Средневековое христианское искусство (600-1200) читать ~5 мин.
В течение многих веков после упадка Рима Западная Европа была окутана варварской тьмой. Ни один город – даже сам Рим – не мог сравниться с великолепием Константинополя, Кордовы или Багдада. Европа не создала ни науки, ни школ средневекового искусства, ни архитектуры, которые могли бы сравниться с её прежними достижениями. В течение 600 лет (400-1000 гг.) она оставалась культурным захолустьем. Уцелел только один институт – церковь. Роль церкви в поддержании западной цивилизации и культуры была ключевой. Например, она продолжала оставаться главным спонсором монументальной архитектуры и скульптуры. Фактически можно сказать, что граница между христианством и язычеством была также границей между римской цивилизацией и варварством.
Серия эссе о средневековой книжной иллюминации
(1) Средневековая иллюминация рукописей (ок.1000-1500 гг.)
(2) Романские иллюминированные рукописи (ок.1000-1150)
(3) Готические иллюминированные рукописи (ок.1150-1350)
(4) Международные готические иллюминации (ок.1375-1450)
Византийское средневековое христианское искусство
После разграбления Рима (ок. 450 г.) штаб-квартира христианской церкви переместилась в Константинополь (ныне Стамбул). Хотя Константинополь был в основном азиатским городом, он управлял Византийской империей, которая распространилась на Восточную и Южную Европу. Основными видами искусства в ней были иконопись (заимствованная из египетских погребальных портретов), фресковая живопись (темперная и фресковая) и мозаичное искусство. (Но см. вдохновлённые Византией Гаримские евангелия 390-660 гг. из эфиопского монастыря Абба Гарима).
Византийские иконы были очень популярны в русской средневековой живописи – см. новгородскую школу иконописи, ведущими художниками которой были Феофан Грек (ок. 1340-1410 гг.) и великий Андрей Рублёв (ок. 1360-1430), известный по иконе «Святая Троица» (1411-25), написанной для Троице-Сергиева монастыря и находящейся сейчас в Третьяковской галерее. Аналогичные приёмы были восприняты в эпоху позднего Средневековья в Италии сиенской школой живописи и в России московской школой живописи.
Ирландские иллюминированные рукописи (650-900 гг. н.э.)
Лучшими образцами раннего христианского искусства в Западной Европе были ирландские и англосаксонские иллюминированные евангельские рукописи, датируемые серединой VI в. н.э. Их сменили каролингские и византийские иллюминированные тексты, а также множество персидских исламских иллюминаций. Эта инсулярная форма библейского искусства сочетала кельтское мастерство с англосаксонским металлургическим искусством в многочисленных аббатствах и монастырях Ирландии, таких как Дарроу, Клонмакнуа, Клонферт, Келлс и Монастербойс, а также в английских и шотландских религиозных центрах, таких как Иона и Линдисфарн.
Самыми ранними образцами этого монастырского ирландского искусства являются Катахия Колумбы (Colmcille) (ок. 610 г.) и Книга Димма (ок. 620 г. н.э.). К ним относятся также Книга Дарроу (ок. 650 г.), Линдисфарнское Евангелие (ок. 700 г.), Личфилдское Евангелие, великолепная Келлская книга (ок. 800 г.) и Эхтернахское Евангелие. В их декоративном наполнении использовались различные сочетания красного, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, пурпурного и бирюзово-голубого цветов. В некоторых из них использовался даже золотой и серебряный текст.
Эти сокровища со сказочно сложными кельтскими спиралями, ромбами, ковровыми страницами и миниатюрными изображениями, должно быть, казались ослепительными для монахов и людей того времени. Однако большая часть этого раннехристианского искусства оставалась переносной и скрытой, в основном из-за разбойничьих нападений викингов и общей небезопасности Тёмных веков.
Каролингское искусство (750-900 гг.) – Оттоновское искусство – Романский стиль
На континенте к концу VIII в. (ок. 775 г.) Франкская империя христианского короля Карла Великого стала самым сильным из новых государств, образовавшихся после распада Рима. В течение следующего столетия она распространилась на Францию, Германию, Голландию и Бельгию, а также на часть Италии.
Ко двору Карла Великого в Ахене съезжались учёные, монахи и богословы со всей Европы, что привело к культурному возрождению Каролингского искусства, которое сменило ирландский художественный ренессанс (ок. 650-900 гг.), уже начавший испытывать давление со стороны викингов. Под сильным влиянием поздней античности и Византии скриптории и каллиграфические мастерские Карла Великого создали выдающиеся иллюминированные христианские рукописи, такие как Евангелистарий Годскалька, Евангелия Лорша и Евангелия святого Медарда из Соассона.
Кроме того, каролингские резчики по слоновой кости создали множество образцов выдающейся раннехристианской скульптуры в виде бляшек, диптихов и личных светильников. (О каролингском влиянии в «Германии» см. Немецкое средневековое искусство).
После Карла Великого наступила эпоха оттоновского искусства, знаменитого своей архитектурой, а также драгоценными изделиями из металла – примером тому служат такие произведения, как: знаменитая резьба по золочёному дубу под названием Геронский крест (965-70 гг., Кёльнский собор; Золотая Мадонна из Эссена (ок. 980 гг, Эссенский собор), выполненная с использованием сусального золота и перегородчатой эмали; и Крест Оттона и Матильды (ок. 973 г., Эссенский собор). За ним последовало первое общеевропейское движение Средневековья, известное как романское искусство, влиятельной региональной школой которого стало мосанское искусство, возникшее в окрестностях Льежа на территории современной Бельгии. Ведущими представителями этой школы, отличавшейся, в частности, стилем шамплеве и эмалью, были ювелиры Николай Верденский (1156-1232) и Годфруа де Клер (1100-1173).
Подробнее об архитектуре см: Романская архитектура; о пластических искусствах см: Романская скульптура, о религиозной настенной живописи см: Романская живопись.
Власть и покровительство церкви
При религиозной поддержке Рима и светской поддержке Карла Великого европейские епископы – часто выходцы из влиятельных семей – становились ключевыми фигурами в местных и региональных делах. С наступлением нового тысячелетия церковь была готова расширить своё покровительство религиозному искусству по всей Западной Европе.
Начавшись со стимулирования создания фресок и иллюминаций в романском стиле во Франции и Испании, а также соборов в Сантьяго-де-Компостела (Испания) и Аутене (Франция), это оживление римской власти набирало обороты с основанием новых религиозных орденов (бенедиктинцев, Клюнийцы, Цистерцианцы), которые способствовали расширению жанров архитектуры, скульптуры и других видов изобразительного искусства, примером чего является строительство великих европейских готических соборов и последовавший за этим всплеск витражного искусства. Краткий справочник см: Готическое искусство.
О статуях и рельефах см: Готическая скульптура. Этот христианский стимул к развитию европейского искусства, усиленный элементами византийского христианского искусства, вылился в великое движение Ренессанса, охватившее континент в XV веке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?