Les Vingt (Двадцать):
Выставочная группа бельгийских художников читать ~5 мин.
В современном искусстве термин «Общество двадцати» (фр. Les Vingt) обозначает бельгийское объединение современных художников. Первоначально в него входили двадцать прогрессивных живописцев, скульпторов и писателей из Брюсселя. Группа существовала с 1883 по 1893 год и ставила своей целью организацию выставок новаторского искусства — как бельгийского, так и зарубежного — а также продвижение последних достижений в области декоративного дизайна. Среди основателей «Двадцатки» были такие знаковые фигуры, как Джеймс Энсор (James Ensor, 1860–1949), Альфред Финч (Alfred Finch, 1854–1930), Фернан Кнопф (Fernand Khnopff, 1858–1921) и Тео ван Рейссельберге (Théo van Rysselberghe, 1862–1926).
Создание «Общества двадцати» стало ответом на консерватизм официальной художественной сцены Бельгии. В то время Брюссельский салон, следовавший академическим традициям, систематически отвергал работы молодых и авангардных художников. Именно отказ в участии в Салоне 1883 года Джеймсу Энсору и другим будущим членам группы послужил толчком к созданию независимой выставочной площадки, свободной от жюри и формальных ограничений.
Несмотря на стилистическое разнообразие, участников объединяла общая цель. Идейным вдохновителем и организатором группы стал юрист Октав Маус (Octave Maus, 1856–1919), который стремился создать форум для авангардного искусства, музыки, поэзии и декоративного искусства. Деятельность «Двадцатки» совпала с расцветом движений современного искусства в Париже, таких как импрессионизм и пришедший ему на смену постимпрессионизм. Инновации этих течений активно обсуждались и приветствовались в брюссельском объединении.
Искусство и дизайн в повседневной жизни
Свои идеи об искусстве и дизайне Маус начал распространять ещё до основания группы через периодическое издание «L’Art Moderne» («Современное искусство», 1881–1914), которое он основал вместе со своим другом, юристом Эдмоном Пикаром (Edmond Picard, 1836–1924). На страницах журнала Маус и Пикар выступали с резкой критикой в адрес консервативной Брюссельской академии изящных искусств и её официального Салона, одновременно агитируя за внедрение искусства в повседневную жизнь. В этом отношении программа «Двадцатки» перекликалась с идеями английского Движения искусств и ремёсел, а также предвосхищала грядущие декоративные стили, такие как югендстиль в Германии.
Встревоженные враждебной реакцией на риторику «L’Art Moderne», несколько более консервативных членов покинули «Двадцатку». Их места быстро заняли другие художники, среди которых были бельгийцы Анна Бош (Anna Boch, 1848–1936), Фелисьен Ропс (Félicien Rops, 1833–1898), Анри ван де Вельде (Henry van de Velde, 1863–1957) и Исидор Верхейден, французский скульптор Огюст Роден (1840–1917), художник-неоимпрессионист Поль Синьяк (1863–1935), один из основателей пуантилизма (варианта дивизионизма), и голландский художник Ян Тороп (1858–1928), яркий представитель символизма. Всего за 10 лет существования группы в её состав в разное время входили тридцать два участника.
Международные выставки и их влияние
В отличие от многих других художественных групп, «Двадцатка» не имела единого манифеста или стиля. Её главной силой была открытая и международная выставочная деятельность. Каждый из двадцати членов имел право выставить несколько своих работ, а также пригласить одного или нескольких зарубежных художников. Именно на одной из таких выставок в 1890 году произошло знаковое событие: Анна Бош приобрела картину Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле». Эта продажа стала единственным документально подтверждённым случаем продажи работы художника при его жизни.
При содействии художника ван Рейссельберге и поэта-критика Эмиля Верхарна Октав Маус организовывал ежегодные февральские выставки с 1884 года и до роспуска группы в 1893 году. Уже первая выставка задала тон, представив работы членов «Двадцатки» наряду с произведениями признанных и начинающих зарубежных мастеров, знакомя публику с новыми течениями во французской живописи. Среди 126 приглашённых художников были импрессионисты, такие как Уистлер (1834–1903), Клод Моне (1840–1926), Ренуар (1841–1919) и Камиль Писсарро (1830–1903); символист Одилон Редон (1840–1916); основатели клуазонизма Эмиль Бернар (1868–1941) и Луи Анкетен (1861–1932); создатель синтетизма Поль Гоген (1848–1903); а также постимпрессионисты, такие как Жорж Сёра (1859–1891), Тулуз-Лотрек (1864–1901), Поль Сезанн (1839–1906) и Ван Гог (1853–1890).
Такой активный обмен идеями привёл к тому, что у членов «Двадцатки» — Кнопфа, скульптора Жоржа Минне (1866–1941) и Ропса — сформировались локальные версии символизма. В то же время Бош, Финч, Жорж Леммен (1865–1916), ван Рейссельберге и ван де Вельде на короткое время увлеклись неоимпрессионизмом. С 1892 года на выставках стали экспонироваться прикладное искусство и различные виды ремёсел. Как открытое выставочное общество, «Двадцатка» стала важной моделью для многих последующих групп, включая такие сецессионы, как Мюнхенский (1892), Венский (1897) и Берлинский (1898).
Наследие: «La Libre Esthétique» и рождение модерна
После роспуска группы в 1893 году Маус и ван Рейссельберге продолжили свою деятельность в рамках новой ассоциации «La Libre Esthétique» («Свободная эстетика», 1894–1914), где ещё больший акцент был сделан на декоративном искусстве. Живопись, скульптура, мебель и прикладное искусство здесь получили равный статус. На первой выставке были представлены работы членов английского Движения искусств и ремёсел, в том числе Уильяма Морриса (1834–1896) и Уолтера Крейна (1845–1915), а также книжные иллюстрации художника-декадента Обри Бёрдслея (1872–1898). Плакатное искусство и литография были представлены Тулуз-Лотреком, а музыка — композитором-модернистом Клодом Дебюсси.
В результате этих экспериментов и обмена художественными идеями именно в Брюсселе зародился континентальный модерн (ар-нуво). Ярче всего он проявился в работах архитектора Виктора Орта (Victor Horta, 1861–1947), известного своими змеевидными орнаментами из металла и стекла, а также в творчестве бывшего члена «Двадцатки» Анри ван де Вельде. Ещё одним выдающимся архитектором этого направления был француз Эктор Гимар (Hector Guimard, 1867–1942). Новое движение получило восторженную поддержку на страницах журнала «L’Art Moderne».
Коллекции
Работы живописцев и скульпторов, связанных с «Обществом двадцати», можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев Европы. В частности, они представлены в Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе, в Пти-Пале в Женеве, в Королевском музее изящных искусств в Антверпене, в музее Орсе в Париже и в Кунстхаусе в Цюрихе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?