Метафизическая живопись (Pittura Metafisica) читать ~5 мин.
В современном искусстве термин «метафизическая живопись» (итал. Pittura Metafisica) относится к стилю живописи, который был разработан в годы Первой мировой войны. Его создателями стали художники Джорджо де Кирико (1888–1978) и Карло Карра (1881–1966). Позднее к ним присоединился мастер натюрморта Джорджо Моранди (1890–1964). Название Pittura Metafisica де Кирико и Карра впервые использовали в 1917 году во время лечения в военном госпитале в Италии.
Основные характеристики метафизической живописи — это образы, создающие ощущение тайны. Для этих загадочных, сновидческих картин типичны ирреальное освещение, искажённая линейная перспектива и необычная, вдохновлённая символизмом, иконография. При этом большинство композиций сохраняют чёткую структуру и почти архитектурное чувство неподвижности, что является отсылкой к традициям искусства раннего Возрождения.
Этот стиль оказал значительное влияние на сюрреализм, особенно на классические работы Сальвадора Дали (1904–1989) и Рене Магритта (1898–1967). Примеры метафизической живописи: «Тайна и меланхолия улицы» (1914, частная коллекция), «Неопределённость поэта» (1913, Галерея Тейт, Лондон) и «Песнь любви» (1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Характеристики
Слово «метафизический» происходит от греческого выражения, означающего «то, что за пределами физического мира». Родившийся в Греции де Кирико часто вдохновлялся античной культурой. В отличие от шума и динамики, присущих, например, футуризму, его картины безмятежны и статичны. Их характерные черты — это классические архитектурные элементы, искажённая линейная перспектива и странные, сновидческие образы.
Художник часто сопоставлял несовместимые предметы: перчатки, бюсты, бананы, поезда. Это создавало тревожную, таинственную атмосферу. Ощущение беспокойства усиливается присутствием — или отсутствием — человека, на которого намекают лишь античные статуи и безликие манекены.
Художники-метафизики воспринимали искусство как пророчество, а себя — как поэтов-провидцев. Они верили, что в моменты озарения могут сорвать покров с видимого мира и обнажить скрытую за ним «истинную реальность». Их целью было выйти за рамки физической оболочки, удивляя и даже пугая зрителя загадочными образами. Метафизиков не интересовало натуралистическое изображение или воссоздание конкретного места и времени.
Их завораживала жуть повседневности. Подобно художникам-сюрреалистам, которые позже признали де Кирико своим предтечей, они стремились уловить необычное в обыденном. В 1919 году де Кирико писал: “Хотя сон — это очень странное явление и необъяснимая тайна, ещё более необъяснимой остаётся та тайна, которой наш разум наделяет определённые предметы и стороны жизни”.
Многие полотна де Кирико изображают пустынные городские площади или клаустрофобные интерьеры. Они написаны в мрачных тонах, с театральным освещением и зловещими тенями. Возможно, в их основе лежат виды Турина и Феррары, где жил художник. Описывая свои работы, он говорил об одиночестве, которое возникает, когда “натюрморты оживают, а фигуры застывают”.
Работы Карры, напротив, отличаются более лиричным подходом к тем же образам. В них больше света, ярких красок, а иногда и юмора. Его картины маслом могут вызывать недоумение, но редко кажутся зловещими. Примером может служить «Пьяный джентльмен» (1916) — один из самых оригинальных натюрмортов Карры, вдохновлённый искусством Возрождения.
История метафизической школы (Scuola Metafisica)
Карра и де Кирико познакомились в 1917 году в военном госпитале в Ферраре, где оба лечились от нервного истощения. Вскоре они начали тесно сотрудничать. Вместе с братом де Кирико, писателем и композитором Альберто Савинио (1891–1952), и поэтом Филиппо де Пизисом (1896–1956), который позже стал художником, они основали «метафизическую школу» (Scuola Metafisica).
На идеи художников во многом повлияла немецкая философия. Во время жизни в Мюнхене (1906–1908) братья де Кирико изучали труды Артура Шопенгауэра (1788–1860), Фридриха Ницше (1844–1900) и Отто Вейнингера (1880–1903). Концепция интуитивного познания Шопенгауэра, теория загадки Ницше и понятие «геометрической метафизики» Вейнингера легли в основу их собственного творческого метода.
Заметное влияние на метафизическую живопись оказал европейский символизм. Это проявляется как в мотивах, так и в характерной «тишине», которую можно сравнить с атмосферой неподвижности на картинах символистов: «Остров мёртвых» Арнольда Бёклина (1880, Художественный музей, Базель) и «Ночь» Фердинанда Ходлера (1890, Художественный музей, Берн).
Важную роль сыграл и Гийом Аполлинер (1880–1918), французский поэт и критик. Именно он в 1913 году первым назвал живопись де Кирико «метафизической». Они часто встречались в 1911–1913 годах в Париже, когда Аполлинер был увлечён орфизмом. Некоторые темы орфизма, такие как искупительная сила искусства и его мистическая природа, нашли отражение в работах «метафизической школы».
Школа просуществовала недолго, примерно до 1920 года, и распалась из-за спора между де Кирико и Карра о первенстве в создании движения. К тому времени стиль Pittura Metafisica уже получил известность благодаря журналу Valori plastici («Пластические ценности», 1918–1922), который также организовывал передвижные выставки. В 1921 году на выставке «Молодая Италия» были широко представлены метафизические работы Карра, де Кирико и Джорджо Моранди.
Наследие
Несмотря на то, что «метафизическая школа» была одним из самых недолговечных художественных движений модернизма, её влияние в 1920-е годы было огромным. В Италии она вдохновила художников XX века из группы Novecento Italiano, таких как Феличе Казорати и Марио Сирони. В Германии её воздействие заметно в творчестве Георга Гроша (Новая вещественность), Оскара Шлеммера (Баухаус) и Макса Эрнста.
Многие сюрреалисты, включая Эрнста, считали де Кирико своим главным предшественником. Влияние метафизической живописи прослеживается даже в Австралии, в засушливых пейзажах Рассела Драйсдейла (1912–1981).
Коллекции
Работы художников «метафизической школы» находятся в коллекциях многих ведущих художественных музеев мира. Среди них Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музеи изящных искусств Сан-Франциско, Галерея Тейт в Лондоне, Государственная галерея в Штутгарте, Пинакотека Брера в Милане, Национальная галерея современного искусства и Фонд Джорджо и Изы де Кирико в Риме.
- «По ту сторону добра и зла» Фридриха Ницше, краткое содержание
- Выставка «Отари Кандауров. Храм культуры: Иконостас гениев /2015-2017/»
- Прошлое и настоящее русских имений на выставке в музее усадебной культуры
- В театре драмы им Савина успешно прошла премьера спектакля «Театр военной песни»
- Выставка работ Александра Савинова
- МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР Радомиры Красавиной
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?