Неопластицизм читать ~7 мин.
В изобразительном искусстве термин «неопластицизм» обозначает строгий, геометрический стиль конкретного искусства, разработанный голландским художником Питом Мондрианом (1872–1944) в период после Первой мировой войны.
Это слово является дословным, но не передающим всей полноты смысла, переводом голландской фразы nieuwe beelding. Впервые её использовал писатель Маттье Шенмекерс в книге Het Nieuwe Wereldbeeld («Новый образ мира»). Позднее термин был заимствован Мондрианом для его теоретического эссе De Nieuwe Beelding in de Schilderkunst, после чего он утвердился во французском переводе Néo-Plasticisme, от которого и произошёл русский эквивалент.
Более точным по смыслу переводом является «Новое искусство». Он лучше описывает видение Мондрианом идеальной, очищенной формы искусства и дизайна, в которой, по его мнению, нуждалась послевоенная эпоха. Это должен был быть чистый вид абстрактного искусства, придерживающийся строгих композиционных правил.
Идеи неопластицизма первоначально продвигались через журнал «Де Стейл» (De Stijl), который был рупором одноимённого авангардного движения. Издание, редактируемое Тео ван Дусбургом (1883–1931), читали художники-абстракционисты, дизайнеры, скульпторы и архитекторы в Голландии и по всей Европе. Хотя движение «Де Стейл» было скорее свободной ассоциацией, в него входили такие мастера, как голландский живописец Барт ван дер Лек (1876–1958), график Вильмош Хусар (1884–1960), бельгийский скульптор Жорж Вантонгерлоо (1886–1965), дизайнер мебели Геррит Ритвельд (1888–1964), немецкий художник Фридрих Фордемберг-Гильдеварт (1899–1962), а также архитекторы Роберт вант Хофф (1887–1979) и Якобус Ауд (1890–1963).
Концепция неопластицизма
Творчество Пита Мондриана было тесно связано с его личными убеждениями — теософией, религиозно-философским учением Елены Блаватской (1831–1891). Художник стремился создать универсальную форму искусства, лишённую натурализма и других несущественных черт. Его целью было достижение всеобщих истин, провозглашённых теософским движением.
В своём эссе De Nieuwe Beelding in de Schilderkunst он писал, что в живописи стремится максимально приблизиться к истине, пока не достигнет самой сути вещей. Используя беспредметное искусство, основанное на фундаментальных элементах — горизонтальных и вертикальных линиях, — и опираясь на собственную интуицию, он намеревался создать форму искусства, одновременно мощную и правдивую.
На становление неопластицизма, помимо теософии, повлияло увлечение Мондриана кубизмом, особенно после посещения выставки Moderne Kunstkring в Амстердаме в 1911 году. Также важную роль сыграли его интерес к конструктивизму и супрематизму и общение с художником Бартом ван дер Леком в колонии Ларен в военное время. Настойчивость ван дер Лека в использовании только основных цветов оказала на Мондриана значительное влияние. Эти факторы отражали общую неудовлетворённость довоенными художественными ценностями, в частности декоративными излишествами импрессионизма, модерна и фовизма. Вместе с тем росла вера в могущество науки и машин, которые, как считалось, лучше всего могут представить абстрактные картины и скульптуры. Неопластицизм можно рассматривать как своеобразный прохудожественный аналог дадаизма — антихудожественного движения. Оба течения отвергали статус-кво и искали ответы в новых творческих формулах.
Характерные черты неопластицизма
«Новое искусство» Мондриана основывалось на следующих фундаментальных принципах:
Правило 1. Использовать только геометрические фигуры и прямые линии — горизонтальные и вертикальные.
Правило 2. Применять только основные цвета (красный, синий, жёлтый) и «не-цвета» (белый, чёрный, серый).
Правило 3. Композиция должна быть строго асимметричной.
Правило 4. Цель — достижение динамического равновесия, а не статической симметрии.
Правило 5. Линии должны пересекаться исключительно под прямым углом, создавая сетку.
В совокупности эти правила были направлены на создание чистой, бескомпромиссной и строго структурированной абстракции. Они соответствовали убеждению Мондриана в том, что вертикальные и горизонтальные структуры по своей природе гармоничны.
История
Мондриан изложил принципы своего нового искусства в большом эссе «Неопластицизм в изобразительном искусстве» (De Nieuwe Beelding in de Schilderkunst), которое публиковалось в двенадцати номерах журнала «Де Стейл» в 1917–1918 годах. После этого все члены движения, подписавшие манифест, стали последователями теории неопластицизма. Однако вскоре между догматичным Мондрианом и другими членами группы, включая ван Дусбурга, возникли разногласия.
Начиная с 1921 года ван Дусбург стал отходить от абсолютизма Мондриана, а примерно в 1924 году представил собственную, смягчённую версию неопластицизма — элементаризм. Он отказался от строгих горизонталей и вертикалей, введя в композицию диагонали, острые углы и наклонные линии. Эта «еретическая» позиция глубоко оскорбила Мондриана, который после 1924 года прекратил сотрудничество с «Де Стейл» и в итоге покинул группу.
Мондриан продолжал развивать свой художественный язык на протяжении 1920–1930-х годов. Он начал продлевать линии до самых краёв холста и заменять цветные плоскости белыми. Эти тенденции особенно заметны в его «ромбовидных» работах середины 1920-х. Это квадратные холсты, повёрнутые на 45 градусов. Постепенно линии стали преобладать над цветовыми формами: в 1930-е годы художник использовал более тонкие и двойные линии, что, по его мнению, придавало работам больший динамизм.
Американский период
В сентябре 1938 года Мондриан покинул Париж и переехал в Лондон. После оккупации Парижа в июне 1940 года он перебрался в Нью-Йорк, где продолжил свои творческие поиски. Его картины стали более детализированными, почти картографическими, с большим количеством пересекающихся линий. Он разработал новый, более декоративный стиль, примером которого является работа «Нью-Йорк I» (1942) — сложная решётка из переплетающихся линий основных цветов, создающих ощущение глубины.
Знаменитая работа «Бродвейское буги-вуги» (1942–1943) идёт ещё дальше. Она представляет собой массу мерцающих квадратов цвета, которые напоминают неоновые огни и словно выпрыгивают с холста. Здесь вместо сплошных линий Мондриан использует последовательности из небольших прямоугольников цвета. Также в композиции присутствуют крупные прямоугольники без контура, некоторые из которых заполнены меньшими, концентрическими прямоугольниками.
По сравнению со строгим неопластицизмом 1920–1930-х годов, эти поздние картины обладают уверенной, красочной жизненной силой. Это, несомненно, отражает динамичную архитектуру и городскую среду Манхэттена, где художник жил до своей смерти от пневмонии в 1944 году. Среди других европейских модернистов, эмигрировавших в США, были архитекторы Вальтер Гропиус (1883–1969) и Мис ван дер Роэ (1886–1969), а также художник и теоретик Йозеф Альберс (1888–1976) — все они были преподавателями школы Баухаус в Германии.
Наследие
Неопластицизм стал одним из ярчайших проявлений искусства модернизма. Кроме абстрактной живописи, он оказал огромное влияние на многие виды дизайна и архитектуры. Он также повлиял на некоторые течения абстрактного экспрессионизма (например, на живопись жёстких контуров) и стал важным предшественником минимализма. Лаконичный язык неопластицизма легко воспроизводится в программах компьютерной графики, что говорит о сохранении его актуальности и в XXI веке.
Кроме многочисленных статей и эссе, Мондриан написал книгу «Неопластицизм» (Париж, 1920), которая позже вышла в немецком переводе под названием Neue Gestaltung в издательстве школы Баухаус (1924). Среди других его важных публикаций — Piet Mondrian: Plastic Art and Pure Plastic Art, 1937, and Other Essays, 1941–43 (Нью-Йорк, 1945) и The New Art: The Collected Writings of Piet Mondrian (Лондон, 1987).
Знаменитые произведения неопластицизма
Пит Мондриан
Композиция в цвете А (1917) Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.
Композиция с красным, жёлтым, синим и чёрным (1921) Художественный музей, Гаага.
Композиция 2 (1922) Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Композиция с красным, жёлтым и синим (1928) Музей Вильгельма Хака, Людвигсхафен-ам-Райн.
Композиция II с чёрными линиями (1930) Музей Ван Аббе, Эйндховен.
Композиция с синим, красным и жёлтым (1930) Коллекция Сидни Джениса, Нью-Йорк.
Композиция № 1: Лозенг с четырьмя линиями (1930) Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Композиция с двумя линиями (1931) Городской музей, Амстердам.
Композиция с синим и жёлтым (1932) Художественный музей Филадельфии.
Композиция с жёлтыми линиями (1933) Художественный музей, Гаага.
Композиция с красными и серыми линиями (1935) Чикагский институт искусств, Чикаго.
Композиция с красным и синим (1936) Государственная галерея, Штутгарт.
Вертикальная композиция с синим и белым (1936) Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф.
Композиция с красным цветом (1936) Художественный музей Филадельфии.
Композиция с красным и чёрным (1936) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Композиция с синим цветом (1937) Художественный музей, Гаага.
Композиция № 1 с серым и красным (1938) Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция.
Композиция с красным (1939) Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция.
Композиция с белым, красным и жёлтым (1942) Музей искусств округа Лос-Анджелес.
Нью-Йорк I (1942) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж.
Бродвейское буги-вуги (1942–43) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Нью-Йорк II (1942–44) Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф.
Тео ван Дусбург
Контркомпозиция V (1924) Городской музей, Амстердам.
Жорж Вантонгерлоо
Композиция из уравнения y=ax^2 + bx + 18 (1930) Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?