Средневековое христианское искусство (600-1200) читать ~5 мин.
В течение многих веков после упадка Рима Западная Европа была окутана варварской тьмой. Ни один город — даже сам Рим — не мог сравниться с великолепием Константинополя, Кордовы или Багдада. Европа не создала ни науки, ни школ средневекового искусства, ни архитектуры, которые могли бы сравниться с её прежними достижениями. В течение 600 лет (400–1000 гг.) она оставалась культурным захолустьем. Уцелел только один институт — церковь. Роль церкви в поддержании западной цивилизации и культуры была огромной. Она продолжала оставаться главным покровителем монументальной архитектуры и скульптуры. Фактически можно сказать, что граница между христианством и язычеством была также границей между римской цивилизацией и варварством.
Серия эссе о средневековой книжной иллюминации
Средневековая иллюминация рукописей (ок. 1000–1500 гг.)
Романские иллюминированные рукописи (ок. 1000–1150)
Готические иллюминированные рукописи (ок. 1150–1350)
Международные готические иллюминации (ок. 1375–1450)
Византийское средневековое христианское искусство
После разграбления Рима (ок. 410 г. вестготами и 455 г. вандалами) центр христианской церкви переместился в Константинополь (ныне Стамбул). Хотя Константинополь был в основном азиатским городом, он управлял Византийской империей, которая распространилась на Восточную и Южную Европу. Основными видами искусства в ней были иконопись (заимствованная из египетских погребальных портретов), фресковая живопись (темперная и собственно фресковая) и мозаичное искусство. (Но см. вдохновлённые Византией Гаримские евангелия 390–660 гг. из эфиопского монастыря Абба Гарима).
Византийские иконы были очень популярны в русской средневековой живописи — см. новгородскую школу иконописи. Ведущими художниками этой школы были Феофан Грек (ок. 1340–1410 гг.) и великий Андрей Рублёв (ок. 1360–1430). Рублёв известен прежде всего по иконе «Святая Троица» (1411–25), написанной для Троице-Сергиева монастыря и находящейся сейчас в Третьяковской галерее. Аналогичные приёмы были восприняты в эпоху позднего Средневековья в Италии сиенской школой живописи и в России московской школой живописи.
Ирландские иллюминированные рукописи (650–900 гг. н.э.)
Лучшими образцами раннего христианского искусства в Западной Европе были ирландские и англосаксонские иллюминированные евангельские рукописи, датируемые серединой VII в. н.э. Их сменили каролингские и византийские иллюминированные тексты, а также множество персидских исламских иллюминаций. Эта инсулярная форма библейского искусства сочетала кельтское мастерство с англосаксонским искусством работы по металлу. Центрами создания таких рукописей были многочисленные аббатства и монастыри Ирландии: Дарроу, Клонмакнуа, Клонферт, Келлс и Монастербойс. Также работали английские и шотландские религиозные центры, такие как Иона и Линдисфарн.
Самыми ранними образцами этого монастырского ирландского искусства являются Катах святого Колумбы (Colmcille) (ок. 610 г.) и Книга Димма (ок. 620 г. н.э.). К ним относятся также Книга Дарроу (ок. 650 г.), Линдисфарнское Евангелие (ок. 700 г.), Личфилдское Евангелие, великолепная Келлская книга (ок. 800 г.) и Эхтернахское Евангелие. В их декоративном оформлении использовались различные сочетания красного, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, пурпурного и бирюзово-голубого цветов. В некоторых из них использовался даже золотой и серебряный текст.
Эти сокровища со сказочно сложными кельтскими спиралями, ромбами, ковровыми страницами и миниатюрными изображениями, должно быть, казались ослепительными для монахов и людей того времени. Однако большая часть этого раннехристианского искусства оставалась переносной и скрытой. Это было связано главным образом с разбойничьими нападениями викингов и общей небезопасностью Тёмных веков.
Каролингское искусство (750–900 гг.) — Оттоновское искусство — Романский стиль
На континенте к концу VIII в. (ок. 775 г.) Франкская империя христианского короля Карла Великого стала самым сильным из новых государств, образовавшихся после распада Рима. В течение следующего столетия она распространилась на Францию, Германию, Нидерланды и Бельгию, а также на часть Италии.
Ко двору Карла Великого в Ахене съезжались учёные, монахи и богословы со всей Европы. Это привело к культурному возрождению каролингского искусства, которое сменило ирландский художественный ренессанс (ок. 650–900 гг.), уже начавший испытывать давление со стороны викингов. Под сильным влиянием поздней античности и Византии скриптории и каллиграфические мастерские Карла Великого создали выдающиеся иллюминированные христианские рукописи. Среди них — Евангелистарий Годскалька, Евангелия Лорша и Евангелия святого Медарда из Суассона.
Кроме того, каролингские резчики по слоновой кости создали множество образцов выдающейся раннехристианской скульптуры в виде пластин, диптихов и реликвариев. (О каролингском влиянии в Германии см. Немецкое средневековое искусство).
После Карла Великого наступила эпоха оттоновского искусства, знаменитого своей архитектурой, а также драгоценными изделиями из металла. Примером тому служат такие произведения, как знаменитый Геронский крест (965–70 гг., Кёльнский собор), Золотая Мадонна из Эссена (ок. 980 г., Эссенский собор), выполненная с использованием сусального золота и перегородчатой эмали, и Крест Оттона и Матильды (ок. 973 г., Эссенский собор). За ним последовало первое общеевропейское движение Средневековья, известное как романское искусство. Влиятельной региональной школой этого направления стало мосанское искусство, возникшее в окрестностях Льежа на территории современной Бельгии. Ведущими представителями этой школы, отличавшейся, в частности, техникой шамплеве и эмалью, были ювелиры Николай Верденский (1156–1232) и Годфруа де Клер (1100–1173).
Подробнее об архитектуре см: Романская архитектура; о пластических искусствах см: Романская скульптура; о религиозной настенной живописи см: Романская живопись.
Власть и покровительство церкви
При религиозной поддержке Рима и светской поддержке Карла Великого европейские епископы — часто выходцы из влиятельных семей — становились важными фигурами в местных и региональных делах. С наступлением нового тысячелетия церковь была готова расширить своё покровительство религиозному искусству по всей Западной Европе.
Начавшись со стимулирования создания фресок и иллюминаций в романском стиле во Франции и Испании, а также соборов в Сантьяго-де-Компостела (Испания) и Отёне (Франция), это оживление церковной власти набирало обороты с основанием новых религиозных орденов (бенедиктинцев, клюнийцев, цистерцианцев). Эти ордена способствовали расширению жанров архитектуры, скульптуры и других видов изобразительного искусства. Примером этого является строительство великих европейских готических соборов и последовавший за этим всплеск витражного искусства. Краткий справочник см: Готическое искусство.
О статуях и рельефах см: Готическая скульптура. Этот христианский стимул к развитию европейского искусства, усиленный элементами византийского христианского искусства, вылился в великое движение Ренессанса, охватившее континент в XV веке.
- Великолепный часослов герцога Беррийского
- Лучшие художники и скульпторы мира
- Средневековое искусство
- Средневековые художники: скульпторы, художники, ювелиры средневековья
- Искусство средних веков (для учащихся 6 класса)
- Во время кражи акварели Делакруа в галерее не работала сигнализация
- День святого Себастьяна
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?