Неоимпрессионизм читать ~7 мин.
Термин «неоимпрессионизм» был впервые использован в 1886 году французским художественным критиком Феликсом Фенеоном для описания стиля постимпрессионистской живописи XIX века. Основоположником этого направления стал Жорж Сёра (1859–1891). Этот стиль постимпрессионизма использовал новую технику работы с цветом, известную как пуантилизм — специфическая форма дивизионизма.
Вместо того чтобы смешивать цвета на палитре, художники-неоимпрессионисты наносили чистые пигменты на холст в виде крошечных точек (пуантов). Они полагались на то, что глаз зрителя сам произведёт «оптическое смешение». Этот метод позволял усилить яркость цветовых пигментов. На расстоянии отдельные точки сливались в единое целое, создавая эффект свечения и вибрации цвета. Сам Сёра предпочитал называть свою технику хромолюминаризмом, а не пуантилизмом или дивизионизмом (хотя эти понятия часто используются как взаимозаменяемые, дивизионизм относится к общему методу нанесения мазков отдельных основных цветов, тогда как пуантилизм — к конкретной форме этих мазков, а именно к точкам).
История неоимпрессионизма
Проживший недолгую, но яркую творческую жизнь Жорж Сёра (1859–1891) был лидером и величайшим представителем пуантилизма. В начале 1880-х годов он изучил трактаты по теории цвета, написанные французскими химиками Мишелем Эженом Шеврёлем и Шарлем Анри. На основе этих исследований Сёра разработал новую живописную технику, основанную на разделении цвета, или дивизионизме, которая обеспечивала повышенную вибрацию цвета.
В 1884 году на первом Салоне независимых, который проводился как альтернатива официальному Парижскому салону, Сёра познакомился с Полем Синьяком (1863–1935). Синьяк стал главным теоретиком и лидером группы после смерти Сёра. Там же Сёра встретил других художников-импрессионистов, включая Камиля Писсарро (1830–1903), Альбера Дюбуа-Пилле (1846–1890), Анри-Эдмона Кросса (1856–1910) и Шарля Анграна (1854–1926), которые и составили ядро группы неоимпрессионистов.
Два года спустя, в 1886 году, на последней выставке импрессионистов и на Салоне независимых Сёра представил свой шедевр — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886, Чикагский институт искусств). Картина привлекла к движению новых последователей, таких как Максимильен Люс (1858–1941), Лео Госсон (1860–1944) и Луи Айе (1864–1940).
В феврале следующего года работа была выставлена на салоне «Группы двадцати» (Les Vingt) в Брюсселе. Это событие привлекло к неоимпрессионизму бельгийских художников, в том числе Тео ван Рейссельберге и Анри ван де Велде. Из Бельгии движение распространилось в Нидерланды (см. Постимпрессионизм в Голландии), Германию, Австрию, Швейцарию и Италию. Особенно сильным был итальянский дивизионизм, представителями которого являлись Витторе Грубичи де Драгон, Джованни Сегантини, Анджело Морбелли, Джузеппе Пеллицца да Вольпедо и другие. Молодой Карло Карра также испытал влияние этого стиля.
Многие художники того времени были не удовлетворены импрессионизмом Клода Моне и его стремлением лишь запечатлеть мгновение (см. Особенности импрессионизма). Они искали новые способы создания художественного интереса на поверхности холста. Научная основа пуантилизма показалась им привлекательной, несмотря на несколько искусственный и механический характер техники.
Теория цвета в неоимпрессионизме
Дивизионизм основывался на принципе «оптического смешения», при котором смешение цветов происходит в глазу зрителя, а не на палитре художника. Согласно теории цвета Эжена Шеврёля, изложенной в его труде «О законе одновременного контраста цветов» (1839), оптически смешанные цвета воспринимаются как более интенсивные и яркие.
Более позднее исследование американца Огдена Руда, «Современная хроматика, с применением в искусстве и промышленности», дополнительно подтвердило различия между смешением цветного света и цветных пигментов. Именно для повышения яркости своих картин пуантилисты разработали систему сопоставления чистых цветов. Эта система требовала тщательного подбора размера и расположения крошечных точечных мазков на холсте для достижения желаемого эффекта.
В руках Сёра эта техника позволяла добиваться ясности форм и вибрирующей интенсивности света. Однако у менее талантливых художников работы часто получались жёсткими и вымученными. В результате широкая публика так и не приняла этот стиль, несмотря на ряд выдающихся полотен самого Сёра, среди которых «Купальщики в Аньере» (1883–1884, Национальная галерея, Лондон), «Вечер в Онфлёре» (1886, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и «Цирк» (1890–1891, Музей Орсе, Париж).
Как организованное движение неоимпрессионизм просуществовал недолго (1886–1891), но оказал значительное влияние на творчество таких крупных художников, как Поль Гоген (пионер синтетизма и клуазонизма), экспрессионист Винсент Ван Гог, фовист Анри Матисс и современный американский фотореалист Чак Клоуз (1940–2021).
Хронология развития неоимпрессионизма
- 1839: Публикация книги Эжена Шеврёля «О законе одновременного контраста цветов», на которую часто ссылались неоимпрессионисты.
- 1879: Огден Руд публикует «Современную хроматику», где рассматривается «оптическое смешение» цветов.
- 1880: Дэвид Саттер в работе «Феномены зрения» излагает 67 правил, касающихся связи между живописью и наукой.
- 1884: Основан Салон независимых. Сёра пишет картину «Купальщики в Аньере». Шарль Анри публикует «Введение в научную эстетику».
- 1885: Писсарро знакомится с Синьяком и Сёра и на некоторое время присоединяется к движению неоимпрессионистов.
- 1886: На последней выставке импрессионистов на улице Лаффитт Сёра представляет картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», ставшую манифестом дивизионизма. В сентябре Феликс Фенеон в статье для брюссельского журнала L’Art Moderne даёт движению название «неоимпрессионизм».
- 1888: Сёра выставляет «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» на брюссельском салоне «Группы двадцати». Тео ван Рейссельберге присоединяется к движению.
- 1890: Сёра формулирует свою «Эстетику» — свод теоретических положений, основанных на научных теориях цвета, который послужил основой для неоимпрессионистской живописи.
- 1891: 29 марта Жорж Сёра умирает в Париже. Лидером группы становится Поль Синьяк, под руководством которого стиль претерпевает значительные изменения.
- 1892: В Сен-Тропе Синьяк пишет свою первую акварель.
- 1893: На улице Лаффитт открывается «Boutique Néo» — постоянное выставочное пространство для неоимпрессионистов. Из-за отсутствия успеха у критиков и публики оно закрывается в 1895 году.
- 1895: Основан либертарианский журнал Les Temps Nouveaux, где неоимпрессионисты публикуют статьи, рисунки и гравюры.
- 1898: С большим успехом проходит первая выставка группы неоимпрессионистов в Германии.
- 1899: Синьяк публикует свой манифест «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», в котором реабилитирует новаторский метод Сёра и объясняет процедуру разделения цветов.
- 1904: Матисс пишет картину «Роскошь, покой и наслаждение», отражающую влияние Синьяка и Кросса.
- 1905: Матисс даёт начало движению фовизма в Париже, название которому в шутку дал критик Луи Воксель.
- 1908: Синьяк становится президентом Общества независимых художников и занимает этот пост до своей смерти в 1935 году.
Чтобы понять, как «натурализм» Моне и Сёра парадоксальным образом привёл к абстракции, см. статью: От реализма к импрессионизму (1830–1900).
Известные художники-неоимпрессионисты
- Жорж Сёра (1859–1891)
- Поль Синьяк (1863–1935)
- Камиль Писсарро (1830–1903)
- Альбер Дюбуа-Пилле (1846–1890)
- Анри-Эдмон Кросс (1856–1910)
- Шарль Ангран (1854–1926)
- Ян Тороп (1858–1928)
- Максимильен Люс (1858–1941)
- Лео Госсон (1860–1944)
- Тео ван Рейссельберге (1862–1926)
- Люсьен Писсарро (1863–1944)
- Луи Айе (1864–1940)
- Анри Матисс (1869–1954)
- Ипполит Петижан (1854–1929)
- Феликс Писсарро (1874–1897)
- Антуан де ла Рошфуко (1862–1959)
Избранные картины неоимпрессионистов
Картины Жоржа Сёра (1859–1891)
- «Лес в Понтобере» (1881), Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- «Вид на Сену» (1882–1883), Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- «Садовник» (1882–1883), Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- «Купальщики в Аньере» (1883–1884), Национальная галерея, Лондон
- «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886), Чикагский институт искусств
- «Вид на форт Самсон, Гранкан» (1885), Эрмитаж, Санкт-Петербург
- «Ле Бек дю Ок, Гранкан» (1885), Галерея Тейт, Лондон
- «Вечер в Онфлёре» (1886), Музей современного искусства, Нью-Йорк
- «Мост в Курбевуа» (1886–1887), Галерея Института Курто, Лондон
- «Маяк в Онфлёре» (1886), Национальная галерея искусства, Вашингтон
- «Серая погода, Гранд-Жатт» (1888), Художественный музей Филадельфии
- «Порт-ан-Бессен» (1888), Институт искусств Миннеаполиса
- «Девушка, пудрящаяся» (1890), Галерея Института Курто, Лондон
- «Цирк» (1890–1891), Музей Орсе, Париж
Картины Поля Синьяка (1863–1935)
- «Снег, бульвар Клиши, Париж» (1886), Институт искусств Миннеаполиса
- «Сен-Тропе, шторм» (1895), Музей Аннонсиады, Сен-Тропе
- «Вид на порт Марселя» (1905), Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- «Маяк в Ла-Рошели» (1925), Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- «Мост Дебийи» (1926), Частная коллекция
Картины Камиля Писсарро (1830–1903)
- «Молодая крестьянка, разжигающая костёр» (1887–1889), Музей Орсе, Париж
- «Автопортрет» (1903), Галерея Тейт, Лондон
Картина Анри-Эдмона Кросса (1856–1910)
- «Вечерний бриз» (1893–1894), Музей Орсе, Париж
Картина Люсьена Писсарро (1863–1944)
- «Апрель, Эппинг» (1894), Галерея Тейт, Лондон
Картина Тео ван Рейссельберге (1862–1926)
- «Мария Сет за фисгармонией» (1891), Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Картина Анри Матисса (1869–1954)
- «Роскошь, покой и наслаждение» (1904–1905), Музей Орсе, Париж
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?