Неодада читать ~7 мин.
В изобразительном искусстве термин «Нео-Дада» («Неодада»), введённый американским историком искусства и художественным критиком Барбарой Роуз (р. 1938), обычно применяется к современным художникам и современному искусству, методы или мотивы которых схожи с более ранним движением Дада (ок. 1916-23). Первоначально Дада возникло в Цюрихе в 1916 году как антихудожественное движение, вдохновлённое джанк-артом Марселя Дюшана (1887-1968), модернистской скульптурой Пабло Пикассо (1881-1973), Владимира Баранова-Россине (1888-1944) и Анри Лорена (1885-1954), а также пропагандистскими работами Андре Бретона (1896-1966). Движение неодада (ок. 1953-65 гг.), как и его более ранний тёзка, было направлением авангардного искусства, характеризующимся использованием неортодоксальных материалов, популярных образов и совместных сопоставлений, а также движимым антиистеблишментской этикой.
Среди известных неодадаистов – Роберт Раушенберг (1925-2008), Джаспер Джонс (р. 1930), Ларри Риверс (1923-2002), композитор-модернист Джон Кейдж (1912-1992), скульптор по металлу Джон Чемберлен (р. 1927), художник перформанса Аллан Капроу (1927-2006), пионер «Хэппенингов» Джим Дайн (р.1935), нуво-реалист Ив Кляйн (1928-1962), лидер Флюксуса Джордж Мачюнас (1931-1978), поп-скульптор Клаес Ольденбург (р. 1929), художник-коллажист и отец мейл-арта Рэй Джонсон (1927-1995), японская концепт-художница Йоко Оно (р. 1933), видеохудожники Нам Джун Пайк (1932-2011) и Вольф Востелл (1932-1998), художник-инсталлятор Йозеф Бойс (1921-1986).
Нео-Дада оказала влияние на целое поколение художников XX века, а также на современные художественные движения, такие как Флюксус (1960-е), Поп-арт (ок. 1955-70 гг.), нувореализм (1960-е) и минимализм, а также новые творческие формы, такие как инсталляция и концептуальное искусство.
Ярлык Нео-Дада
Никогда не являясь организованным движением, Нео-Дада был лишь одним из нескольких ярлыков (включая Новых Реалистов, Фактуальных художников, Полиматериалистов и Общеобъектных художников), применяемых в 1950-х и 1960-х годах к аморфной группе молодых художников-экспериментаторов, многие из которых базировались в Нью-Йорке, чьи работы вызывали яростную полемику со стороны истеблишмента искусства.
В 50-е годы в американском искусстве наметилась тенденция к формальной чистоте, как показано в работах группы «Пост-живописная абстракция». В противовес этому художники неодада стремились сочетать материалы и медиа в духе остроумия и эксцентричности. Иногда термин «нео-дадада» также используется как зонтичный термин, охватывающий ряд новых художественных движений, возникших в 50-60-е годы, таких как «бит-арт», «фанк-арт», «леттризм», «нуво-реализм» и «ситуационистский интернационал». К авангардным институтам, связанным с эстетикой неодада, относятся Колледж Блэк Маунтин в Северной Каролине, Новая школа социальных исследований в Нью-Йорке и Калифорнийский институт искусств.
Характерные черты искусства неодада
Для художников неодада, таких как Роберт Раушенберг (1925-2008), Джаспер Джонс (р. 1930), Ларри Риверс (1923-2002), Ричард Станкевич (1922-1983), Ли Бонтеку (р. 1931), Клас Ольденбург (р. 1929) и Джим Дайн (р. 1935), искусство должно быть экспансивным и всеохватным, апроприирующим нехудожественные материалы, принимающим обычную реальность и прославляющим популярную культуру. Они отвергали элитарность, ассоциирующуюся с абстрактно-экспрессионистской живописью, в пользу более социального типа искусства, в котором акцент делался на сообществе и окружающей среде.
Сотрудничество было ещё одной особенностью их творчества: Неодадаисты работали над проектами вместе с поэтами, музыкантами, хореографами и танцорами, а также взаимодействовали с другими художниками-единомышленниками, такими как нувориши-реалисты. Всё это привело к появлению нового набора эстетик, основанных на экспериментах и взаимообогащении. Например, Постмодернистское искусство Ива Кляйна (1956-62).
Возрождение дада
В 1950-е годы в Америке и Франции возродился интерес к движению дада и работам новатора современного искусства Марселя Дюшана. Дадаистская установка «что угодно» была воспринята художниками, которые, как и оригинальные дадаисты, использовали неортодоксальные материалы в знак протеста против традиций «высокого искусства». Коллаж Жоржа Брака (1882-1963) и Курта Швиттерса (1887-1948). Важными источниками вдохновения для них стали «readymades» Дюшана (массовое производство найденных предметов) и попытки художников-сюрреалистов превратить «чудесность» повседневных предметов в общий язык общества. Идеи нового искусства были также созвучны новым критическим идеям. Живопись действия Джексона Поллока была переосмыслена художником Алланом Капроу как указывающая на мир повседневной жизни, а не на чистую абстракцию.
Среди влиятельных сторонников Нео-Дада были композитор Джон Кейдж, изобретатель Бакминстер Фуллер и теоретик медиа Маршалл Маклюэн. В эпоху явного национализма концепция Маклюэна о «глобальной деревне» и идея Фуллера о «Космическом корабле Земля», характеризующие мир как единое целое, казались более обнадёживающим путём вперёд, чем описания, предлагаемые зачастую фаталистичной современной социальной и экзистенциальной философией. Как и многие работы неодада, смешанные медиа-композиции Кейджа и его сотрудничество с танцором Мерсом Каннингемом пропагандировали важность случайности и эксперимента и прославляли социальную среду.
Произведения искусства неодада
К важным произведениям неодада относятся «Вашингтон пересекает Делавэр» (1953, Музей современного искусства Нью-Йорка) Ларри Риверса; Комбинации, такие как Кровать (1955, лак для ногтей, зубная паста, краска, подушка, одеяло, простыня, Музей современного искусства Нью-Йорка) и Первый прыжок на землю (1961, ткань, металл, кожа, электрическая арматура, кабель, масляная краска, доска, Музей современного искусства Нью-Йорка) Роберта Раушенберга; Мишень с гипсовыми отливками (1955, коллекция Дэвида Геффена), Три флага (1958, Музей американского искусства Уитни) и Банки с элем (1964, частная коллекция) Джаспера Джонса.
Переработка Риверсом известной исторической картины Эмануэля Лейтце была с презрением встречена нью-йоркским миром искусства, когда она впервые была выставлена. С её похожей на абстрактных экспрессионистов обработкой и композицией, «загрязнённой» немодной исторической живописью и фигуративностью, она была воспринята как непочтительное заимствование как прошлых, так и нынешних мастеров. В целом его работы демонстрируют готовность опираться на самые разные источники, что позволяет сравнивать их с постмодернистским искусством, в частности с инсталляциями.
Джонс добился успеха в одночасье со своей первой индивидуальной выставкой в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке в 1958 году, когда 18 из 20 выставленных работ были проданы к моменту закрытия выставки. Реалистичное качество его флагов – знакомый объект, увиденный заново, – заставило людей задаться вопросом о его статусе: флаг это или картина?
Точно так же и новации Раушенберга ставили под сомнение и расширяли определение искусства. Несмотря на то, что Раушенберг, Джонс и Риверс создавали очень разные работы, их объединяет отход от абстрактного экспрессионизма, непочтительное отношение к традициям и использование популярной американской иконографии. Влияние этих трёх художников на последующие движения современного искусства, такие как «поп-арт» и «концептуальное искусство», очень велико.
Оптимистичная совместная работа Ларри Риверса и кинетического искусства скульптора Жана Тингели, «Вращающаяся дружба Америки и Франции» (1961, Музей декоративного искусства, Париж), во многом типична для идиомы нео-дадада. Вращаясь подобно земле, она представляет возможность и желательность мирного сосуществования и прославляет использование коммерции (символизируемой изображениями сигаретных пачек) для установления культурных обменов на всех уровнях. Аналогичным образом, карта Фуллера Джонса представляет собой мощный образ этого нового взаимосвязанного мира искусства и духа сотрудничества между искусством и технологией. Ещё лучшим примером неодада пластического искусства Жана Тингели (1928-1991) является его замечательный саморазрушающийся «Homage to New York» (1960, MoMA, Нью-Йорк) – классический пример эстетики дада.
Две другие квинтэссенциальные скульптуры Нео-Дада включают Скопление нарезанных чайников (1964, Галерея искусств Уокер, Миннеаполис) Армана (Арманд Фернандес) (1928-2005), который прославился своим странным искусством ассамбляжа из бросовых предметов; и «Сжатие Рикара» (1962, спрессованные автомобильные детали, Национальный музей современного искусства, Париж) марсельского художника Сезара (1921-1998).
Наследие
При всем своём разнообразии художники неодада оказали глубокое влияние. Их визуальная лексика, техника и, прежде всего, их стремление быть услышанными были переняты более поздними художниками XX века и современными художниками в их протесте против войны во Вьетнаме, расизма и политики правительства. Акцент, который они делали на участии и перформансе, нашёл своё отражение в активизме, характерном для политики и искусства перформанса конца 1960-х годов. Более того, их концепция принадлежности к мировому сообществу предвосхитила сидячие забастовки, антивоенные протесты и протесты за гражданские права, которые последовали позже, а также сегодняшние демонстрации против коммерческой глобализации.
Искусство неодада можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира, в частности в Музее современного искусства Нью-Йорка, Музее американского искусства Уитни, Музее современного искусства Стеделик, Амстердам, и Национальном музее современного искусства, Париж.
Весной 2002 года группа современных художников левого толка (фонд Kroesos) была прозвана в прессе «неодадаистами», когда они «оккупировали» Кабаре Вольтер в Цюрихе (место рождения первоначального движения Дада).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?