Неодада читать ~7 мин.
В изобразительном искусстве термин «нео-дада», введённый американским историком искусства и критиком Барбарой Роуз (р. 1938), обычно применяется к современным художникам и современному искусству, чьи методы или мотивы перекликаются с ранним движением дада (ок. 1916–1923). Изначально дадаизм возник в Цюрихе в 1916 году как антихудожественное движение. Его вдохновляли концепция «реди-мейд» Марселя Дюшана (1887–1968), кубистская скульптура и коллажи Пабло Пикассо (1881–1973), а также теоретические работы Андре Бретона (1896–1966). Движение нео-дада (ок. 1953–1965 гг.), как и его предшественник, было направлением авангардного искусства, для которого характерно использование нетрадиционных материалов, образов массовой культуры и парадоксальных сочетаний, движимых антиистеблишментской этикой.
Среди известных представителей нео-дада — Роберт Раушенберг (1925–2008), Джаспер Джонс (р. 1930), Ларри Риверс (1923–2002), композитор-модернист Джон Кейдж (1912–1992), скульптор по металлу Джон Чемберлен (1927–2011), художник перформанса Аллан Капроу (1927–2006) и пионер «хэппенингов» Джим Дайн (р. 1935). К этому течению также примыкали представитель нового реализма Ив Кляйн (1928–1962), лидер движения «Флюксус» Джордж Мачюнас (1931–1978), поп-скульптор Клас Ольденбург (1929–2022), художник-коллажист и основатель мейл-арта Рэй Джонсон (1927–1995), японская концептуальная художница Йоко Оно (р. 1933), видеохудожники Нам Джун Пайк (1932–2006) и Вольф Фостель (1932–1998), а также художник-инсталлятор Йозеф Бойс (1921–1986).
Нео-дада оказал влияние на целое поколение художников XX века и на такие движения в современном искусстве, как Флюксус (1960-е), поп-арт (ок. 1955–1970 гг.), новый реализм (1960-е) и минимализм. Он также способствовал становлению новых творческих форм, таких как инсталляция и концептуальное искусство.
Ярлык «нео-дада»
Нео-дада никогда не был организованным движением. Это лишь один из нескольких ярлыков (наряду с «новыми реалистами», «фактуальными художниками» и другими), применявшихся в 1950-х и 1960-х годах к аморфной группе молодых художников-экспериментаторов. Многие из них базировались в Нью-Йорке, а их работы вызывали острую полемику в художественном истеблишменте.
В 1950-е годы в американском искусстве наметилась тенденция к формальной чистоте, проявившаяся в работах группы «Постживописная абстракция». В противовес этому художники нео-дада стремились сочетать различные материалы и медиа в духе остроумия и эксцентрики. Иногда термин «нео-дада» также используется как обобщающий для ряда новых художественных течений 1950–1960-х годов, таких как бит-арт, фанк-арт, леттризм, новый реализм и Ситуационистский интернационал. К авангардным институциям, связанным с эстетикой нео-дада, относятся Колледж Блэк-Маунтин в Северной Каролине, Новая школа социальных исследований в Нью-Йорке и Калифорнийский институт искусств.
Характерные черты искусства нео-дада
Для художников нео-дада, таких как Роберт Раушенберг (1925–2008), Джаспер Джонс (р. 1930), Ларри Риверс (1923–2002), Ричард Станкевич (1922–1983), Ли Бонтеку (р. 1931), Клас Ольденбург (1929–2022) и Джим Дайн (р. 1935), искусство должно было быть всеобъемлющим. Оно обращалось к нехудожественным материалам, принимало повседневную реальность и прославляло массовую культуру. Они отвергали элитарность, ассоциировавшуюся с абстрактным экспрессионизмом, в пользу более социального типа искусства с акцентом на сообществе и окружении.
Сотрудничество было ещё одной особенностью их творчества. Представители нео-дада работали над проектами вместе с поэтами, музыкантами, хореографами и танцорами. Они также взаимодействовали с другими художниками-единомышленниками, например с новыми реалистами. Всё это привело к формированию новой эстетики, основанной на экспериментах и взаимообогащении, что проявилось, например, в творчестве Ива Кляйна в период с 1956 по 1962 год.
Возрождение дада
В 1950-е годы в Америке и Франции возродился интерес к движению дада и работам новатора современного искусства Марселя Дюшана. Дадаистская установка «годится всё что угодно» была воспринята художниками, которые, подобно первым дадаистам, использовали нетрадиционные материалы в знак протеста против канонов «высокого искусства». Важными источниками вдохновения для них стали «реди-мейды» Дюшана, коллажи Жоржа Брака (1882–1963) и Курта Швиттерса (1887–1948), а также попытки художников-сюрреалистов превратить «чудесность» повседневных предметов в общий язык общества. Идеи нового искусства были созвучны и новым критическим теориям. Так, «живопись действия» Джексона Поллока была переосмыслена художником Алланом Капроу как отсылающая к миру повседневной жизни, а не к чистой абстракции.
Среди влиятельных сторонников нео-дада были композитор Джон Кейдж, изобретатель Бакминстер Фуллер и теоретик медиа Маршалл Маклюэн. В эпоху ярко выраженного национализма концепция «глобальной деревни» Маклюэна и идея «космического корабля Земля» Фуллера казались более обнадёживающими, чем описания, предлагаемые зачастую фаталистичной современной социальной и экзистенциальной философией. Подобно многим работам в стиле нео-дада, композиции Кейджа в смешанной технике и его сотрудничество с танцором Мерсом Каннингемом подчёркивали важность случайности и эксперимента, прославляя социальную среду.
Произведения искусства нео-дада
К важным работам нео-дада относятся «Вашингтон пересекает Делавэр» (1953, Музей современного искусства, Нью-Йорк) Ларри Риверса; «комбайны» Роберта Раушенберга, такие как «Кровать» (1955, лак для ногтей, зубная паста, краска, подушка, одеяло, простыня на деревянной опоре; Музей современного искусства, Нью-Йорк) и «Первый прыжок на землю» (1961, ткань, металл, кожа, электрофурнитура, кабель, масляная краска, доска; Музей современного искусства, Нью-Йорк); а также работы Джаспера Джонса «Мишень с гипсовыми слепками» (1955, коллекция Дэвида Геффена), «Три флага» (1958, Музей американского искусства Уитни) и «Раскрашенная бронза (Банки из-под эля)» (1964, частная коллекция).
Интерпретация Риверсом известной исторической картины Эмануэля Лойце была презрительно встречена нью-йоркским художественным миром. С её манерой исполнения, близкой к абстрактному экспрессионизму, и композицией, «загрязнённой» немодной исторической живописью и фигуративностью, работа была воспринята как непочтительное заимствование у мастеров как прошлого, так и настоящего. В целом его творчество демонстрирует готовность опираться на самые разные источники, что позволяет проводить параллели с постмодернистским искусством, в частности с инсталляциями.
Джонс добился мгновенного успеха после своей первой персональной выставки в галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке в 1958 году, когда 18 из 20 выставленных работ были проданы к её закрытию. Реалистичное изображение флагов — знакомого объекта, увиденного по-новому, — заставило зрителей задаться вопросом об их статусе: флаг это или картина?
Точно так же и новаторские работы Раушенберга ставили под сомнение и расширяли само определение искусства. Несмотря на то что Раушенберг, Джонс и Риверс создавали очень разные произведения, их объединяет отход от абстрактного экспрессионизма, непочтительное отношение к традициям и использование популярной американской иконографии. Влияние этих трёх художников на последующие движения в современном искусстве, такие как поп-арт и концептуальное искусство, огромно.
Оптимистичная совместная работа Ларри Риверса и скульптора-кинетиста Жана Тингели (1925–1991) «Вращающаяся дружба Америки и Франции» (1961, Музей декоративного искусства, Париж) во многом типична для идиомы нео-дада. Вращаясь подобно земному шару, она символизирует возможность и желательность мирного сосуществования и прославляет коммерцию (обозначенную изображениями сигаретных пачек) для установления культурных обменов. Аналогичным образом, карты Джонса, вдохновлённые идеями Фуллера, представляют собой мощный образ нового взаимосвязанного мира и духа сотрудничества между искусством и технологией. Ещё одним ярким примером пластического искусства нео-дада являются работы Жана Тингели, в частности его примечательная саморазрушающаяся инсталляция «Посвящение Нью-Йорку» (Homage to New York) (1960, MoMA, Нью-Йорк) — классический пример эстетики дада.
Две другие квинтэссенции скульптуры нео-дада включают «Скопление нарезанных чайников» (1964, Центр искусств Уокера, Миннеаполис) Армана (Армана Пьера Фернандеса) (1928–2005), прославившегося своим необычным искусством ассамбляжа из выброшенных предметов, и «Сжатие “Рикар”» (1962, спрессованные автомобильные детали, Национальный музей современного искусства, Париж) марсельского художника Сезара (1921–1998).
Наследие
При всём своём разнообразии художники нео-дада оказали глубокое влияние. Их визуальный язык, техника и, прежде всего, их стремление быть услышанными были переняты более поздними художниками XX века и современными авторами в их протестах против войны во Вьетнаме, расизма и правительственной политики. Акцент на участии и перформансе нашёл отражение в активизме, характерном для политики и искусства перформанса конца 1960-х годов. Более того, их концепция принадлежности к мировому сообществу предвосхитила сидячие забастовки, антивоенные протесты и борьбу за гражданские права, а также более поздние демонстрации, включая протесты против коммерческой глобализации.
Искусство нео-дада можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира, в частности в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее американского искусства Уитни, Городском музее в Амстердаме и Национальном музее современного искусства в Париже.
Весной 2002 года группа современных художников левого толка (фонд Kroesos) была прозвана в прессе «неодадаистами», когда они «оккупировали» кабаре «Вольтер» в Цюрихе (место рождения первоначального движения дада).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?