Неоимпрессионизм читать ~8 мин.
Термин неоимпрессионизм был впервые использован в 1886 году французским художественным критиком Феликсом Фенеоном для описания стиля постимпрессионистской живописи XIX века, основоположником которого был Жорж Сёра (1859-1891). Этот стиль постимпрессионизма использовал новую технику «смешивания цветов», известную как пуантилизм (специфическая форма дивизионизма). Проще говоря, вместо того чтобы смешивать различные цвета на палитре и затем наносить их на холст, художники-неоимпрессионисты наносили различные основные цвета на холст – группами крошечных точек (пуантов) – и затем позволяли глазу зрителя делать «смешивание». Этот метод пуантилистской живописи использовался для усиления яркости цветовых пигментов. На расстоянии точки отдельных пигментов собирались в одно целое в глазах зрителя и светились с максимальным блеском. Сам Сёра назвал эту технику хромолюминаризмом (свечение цвета), а не пуантилизмом или дивизионизмом. (Хотя эти понятия используются как взаимозаменяемые, дивизионизм относится к общему методу нанесения небольших штрихов или мазков отдельных основных цветов, в то время как пуантилизм относится к размеру и типу мазков, в данном случае точек).
История неоимпрессионизма
Трагически недолговечный Жорж Сёра (1859-1891) был лидером и, безусловно, величайшим выразителем пуантилизма. В начале 1880-х годов Сёра изучил несколько трактатов по теории цвета французских химиков Эжена Шеврёля и Шарля Генри, и разработал новую живописную технику, основанную на «разделении цвета» или «дивизионизме», которая обеспечивала большую вибрацию цвета.
В 1884 году на первом Салоне независимых – открытой художественной выставке без жюри или отборочной комиссии, проводившейся в качестве альтернативы официальному Парижскому салону – Сёра встретил Поля Синьяка (1863-1935), который стал главным теоретиком и следующим лидером группы после смерти Сёра в 1891 году. Он также познакомился с несколькими другими художниками-импрессионистами, включая Камиля Писсарро (1830-1903), Альбера Дюбуа-Пиле (1846-1890), Анри-Эдмон Кросс (1856-1910) и Шарль Ангран (1856-1926), все они, как положено, образовали первый кружок неоимпрессионистов. Два года спустя, в 1886 году, на последней выставке импрессионистов и на Салоне независимых, Сёра привлёк новых последователей, таких как Максимильен Люс (1858-1941), Лео Госсон (1860-1944), Луи Хайе (1864-1940), когда он впервые показал свой шедевр «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-1886, Институт искусств Чикаго).
Картина также была выставлена на Салоне Вингт в Брюсселе в феврале следующего года, привлекая бельгийских художников, таких как Тео Ван Риссельберге, Генри Ван де Вельде, и других к новому движению, которое теперь объединялось вокруг Серата. После Бельгии неоимпрессионизм распространился в Нидерландах (подробнее см: Постимпрессионизм в Голландии), Германии, Австрии, Швейцарии и Италии. Итальянский дивизионизм, членами которого были Витторе Грубичи де Драгон (1851-1920), Джованни Сегантини (1858-1899), Анджело Морбелли (1853-1919), Джузеппе Пеллицца да Вольпедо (1868-1907), Плинио Номеллини (1866-1943), Эмилио Лонгони (1859-1932), Гаэтано Превиати (1852-1920) и Джованни Соттокорнола (1855-1917), был особенно силён. Молодой Карло Карра (1881-1966), студент Академии изящных искусств Брера в конце 1900-х годов, также увлекался неоимпрессионистской живописью.
Многие из этих художников были недовольны импрессионизмом Клода Моне с его принципом воспроизведения природы – подробнее см: Черты импрессионистской живописи – и искали новые способы создать интерес на поверхности картины. Научная основа пуантилизма также оказалась привлекательной, несмотря на несколько надуманный и механический характер требуемых кистей.
Теория цвета неоимпрессионизма
Дивизионизм был основан на «оптическом смешении», включающем смешение цветного света глазом зрителя. Обычная живопись, напротив, основывалась на физическом смешивании пигментов художником. Согласно теории цвета Эжена Шеврёля, автора авторитетного учебника De la Loi Du Contraste Simultanee Des Couleurs (О законе одновременного контраста цветов) (1839), оптически смешанные цвета, как правило, более интенсивные и яркие, чем физически смешанные. Более позднее исследование «Современная хроматика, с применением в искусстве и промышленности», написанное американцем Огденом Рудом, ещё больше подтвердило различия в поведении цветного света и цветного пигмента. Именно для повышения яркости своих картин пуантилисты разработали свою систему сопоставления чистых цветов – систему, которая для создания желаемого эффекта требовала тщательного подбора размера и расположения маленьких точечных мазков чистого цвета на холсте.
В руках Сёра эта техника позволила добиться ясности форм и вибрирующей интенсивности света. Но в случае с менее значительными художниками она создавала работы, которые выглядели жёсткими и надуманными. В результате публика так и не приняла этот стиль в большом количестве, несмотря на череду выдающихся картин самого Сёра, включая: «Купание в Асньере» (1883-4, Национальная галерея, Лондон), «Вечер, Онфлёр» (1886, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и «Цирк» (1890-91) Музей д’Орсэ, Париж.
Как организованное движение неоимпрессионизм просуществовал всего несколько лет (1886-1891), но оказал большое влияние на нескольких последовавших за ним крупных художников, включая Поля Гогена (1848-1903), пионера синтетизма и клуазонизма, экспрессионист Винсент Ван Гог (1853-1890), фовист Анри Матисс (1869-1954) и современный американский фотореалист-портретист Чак Клоуз (р. 1940).
Неоимпрессионизм: хронология развития
1839: Публикация «Принципов гармонии и контраста цветов» Эжена Шеврёля, на которую часто ссылались художники-неоимпрессионисты.
1879: Огден Руд публикует книгу «Современная хроматика», в которой обсуждается «оптическая смесь».
1880: В «Феноменах зрения» Дэвида Саттера изложены 67 правил, касающихся отношений между живописью и наукой.
1884: Создание Салона независимых. Купальщицы в Асньере, Сёра. Шарль Генри публикует своё «Введение в научную эстетику» в журнале «La Revue Contemporaine».
1885: Писсарро знакомится с Синьяком и Сёратом и на некоторое время присоединяется к движению неоимпрессионистов.
1886: На последней выставке импрессионистов на улице Лаффит, Серат представляет свою картину «Воскресенье на Большой Джатте», которая считается основополагающей работой дивизионизма. В сентябре 86 года Феликс Фенеон окрестил зарождающееся движение «неоимпрессионистским» в статье, опубликованной в брюссельском журнале L’Art Moderne.
1888: Сёра выставляет картину «Воскресенье на Большой Джатте» в Брюссельском салоне Les Vingt. Ван Риссельберге входит в число тех, кто присоединяется к движению.
1890: Сёра публикует «Эстетику», синтезируя научные теории о цвете, обеспечивая теоретическую основу для неоимпрессионистской живописи.
1891: 29 марта: Жорж Сёра умирает в Париже. Синьяк становится во главе группы, которая претерпевает значительные стилистические изменения.
1892: В Сен-Тропе Синьяк создаёт свою первую акварельную картину.
1893: Открытие «Бутик Нео» на улице Лаффит, постоянного выставочного пространства для неоимпрессионистов. Отсутствие успеха у критиков и публики приводит к его закрытию в 1895 году.
1895: Основание либертарианского журнала Les Temps Nouveaux, в котором неоимпрессионисты публикуют статьи, рисунки и гравюры.
1898: Первая немецкая выставка группы неоимпрессионистов проходит с большим успехом.
1899: Синьяк публикует свой художественный манифест под названием «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», реабилитируя новаторский метод Сёра и объясняя пуантилистскую процедуру разрушения цветов.
1904: Матисс пишет картину «Luxe, Calme et Volupte», отражающую соответствующие влияния Синьяка и Кросса.
1905: Матисс в Париже начинает движение фовизма, названное в шутку влиятельным французским художественным критиком Луи Вокселлем.
1908: Синьяк становится президентом Общества независимых художников и занимает эту должность до 1934 года.
Чтобы увидеть, как так называемый «натурализм» Моне и Сёра парадоксальным образом привёл к абстракции, см: От реализма к импрессионизму (1830-1900).
Список знаменитых художников-неоимпрессионистов
- Жорж Сёра (1859-1891)
- Поль Синьяк (1863-1935)
- Камиль Писсарро (1830-… 1903)
- Альбер Дюбуа-Пиле (1846-1890)
- Анри-Эдмон Кросс (1856-1910)
- Шарль Ангран (1856-1926)
- Ян Тоороп (1858- 1928)
- Максимильен Люс (1858-1941)
- Лео Госсон (1860-1944)
- Тео Ван Риссельберге (1862-1926)
- Люсьен Писсарро (1863-… 1944)
- Луи Хайе (1864-1940)
- Анри Матисс (1869-1954)
- Ипполит Петижан
- Феликс Писсарро
- Антуан де ла Рошфуко
Список избранных картин неоимпрессионистов
Картины Жоржа Сёра (1859-1891)
Лес в Понтаубере (1881) Метрополитен-музей, Нью-Йорк – Вид на Сену (1882-83) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Садовник (1882-3) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Купание в Асньере (1883-4) Национальная галерея, Лондон.
Воскресный день на острове Гранд Джатте (1884) Чикагский институт искусств.
Вид на форт Самсон, Гранкамп (1885) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Le Bec du Hoc, Гранкамп (1885) Коллекция Тейт, Лондон.
Вечер, Онфлер (1886) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Мост в Курбевуа (1886-7) Галереи Института Курто, Лондон.
Маяк в Онфлере (1886) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Серая погода, Гранд-Жатт (1888) Музей искусств Филадельфии.
Порт-ан-Бессин (1888) Институт искусств Миннеаполиса.
Молодая женщина, припудривающая себя (1890) Институт искусств Курто, Лондон.
Цирк (1890-91) Музей д’Орсэ, Париж.
Картины Поля Синьяка (1863-1935)
Снег, бульвар Клиши, Париж (1886) Институт искусств Миннеаполиса.
Сен-Тропе, шторм (1895) Музей аннонсиады, Сен-Тропе.
Вид на порт Марселя (1905) Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.
Маяк в Ла-Рошели (1925) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Мост Дебилли (1926) Частная коллекция.
Картины Камиля Писсарро (1830-1903)
Молодой крестьянин, разжигающий костёр (1887-89) Музей д’Орсэ, Париж
Автопортрет (1903) Коллекция Тейт, Лондон.
Картина Анри-Эдмона Кросса (1856-1910)
Вечерний бриз (1893-4) Музей д’Орсэ, Париж
Картина Люсьена Писсарро (1863-1944)
Апрель, Эппинг (1894) Коллекция Тейт, Лондон.
Картина Тео Ван Риссельберге (1862-1926)
Мария Сете за гармошкой (1891) Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Картины Анри Матисса (1869-1954)
Роскошь, покой и счастье (1904-5) Музей д’Орсэ, Париж.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?