Лучшие картины импрессионистов читать ~17 мин.
Импрессионизм – пожалуй, самое популярное в мире художественное направление – зародился как стиль пленэрной живописи, целью которой было реалистичное изображение света: так, если заходящее солнце окрашивало траву в красный цвет, то красной должна была быть и трава. Характерная свободная работа кистью, а также смелые ненатуралистические цвета шокировали большинство зрителей. Стиль импрессионизма зародился в Париже, а затем распространился по всей Европе и в Америке. (См.: Истоки импрессионизма)
В ядро ранней группы импрессионистов входили: Камиль Писсарро (1830-1903), Эдуард Мане (1832-1883), Эдгар Дега (1834-1917), Альфред Сислей (1839-1899), Поль Сезанн (1839-1906), Клод Моне (1840-1926), Жан-Фредерик Базиль (1841-70), Берта Морисо (1841-1895), Пьер Ренуар (1841-1919) и Гюстав Кайботт (1848-1894). Важное влияние на зарождение и раннее развитие движения оказали пейзажисты-романтики Камиль Коро (1796-1875) и уроженец Гавра Эжен Буден (1824-1898), а также деятельность Барбизонской школы пейзажной живописи. (См.: Импрессионизм: Ранняя история)
Импрессионизм получил своё название от крайне негативной рецензии, написанной французским художественным критиком Луи Леруа, который посетил первую выставку группы в 1874 году и использовал название картины Моне в качестве заголовка для своей враждебной рецензии «Выставка импрессионистов». Хотя выставка была высоко оценена парижским авангардом, более консервативные художники, а также большинство критиков и представителей общественности были шокированы свободной кистью и незаконченным видом представленных полотен.
Развитие и выставки
Основатели импрессионизма развивались по-разному. Моне, Сислей и в меньшей степени Писсарро оставались главными выразителями пейзажной живописи на открытом воздухе. Моне, в частности, посвятил свою жизнь изображению света на холсте, сосредоточившись на ряде излюбленных тем (стога сена, Руанский собор, «Водяные лилии»). Подробнее о соответствующих стилях см: Характерные черты импрессионистической живописи 1870-1910.
В то же время Ренуар все чаще обращался к студийной работе, а Дега и Сезанн занимались более независимым творчеством. Все они, за исключением Сислея, написали ряд исключительных портретов и автопортретов. (См.: Развитие живописи импрессионистов)
Всего импрессионисты провели восемь выставок в Париже в течение 12-летнего периода 1874-86 годов. (См.: Выставки импрессионистов в Париже) Несмотря на художественный успех группы, ей не удаётся привлечь достаточное количество покупателей. Только усилия богатых художников-коллекционеров (Базиль, Кайлеботт, Самюэль Курто), отдельных французских меценатов (Виктор Шоке) и дилеров (Поль Дюран-Рюэль) поддерживали членов группы на плаву до прихода американских коллекционеров в 1890-х годах. Среди более поздних парижских коллекционеров импрессионистской живописи были Амбруаз Воллар (1866-1939), Поль Розенберг (1881-1959) и Поль Гийом (1891-1934).
Однако в творческом плане импрессионизм оказал огромное влияние. С 1874 года этот стиль в той или иной степени переняли большинство французских живописцев, многих из которых привлекала творческая атмосфера Парижа, быстро ставшего центром мирового искусства. К ним присоединились художники со всей Европы, в том числе из России. (См.: Раскол группы импрессионистов.)
О том, как так называемый «натурализм» Моне парадоксальным образом привёл к абстракции, см: От реализма к импрессионизму (1830-1900).
Список лучших картин импрессионистов
Здесь представлен список величайших произведений импрессионистов, написанных художниками со всего мира, отобранный нашим редактором Нилом Коллинзом. В него вошли примеры из всех жанров, включая исторические работы, портреты, жанровую живопись, пейзажи и натюрморты. Дополнительную информацию см: Портреты импрессионистов и Пейзажная живопись импрессионистов.
Примечание: если не указано иное, картины хранятся в Музее д’Орсэ, крупнейшем в мире источнике произведений искусства импрессионистов.
Французские импрессионисты
Анализ некоторых великих произведений французского импрессионизма см: Анализ современной живописи (1800-2000).
Фредерик Базиль (1841-70)
Один из первых художников-импрессионистов, он писал картины вместе с Альфредом Сислеем. Специализируется на фигуративной живописи, а не на пейзаже. Погиб во франко-прусской войне.
Розовое платье (1864 г.)
Воссоединение семьи (1867 г.) Музей Орсе.
Студия Базиля (1870 г.), музей Орсе.
Эжен Буден (1824-1898)
Французский художник, работавший на побережье Нормандии, известный своими сценами на ветреных пляжах и прибрежными пейзажами. Приобщил Моне к пленэрной живописи.
Пляж в Трувиле (1864)
Причал в Довиле (1869)
Порт, Трувиль (1884) Галерея Ричарда Грина, Лондон.
Прачки у ручья (1885 г.), Национальная галерея, Лондон.
Парусные лодки (1885-90)
Гюстав Кайботт (1848-1894)
французский художник из богатой семьи; был ключевым финансовым спонсором некоторых импрессионистов. Сосредоточен на повседневных жанровых сценах, известен своими яркими перспективами и ракурсами.
Скребки для полов (Planers) (1875), Музей Орсе, Париж.
Молодой человек у окна (1876 г.), частная коллекция.
Парижская улица, дождливый день (1877) Художественный институт Чикаго.
Поль Сезанн (1839–1906)
Его борьба на протяжении всей жизни за создание стиля осмысленного искусства привела, что необычно, к его созданию коллекций работ, которые оказали ключевое влияние на современное искусство.
Портрет Ахилла Эмперайра (1868-70)
Современная Олимпия (1872-31)
Дом повешенного (1873), Музей Орсе.
Мост в Мэнси (1879), музей Орсе.
Серия картин Мон-Сент-Виктуар (1882–1906). Различные музеи.
Мальчик в красном жилете (1889-90) Собрание Э. Г. Бурле и другие.
Мужчина курит трубку (1890-2) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Женщина с кофейником (1890-5), музей Орсе, Париж.
Игроки в карты (1892-96), Музей Орсе и другие.
Натюрморт с купидоном (1895) Институт искусств Курто, Лондон.
Озеро Анси (1896 г.), галереи института Курто.
Портрет Амбруаза Воллара (1899), Музей де ла Виль де Пари.
Дама в голубом (1900) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Молодая итальянка, опирающаяся на локоть (1900) Музей Дж. Пола Гетти.
Эдгар Дега (1834-1917)
Мастер портретной живописи, образной жанровой живописи, балетных сцен маслом, пастелью, а также скульптуры. Человек независимого достатка.
Скачки на лошадях перед трибунами (1866-8)
Балетный класс (1874)
Абсент (1876)
Портреты на бирже (1878-9)
Женщины гладят (1884)
Женщина, расчёсывающая волосы (1887-90))
Голубые танцовщицы (1890)
Анри Фантен-Латур (1836–1904)
Французский художник, литограф, специализировавшийся на групповых портретах, цветочной живописи
Посвящение Делакруа (1867)
Этюд обнажённой женщины (1872)
Поль Гоген (1848–1903)
французский художник, гравёр, керамист и скульптор; увлёкшись импрессионизмом, он стал важной фигурой в развитии символизма, примитивизма, перегородчатости, синтетизма и других форм ненатуралистического современного искусства. Его работы импрессионистов:
Снег, улица Карсель (1883), Нью-Карлсберг, Глиптотек, Копенгаген.
Автопортрет перед мольбертом (1884–1885). Частная коллекция.
Арман Гийомен (1841-1927)
французский художник-пейзажист, второстепенный импрессионист; использованы смелые, яркие цвета. Пережил всех остальных французских импрессионистов.
Площадь Валюбер (1875 г.)
Париж, набережная Гар (1880 г.)
Эдуард Мане (1832-1883)
Выпускник Школы изящных искусств под влиянием Испанской школы; образ отца для молодых французских художников-авангардистов; оказал большое влияние на французское искусство. Узнайте больше об импрессионисте Эдуарде Мане.
Le Dejeuner sur L’Herbe (1863), музей Орсе.
Олимпия (1863 г.), музей Орсе.
Балкон (1868 г.), музей Орсе
Портрет Эмиля Золя (1868 г.), музей Орсе.
Портрет Берты Моризо с фиалками (1872 г.), музей Орсе.
Дорожники в частной коллекции на Бернской улице (1878 г.).
Бар в Институте Фоли-Бержер (1882) Курто, Лондон.
Клод Моне (1840-1926)
Признанный лидер французского импрессионизма. Мастер пленэрной живописи и изображения света, известный своими картинами «Стог сена», «Руанский собор» и «Кувшинки». Один из лучших пейзажистов всех времён. Узнайте больше об импрессионизме Клода Моне. Некоторые из лучших картин Моне:
Женщины в саду (1866-7), музей Орсе, Париж.
Ла Гренуйлер (1869) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Пляж в Трувиле (1870) Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут.
Впечатление: восход солнца (1872 г.), музей Мармоттан-Моне, Париж.
Маковое поле (Аржантей) (1873), музей Орсе, Париж.
Gare Sainte Lazare (1877), музей Орсе, Париж.
Стог / Grainstack (1890-91) Серия
Руанский собор серии (1892-1894)
Водяные лилии (Nymphéas) (1897-1926) серия картин, различных музеев.
Пруд с водяными лилиями: Зелёная гармония (1899), музей Орсе, Париж.
Берта Моризо (1841–1895)
Правнучка Жана Фрагонара, невестка Эдуарда Мане и центральная фигура в группе импрессионистов. Участвовала в 7 из 8 выставок импрессионистов.
Колыбель (1873), музей Орсе, Париж.
Женщина за туалетом (1875), Институт искусств Чикаго.
Для анализа некоторых великих произведений французского импрессионизма см.: Анализ современной живописи (1800–2000 гг.).
Камиль Писсарро (1830–1903),
голландский художник из Ост-Индии, обучался у Коро. Был единственным художником-импрессионистом, участвовавшим во всех восьми выставках импрессионистов.
Марна в Шенневьере (1864 г.) Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Вид из Национальной галереи Лувесьен (1870 г.), Лондон.
Дорога в Лувесьен (1870 г.) Коллекция Меллона.
Карета в Лувесьене (1870 г.)
Фоксхилл: Верхняя Норвудская национальная галерея (1870 г.), Лондон.
Нижний Норвуд под снегом (1870), Национальная галерея, Лондон.
Улица в Аппер Норвуд (1871) Новая пинакотека, Мюнхен.
Вход в деревню Вуазен (1872 г.)
Красные крыши (1877 г.), музей Орсе, Париж.
Огород с цветущими деревьями, весна (1877 г.), Музей Орсе.
Серия «Бульвар Монмартр» (1897-8). Различные музеи.
Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919)
Вместе с Моне, Сислеем и Базилем он сформировал ядро первоначальной группы импрессионистов. Рисовал на открытом воздухе с Моне, но позже переключился на студийную работу. Позже специализировался на фигуративной живописи и красивой женской обнажённой натуре. Узнайте больше об импрессионистах Ренуаре, Сислее, Писсарро, Дега, Сезанне.
Мальчик с кошкой (1868), музей Орсе, Париж.
La Grenouillere (1869) Коллекция Оскара Рейнхардта, Винтертур.
Шкатулка в Опере (La Loge) (1874), галереи института Курто.
Путь, ведущий через высокую траву (1877 г.), музей Орсе.
Портрет Клода Моне (1875) Частное собрание.
Танец в «Мулен де ла Галетт» (1876 г.), музей Орсе, Париж.
Качели (1876 г.), музей Орсе, Париж.
Портрет мадам Шарпантье и её детей (1879) Музей Метрополитен.
Обед на лодочной вечеринке (1880-1), коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия.
Портрет Амбруаза Воллара (1908) Галереи института Курто.
Les Baigneuses (около 1918), музей Орсе.
Жорж Сёра (1859-1891)
Наиболее известен своим личным стилем неоимпрессионизма, получившим название «пуантилизм».
Купальщицы в Национальной галерее Аньер (1883–1884), Лондон.
Воскресный полдень на острове Ла-Гранд-Жатт (1884-6) AIC.
Альфред Сислей (1839-1899)
Наряду с Моне, Сислей был самым преданным художником под открытым небом из всех импрессионистов. Попал в зависимость от живописи в 50 лет и умер в бедности.
Канал Сен-Мартен (1870 г.), музей Орсе.
Пешеходный мост в Аржантее (1872 г.)
Мост в Вильнёв-ла-Гарен (1872 г.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Chemin de la Machine, Louveciennes (1873), музей Орсе, Париж.
Туманное утро (Fog Voisins) (1874), музей Орсе, Париж.
Наводнения в порту Марли (1876 г.), музей Орсе, Париж.
Снег в Louveciennes (1878) Музей Орсе, Париж.
Маленькие луга весной (1885 г.) Галерея Тейт, Лондон.
Мост в Море (1893 г.), частное собрание.
Эдуард Вюйар (1868-1940)
С Пьером Боннаром, членом Les Nabis, он был основателем интимизма – тихих интерьеров со сложными текстильными узорами. Жил со своей матерью-швеёй в квартире в Париже.
В комнате (1899) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Модель с большой шляпой (1890 г.), частная коллекция.
В саду (1894-1895) ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Женщина за шитьём перед садом (1895) Музей изящных искусств Бостона.
Пейзаж: окно с видом на лес (1899) Художественный институт Чикаго.
Русские импрессионисты
Иван Крамской (1837–1887)
Наряду с Серовым он был величайшим русским портретистом своего времени. Среди его натурщиков были цари, князья, великие князья, промышленные магнаты, художники, композиторы, революционеры и крестьяне.
Портрет девушки (1882) Русский музей, Санкт-Петербург.
Исаак Левитан (1860-1900)
Величайший художник-пейзажист-импрессионист в России XIX века; один из Передвижников.
Уединённый монастырь (1890 г.) Третьяковская галерея, Москва.
Владимирская дорога (1892) Третьяковская галерея, Москва.
Валентин Серов (1865-1911)
Русский живописец, график и иллюстратор, обучавшийся у Ильи Репина. Мастер жанровой живописи, портрета, пейзажа и исторической живописи, он рисовал многих ведущих знаменитостей Москвы и Санкт-Петербурга.
Девушка с персиками (1887) Третьяковская галерея.
Портрет Исаака Левитана (1893 г.) Третьяковская галерея.
Летом (1895) Русский музей, Санкт-Петербург.
Кольты на водопое в Домотканово (1904 г.) Третьяковская галерея.
Скандинавские импрессионисты
Вильгельм Хаммершой (1864-1916)
датский художник-импрессионист, известный своими тихими интерьерными картинами.
Интерьер с девушкой в частной коллекции клавира (1901).
PS Kroyer (1851-1900)
Самый знаменитый датский художник своего времени; очарован изображением света, пленэрная живопись.
Летний вечер на южном пляже (1893 г.), Музей Скагена, Скаген.
Андерс Цорн (1860-1920)
Ведущий шведский художник своего времени, известный своими обнажёнными женщинами, жанровыми сценами и портретами. Также известен своими офортами.
Девушки из Даларны купаются (1908), Стокгольмский национальный музей.
Немецкая импрессионистическая живопись
Подробнее об импрессионизме в Германии смотрите: Немецкое искусство XIX века.
Макс Либерманн (1847-1935)
Немецкий художник, известный своими портретами, фигуративными картинами и пейзажами. Также известен своим офортом и литографией. Он был ведущим представителем импрессионизма в Германии.
Деревенский пивной ресторан, Бранненбург, Бавария (1894 г.), музей Орсе.
Человек-попугай (1902 г.) Музей фолькванг, Эссен.
Адольф Менцель (1815–1905)
Немецкий художник и гравёр, ныне известный своими импрессионистскими интерьерами.
Гостиная с сестрой Мензеля (1847 г.), Государственная картинная галерея, Мюнхен.
Голландские импрессионисты
Йохан-Бартольд Йонгкинд (1819-1891),
голландский художник-пейзажист и гравёр-алкоголик, работавший во Франции; работал и сотрудничал с Барбизонской школой. Важное влияние, наряду с Буденом, на Клода Моне.
Замок Розмаунт (1861 г.)
Маас в Мааслуисе (1866 г.) Музей изящных искусств, Гавр.
Фигуристы в Верхнем (1867) Галерея Ричарда Грина, Лондон.
Изер в Гренобле (1877 г.)
Британские импрессионисты
Уолтер Сикерт (1860-1942)
Под влиянием Уистлера и Дега он был лидером импрессионизма в Великобритании; также известен своими офортами. Оказал большое влияние на авангардное британское искусство начала 20-го века и лидер Camden Town Group.
Морнингтон Кресент (1908 г.), частная коллекция.
Ennui (1914) Коллекция Тейт, Лондон.
Филип Уилсон Стэр (1860-1942)
Вместе с Сикертом, ведущим представителем школы импрессионистов в Великобритании.
Бегущие девушки, пирс Уолберсвик (1888-94), галерея Тейт, Лондон.
Ирландские импрессионисты
Пол Генри (1876-1958)
Известен своими пленэрами на западе Ирландии. Способен создавать великие произведения в тональности Уистлера.
Рассвет, гавань Киллари (около 1916 г.) Ольстерский музей изящных искусств, Белфаст.
Озеро слез скорбящих женщин (1918) Галерея Ниланд, Слайго.
Натаниэль Хон Младший (1831-1917)
Один из первых ирландских художников, учившихся за границей, он работал в Барбизоне с Жаном-Франсуа Милле (1814-1875).
Пограничный забор, Фонтенбло (около 1860 г.), Национальная галерея Ирландии.
Скалы в Килки, графство Клэр (1880 г.), частная коллекция.
Джон Лавери (1856-1941)
Самый важный художник-импрессионист англо-ирландской школы, известный своими пленэрами и портретной живописью.
Мост в Грёзе (1883 г.), частное собрание.
По дороге в Фонтенбло (1884), частное собрание.
Родерик О’Конор (1860-1940)
ирландский художник-франкофил, известный своим постимпрессионистским колоризмом.
Бретонская девушка (1906), частное собрание.
Фрэнк О’Мира (1853-1888) Недолговечный
гений живописи, известный своим лирическим изображением света и пленэровых пейзажей.
Reverie (1882), частное собрание.
Уолтер Осборн (1859–1903)
Один из величайших ирландских импрессионистов, работавший в Бретани до возвращения в Дублин. Известен пейзажами и жанровыми картинами.
Сбор яблок, Кемперле, Бретань (1884 г.), Национальная галерея Ирландии.
Рыбный рынок (1895) Галерея Хью Лейн, Дублин.
Сцена в парке Феникс (1895 г.), Национальная галерея Ирландии.
Сара Персер (1848-1943)
Влиятельный ирландский художник-портретист и художник-витражист в стиле импрессионистов.
Le Petit Dejeuner (1881 г.) Национальная галерея Ирландии.
Американские импрессионисты
Мэри Кассат (1844-1926),
американская художница, поселившаяся в Париже, известна своими сценами с матерью и ребёнком. Также известна своими прекрасными пастелями, а также её принтами, выполненными с использованием различных техник, включая сухую иглу, акватинту и офорт. Оказала дополнительное влияние на импрессионизм, убедив своих богатых знакомых в Америке покупать работы импрессионистов.
Маленькая девочка в синем кресле (1878) Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
Молодая женщина за шитьём (1886), Музей Орсе, Париж.
Девушка, укладывающая волосы (1886), Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
The Bath (1891-2) Художественный институт Чикаго.
Летнее время (c.1894) Музей искусства и культуры Армана Хаммера.
Уильям Меррит Чейз (1849-1916)
Один из первых, кто обратился в американский импрессионизм, он также был известен своими выдающимися педагогическими способностями. Среди учеников были такие разные таланты, как Джорджия О’Киф, Чарльз Демут, Чарльз Шилер, Эдвард Хоппер и Марсден Хартли.
Шиннекок-Хиллз (1891 г.) Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут.
Часы простоя (1894 г.) Музей Амона Картера, Форт-Уэрт, Техас.
Пейзаж Шиннекока (1895) Художественный музей Пэрриш, Саутгемптон, Нью-Йорк.
Чайльд Хассам (1859-1935)
Плодовитый художник, он был одним из первых импрессионистов в Америке, известным своими масляными красками, акварельными красками и пастельными рисунками. Позже он много времени уделял гравюру и литографии.
Дождливый день, Коламбус-авеню, Бостон (1885 г.) Художественный музей Толедо.
Бостон Коммон в Сумерках (1886 г.), Музей изящных искусств, Бостон.
Зима на Юнион-сквер (1889–90) Метрополитен-музей.
Авеню Содружества, Бостон (1892 г.) Фонд Терра американского искусства.
Пятая авеню зимой (1901, Музей искусств Карнеги)
Авеню под дождём (1917 г.) Белый дом
День союзников, май 1917 г. (1917 г.) Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
Теодор Робинсон (1852-1896)
Один из первых приверженцев импрессионизма в Америке, Робинсон прожил во Франции более восьми лет, став другом Моне, которого он посетил в Живерни. Он отвечал за некоторые из величайших картин импрессионистов Америки, в основном пейзажные композиции и некоторые картины фигуративного жанра.
У реки (1887). Частное собрание.
La Vachere (c.1888) Смитсоновский музей американского искусства.
La Debacle (1892) Колледж Скриппса, Клермонт.
Джон Сингер Сарджент (1856-1925)
Один из лучших художников-портретистов импрессионистского движения, на него повлияли Веласкес и Хальс. В основном портретист Общества, он написал несколько выдающихся пейзажных картин акварелью и маслом.
Дочери Эдварда Дарли Бойта (1882), Музей изящных искусств Бостона.
Эль-Халео (1882 г.) Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
Живопись Моне на опушке леса (1887) Галерея Тейт, Лондон.
Джон Генри Твахтман (1853-1902)
Высокорейтинговый американский пейзажист-импрессионист, отличавшийся очень индивидуальным стилем живописи. На него повлияли Уистлер и японское искусство, а также французские импрессионисты.
Ветряные мельницы, Дордрехт (1881) Художественный музей Цинциннати.
Арки-ла-Батайя (1885) Музей Метрополитен.
Ледяная оболочка (1889) Художественный институт Чикаго.
Джулиан Олден Вейр (1852-1919)
Американский художник-импрессионист.
Красный мост (1895) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Преодоление потока (1910-19) Музей Ньюарка.
Уистлер (1834–1903)
Американский художник-импрессионист, дизайнер и гравёр, известный своим уникальным стилем тональной живописи.
Ноктюрн в синем и серебряном: кремовые огни (1872) Галерея Тейт, Лондон.
Ноктюрн в чёрном и золотом: Падающая ракета (1875) Детройтский институт искусств.
Австралийские импрессионисты
См. также: Гейдельбергская школа (ок.1886-1900) Австралийский импрессионизм.
Чарльз Кондер
Цветы Херрика (1888) Национальная галерея Австралии, Канберра.
Праздник в Ментоне (1888) Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида.
Фред Маккаббин
Потерянный (1886) Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
The City’s Toil (1887) Famdal Collection, Сидней.
Down on His Luck (1889) Художественная галерея Западной Австралии, Перт.
The Pioneer (1904) Национальная галерея Виктории.
Том Робертс
Allegro Con Brio, Bourke St West (ок. 1885-86) Национальная галерея Австралии.
Женщина за фортепиано (1889) Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида.
Клара Саузерн
Старая пчелиная ферма (1900) Национальная галерея Виктории.
Артур Стритон
Железнодорожная станция, Редферн (1893) Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней.
Прозрачная мощь пурпурного полдня (1896) Национальная галерея Виктории.
Джейн Сазерленд
Препятствие, Бокс Хилл (ок. 1885) Галерея изобразительного искусства Балларата.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?