Маккьяйоли:
итальянское художественное движение читать ~5 мин.
В живописи термин «маккьяйоли» (от итал. macchia — «пятно») описывает группу итальянских художников-новаторов, работавших преимущественно во Флоренции примерно с 1855 по 1870 год. Их название, которое можно перевести как «пятнистые», появилось из-за их особой техники: основу их живописи составляли широкие и свободные мазки, или «пятна» чистого цвета. Этот метод идеально подходил для передачи ослепительного света Италии. Художники применяли как яркие и пастельные, так и тёмные тона для создания контраста. Творчество маккьяйоли было связано с реализмом XIX века и предвосхитило некоторые открытия импрессионизма. Ведущие члены группы часто встречались во флорентийском кафе «Микеланджело» для обсуждения искусства и политики. Среди них были Джованни Фаттори (Giovanni Fattori, 1825–1908), Сильвестро Лега (Silvestro Lega, 1826–1895), Серафино де Тиволи (Serafino De Tivoli, 1826–1892), Джузеппе Аббати (Giuseppe Abbati, 1836–1868) и Телемако Синьорини (Telemaco Signorini, 1835–1901). Главным идеологом и покровителем группы был критик и коллекционер Диего Мартелли (Diego Martelli, 1839–1896). К художникам, разделявшим идеи современного искусства маккьяйоли, примыкали знаменитый светский портретист Джованни Больдини (Giovanni Boldini, 1842–1931) и мастер пейзажей Джузеппе де Ниттис (Giuseppe de Nittis, 1846–1884).
Знаменитое флорентийское кафе «Микеланджело» на Виа Ларго стало для художников настоящим штабом. Это было не просто место для отдыха за чашкой кофе, а интеллектуальный и революционный центр, где велись ожесточённые споры об искусстве и будущем Италии. Здесь молодые живописцы, многие из которых были ветеранами освободительных войн, делились своим неприятием официального академического искусства и вырабатывали новую художественную эстетику. Именно в этих стенах родились и окрепли идеи, которые легли в основу движения маккьяйоли. Атмосфера свободомыслия и творческого поиска, царившая в кафе, способствовала сплочению группы и формированию её уникального стиля.
Политический подтекст
Как и другие движения в современном искусстве Италии — например, футуризм (ок. 1909–1914), спациализм (основан в 1947 г.), Арте Нуклеаре (1951 г.) и Арте Повера (ок. 1967–1972) — движение маккьяйоли имело политическую подоплёку. Многие члены группы участвовали в революционных событиях 1848 года и борьбе за объединение Италии, известной как Рисорджименто. Своим творчеством они стремились внести вклад в возрождение нации, изображая самые естественные, правдивые и яркие стороны современной им жизни страны. Чтобы указать путь к обновлению, они обращались к итальянским традициям и писали сцены из реальной сельской жизни и быта.
Характеристики живописи маккьяйоли
В чисто художественном плане маккьяйоли восставали против устаревшего академического стиля, который насаждали художественные академии. Они отвергали его как в выборе сюжетов, так и в манере письма. С одной стороны, художники избегали напыщенных исторических и литературных сцен в академической манере, считая их далёкими от реальности. При этом в их собственных картинах мог присутствовать литературный или исторический компонент, но поданный совершенно по-новому. Яркий пример — историческое полотно Фаттори «Битва при Мадженте», которое предлагает современный и почти документальный взгляд на событие. С другой стороны, они отказались от академической формы, построенной на тщательной прорисовке и светотеневой моделировке. Вместо этого они использовали контрастные цветовые пятна для передачи света и тени, не позволяя при этом формам терять свою материальность и объём. Они верили, что именно соотношение света и тени является ключевым элементом композиции. Эта техника, противоположная традиционному рисунку и приёму сфумато (смягчению очертаний), придаёт их картинам свежесть и структурную простоту. Источником вдохновения для них служила смелая работа с тоном у старых мастеров, таких как Рембрандт, Караваджо и Тинторетто. Хотя маккьяйоли достигли больших успехов в пейзажной живописи, где заметно влияние барбизонской школы, они также создали множество произведений в жанрах портрета и бытовой живописи.
Художественная репутация
Слово «маккьяйоли» изначально носило уничижительный оттенок. Впервые оно появилось в недоброжелательной рецензии на выставку художников в газете «Гадзетта дель Пополо» в ноябре 1862 года. Такая реакция критики и закрепление насмешливого прозвища за движением удивительно похожи на то, с чем позже столкнулись другие художники-новаторы, например, импрессионисты. Хотя маккьяйоли не были признаны критиками своего времени и не имели коммерческого успеха — многие из них умерли в нищете — сегодня их художественное движение считается одним из самых значительных явлений в итальянской живописи XIX века. В недавнее время их работы были представлены на крупных выставках в Кьостро дель Браманте в Риме (октябрь 2007 г. — февраль 2008 г.), на Вилле Бардини во Флоренции (март — июнь 2008 г.) и в Терме Тамеричи в Монтекатини (август 2009 г. — март 2010 г.).
Итальянский импрессионизм
Некоторые искусствоведы считают творчество маккьяйоли частью ранней истории импрессионизма. Определённое сходство есть: итальянцы были убеждёнными сторонниками пленэрной живописи, поскольку работа на открытом воздухе позволяла лучше передать естественный свет, тень и цвет. Однако между ними существуют и важные различия. Например, на пленэре маккьяйоли, как правило, создавали этюды, а не законченные картины, и в целом они были менее скрупулёзны в передаче сиюминутных оптических эффектов, чем художники-импрессионисты. Кроме того, в их работах часто присутствует повествовательный элемент, и, какими бы яркими ни были световые эффекты, форма предметов никогда не теряет своей чёткости и объёма.
Избранные картины маккьяйоли
Работы художников группы можно увидеть в нескольких ведущих художественных музеях Италии. Вот некоторые характерные примеры:
Джузеппе Аббати
Художник родом из Неаполя, известный своей смелой, иногда даже резкой цветовой палитрой.
Монастырский дворик (1861) Галерея современного искусства, Флоренция.
Джованни Фаттори
Будучи преподавателем рисунка, он создавал пейзажи с натуры, а также портреты.
Ротонда ди Пальмьери (1866) Галерея современного искусства, Флоренция.
Сильвестро Лега
Художник-реалист, известный своими импрессионистическими световыми эффектами и пленэрными этюдами.
Пергола (1868) Пинакотека Брера, Милан. (В оригинальном тексте была указана картина «Лирика», но «Пергола» (Il Pergolato) считается более хрестоматийной для этого периода).
Визит (1868) Национальная галерея современного искусства, Рим.
Телемако Синьорини
Один из главных теоретиков группы наряду с Диего Мартелли.
Улица в Сеттиньяно (1879) Коллекция Меотти, Милан.
Ле-Ит (1881) Галерея современного искусства, Флоренция.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?