Неопластицизм читать ~7 мин.
В изобразительном искусстве термин «неопластицизм» обозначает строгий, геометрический стиль конкретного искусства, разработанный голландским художником Питом Мондрианом (1872-1944) сразу после Первой мировой войны.
Это слово является бессмысленным переводом сложной голландской фразы nieuwe beelding, впервые использованной писателем Маттье Шенмекерсом в книге Het Nieuwe Wereldbeeld («Новый образ мира»), и повторно использован Мондрианом в его теоретическом эссе De Nieuwe Beelding in de Schilderkunst, прежде чем он принял французский перевод Neo-Plasticisme, из которого взят английский термин.
Более точным переводом является просто «Новое искусство» – главным образом потому, что он описывает видение Мондрианом идеальной, чистой формы искусства и дизайна, которой, по его мнению, требовали послевоенные обстоятельства. Это должен был быть чистый вид абстрактного искусства, придерживающийся строгих правил композиции.
Вначале его пропагандировал Де Стейл (De Stijl) – рупор одноимённого авангардного движения в искусстве – под редакцией Тео ван Доусбурга (1883-1931), и его читали абстрактные художники, дизайнеры, абстрактные скульпторы и архитекторы в Голландии и по всей Европе. Хотя движение De Stijl было не более чем свободным объединением, в него входили такие художники, как голландский живописец Барт ван дер Лек (1876-1958), график венгерского происхождения Вильмос Хушар (1884-1960), бельгийский скульптор Жорж Вантонгерлоо (1886-1965), дизайнер мебели Геррит Ривельд (1888-1964) и немецкий художник Фридрих Вордемберг-Гильдеварт (1899-1962), а также архитекторы Роберт ван Хофф (1887-1979) и Дж. J.P. Oud (1890-1963).
Концепция неопластицизма
Будучи человеком, чьё творчество было тесно связано с его личными убеждениями – теософией, религиозно-философским движением Елены Петровны Блаватской (1831-1891), – Пит Мондриан стремился к созданию универсальной формы искусства, лишённой натурализма и других несущественных черт, чтобы достичь универсальных истин, провозглашённых теософским движением.
В своём эссе De Nieuwe Beelding in de Schilderkunst он писал, что, рисуя, стремится как можно ближе подойти к истине, пока не достигнет основы вещей. Используя беспредметное искусство, основанное на фундаментальных структурных элементах – в частности, горизонтальных и вертикальных линиях – вместе с собственной интуицией, он намеревался создать форму искусства, столь же сильную, сколь и истинную.
Кроме веры в теософию, на изобретение Мондрианом неопластицизма повлияло его увлечение кубизмом – в частности, выставка кубизма в Амстердаме в 1911 году Moderne Kunstkring, интерес к конструктивизму и супрематизму, а также общение в военное время с утрехтским художником Бартом ван дер Леком в колонии художников Ларен. Настойчивое стремление ван дер Лека использовать только основные цвета оказало большое влияние на Мондриана. Оба эти влияния отражали общую неудовлетворённость довоенными художественными ценностями – в частности, декоративными излишествами таких стилей, как импрессионизм, модерн и фовизм, – и растущую веру в могущество науки и её машин, которые, как считалось, лучше всего могут быть представлены абстрактными картинами и скульптурами. Действительно, можно рассматривать неопластицизм как прохудожественную сестру дада – антихудожественного движения. Оба они отвергали довоенный статус-кво и искали ответы в новых творческих формулах.
Характерные черты неопластицизма
Новое искусство Мондриана основывалось на следующих фундаментальных принципах:
Вкратце, правила неопластицизма были направлены на создание чистой, бескомпромиссной, сильно структурированной абстракции, в соответствии с мнением Мондриана о том, что вертикальные и горизонтальные паттерны гармоничны по своей природе.
История
О своём новом искусстве Мондриан рассказал в длинном эссе «Неопластицизм в изобразительном искусстве» (De Nieuwe Beelding in de Schilderkunst), которое было опубликовано в двенадцати частях в журнале De Stijl (1917-18 гг.). После этого все члены движения De Stijl, подписавшие манифест движения, стали приверженцами теории неопластицизма. Однако вскоре возникли противоречия между догматичным Мондрианом и другими членами группы, в том числе и Ван Досбургом.
Начиная с 1921 года, последний начал реагировать на абсолютизм Мондриана и примерно в 1924 году выпустил собственную смягчённую форму неопластицизма, известную как элементаризм. Он отказался от строгих горизонталей и вертикалей, ввёл диагонали и острые углы, а также наклонные линии. Однако еретическая позиция Ван Досбурга сильно обидела Мондриана, который после 1924 года больше не участвовал в работе De Stijl, а в конце концов и вовсе покинул группу.
Мондриан продолжал развивать свою новую художественную идиому на протяжении 1920-30-х годов. Например, он начал проводить линии вплоть до краёв холста, а также стал заменять цветные формы белыми. Эти тенденции особенно заметны в его работах середины 1920-х годов «ромбовидные». Это холсты правильной квадратной формы, наклонённые на 45 градусов, что придаёт им форму ромба. Постепенно линии стали преобладать над формами: например, в 1930-е годы он начал использовать более тонкие линии, а также вводить больше двойных линий – эта тактика, по его мнению, придавала его работам большую динамичность.
Америка
В сентябре 1938 г. Мондриан покинул Париж и переехал в Лондон. После оккупации Парижа в июне 1940 г. он уехал из Лондона в Нью-Йорк, где продолжил новаторство. Его картины стали более детальными, вплоть до картографических, с большим количеством пересекающихся линий, чем когда-либо прежде. Он ввёл новый, более декоративный стиль абстракции, примером которого может служить работа «Нью-Йорк I» (1942), представляющая собой сложную решётку из линий основного цвета, переплетающихся для придания им дополнительной глубины.
Влиятельная работа «Бродвейское буги-вуги» (1942-43) идёт ещё дальше и представляет собой массу мерцающих квадратов цвета, похожих на неоновые лампы, которые словно выпрыгивают из холста. В «Бродвейском буги-вуги» вместо привычных сплошных линий Мондриан использует линии, составленные из небольших примыкающих друг к другу прямоугольников цвета. Также присутствуют большие прямоугольники без ободка, некоторые из них заполнены меньшими концентрическими прямоугольниками.
По сравнению со строгим неопластицизмом 1920-30-х годов эти последние картины обладают уверенной, красочной жизненной силой, что, несомненно, отражает уверенную архитектуру и городскую среду Манхэттена, где он жил до своей смерти от пневмонии в 1944 году. О других европейских дизайнерах-модернистах, эмигрировавших в США, см: Вальтер Гропиус (1883-1969), Мис ван дер Роэ (1886-1969) и Йозеф Альберс (1888-1976), все они были бывшими преподавателями школы дизайна Баухауз в Германии.
Наследие
Неопластицизм был высшим стилем современного искусства. Кроме абстрактной живописи, он оказал влияние на многие виды дизайна и архитектуры. Он также оказал специфическое влияние на некоторые разновидности абстрактного экспрессионизма (например, на живопись с жёстким краем) и оказался важным предшественником минимализма. Минималистская идиома неопластицизма также поддаётся воспроизведению в компьютерных графических программах, что позволяет предположить, что его влияние сохранится и в XXI веке.
Кроме многочисленных статей и эссе, Мондриан написал книгу «Неопластицизм» (опубликована в Париже, 1920 г.), которая позже вышла в немецком переводе под названием «Новый гештальт» (опубликована школой дизайна Баухауз, 1924). Ещё три важные публикации: Piet Mondrian: Plastic Art and Pure Plastic Art, 1937, and Other Essays, 1941-43 (издано в Нью-Йорке, 1945); и The New Art: The Collected Writings of Piet Mondrian (издано в Лондоне, 1987).
Знаменитые произведения неопластицизма
Пит Мондриан
Композиция в цвете А (1917) Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Композиция с красным, жёлтым, синим и чёрным (1921) Gemeentemuseum.
Композиция 2 (1922) Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.
Композиция с красным, жёлтым и синим (1928 г.) Музей Вильгельма Хака.
Композиция II с чёрными линиями (1930) Музей Стеделийк, Эйндховен.
Композиция с синим, красным и жёлтым (1930) Коллекция Сидни Джениса, Нью-Йорк.
Композиция № 1: Лозенг с четырьмя линиями (1930) Гуггенхайм, Нью-Йорк.
Композиция с двумя линиями (1931) Музей Стеделийк, Амстердам.
Композиция с синим и жёлтым (1932) Музей искусств Филадельфии.
Композиция с жёлтыми линиями (1933) Gemeentemuseum, Гаага.
Композиция с красными и серыми линиями (1935 г.) Чикагский институт искусств, Чикаго.
Композиция с красным и синим (1936) Штаатсгалерия, Штутгарт.
Вертикальная композиция с синим и белым (1936) Nordrhein-Westfalen.
Композиция с красным цветом (1936) Музей искусств Филадельфии.
Композиция с красным и чёрным (1936) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Композиция с синим цветом (1937 г.) Gemeentemuseum, Гаага.
Композиция № 1 с серым и красным (1938) Коллекция Гуггенхайма, Венеция.
Композиция с красным (1939) Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция.
Композиция с белым, красным и жёлтым (1942) Музей искусств округа Лос-Анджелес.
Нью-Йорк I (1942) Musee National d’Art Moderne, Париж.
Бродвейские буги-вуги (1942-3) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Нью-Йорк II (1942-44) Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф.
Тео ван Доусбург
Контркомпозиция (1924) Стеделийк музей, Амстердам.
Жорж Вантонгерлоо
Композиция из уравнения y=ax2 + bx + 18 (1930) Гуггенхайм, Нью-Йорк.
Коллекции
Картины неопластицизма можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы и Америки. Заметные коллекции находятся в следующих местах.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?