Миниатюрная живопись читать ~6 мин.
В изобразительном искусстве термин «миниатюра» относится к двум типам изображений:
❶ иллюстративные изображения (ок. 600-1400 н.э.) в иллюминированных рукописях;
❷ миниатюрные портреты (1500-1850), достаточно маленькие, чтобы носить их как предмет ювелирного украшения (медальон), включая небольшие портреты на память, которые можно держать в руке.
Сам термин «миниатюра» происходит не от слова «минута», как принято считать, а от латинского minium, вида красного свинца, использовавшегося в иллюстрациях средневековыми иллюминаторами (miniators) для украшения начальных букв в иллюминированных рукописях: красный цвет был одним из самых ранних цветов, использовавшихся в таких текстах.
В Средние века миниатюрное портретное искусство было известно как «historia» (отсюда термин «historiated», а миниатюрные портреты, написанные елизаветинским художником Николасом Хиллиардом (1547-1619) и его современниками, назывались «limnings» (маленькие картинки).
Миниатюры стали особенно популярны в Европе XVI века и широко использовались в 17-18 веках. Они включали в себя некоторые из величайших портретных картин в изобразительном искусстве. Они были особенно полезны для передачи внешности человека и, таким образом, облегчали знакомство между людьми на расстоянии. Среди других заказчиков были моряки, исследователи и другие путешественники, которые возили с собой личные сувениры с портретами своих близких, и, наоборот, их жены и возлюбленные, которые оставались дома. Среди лучших портретистов, работавших в этом жанре, были такие специалисты, как Жан Клуэ, Николас Хиллиард, Исаак Оливер, Сэмюэль Купер, Жан Петито и Ричард Косвей, а также обычные портретисты, такие как Жан Фуке, Ганс Гольбейн, сэр Томас Лоуренс и Генри Рэберн.
Материалы
Не ранее 1400 года все иллюстрированные рукописи создавались на коже животных (пергаменте), обычно на коже овцы, коровы или козы. Веллум также известен как пергамент. Миниатюрные картинки, которыми украшался текст, писались различными красками на растительной и минеральной основе включая красные, синие и зелёные, жёлтые и пурпурные цвета. Иногда использовались драгоценные материалы, такие как сусальное золото (уложенное на клей и обожжённое, или уложенное на слегка приподнятый грунт из гессо для более объёмного эффекта), или порошкообразное золото (смешанное с камедью арабика для получения своего рода золотой краски, наносимой кистью). См: Как создавались иллюминированные рукописи.
Портретные миниатюры выполнялись в основном гуашью на пергаменте, но также и маслом. Многие немецкие и голландские миниатюры, например, были написаны маслом, обычно на меди. С середины XVII века многие высококачественные миниатюры выполнялись стекловидной эмалью на меди. Жан Петито (1607-1691), официальный художник Людовика XIV во Франции и один из лучших миниатюристов XVII века, был величайшим миниатюристом по эмали. Лучшим английским художником-портретистом по эмали был Генри Боун (1755-1839). Позднее, в XVIII веке, стандартным средством для миниатюр стала акварель на слоновой кости.
Истоки и история
Хотя абстрактные миниатюры появились в самых ранних иллюминированных библейских произведениях, таких как эфиопские Евангелия Гарима (ок.390-660 гг.), Евангелия Раббулы (ок. 586 г. н.э.) и Сирийские Евангелия Раббулы (ок. 586 г. н.э.), но только в раннем средневековом искусстве VII века появились первые изобразительные миниатюры, в евангельских текстах, таких как Ирландская христианская книга Димма (ок. 620 г.). Примером средневековой миниатюры являются изысканные религиозные картины и украшения Книги Келлс (ок. 800 г., библиотека Тринити-колледжа в Дублине). Другие примеры включают: Псалтырь Генриха де Блуа (ок. 1140 г., Британская библиотека), Бельвильского бревиария (1323-26, Национальная библиотека, Париж) и Часослова Жанны д’Эврё (1324-28, Клойстерс, Музей Метрополитен), а также Великолепный часослов герцога Беррийского (1413, Музей Конде, Шантийи). Другой пример – серия из шестидесяти одной миниатюры, созданная в 1438-1444 годах Джованни ди Паоло (1400-1482) для иллюстрации «Парадизо», третьей части «Божественной комедии Данте» (Британский музей). Эта традиция миниатюрной средневековой живописи процветала до пятнадцатого века, когда рисованные иллюстрации были постепенно вытеснены печатными изображениями.
Самые ранние миниатюрные портреты
Самые ранние портретные миниатюры, предназначенные для размещения в медальоне или специальной портретной шкатулке, вероятно, были выполнены фламандскими художниками (иллюминаторами) из Брюгге, Гента или Турне, такими как Симон Бенинг и Жерар Хоренбаут, или французскими художниками, такими как Жан Пюсель (ок.1281-1334 гг.), Энгерран де Шарантон (Квартон) (ок. 1410-1461) и Жан Фуке (1420-1481). Однако самые ранние датированные портретные миниатюры были французскими и были написаны Жаном Клуэ (1485-1540) при дворе короля Франциска I (1494-1547). Первые зафиксированные портретные миниатюры, написанные в Англии, были выполнены во время правления Генриха VIII фламандским художником Лукасом Хоренбаутом (1493-1544), который передал эту технику знаменитому немецкому портретисту Гансу Гольбейну (1497-1543). Именно Гольбейн поднял миниатюрную живопись на новую высоту, создав ряд шедевров. Из всех художников, которых Гольбейн вдохновил заняться этим относительно новым видом искусства, только Николас Хиллиард оказался достойным преемником.
Развитие портретной миниатюры (1500-1850)
Николас Хиллиард (1547-1619) был первым мастером миниатюрной живописи в Англии. Предпочитая овальную форму (а не круглую) для своих портретов, Хиллиард был миниатюристом королевы Елизаветы I более тридцати лет. Его главный ученик, Исаак Оливер (1568-1617), был более технически сложным художником и стал главным миниатюристом во время правления короля Якова I (1603-1625). Но именно ученик Оливера, Сэмюэл Купер (1609-1672), сегодня считается величайшим английским портретным миниатюристом, хотя о его карьере известно немного.
Хотя большинство ранних миниатюристов писали акварелью на пергаменте или бумаге, ситуация изменилась в XVII веке во Франции, когда появилась новая техника – рисование миниатюр эмалью на металлической поверхности, которую освоил Жан Петито (1607-1691). Затем, примерно с начала XVIII века, итальянский художник Розальба Каррьера (1675-1757) ввёл использование слоновой кости в качестве грунта, что дало миниатюристам гораздо более светящуюся живописную поверхность. Это нововведение вызвало значительное возрождение мелкомасштабной живописи во второй половине XVIII века. Среди выдающихся европейских миниатюристов этого периода были Иеремия Мейер (1735-1789), Ричард Кросс (1742-1810), Ричард Косвей (1742-1821), Озиас Хамфри (1742-1810), Джон Смарт (1741-1811), Сэмюэл Шелли (1750-1808), Джордж Энглхарт (1750-1829) и Уильям Вуд (1768-1808) в Англии и Питер Адольф Холл (1739-1793), Никлас Лафренсен (1737-1807) и Жан-Батист Изаби (1767-1855) во Франции.
Индия имеет богатую традицию миниатюрной живописи, которая в основном развивалась в эпохи постклассической индийской живописи и раджпутской живописи (16-19 век).
Изаби продолжил традицию миниатюрного портрета в XIX веке, как и Джон Кокс Диллман Энглехарт (1784-1862), племянник Джорджа Энглехарта. Среди других английских миниатюристов XIX века были Эндрю Робертсон (1777-1845), Уильям Корден Старший (1795-1867), станковые художники сэр Томас Лоуренс (1769-1830) и Генри Рэберн (1756-1823). Однако во второй половине XIX века этот жанр был быстро вытеснен новым средством фотографии и сохранился лишь как дорогая роскошь.
Портретные миниатюры можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях и коллекциях мира, в частности в Музее Конде (Шантийи), Лувре (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон), Британской королевской коллекции (Виндзор) и Музее Метрополитен (Нью-Йорк).
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Краткое руководство по различным категориям см.: Типы искусства.
ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ
Подробная информация о лучших живописцах: Старые мастера (художники до 1830 г.)
Чтобы оценить портреты маслом и акварелью, см.: Анализ известных картин.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?