Кинетическое искусство читать ~5 мин.
В визуальном искусстве термин «кинетическое искусство», происходящий от греческого слова kinesis, относится к произведениям, в которых присутствует реальное или видимое движение. Оно исследует, как выглядят вещи, когда они движутся, поэтому в самом широком определении кинетическое искусство охватывает огромное количество различных видов искусства, а также типов и стилей медиа.
Так, например, оно может включать кинематографическое и анимационное искусство, хэппенинги и другие виды перформанса, такие как пантомима, фигурки с часовым механизмом, стробоскопические или световые произведения искусства (Lumino Kinetic art), лэнд-арт или любой артефакт, который исчезает (снеговик) или претерпевает процесс визуального изменения, роботизированное искусство, моушн-графика и другие произведения искусства, созданные с помощью новых медиатехнологий. Оно также включает в себя оп-арт картины, рисунки и гравюры, «движение» которых является лишь оптической иллюзией. Наиболее известными произведениями кинетического искусства, однако, являются различные виды скульптур с ручным или моторным приводом Жана Тингели, и мобили, изобретённые Александром Колдером, движение которых вызвано воздушными потоками.
История и развитие
Хотя Футуризм должен быть признан за концептуальное введение движения в искусство, слово «кинетический» было впервые применено к изобразительному искусству братьями Антуаном Певзнером (1884-1962) и Наумом Габо (1890-1977) в их Реалистическом манифесте (1920), который провозгласил идеалы Конструктивизма. Одна из самых ранних работ Габо, Кинетическая скульптура (Стоячая волна) (1919-20, Тейт, Лондон), представляла собой полоску проволоки с электрическим приводом, которая быстро колебалась из стороны в сторону, создавая иллюзию твёрдой материи и таким образом имитируя замену объёма пространством.
К нему присоединился Александр Родченко (1891-1956), который отошёл от живописи и создал ряд подвесных фанерных объектов геометрической формы, таких как «Подвесная конструкция № 12» (1919, коллекция Джорджа Костакиса). Эти работы показали, как масса может раствориться в тонких эффектах движения и света. Тем временем в школе дизайна Баухаус в Германии венгерский дизайнер Ласло Мохоли-Надь создавал свой Светопространственный модулятор (1922-30, Музей Буша-Райзингера, Гарвардский университет) и другие работы с механическим движением, а в Нью-Йорке (1920), Марсель Дюшан (1887-1968) – уже создав такие грубые прототипы, как Велосипедное колесо (1913, Центр Жоржа Помпиду) – также исследовал движение в своих Вращающихся пластинах (Вращающаяся стеклянная пластина и Вращающаяся полусфера) в сотрудничестве с Ман Рэем.
Александр Колдер: Мобили и Стабилизаторы
Следуя теоретическому предвидению футуристов, вибрирующей проволоки Габо, подвешенной фанеры Родченко и джанк-арта Дюшана, Александр Колдер (1898-1976) сделал движение ядром своей эстетики. Под влиянием позднего сюрреализма и художников 20-го века, таких как голландец Пит Мондриан и испанец Хуан Миро, получивший инженерное образование Колдер создал мир невесомых линейных скульптур (мобилей и стабилей), движущихся, вращающихся и танцующих в воздухе. Действительно, в течение почти двух десятилетий он был ведущим представителем движущейся скульптуры.
1950-е годы Рост
В 1950-е годы возник новый интерес к художественному движению, о чем свидетельствует выставка Le Mouvement в 1955 году в галерее Рене, Париж, на которой были представлены работы таких признанных имён, как Колдер и Дюшан, а также новичков, таких как израильский художник Яаков Агам (р. 1928) (пионер зрительского движения), бельгийский художник и дизайнер Поль Бури (1922-2005), венесуэльский художник-экспериментатор Хесус Рафаэль Сото (1923-2005), швейцарский скульптор Жан Тингели (1925-1991) и венгерский художник Виктор Вазарели (1906-1997). Среди других кинетических художников на первый план выходят греческий скульптор Такис (Панайотис Вассилакис) (р. 1925) и конструктивист венгерского происхождения Николас Шоффер (1912-1992).
Золотой век (1960-75)
Кинетическое искусство процветало на протяжении всего периода (ок. 1960-1975). В 1960 году Жан Тингели создал свою необычную саморазрушающуюся скульптуру «Homage to New York» (1960, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В 1961 году крупный международный музейный смотр кинетического искусства под названием «Движение в искусстве» собрал огромную аудиторию по всей Европе.
В 1964 году галерея «Рене» провела выставку «Движение II» в Париже, а в 1965 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке состоялась крупная выставка кинетического и оп-арта «Отзывчивый глаз». Кинетическое искусство также пользовалось значительным успехом на Венецианской биеннале, биеннале в Сан-Паулу и Парижской биеннале в течение 60-х годов. Чтобы сохранить свой импульс, движение заимствовало у ранних модернистов, а также у современных стилей, материалов и высокотехнологичных медиа. Были сформированы новые варианты, в том числе Lumino Kinetic art и Optical Art.
Кинетическое искусство: 1970-настоящее время
Примерно к 1970 году можно сказать, что существовало четыре влиятельных направления, которые составляли большую часть кинетического искусства: Во-первых, джанк-арт, начатый Дюшаном и продолженный Жаном Тингели; во-вторых, мобиль и его производные, основанные Колдером и продолженные Джорджем Рикки (1907-2002), Полом Бури и Хесусом Рафаэлем Сото; в-третьих, световые конструкции, начатые Ласло Мохоли-Надь и другими, и продолженные такими экспериментаторами, как Николя Шоффер, Луис Томаселло (род. 1915), Нино Калос (р.1926), Марта Бото (р.1925), Франсуа Морелле (р.1926), Уго Демарко (1932-1995) и Дьёрдь Кепеш; в-четвёртых, иллюзионистское оп-арт, форма тромплей живописи, основанная Вазарели и популяризированная Бриджет Райли (р.1931).
Кроме художников и групп, уже упомянутых выше, в число других групп входили Gruppo N, основанная в Падуе в 1959 году, членами которой были Альберто Бьязи, Эннио Чиджо Тони Коста, Эдуардо Ланди и Манфредо Массирони; GRAV, французская группа, основанная в Париже в 1960 году под руководством аргентинского художника Хулио Ле Парка (р. 1928 г.); ZERO, возглавляемая аргентинским художником Хулио Ле Парком (р. 1928 г.).); ZERO, возглавляемая немецкими художниками Отто Пиене (р.1928) и Хайнцем Маком (р.1921); и голландская группа NUL, возглавляемая Яном Схунховеном (1914-1994).
Движение и движение продолжают привлекать современных художников. Например, светодиодные инсталляции Тацуо Миядзимы (р. 1957), роботы Чико МакМертри (р. 1960) и меняющиеся световые стеки Анджелы Баллок (р. 1964).
- Уникальная объёмная живопись петербургской художницы Лидии Леонтьевой
- Пейзажи Нэн Хувер из знаменитой коллекции Монтевидео
- «Летние» полотна художников Инны и Валерия Цукахиных на выставке в Сочи
- В Центральном Доме художника открыта выставка «Мир через искусство»
- 11 марта объединение «Выставочные залы Москвы» запустило образовательную медиа-программу «Ключи к современному искусству»
- Премьера моноспектакля «Про Love» на площадке проекта «Открытая сцена»
- КУЛЬТУРА ДЛЯ ГОРОЖАН - программа Департамента культуры г. Москвы на Питерском форуме культуры
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?