Маасская школа (Мозанское искусство) читать ~7 мин.
Термин «Мозанская школа» (или, реже, «маасская школа», «мёзское искусство») обычно используется для описания регионального стиля романского искусства, который возник в долине реки Мёз (Маас) в 11, 12 и 13 веках. (Примечание: французское название «Meuse» происходит от латинского названия «Mosa», отсюда «Mosan»). Если быть более точным, то оно описывает стиль средневекового христианского искусства, сосредоточенного в долине реки Мёз в Бельгии, особенно в окрестностях Льежа и бенедиктинского монастыря Ставелот. Средневековое искусство мозанской школы включает архитектуру и скульптуру, в том числе резьбу по слоновой кости и каменную скульптуру, а также иллюминированные рукописи и другие формы миниатюрной живописи.
Однако больше всего мозанское искусство славилось своими металлическими изделиями, в частности, золотым делом, эмалью и ювелирным искусством. К наиболее значительным средневековым художникам мозанской школы относятся ювелир Годфруа де Клер (ок. 1100-73); ювелир Николай Верденский (ок. 1156 -1232), который также был одним из ведущих эмальеров Средневековья; Гуго из Ойньи (ок. 1181-1240), последний из великих ювелиров мозанской школы; и теневой бронзовый мастер Райнер из Гюи (активен, начало XII века).
Среди знаменитых произведений искусства, созданных мозанскими художниками: Библия Ставелота (1093-97 гг., Британский музей, Лондон); резные каменные капители хора в Базилике Богоматери, Маастрихт (ок. 1100 г.); великолепная крестильная купель в церкви Святого Варфоломея, Льеж (1107-18 гг.); триптих Ставелота (ок. 1156 г., Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк); золотой и бронзовый крест из аббатства Сен-Бертен (ок. 1170 г., Музей Сент-Омер).
Где это практиковалось?
Регион реки Маас расположен в основном в пределах епископства Льеж, важного торгового центра, имевшего политические связи с Ахеном (резиденцией Карла Великого) и правителями Священной Римской империи, а также с Кёльном и его религиозными лидерами. Основными художественными центрами региона были города Ахен, Динант, Льеж, Гюи, Маастрихт, Намюр, Роермонд и Тонгерен, а также монастыри Альденейк, Ольн, Авербоде, Буртшайд, Целлес, Флон, Флорефф, Гемблу, Херкенроде, Корнелимунстер, Лоббес, Мюнстербильзен, Нивель, Ролдук, Синт-Одилиенберг, Синт-Трюйден, Сустерен и Ставелот. В течение 11-го и 12-го веков мозанскому искусству подражали по всей территории Низких стран и в Рейнланде.
Каковы его характерные черты и особенности?
Поскольку этот регион находится в самом сердце окружения короля Карла Великого, его стиль средневековой культуры опирается преимущественно на традиции искусства Каролингов (ок. 750-900), тесно связанного с искусством классической античности. Таким образом, мозанская школа отличается от основных романских традиций, наблюдаемых во Франции, Германии и Италии. Мозанский стиль отличается большим натурализмом человеческих фигур – несмотря на то, что они сохраняют идеализированные формы, наблюдаемые в романской живописи и романской скульптуре в других регионах Европы. Например, в знаменитой купели в церкви Святого Варфоломея в Льеже фигуры заметно трехмерны и хорошо пропорциональны, а драпировки выполнены очень правдоподобно.
Мозанская металлообработка особенно славится своей мастерской техникой и роскошным декором, сохраняя при этом все выдающиеся качества раннего каролингского искусства и более современного оттоновского искусства (ок. 900-1050 гг.). Мозанские мастера по обработке металла пользовались большим спросом по всей Европе. Великий средневековый церковник и покровитель аббат Шугер (1081-1151) нанимал многочисленных мозанских ювелиров и эмальеров в важном месте Сен-Дени.
В архитектуре зрелый мозанский стиль XII века был компромиссом между более ранними стилями долины Мёз и стилями, пришедшими из Рейнской области и Италии. Отличительной чертой маасской архитектуры является закрытый западный фасад (westwerk). К сожалению, некоторые из самых величественных церквей, включая Льежский собор, а также аббатства Синт-Трюйден и Ставелот, были разрушены. Сохранившиеся важные сооружения включают базилику Богоматери в Маастрихте; коллегиальную церковь Святого Варфоломея в Льеже; церковь аббатства в Ролдуке; базилику Синт-Одилиенберг в долине реки Роер; коллегиальную церковь Святого Этьена в Вахе; коллегиальную церковь Богоматери в Гюи; базилику Святого Серватия в Маастрихте; церковь аббатства в Альденейке; Мюнстеркерк в Роермонде и Ахенский собор (западный фасад).
Мозанская скульптура достигла своего апогея в XII веке в Льеже, Маастрихте и Нивеле. Известно, что маасских «метсенов» (резчиков по камню) нанимали для резьбы рельефов и капителей даже в Бонне, Айзенахе и Утрехте. Известные произведения мозанской резьбы по камню включают: резные капители в базилике Богоматери и в базилике Святого Серватия – обе в Маастрихте (обе XII века); портал Самсона в коллегиальной церкви Святой Гертруды, Нивель; тимпан Majestas Domini (XII век) в базилике Святого Серватия, Маастрихт; Vierge de Dom Rupert (XII век), в музее Curtius, Льеж.
См. также: Средневековая скульптура (ок. 300-1000).
Металлические изделия, включая эмалирование, были высоким искусством рейнского и мозанского регионов XII и начала XIII веков: в княжеском епископстве Льежа наблюдался исключительный расцвет ювелирного дела, а также перегородчатой и шамплевой эмали. Вдохновлённые античным, а также византийским искусством, мозанские мастера изготовили широкий спектр тонко обработанных предметов христианского искусства, украшенных драгоценными камнями, золотом и цветной эмалью, для монастырей Ставелот, Флореннес, Маастрихт и Ойньи – все они представляют собой большой вклад в декоративное искусство романского периода. Например, работы Николая Верденского, такие как святилище Анно в Зигбурге, святилище Трёх королей в Кёльнском соборе (1180-1225), алтарный образ в Клостернойбурге и святилище Богоматери в Турнэ. Другими важными мастерами по металлу были Гуго д’Ойньи из школы Антре-Самбр-и-Мёз, Годфруа де Клер и Райнер (Ренье) де Гюи. В дополнение к вышеупомянутым произведениям, важными примерами мозанской металлообработки являются: святилище Святого Серватия (1165) в Маастрихте; святилища Святого Домициана и Святого Мангольда (работы Годфруа де Клера, 1172-1189) в Гюи; святилища Карла Великого (1215) и Марии (1238), Ахенский собор; люстра Барбароссы (1170), также в Ахенском соборе.
Мозанская живопись, связана, в основном, с изготовлением иллюминированных рукописей, а также настенной росписью, хотя от последней сохранилось немного. Освещение Евангелия достигло своего зенита между 1150 и 1200 гг. в аббатствах Ставелот и Лоббес, а также в монастыре Сен-Лоран в Льеже. Среди известных мозанских иллюминаций: Библия Ставелота (11 век, Британская библиотека); Евангелие Авербоде (12 век, Библиотека Льежского университета); Библия Флореффе (12 век, Британская библиотека); Евангелие Нотгера (11 век). Общий обзор см: Романские иллюминированные рукописи (800-1150 гг.).
Дальнейшее чтение
Романская живопись в Италии
Романская живопись во Франции
Романская живопись в Испании
Наиболее известные мозанские художники
Райнер из Гюи (Ренье де Гюи)
Райнеру, работавшему в начале XII века, приписывают один из главных шедевров маасской культуры: бронзовую купель для крещения (1107-18), сделанную первоначально для Нотр-Дам де Фонт, Льеж, а теперь находящуюся в церкви Святого Варфоломея, Льеж 1107-18. Больше о нём и его мастерской почти ничего не известно.
Годефройд де Клер (Годефройд де Гюи) (1100-1173)
Мастер золотых дел и эмальер, сделавший активную, но неясную карьеру (1130-50) в районе Ставелота и долины Мёз. Почти ни один реликварий или эмаль не могут быть с уверенностью приписаны ему. Считается, что он был учеником Райнера из Гюи и учителем Николая из Вердена.
Николай Верденский (ок. 1156-1232)
Французский ювелир и эмальер, ведущий мозанский художник своего времени и важная фигура в переходе от романского к готическому искусству (ок. 1150-1375). Сохранились два шедевра с его подписью: эмалевый алтарный образ в церкви аббатства в Клостернойбурге (1181 г.) и храм Святой Марии для собора в Турне (1205 г.).
Гуго из Оньи (Hugo d’Oignies) (ок. 1181-1240)
Активный в начале XIII века, он был священником-приором Оньи, который обучался обработке металла и живописи и стал одним из выдающихся ювелиров в регионе Мёз.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о стилях искусства: Хронология истории искусства.
Краткое руководство по определённым стилям: Художественные движения.
Общее руководство по развитию искусства: История искусства (от 2,5 млн лет до н.э. по настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?