Назарейцы:
немецкие католические художники читать ~5 мин.
Назарейцы — группа молодых немецких художников-идеалистов, бывшая частью широкого романтического движения в немецком искусстве XIX века. В неё входили живописцы, родившиеся около 1780-х годов и вместе учившиеся в Венской академии изобразительных искусств. Они считали реальную жизнь слишком прозаичной для изображения и обращались к духовным сюжетам. В своём творчестве назарейцы ориентировались на христианское искусство Средневековья, в частности на немецкую средневековую живопись и итальянскую живопись раннего Возрождения.
Во главе движения стоял Фридрих Овербек (1789–1869), а среди его участников были Франц Пфорр (1788–1812), Вильгельм фон Шадов (1788–1862), Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794–1872), Людвиг Фогель и Иоганн Конрад Хоттингер. Позднее в Риме к ним присоединились Петер фон Корнелиус (1783–1867), Иоганн Антон Рамбу (1790–1866) и Филипп Вейт. Прозвище «назарейцы» им дал в 1817 году австрийский художник Йозеф Антон Кох (1768–1839), последователь Николя Пуссена. Оно было связано с их набожным образом жизни, библейскими одеждами и длинными волосами.
Цели и стиль живописи
Союз образовался в Вене в 1809 году. Его участники стремились порвать с официальным академическим стилем, который утвердил в немецкой школе неоклассицист Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768). В 1810 году Овербек, Пфорр и несколько других художников переехали в Рим, где поселились в заброшенном монастыре Сант-Исидоро. Здесь они основали коммуну, основанную на принципах «Союза святого Луки» (Lukasbrüder) — объединения, созданного ими ещё в Вене в честь святого покровителя живописцев. В 1811 году к ним присоединился Петер фон Корнелиус и другие.
Их творчество основывалось на раннем немецком романтизме, проникнутом христианским мистицизмом и религией. Вдохновлённые католической верой, они считали, что искусство должно служить моральным или религиозным целям. Назарейцы стремились возродить стиль немецкого Возрождения, ориентируясь на таких мастеров, как Альбрехт Дюрер (1471–1528), Стефан Лохнер (ок. 1400–1451), Михаэль Пахер (1435–1498) и Маттиас Грюневальд (1470–1528). Они также хотели вернуть наивный идеализм итальянской живописи треченто (XIV век) и кватроченто (XV век), подражая Перуджино (1450–1523) и Фра Анджелико (1395–1445) — художникам, работавшим до Рафаэля (1483–1520) и доминирования эстетики Высокого Возрождения.
В работах назарейцев также прослеживается влияние живописи барокко, что делает их стиль довольно эклектичным. Кроме того, они твёрдо верили в главенство рисунка (то, что итальянцы называли disegno) над цветом (итальянское colorito).
Патриотические настроения побудили их обратиться к исторической живописи со сценами из реальной и легендарной истории Германии. Вместе с тем они создавали произведения религиозного искусства на библейские сюжеты, аллегорические композиции и, подобно прерафаэлитам, занимались иллюстрированием литературных произведений.
Фресковая живопись
Одной из главных целей группы было возрождение монументальной фресковой живописи. Они получили два крупных заказа, которые принесли им мировую известность: роспись дома Бартольди (1816–1817) и казино Массими (1817–1827). Первый заказ был выполнен для Якоба Саломона Бартольди, прусского генерального консула в Риме (сейчас фрески находятся в Старой национальной галерее, Берлин); второй — для маркиза Массими (фрески in situ). Сюжеты для этих монументальных росписей были взяты из «Божественной комедии» Данте, «Неистового Роланда» Ариосто и «Освобождённого Иерусалима» Тассо.
Работы назарейцев, как правило, отличаются ясностью композиции и привлекательным колоритом, но часто кажутся несколько пресными. Современные ценители искусства обычно предпочитают их проникновенные пейзажи и портреты дидактическим фигурным композициям.
Распад союза и дальнейшая деятельность
Официально союз распался в 1820-х годах, однако его идеи продолжали оказывать влияние на искусство, и название «назарейцы» применялось к работам их последователей примерно до 1850 года. В 1819 году кронпринц Людвиг Баварский пригласил Петера фон Корнелиуса в Мюнхен. Там художник работал над серией фресок для Людвигскирхе (1836–1839), включая версию «Страшного суда», превосходящую по размерам фреску Микеланджело в Сикстинской капелле. Позже Корнелиус стал директором академий художеств в Дюссельдорфе (1821–1825) и Мюнхене (1825–1841), став одной из ключевых фигур в немецкой живописи XIX века.
Фридрих Овербек до конца жизни оставался в Риме, лишь несколько раз посетив Германию. В то время как Корнелиус был увлечён историческим жанром, Овербек — глубоко духовный и нравоучительный художник — писал почти исключительно религиозные произведения. Его самой известной картиной является «Чудо с розами святого Франциска» (1829, капелла Порциункола, Санта-Мария-дельи-Анджели, Ассизи). Мастерская Овербека в Риме стала местом встречи для художников со всей Европы, включая австрийского представителя стиля бидермейер Фердинанда Георга Вальдмюллера (1793–1865), английского живописца Форда Мэдокса Брауна (1821–1893) и шотландского художника Уильяма Дайса (1806–1864).
Наследие
Наиболее близким к назарейцам движением считается Братство прерафаэлитов, возникшее в Англии около 1848 года как протест против академизма в викторианской живописи. Другим направлением, испытавшим влияние назарейцев и умбрийской живописи XV века, был пуризм (начало-середина XIX века), возглавляемый итальянским художником Томмазо Минарди (1787–1871). Также назарейцы оказали влияние на стиль бидермейер (около 1810–1860), популярный в Австрии, Германии и Дании.
Избранные работы
Панно, холсты и фрески назарейских художников можно увидеть в церквях и некоторых лучших художественных музеях Европы. Вот некоторые из них:
Петер фон Корнелиус (1783–1867)
Иосиф, толкующий сон фараона (1816–1818), фреска из Каза Бартольди, Берлин.
Иоганн Фридрих Овербек (1789–1869)
Фрески на тему «Освобождённого Иерусалима» (1817–1827), Казино Массимо, Рим.
Италия и Германия (1828), Новая пинакотека, Мюнхен.
Чудо с розами святого Франциска (1829), капелла Порциункола, Ассизи.
Франц Пфорр (1788–1812)
Граф Габсбург и священник (1810), Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне.
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794–1872)
Клара Бьянка фон Квандт (1820), Старая национальная галерея, Берлин.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства.
Краткое руководство по определённым стилям см.: Художественные движения.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?