Неоэкспрессионизм читать ~6 мин.
Термин «неоэкспрессионизм» относится к одному из последних международных направлений современного искусства, которое возникло среди художников в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Неоэкспрессионисты возродили фигуративную живопись, используя яркие, насыщенные цвета, а также мотивы, заимствованные из маньеризма, кубизма, фовизма, немецкого экспрессионизма, сюрреализма и поп-арта.
Историки искусства рассматривают неоэкспрессионизм как реакцию на минимализм и концептуальное искусство, доминировавшие в постмодернизме 1970-х годов. Это движение охватывало широкий спектр национальных стилей живописи, имевших общие черты: подчёркнутую экспрессивность цвета, фигуративность сюжетов, а также заметную фактурность и активную работу с поверхностью холста.
Кроме того, движение ознаменовало возвращение к традиционному формату станковой живописи. Работы неоэкспрессионистов выставлялись в ведущих галереях современного искусства, а само направление было известно под разными названиями по обе стороны Атлантики. В Германии его называли Neue Wilden («Новые дикие»), в Италии — Trans-avantgarde («Трансавангард», то есть «по ту сторону авангарда»), а во Франции — Figuration Libre («Свободная фигуративность»).
В Америке этот стиль, иногда именуемый «энерджизмом», охватывал такие течения, как Bad Painting («Плохая живопись») и New Image Painting («Живопись нового образа»). Несмотря на общие характеристики, разнообразие стилей, объединяемых термином «неоэкспрессионизм», не позволяет прийти к единому мнению о том, что именно он собой представляет и кого считать художником-неоэкспрессионистом. См. также: История экспрессионистской живописи (ок. 1880–1930 гг.).
Эволюция и история
О неоэкспрессионизме широко заговорили после нескольких крупных выставок живописи ХХ века в начале 1980-х годов. Среди них были «Новый дух в живописи» (1981) в Королевской академии в Лондоне, более провокационная «Zeitgeist» (1982) в берлинском выставочном зале Мартин-Гропиус-Бау и Documenta 7 (1982) — выставка современного искусства в Касселе (Германия). Фактически движение зародилось в Германии почти на два десятилетия раньше, где художники, в частности Георг Базелиц, а затем и Ансельм Кифер, стремились возродить традиции экспрессионизма, существовавшие до Второй мировой войны.
В то же время в Америке в 1970 году Филипп Гастон (1913–1980) отошёл от абстрактного экспрессионизма в сторону грубоватой, мультяшной фигуративности, ставшей предтечей американского неоэкспрессионизма и повлиявшей на многих послевоенных художников. Позднее в Нью-Йорке движение привлекло внимание к художникам, вышедшим из среды граффити, таким как Жан-Мишель Баския. В Италии, с такими представителями, как Сандро Киа и Энцо Кукки, неоэкспрессионизм оформился в начале 1980-х. То же самое произошло и во Франции, где группа Figuration Libre была основана Робером Комбасом в 1981 году. О других выдающихся постмодернистах конца XX века см. также: Лучшие современные художники.
Стиль
Неоэкспрессионистская живопись — это направление современного искусства, уходящее корнями в немецкий экспрессионизм начала XX века. Общий стиль характеризуется яркими цветами и контрастами в традициях фовизма, быстрыми и резкими мазками, деформацией фигур и в целом спонтанной техникой, иногда с использованием «найденных» предметов. По мере развития движения художники обращались за вдохновением к романтическим и историческим сюжетам, миру природы и примитивизму.
В философском плане художники-неоэкспрессионисты стремились изобразить изолированность человека и отчуждение, порождённое современным обществом. Эта проблематика нашла больший отклик в Европе, чем в Америке. Напряжённость между континентами усиливалась конкуренцией за звание центра современного искусства.
Неоэкспрессионизм в Германии
В Германии стиль, известный как Neue Wilden (нем. «Новые дикие»), был особенно интенсивным, что было связано с выбором тем. Художники обращались к вопросам «немецкой идентичности», последствиям нацизма, городскому насилию и первобытным инстинктам.
Для создания резких, порой кажущихся незавершёнными образов использовались грубые, спонтанные мазки и яркие краски в духе фовистов, которые часто наносились прямо из тюбика. К ведущим немецким художникам-постмодернистам этого направления относятся: Георг Базелиц (р. 1938), Герхард Рихтер (р. 1932), Йорг Иммендорф (1945–2007), Ансельм Кифер (р. 1945), Бернд Циммер (р. 1948), Райнер Феттинг (р. 1949), Бернд Коберлинг (р. 1938), Маркус Люперц (р. 1941) и А. Р. Пенк (наст. имя Ральф Винклер, 1939–2017).
Неоэкспрессионизм в Америке
Bad Painting и New Image Painting — две американские школы, которые традиционно относят к неоэкспрессионизму.
«Плохая живопись» отвергала «хороший вкус» и интеллектуализм концептуального искусства, а её работы отражали тревожный и жестокий характер американского общества. Источником вдохновения служили городские сцены, языческие мотивы, изображения животных, а также академические жанры, такие как религиозный портрет и пейзаж.
В некоторых работах, особенно у Джулиана Шнабеля, использовались «найденные» материалы, например, осколки посуды. Манера письма, как правило, быстрая, нарочито примитивная и незавершённая, отмеченная густым импасто. Среди ведущих художников — Филипп Гастон (1913–1980), Роберт Кушнер (р. 1949), Давид Салле (р. 1952) и Джулиан Шнабель (р. 1951).
«Живопись нового образа» — стиль, получивший название после одноимённой выставки в Музее американского искусства Уитни в 1978 году. Его отличали узнаваемые, хотя и часто полуабстрактные образы, и ярко выраженная карикатурная стилистика. Ведущие представители: Дженнифер Бартлетт (р. 1941), Джонатан Борофски (р. 1942), Пэт Стейр (р. 1940), Нил Дженни (р. 1945), Роберт Московиц (р. 1935), Сьюзен Ротенберг (1945–2020), Дональд Султан (р. 1951) и Джо Цукер (р. 1941).
К другим американским художникам, чьё творчество было близко неоэкспрессионизму, относятся Сай Туомбли (1928–2011), Луиза Буржуа (1911–2010) и Леон Голуб (1922–2004).
Неоэкспрессионизм в Италии
В Италии неоэкспрессионизм получил название «Трансавангард». Он охватывал широкий спектр поэтических, мифологических и гротескных фигуративных образов, включая реалистические и вымышленные портреты. Источниками вдохновения служили футуризм начала XX века, метафизическая живопись Джорджо де Кирико, а также символизм, сюрреализм и классическая иконография итальянского Возрождения.
Художники использовали смелые цвета в традициях фовизма. Ведущими итальянскими неоэкспрессионистами были Сандро Киа (р. 1946), Франческо Клементе (р. 1952), Энцо Кукки (р. 1949), Никола Де Мария (р. 1954) и Миммо Паладино (р. 1948).
Неоэкспрессионизм во Франции
Французские неоэкспрессионисты из группы «Свободная фигуративность» (Figuration Libre) были преимущественно городскими художниками и черпали вдохновение в массовой культуре: рекламе, СМИ и рок-музыке. В их работах, напоминающих комиксы, часто встречались апокалиптические монстры и пейзажи с эротическим подтекстом. Для стиля характерны примитивные, наивные формы, очерченные чёрным контуром и залитые кричащими красками.
Французский неоэкспрессионизм также имеет корни в фигуративных вариантах информеля, например, в стиле голландского художника Карела Аппеля (1921–2006) из группы «КОБРА». Ведущие представители: Робер Комбас (р. 1957), Реми Бланшар (1958–1993), Франсуа Буаронд (р. 1959) и Эрве ди Роза (р. 1959).
В Великобритании среди неоэкспрессионистов выделялись Паула Рего (1935–2022) и Кристофер Лебрен (р. 1951).
Картины неоэкспрессионистов
Работы художников-неоэкспрессионистов хранятся во многих музеях мира. Ниже представлена небольшая подборка таких произведений.
Георг Базелиц
Эльке VI (1976) Музей современного искусства, Сент-Этьен
Собирательница колосьев (1978) Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Голова Абгара (1984) Музей Луизианы, Хамлебек, Дания
Райнер Феттинг
Большой душ (1980) Частная коллекция
Красная голова (1984) Галерея Даниэля Темплона, Париж
Ансельм Кифер
Внутреннее пространство (Innenraum) (1981) Музей Стеделек, Амстердам
Нигредо (1984) Художественный музей Филадельфии
А. Р. Пенк
Standart-Bild (1971) Художественный музей, Базель
Йорг Иммендорф
Мир труда (1984) Кунстхалле, Гамбург
Джулиан Шнабель
Каббалистическая картина (1983) Детройтский институт искусств
Портрет Эрика (Свободная Франция) (1987) Галерея Ивона Ламбера, Париж
Жаклин (1987) Музей современного искусства «Рупертинум», Зальцбург
Давид Салле
Моя голова (1984) Коллекция Саатчи, Лондон
Прогулка с собакой (1992) Коллекция Тейт, Лондон
Робер Комбас
Битва (1987) Частная коллекция, Париж
Перл-Харбор (1988) Галерея Бобур, Париж
Франческо Клементе
Фортуна (1982) Галерея Спероне Уэстуотер, Нью-Йорк
Сандро Чиа
Художник и его медвежата (1984) Частная коллекция
Энцо Кукки
Свирепая картина (1980) Детройтский институт искусств
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?