Кинетическое искусство читать ~3 мин.
В визуальном искусстве термин «кинетическое искусство», происходящий от греческого слова kinesis (движение), относится к произведениям, в которых присутствует реальное или мнимое движение. Это направление исследует, как объекты выглядят в динамике, поэтому в широком смысле оно охватывает множество видов искусства, медиа и стилей.
Кинетическое искусство включает в себя кинематограф и анимацию, хэппенинги, перформансы, пантомиму и даже артефакты, которые со временем меняются или исчезают. Сюда же относятся роботизированное искусство, люмино-кинетические инсталляции (работа со светом), моушн-графика и лэнд-арт. Оно также тесно связано с оп-артом, где движение создаётся с помощью оптических иллюзий. Наиболее известными примерами являются скульптуры с ручным или моторным приводом Жана Тингели и «мобили» Александра Колдера, приводимые в движение потоками воздуха.
История и развитие
Хотя концептуально движение в искусство ввёл футуризм, сам термин «кинетический» впервые применили братья Антуан Певзнер (1884–1962) и Наум Габо (1890–1977) в своём «Реалистическом манифесте» (1920), провозгласившем идеалы конструктивизма. Одна из ранних работ Габо, «Кинетическая конструкция (Стоячая волна)» (1919–1920, галерея Тейт, Лондон), представляла собой колеблющуюся под действием мотора металлическую пластину, которая создавала иллюзию объёмной фигуры в пространстве.
В это же время Александр Родченко (1891–1956) создавал свои знаменитые подвесные конструкции из фанеры, например «Подвесную конструкцию № 12» (1919, коллекция Георгия Костаки), демонстрируя, как масса может растворяться в эффектах света и движения. В школе Баухаус венгерский художник Ласло Мохоли-Надь работал над «Светопространственным модулятором» (1922–1930). А Марсель Дюшан (1887–1968), создав протокинетический объект «Велосипедное колесо» (1913), продолжил эксперименты в Париже, создав совместно с Маном Рэем «Вращающиеся стеклянные пластины» (1920).
Александр Колдер: мобили и стабили
Развивая идеи футуристов, Габо и Дюшана, американский скульптор Александр Колдер (1898–1976) сделал движение центральным элементом своей эстетики. Вдохновляясь сюрреализмом, а также творчеством Пита Мондриана и Жоана Миро, он создал два типа скульптур: «мобили» — подвижные конструкции, и «стабили» — их статичные аналоги. Его лёгкие, изящные «мобили», вращающиеся от малейшего дуновения, на два десятилетия сделали его ведущим представителем движущейся скульптуры.
Рост в 1950-е годы
В 1950-е годы интерес к кинетическому искусству возродился, что ознаменовалось выставкой «Le Mouvement» (1955) в парижской галерее Дениз Рене. На ней были представлены работы как признанных мастеров, Колдера и Дюшана, так и новых художников: Яакова Агама, Поля Бюри, Хесуса Рафаэля Сото, Жана Тингели и Виктора Вазарели. Также на авансцену вышли греческий скульптор Такис (Панайотис Вассилакис) и французский художник венгерского происхождения Николя Шоффер.
Золотой век: 1960–1975
Расцвет кинетического искусства пришёлся на 1960-е и начало 1970-х. В 1960 году Жан Тингели представил свою знаменитую саморазрушающуюся скульптуру «Homage to New York» в саду Музея современного искусства в Нью-Йорке. Год спустя по Европе с успехом прошла крупная передвижная выставка «Движение в искусстве». В 1965 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась знаковая выставка оп-арта «The Responsive Eye». Направление также получило признание на биеннале в Венеции, Сан-Паулу и Париже.
Кинетическое искусство: с 1970 года по настоящее время
К 1970 году сформировались четыре основных направления кинетизма. Первое — джанк-арт, начатый Дюшаном и продолженный Тингели. Второе — мобили и их производные, созданные Колдером и развитые Джорджем Рики, Полем Бюри и Хесусом Рафаэлем Сото. Третье — световые конструкции, пионером которых был Мохоли-Надь. Четвёртое — иллюзионистский оп-арт, форма живописи в стиле trompe-l’œil, основанная Вазарели и популяризированная Бриджет Райли.
Кроме отдельных художников, возникли и влиятельные группы. В их число входили: Gruppo N (Падуя, 1959), GRAV (Франция, 1960), одним из основателей которой был Хулио Ле Парк, немецкая группа ZERO (1957), созданная Отто Пине и Хайнцем Маком, а также голландская группа NUL, возглавляемая Яном Схонховеном.
Идеи движения продолжают вдохновлять и современных художников. Примерами служат светодиодные инсталляции Тацуо Миядзимы, кинетические роботы Чико МакМертри и световые инсталляции Анжелы Баллок.
- Проект «Новый год ВЗале». Моноспектакль “Колобок” в Галерее «Богородское»
- Уникальная объёмная живопись петербургской художницы Лидии Леонтьевой
- Пейзажи Нэн Хувер из знаменитой коллекции Монтевидео
- «Летние» полотна художников Инны и Валерия Цукахиных на выставке в Сочи
- В Центральном Доме художника открыта выставка «Мир через искусство»
- 11 марта объединение «Выставочные залы Москвы» запустило образовательную медиа-программу «Ключи к современному искусству»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?