Назарейцы: немецкие католические художники читать ~5 мин.
Часть широкого романтического движения в немецком искусстве 19 века, Назарейцы были группой молодых идеалистических немецких художников-романтиков, родившихся около 1780-х годов, которые вместе учились в Академии изящных искусств в Вене. Считая реальную жизнь слишком банальной для изображения, они избегали её в пользу вопросов духа и сосредоточились на христианском искусстве, в традициях средневековой живописи, в частности немецкого средневекового искусства и итальянской живописи раннего Возрождения.
Во главе с Фридрихом Овербеком (1789-1869), другими членами были Франц Пфорр (1788-1812), Вильгельм фон Шадов (1788-1862), Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794-1872), Людвиг Фогель и Иоганн Конрад Хоттингер. Позже в Риме к ним присоединились другие, такие как Петер фон Корнелиус (1783-1867), Иоганн Антон Рамбу (1790-1866) и Филипп Вейт. Название «назарейцы», впервые придуманное в 1817 году австрийским художником Йозефом Антоном Кохом (1768-1839), последователем Николя Пуссена, было дано им за их набожный образ жизни, библейскую одежду и длинные волосы.
Цели и стиль живописи
Группа образовалась в Вене в 1809 году с явным намерением отвергнуть то, что делалось в то время в немецкой школе – в частности, официальный, академический стиль живописи, установленный неоклассицистом Иоганном Иоахимом Винкельманом (1717-1768). В 1810 году Овербек, Пфорр и ещё несколько человек переехали в Рим, где заняли заброшенный монастырь Сант-Исидоро. Здесь с 1810 по 1815 год они работали вместе и вели почти монашеский образ жизни, основав Братство Святого Луки (Lukasbruder) в честь святого покровителя изобразительного искусства. В 1811 году к ним присоединились Петр Корнелиус и другие.
Их живопись была основана на раннем немецком романтизме, вдохновлённом средневековьем и патриотизмом, но пропитанном христианским мистицизмом и религией. Вдохновлённые своей католической верой, они считали, что искусство должно служить религиозной или моральной цели, и стремились вернуться к стилю немецкого Возрождения под руководством Альбрехта Дюрера (1471-1528), Стефана Лохнера (ок. 1400-51), Михаэля Пахера (1435-1498) и Маттиаса Грюневальда (1470-1528). Назарейские художники также стремились возродить бесхитростный идеализм живописи итальянского Треченто (1300-1400) и Кватроченто (1400-1500), подражая таким итальянским художникам, как Перуджино (1450-1523) и Фра Анджелико (1395-1445), работавшим до Рафаэля (1483-1520), и господство классической эстетики Высокого Возрождения.
Влияние барочной живописи также прослеживается в работах назарейцев, что делает получившийся стиль весьма эклектичным. Кроме того, они твёрдо верили в примат рисунка (то, что итальянцы называли disegno), а не цвета (то, что итальянцы называли colorito).
Их патриотический дух заставил их сосредоточиться на исторической живописи (изображающей сцены из истории Германии, как реальные, так и вымышленные), но они также очень любили религиозное искусство (библейские сцены из Ветхого и Нового Заветов), а также аллегорические темы, и (как прерафаэлиты) иллюстрирование литературных сюжетов.
Фресковая живопись
Одной из главных целей группы было возрождение монументальной фресковой живописи, и они получили два крупных заказа – дом Бартольди (1816-17) и дворец Массими (1817-1827) – которые сделали их работы всемирно известными. Первый был выполнен для Якоба Саломона Бартольди, прусского генерального консула в Риме (фрески сейчас находятся в Альте Национальной галерее, Берлин); второй – для маркезе Массими (фрески in situ). Сюжеты, которые появляются в этих образцах назарейской фресковой живописи, включают темы из «Божественной комедии» Данте, «Орландо Фуриозо» Аристо и «Освобождённый Иерусалим» Тассо.
Работы назарейцев, как правило, ясные и привлекательно окрашенные, но слишком часто довольно невзрачные. В целом, современный вкус более благосклонен к чувствительной пейзажной живописи и портретной живописи, чем к их дидактической фигурной живописи.
Распад
Они распустились как официальная группа в 1820-х годах, но их взгляды на изобразительное искусство продолжали быть влиятельными, и название «Назарейцы» использовалось для описания работ более молодых последователей примерно до 1850 года. В 1819 году Петер Корнелиус был вызван в Мюнхен кронпринцем Людвигом Баварским, где он работал над серией фресковых росписей в Людвигскирхе (1836-9), включая версию Страшного суда, которая даже больше, чем у Микеланджело в Сикстинской капелле. Позже он стал директором Академии изящных искусств в Дюссельдорфе (1821-25) и Мюнхене (1825-41), став влиятельной фигурой в немецкой живописи XIX века, особенно в области фресковой росписи.
Фридрих Овербек до конца жизни оставался в Риме, хотя несколько раз приезжал в Германию. Если Корнелиус был особым энтузиастом исторического искусства, то Овербек – высокодуховный и дидактичный – писал почти исключительно религиозные произведения. Самой известной его картиной является «Чудо розы Святого Франциска» (1829, капелла Порциункола, Санта Мария дельи Анджели, Ассизи). Его мастерская стала местом встречи в Риме художников со всей Европы, включая австрийского художника , работавшего в стиле бидермейер Фердинанда Георга Вальдмюллера (1793-1865), английского художника Форда Мэдокса Брауна (1821-1893) и шотландского художника Уильяма Дайса (1806-1864).
Наследие
Группой, наиболее близкой к назарейцам, вероятно, является Братство прерафаэлитов, возникшее в Англии около 1848 года как реакция против академизма в викторианской живописи. Другим движением, на которое повлияли назарейцы и умбрийская живопись XV века, был пуризм (начала-середины XIX века), возглавляемый итальянским художником Томмазо Минарди (1787-1871). См. также романтико-реалистический стиль бидермейер (ок. 1810-60), популярный в Австрии, Германии и Дании.
Работы
Панно, холсты и фрески назарейских художников можно увидеть в церквях и в некоторых лучших художественных музеях Европы. Избранные работы включают:
Петер фон Корнелиус (1783-1867)
Иосиф истолковывает сон фараона (1816-18) Фреска «Дом Бартольди», Берлин.
Иоганн Фридрих Овербек (1789-1869)
Освобождённый Иерусалим (1817-27) Фреска Казино Массимо, Рим.
Италия и Германия (1828) Государственная художественная коллекция, Дрезден.
Чудо розы Святого Франциска (1829) Капелла Порциункола, Ассизи.
Франц Пфорр (1788-1812)
Граф Габсбург и священник (1810) Государственный институт культуры, Франкфурт.
Шнорр фон Карольсфельд (1794-1872)
Клара Бьянка фон Квандт (1820) Alte Nationalgalerie, Берлин.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства.
Краткое руководство по определённым стилям см.: Художественные движения.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?