основной рутиной импрессионистов на протяжении многих лет. Природа давала им огромные возможности для накопления, но для развития карьеры им нужен был город. Только Мане и Дега были чистыми городскими жителями и очень редко посещали сельскую местность. Так сложилось, что после Фонтенбло любимым местом отдыха стало побережье Нормандии. Несомненно, именно Моне обратил на него внимание своих друзей. Сам Моне проводил лето в основном в Гавре или Сент-Адрессе, небольшом приморском курорте, где у тёти было поместье, в котором семья регулярно останавливалась во время каникул.
В 1864 году Моне пригласил своего коллегу-художника Жоржа Базиля. Они поплыли по Сене и сначала заехали в Онфлер, который находится напротив Гавра. Онфлер с его старыми улочками и прохладным атлантическим бризом, должно быть, оказал большое влияние на Базиля, приехавшего с юга Франции. Этот город уже был открыт многими художниками: Боннингтон, Коро, Курбе, Йонгкинд и, конечно же, Буден (который жил там) – они обычно останавливались в La Ferme Saint-Simean, гостинице, расположенной на холме, откуда открывался захватывающий вид.
Год спустя Ренуар и Сислей повторили поездку Моне и Базиля в Гавр, их целью была знаменитая парусная регата в Гавре. Для Ренуара это путешествие было роскошью; хотя он много гулял, в основном он гулял по окрестностям. Пятьдесят франков, в которые обошлось путешествие, были для него огромной инвестицией.
Только с 1876 года его финансовое положение постепенно изменилось. Он происходил из скромного рода, и, естественно, среди его друзей с ранних лет, которые все принадлежали к рабочему классу, почти не было заказчиков картин. Двумя из немногих клиентов, которые что-то значили для него лично, были Шарль Дедон и, начиная с 1876 года, мадам Шарпантье, жена одного из самых важных издателей того времени.Она открыла ему доступ к высшим слоям общества. Через неё он познакомился с банкиром Полем Бераром. Заказ на портрет старшей дочери Берара установил контакт с семьёй, которая сразу же была впечатлёна талантом молодого художника и его строгим обаянием. Их богатый образ жизни в парижском городском доме и, прежде всего, в обширном загородном поместье близ Дьеппа в Нормандии, их дружелюбие и само собой разумеющееся гостеприимство оживили Ренуара. В 38 лет, впервые в жизни, он мог наслаждаться жизнью и сосредоточиться на своих картинах без обычных финансовых забот.
Другим местом в Нормандии, которое привлекло внимание импрессионистов, был Этретат, который фигурирует в качестве сюжета на многих картинах Моне. Эдгар Дега также провёл там некоторое время, поскольку смесь людей, проживающих там, особенно заинтересовала его. Однако его работа ограничивалась повторными зарисовками пейзажа, для рисования ему требовалось замкнутое пространство студии.
Его искусство представляло собой явный симбиоз воображения и замысла, в котором увиденные им вещи попадали в его работы только после тщательной фильтрации. Дега ненавидел художников, работавших в пейзаже, и часто пренебрежительно отзывался о людях, которые предпочитали заниматься очень интимным делом – рисовать на открытом воздухе. Он считал, что живопись по памяти освобождает художника от тирании природы. Такую позицию ему было легко поддерживать, поскольку он совершенно не интересовался светом и воздухом, самыми важными мимолётными элементами импрессионистской живописи.
Война в 1870 году заставила Моне и Писсарро отправиться в Англию, чтобы избежать призыва на военную службу. Их пребывание там было исключительно важным для обоих художников. Среди прочего, они провели точное изучение работ Тёрнера. Лондон также открыл несколько дверей для контактов с арт-дилерами.
В 1871 году Моне вернулся в Гавр. Здесь в 1873 году он написал картину «Восход солнца над морем», название которой «Впечатление: Восход солнца «позже дало название группе художников. На картине изображены силуэты кораблей в гавани Гавра, едва различимые в тумане – дерзость для современного вкуса, хотя эта тема была написана почти за пятьдесят лет до этого Уильямом Тёрнером. Этой картиной восхищались Моне и Писсарро в Лондоне.
Первые коллекционеры
Во время франко-прусской войны молодой Поль Дюран-Рюэль (1831-1922) переехал в Лондон, где познакомился с Моне и Писсарро и купил у них свои первые картины. После войны, когда он обосновался в Париже, он продолжал поддерживать контакты и стал одним из первых коллекционеров импрессионистов и часто выступал в роли друга и покровителя.
Сена была излюбленным местом художников-импрессионистов, и разнообразные пейзажи вокруг реки послужили мотивом для множества картин. La Grenouillere было популярным местом из-за пейзажа, а также из-за девушек и лодочников, которые туда ходили. В расположенном неподалёку ресторане «Фурнез» Ренуар написал свой «Завтрак гребцов», на котором мы видим Алину, которая позже станет его женой, играющую с маленькой собачкой, и – в спортивной рубашке – молодого инженера и художника Гюстава Кайботта (1848-1894). Кайлеботт многому научился у Моне (они несколько раз писали вместе во время длительных экскурсий, и есть несколько картин, имеющих удивительное сходство), но большую известность он приобрёл как финансово обеспеченный коллекционер.
Моне и Ренуара от худшего спасла помощь Кайботта, когда они оказались в серьёзном финансовом затруднении. Он был другом Ренуара всю жизнь и назначил его душеприказчиком своего имущества после его смерти. Ренуару, который сам был смертельно болен, оставили уникальную коллекцию шедевров импрессионистов с условием, что он должен убедить Лувр принять эту коллекцию. Только благодаря непрекращающимся усилиям Ренуару удалось убедить музей принять наследие.
Виктор Шоке был ещё одной из важных личностей импрессионизма. Он был не художником, а таможенником. Однако он обожал живопись импрессионистов и использовал все деньги, которые мог сэкономить из своей небольшой зарплаты, для покупки картин своих друзей-импрессионистов. В 1875 году импрессионисты организовали свой первый аукцион картин в отеле Друо . Однако он не был успешным. Покупки были крайне скромными, а некоторые из публики были возмущены выставленными на продажу картинами.
Дело дошло до драки, и полиции пришлось вмешаться, чтобы дать аукциону состояться и предотвратить оскорбительное поведение. Из всех представленных художников только Берта Моризо могла быть более или менее довольна, в то время как Ренуар, который особенно зависел от продаж, продал всего несколько картин и по мизерным ценам. Виктор Шоке купил на этом аукционе свою первую картину из круга импрессионистов и заказал Ренуару портрет своей жены. В результате Шоке стал одним из самых верных друзей Ренуара, Писсарро и Сезанна. Его финансовые возможности были ограничены, но он собирал картины со страстью и исключительно из-за любви к искусству, не думая о финансовых спекуляциях.
Между Шоке и Сезанном существовала особая дружба, поскольку этот замкнутый художник, к которому было трудно подойти, нашёл доверительные отношения с этим другом, очень похожим на него по характеру.
Импрессионисты распадаются
К 1880-м годам, после ряда успешных выставок в Париже, движение импрессионистов начало дробиться.
Некоторые члены движения, пуристы, такие как Моне, предпочитали сосредоточиться почти исключительно на изучении света. Другие, такие как Писсарро и Сислей, продолжали писать пейзажи на пленэре, но без идеологического пыла Моне. Ренуар путешествовал и сосредоточился на фигуративных работах – на природе и в студии. Дега занялся жанровыми этюдами и другими студийными работами, после периода увлечения живописью скаковых лошадей. Сезанн покинул Париж, поселился в Экс-ан-Провансе и сосредоточился на поисках природных форм – задача, в которой он блестяще преуспел, вдохновив Пикассо и Брака на развитие их раннего кубистского стиля живописи.
Поздние импрессионисты: Неоимпрессионизм, Постимпрессионизм
Постимпрессионизм, название, данное общему стилю, который последовал за импрессионизмом в течение 1880-х и 1890-х годов, включал следующее поколение художников, которые были менее довольны тем, что им диктовала природа (или Моне), и предпочитали вместо этого экспериментировать с цветом (например. Анри Матисс 1869-1954, Поль Гоген 1848-1903 и фовисты), с теорией цвета (например, апостол неоимпрессионизма, трагически недолговечный Жорж Сёра 1859-91), с бытовыми сценами (например. Тулуз-Лотрек 1864-1901, Мэри Кассатт, 1844-1926 и Эдуард Вюйар 1868-1940), или с формами экспрессионизма (например, Ван Гог 1853-90). Постимпрессионистская живопись включает в себя ряд очень разных стилей, единственным общим знаменателем которых является недовольство простым подражанием природе.
Влияние импрессионизма на западное искусство
Импрессионизм, вероятно, является самым любимым, а также единственным наиболее идентифицируемым стилем в истории западного искусства. Хотя импрессионизм не был таким революционным, как некоторые современные направления искусства, такие как кубизм, антиискусство дада или сюрреализм, его влияние на современное искусство было огромным. Она установила совершенно новые стандарты того, как художники «видели» и изображали природу, оказав влияние на целые поколения художников, включая многочисленные художественные коммуны, такие как Грёз-Сюр-Луан, Понт-Авен и Конкарно во Франции, а также на далёкую Гейдельбергскую школу (ок. 1886-1900).) австралийского импрессионизма, во главе которого стояли уроженцы Англии Том Робертс (1856-1931) и Артур Стритон (1867-1943).
В Соединённых Штатах, где традиция барбизонского натурализма и академического реализма XIX века была особенно сильна, американский импрессионизм получил распространение только после 1893 года. До этого времени пионерами стиля были прогрессивные художники, такие как светский портретист Джон Сингер Сарджент (1856-1925) – см. его шедевр «Дочери Эдварда Дарли Бойта» и «Эль Халео» (1882, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон) – Мэри Кассатт (1845-1926), Уильям Мерритт Чейз (1849-1916), Теодор Робинсон (1852-1896), Дж. Олден Вейр (1852-1919), Джон Х. Твахтман (1853-1902), и Чайлд Хассам (1859-1935).
В конечном итоге, разрушив все правила натурализма и реализма в живописи, импрессионизм проложил путь для модернистских стилей экспрессионизма и даже кубизма. Он продолжает оказывать значительное влияние на живопись и сегодня.
Знаменитые картины французских импрессионистов
См. также: Лучшие картины импрессионистов.
Камиль Писсарро (1830-1903)
Фоксхилл: Верхний Норвуд (1870) Национальная галерея, Лондон.
Красные крыши (1877) Музей д’Орсэ.
Картины с бульвара Монмартр (1897) Различные музеи.
Эдуард Мане (1832-1883)
Портрет Берты Морисо с букетом фиалок (1872) Музей Орсе.
Рабочие на дороге, улица Берн (1878) Частная коллекция.
Бар в Фоли-Бержер (1882) Галерея Курто, Лондон.
Эдгар Дега (1834-1917)
Балетный класс (1871-4) Музей д’Орсэ.
Абсент (1876) Musee D’Orsay.
Прима-балерина (1876-77) Музей д’Орсэ.
Женщины, гладящие белье (Прачки) (1884) Музей д’Орсэ.
Женщина, расчёсывающая волосы (1887-90) Музей д’Орсэ.
Поль Сезанн (1839-1906)
Современная Олимпия (1872-3) Музей д’Орсэ.
Дом повешенного (1873) Музей д’Орсэ.
Мальчик в красном жилете (1889-90) Коллекция Э.Г. Бюрле, Цюрих.
Человек, курящий трубку (1890-2) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Женщина с кофейником (1890-5) Музей д’Орсэ, Париж.
Игроки в карты (1892-6) Музей д’Орсэ и др.
Молодая итальянка, опирающаяся на локоть (1900) Музей Дж.Пола Гетти.
Картины Мон-Сен-Виктуар (1882-1906) Различные музеи.
Клод Моне (1840-1926)
La Grenouillere (1869) Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк.
Впечатление: Восход солнца (1873) Musee Marmottan-Monet, Париж.
Картины «Стог сена/стог зерна» (1890-91).
Росписи Руанского собора (1892-1895) Различные музеи.
Водяные лилии (Нимфеи) (1897-1926) Различные музеи.
Пруд с водяными лилиями: Зелёная гармония (1899) Музей д’Орсэ.
Жан-Фредерик Базиль (1841-70)
Студия Базиля (Студия художника) (1870) Музей д’Орсэ.
Берта Моризо (1841-1895)
Колыбель (1874) Музей д’Орсэ.
Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919)
Ложа в опере (La Loge) (1874) Институт Курто, Лондон.
Танец в Мулен де ла Галетт (1876) Музей д’Орсэ.
Качели (1876) Музей Орсе.
Обнажённая в солнечном свете (1876) Музей д’Орсэ.
Тропинка, ведущая через высокую траву (1877) Музей д’Орсэ.
Обед в лодке (1880-1) Коллекция Филлипса, Вашингтон.
Гюстав Кайботт (1848-1894)
Скребки для пола (Скребки для пола) (1875) Музей д’Орсэ.
Парижская улица, дождливый день (1877) Институт искусств Чикаго.
Поль Гоген (1848-1903)
Снег, улица Карсель (1883) Ny Carlsberg Glyptotek, Копенгаген.
Жорж Сёра (1859-1891)
Человек, рисующий свою лодку (1883) Институт искусств Курто, Лондон.
Эдуард Вюйяр (1868-1940)
Модель в большой шляпе (1890) Частная коллекция.
В саду (1894-5) Пушкинский музей изобразительных искусств, Москва.
КОЛЛЕКЦИИ
Хотя произведения французского импрессионизма и постимпрессионизма можно увидеть во всех лучших художественных музеях, самые большие единичные коллекции находятся в Париже, в Музее Орсе, а также в Оранжерее и Мармоттане. За пределами Парижа, лучшие коллекции импрессионистского искусства находятся в Национальной галерее искусств и коллекции Филлипса (обе в Вашингтоне), Фонде Барнса в Пенсильвании, Музее изящных искусств в Бостоне, Музее Метрополитен в Нью-Йорке, Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве и Национальной галерее в Лондоне.
Британский импрессионизм
Французская импрессионистская теория искусства была представлена в Великобритании около 1863 года Джеймсом МакНилом Уистлером (1834-1903) с 1863 года, когда он поселился в Лондоне. Его ученик Уолтер Сикерт (1860-1942) основал движение британских импрессионистов, известное как Группа Камден Таун, в которую входили: Уолтер Байес (1869-1956), Роберт Беван (1865-1925), Малькольм Драммонд (1880-1945), Гарольд Гилман (1876-1919), Чарльз Гиннер (1878-1952), Спенсер Гор (1878-1914) (президент), Джей Ди Иннес (1887-1914), Огастус Джон (1878-1961), Генри Ламб (1883-1960), Перси Уиндем Льюис (1882-1957), Дж. Б. Мэнсон (1879-1945) (секретарь), Люсьен Писсарро (1863-1944), Уильям Рэтклифф (1870-1955), Уолтер Сикерт, Джон Долман Тёрнер (1873-1938) и Максвелл Гордон Лайтфут (1886-1911), которого после отставки и самоубийства заменил Дункан Грант (1885-1978). Примеры работ импрессионистов, написанных в Великобритании, включают: Бегущие девушки, Уолберсвикский пирс (1888-94) работы Филипа Уилсона Стира, и Пьяццетта и Старая кампанила, Венеция (ок. 1901) работы Уолтера Ричарда Сикерта.
Меценаты, дилеры и коллекционеры
Большинство художников XIX века, чтобы свести концы с концами, полностью зависели от частных коллекционеров и дилеров. С конца 1890-х годов, после появления американских коллекционеров, рынок картин импрессионистов был относительно оживлённым. Однако в течение предыдущих десятилетий, когда они были относительно неизвестны, импрессионистов поддерживали художник и коллекционер Фредерик Базиль (1841-1870) и Гюстав Кайботт (1848-1894), а также следующие меценаты:
Виктор Шоке (1821-1891)
Полностью занятый таможенный чиновник и частично коллекционер произведений искусства, он впервые познакомился с импрессионистами на аукционе в отеле Друо в 1875 году. В итоге купил более 60 полотен, включая 12 Моне, 14 Ренуаров и 35 Сезаннов.
Доктор Поль Гаше (1828-1909)
Покровитель французских художников и гравёров, он был завсегдатаем кафе, которые часто посещал Мане, и часто оказывал медицинскую помощь в обмен на картины. Как и Воллар, он тоже был увековечен в масляной краске – Ван Гог, которого он лечил в последние месяцы своей душевной болезни, написал два портрета, один из которых был продан за 82,5 миллиона долларов в 1990 году.
Поль Дюран-Рюэль (1831-1922)
Знаменитый французский арт-дилер, который собирал пейзажи Гюстава Курбе и других барбизонских художников, а затем собрал обширную коллекцию шедевров импрессионистов, которые не продавались. От банкротства его спасло только своевременное появление американских покупателей. Умер богатым человеком.
Сергей Щукин (1854-1936)
Один из великих русских меценатов импрессионистов, он собирал работы Поля Сезанна (1839-1906), Клода Моне (1840-1926), Пьера-Огюста Ренуара (1841-1919) и других.
Амбруаз Воллар (1867-1938)
Предприимчивый арт-дилер, который в 1895 году купил и выставил значительное количество картин никому не известного Сезанна.После этого он заключил выгодную сделку с Гогеном (тогда находившимся на Таити), а в 1901 году устроил первую в Париже индивидуальную выставку для неизвестного испанского художника Пикассо. Последний увековечил его в своём кубистском шедевре «Портрет Амбруаза Воллара».
Иван Морозов (1871-1921)
Русский меценат импрессионистского и постимпрессионистского искусства. Коллекционировал работы Сезанна, Боннара, Моне, Сислея, Писсарро и Ренуара.
Доктор Альберт Барнс (1872-1951)
Изобретатель и производитель лекарств, Барнс был, возможно, величайшим американским коллекционером современного искусства, специализирующимся на картинах импрессионистов и постимпрессионистов. Он был заядлым коллекционером Ренуара, Сезанна и Дега.
Сэмюэл Курто (1876-1947)
Английский промышленник и коллекционер произведений искусства, наиболее известный как основатель Института искусств Курто в 1932 году, которому он передал свою потрясающую коллекцию произведений искусства, содержащую некоторые из величайших шедевров эпохи импрессионизма.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?