История архитектуры 19 века читать ~14 мин.
На архитектуру XIX века большое влияние оказали как предшествующие архитектурные течения, так и заимствованные экзотические стили, которые были адаптированы к новым технологиям индустриальной эпохи. Возрождение интереса к греческому, готическому и ренессансному дизайну сочеталось с современными инженерными методами и материалами. В западном мире историзм идеализировал минувшие империи и культуры, используя их мотивы для пробуждения национальной ностальгии. Основные архитектурные стили XIX века включали: неогреческий стиль (1800–1900); неоготику (1810–1900) – см. Английская готическая архитектура; неоренессанс и неороманский стиль (1840–1880); стиль Второй империи (1850–1880); экзотизм (1800–1900); промышленную архитектуру (1850–1900) и архитектуру небоскрёбов (1885–1900). См.: Дизайн (1850–1970).
ГЛОССАРИЙ
Краткое руководство по архитектурной терминологии см. в статье: Глоссарий архитектуры.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см. в статье: История искусства.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее см. в статье: Определение искусства.
Характеристики и история
Архитектура XIX века имеет две ключевые особенности: использование разнообразных исторических стилей и появление новых материалов и конструктивных методов.
Первая черта возникла из убеждения архитекторов XIX века в необходимости продолжать традиции предшественников. Элементы этих ранних стилей комбинировались, чтобы придать значимость ратушам (Бирмингем), железнодорожным вокзалам (Юстон, Лондон), оперным театрам (Парижская опера) и правительственным зданиям (здание Парламента, Лондон). Сдержанность и строгое следование классическим канонам, характерные для XVIII века, уступили место множеству стилей, которые могли быть причудливыми, помпезными или строгими и в целом на современный взгляд выглядят весьма необычно.
Вторая особенность была обусловлена промышленной революцией: появились новые материалы для удовлетворения новых производственных нужд. В строительстве потребовались здания нового типа: заводы, склады, вокзалы, административные центры, больницы. В середине века для строительства крупных зданий, таких как склады и библиотеки, начали использовать чугун. Хрустальный дворец, спроектированный Джозефом Пакстоном для Всемирной выставки 1851 года в Лондоне, стал ярким примером возможностей чугуна и стекла и получил всемирную известность. Новые строительные материалы из чёрных металлов использовались для создания конструкций в классическом, средневековом или экзотическом стилях (Королевский павильон в Брайтоне); например, стеклянный и железный свод Изамбарда Брюнеля и Мэтью Дайетта Уайетта для вокзала Паддингтон опирался на «готические» колонны. В 1889 году Гюстав Эйфель спроектировал для парижской выставки башню, которая носит его имя, что стало такой же знаковой рекламой для нового материала — стали.
В Америке архитектура конца XVIII века и постройки начала XIX века основывались на римских и греческих образцах. Этот стиль известен как «федеральный» или «греческое возрождение». Среди его видных представителей были Томас Джефферсон (1743–1826), Уильям Торнтон (1759–1828), Джеймс Хобан (1762–1831), Чарльз Булфинч (1763–1844) и Бенджамин Латроб (1764–1820). Позже наступила эпоха неоготики, которую возглавили такие архитекторы, как Ричард Апджон (1802–1878), Эндрю Джексон Даунинг (1815–1852) и Джеймс Ренвик (1818–1895). Представителем неороманского стиля был Генри Хобсон Ричардсон (1838–1886), а неоренессанса — Ричард Моррис Хант (1827–1895), в то время как разносторонний Чарльз Фоллен Макким (1847–1909) создавал проекты в разных стилях.
Битва стилей
Если раньше архитектор, работавший для заказчиков с классическими вкусами, не сомневался, что «классика» — это единственно верный стиль, то в XIX веке такой уверенности уже не было. Это касалось и самих архитекторов, и их клиентов. Они проектировали для агрессивно меняющегося общества, что часто подвергалось критике со стороны влиятельных мыслителей, таких как Джон Рёскин (1819–1900). Перед ними стояли две основные альтернативы: проверенный временем классический стиль, восходящий к искусству Греции, или средневековый христианский стиль — добродетельный, величественный и романтичный. У обоих подходов были сильные защитники.
Например, Огастес Уэлби Пьюджин считал Средневековье эпохой последнего «нравственного» стиля, а архитектуру делил на хорошую и плохую. Его книга «Контрасты» сравнивает классические и средневековые здания, причём всегда в пользу последних. Сторонники классицизма, в свою очередь, утверждали, что единственными подлинными формами для современного общества являются светские и упорядоченные классические колонны и фронтоны.
Между двумя фракциями разгорелась битва, и ранняя викторианская архитектура была отмечена триумфами то одной, то другой стороны. В Великобритании Пьюджин одержал великую победу, спроектировав здание Парламента. Во Франции с большой «средневековой» энергией занимался реставрацией и теоретическими работами Эжен Виолле-ле-Дюк. В то же время во Франции Шарль Гарнье спроектировал здание Парижской оперы (1861–1869), а в Лондоне Джордж Гилберт Скотт строил здания в классическом стиле, например Министерство иностранных дел (1861). Эта битва так и не выявила победителя — более того, она продолжается и сегодня как противостояние разных вкусов.
Инженерная архитектура
Пока архитекторы были поглощены «битвой стилей», в промышленности происходили колоссальные изменения. Стало возможным массовое производство стекла, железа и, позднее, стали. Развитие станкостроения обеспечило точность, которая в строительстве позволила возводить крупные и безопасные сооружения из стандартизированных компонентов. Потребности промышленности и транспорта привели к появлению новых типов утилитарных зданий в промышленных городах и портах. Железные дороги требовали вокзалов, больших мостов и виадуков. Архитекторы, в силу своей подготовки, не всегда могли справиться с этими задачами, предлагая лишь стилистические решения. В ответ на этот вызов появилась и стала востребованной профессия инженера-строителя. Склады у доков Святой Екатерины в Лондоне, построенные Томасом Телфордом, и оптовый склад Маршалла Филда в Чикаго, построенный Ричардсоном, являются ранним и поздним примерами складского дизайна. В свою очередь, вокзалы Лондона предлагают целый ряд решений — от дорического портика вокзала Юстон (1838), спроектированного архитектором Филипом Хардвиком, до простого кирпичного арочного фасада вокзала Кингс-Кросс работы Томаса Кьюбитта.
Для той же парижской выставки 1889 года, для которой Эйфель построил свою башню, инженеры Фердинанд Дютер и Виктор Контамен спроектировали Галерею машин. Это был самый большой на тот момент безопорный пролёт, установленный на шарнирные опоры, что придавало огромной и тяжёлой конструкции визуальную лёгкость — чисто инженерное решение. Рядом с Миланским собором была построена Галерея Виктора Эммануила II из стекла и чугуна, соперничающая по высоте с нефом собора. В конце века Хендрик Петрюс Берлаге построил в Амстердаме здание фондовой биржи из кирпича, стали и стекла. Его лишённый декора, строгий функциональный стиль предвосхитил архитектуру XX века, возможно, даже в большей степени, чем любой из классических или средневековых образцов, появившихся в результате «битвы стилей».
Архитектура небоскрёба
Во второй половине XIX века в Соединённых Штатах наиболее эффективно использовали возможности чугуна и стали для строительства многоэтажных зданий. После установки компанией Otis первого безопасного лифта стало возможным комфортно использовать высотные здания. Архитектура небоскрёба впервые появилась в Нью-Йорке, но сам жанр был развит архитекторами Чикагской школы в конце 1880-х и 1890-х годах. Среди пионеров были Уильям Ле Барон Дженни (1832–1907), Дэниел Хадсон Бёрнем (1846–1912), Данкмар Адлер (1844–1900), Луис Салливан (1856–1924) и Кэсс Гилберт (1859–1934). Чтобы узнать больше о проектировщиках из США, см.: Американские архитекторы (1700–2000).
Церковь Троицы (Тринити-чёрч) Ричарда Апджона (1841–1846), которую сегодня затмевают небоскрёбы нью-йоркской Уолл-стрит, на момент постройки доминировала над окружением. Она символизирует то, как «битву стилей» вытеснила вертикальная архитектура, начавшая доминировать в городском ландшафте Америки. Название «небоскрёб» впервые применили в конце XIX века к зданиям со стальным каркасом высотой не менее 10 этажей. Позже Комитет по стандартам компании Emporis дал следующие определения: высотное здание — это сооружение в 12–39 этажей, а небоскрёб — здание с архитектурной высотой не менее 100 метров (330 футов). См. также: Американская архитектура (с 1600 г. по настоящее время).
Здание компании «Хоум Иншурэнс» в Чикаго (спроектировано Уильямом Ле Бароном Дженни) стало первым небоскрёбом со стальным каркасом в 1885 году, его высота составляла 42 метра (138 футов). Впрочем, некоторые утверждают, что первым должно считаться семиэтажное здание «Эквитебл Лайф А슈юранс» в Нью-Йорке (1870) из-за новаторского использования несущего каркаса. Другими ранними примерами были здание Рэнд-Макнелли (1889) авторства Бёрнема и Рута — первый полностью стальной каркасный небоскрёб, — а также универмаг «Карсон, Пири, Скотт и Ко» (1899) Луиса Салливана.
Новые материалы, концентрация населения в быстрорастущих городах (особенно в Чикаго и Нью-Йорке в середине XIX века), прочные скальные основания, доступный капитал и такие изобретения, как лифт, привели к тому, что американские города начали расти вверх. Инженеры предоставили технологию, а архитекторы взяли её на вооружение. Первый нереализованный проект настоящего 28-этажного небоскрёба в Чикаго был разработан Л. С. Баффингтоном в 1887 году, всего на несколько лет опередив здания Уэйнрайт (1890) и Гаранти-билдинг (1896) Луиса Салливана. Однако проекты Салливана были гораздо прогрессивнее, чем у Баффингтона, а более поздние строения, такие как Вулворт-билдинг Кэсса Гилберта (1913), указали путь развития архитектуры небоскрёбов. Вертикальный акцент на несущих колоннах, характерный для Салливана, стал ведущей темой в дальнейшем, в отличие от попыток простого вертикального растягивания исторических прототипов, таких как итальянские палаццо.
К концу столетия здание «Американ Шурети Билдинг», спроектированное Брюсом Прайсом и завершённое в 1896 году, на многие годы закрепило за Нью-Йорком звание города с самым высоким зданием в мире. Для более широкого взгляда на искусство и культуру Америки см. также: American Art (1750-настоящее время).
Дизайн жилья
В течение столетия в жилищном строительстве произошли большие изменения. Жильё для рабочих раньше представляло собой коттеджи, которые возводились местными каменщиками и плотниками без участия архитекторов и без формальных планов. Формирующийся средний класс — коммерсанты, фабриканты, бизнесмены и специалисты — мог лишь копировать особняки крупных землевладельцев. Для рабочих в промышленных городах не существовало жилья нового типа. В города стекались конторские служащие и другие «белые воротнички». Сложилась сложная классовая структура, особенно в Великобритании. В США к подобному результату приводили классовые и расовые различия. В результате появилось жильё, различающееся по цене, качеству, социальному статусу и расположению.
До XIX века архитектура (в высоком смысле) и строительство жилья для рабочих существовали раздельно, предлагая удачные решения в своих категориях. В XIX веке всё это слилось в новую мощную индустрию — домостроение. (Смотрите также Стиль бидермейер 1810–60 гг.)
Самым печальным итогом этого процесса стало появление трущоб в крупнейших городах мира. Претенциозность большей части жилья для среднего класса отражалась в смешении стилей и помпезности фасадов, но в течение столетия жилищные потребности стали играть более важную роль. Этому способствовали движение искусств и ремёсел и социальные преобразования, заявленные в середине века. К концу века Филип Уэбб, Норман Шоу и Чарльз Войзи создали в Англии новую жилую архитектуру, а в Америке Ричардсон создал стиль, который Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959) развил в своих проектах в Оук-Парке, Чикаго. Подробнее о европейских дизайнерах-авангардистах см.: Школа дизайна Баухаус (1919–1933) и голландская группа «Де Стейл», организованная Тео ван Дусбургом.
Знаменитые здания и архитекторы XIX века
Вот краткая подборка некоторых из самых знаковых архитектурных проектов XIX века и их создателей, не упомянутых выше.
1800-е годы
Нассау-холл, Принстон (1802)
Архитектор: Бенджамин Генри Латроб.
Сочетание неогреческих и неоготических элементов. Старейшее здание Принстонского университета.
Балтиморская базилика (1806–1821)
Архитектор: Бенджамин Генри Латроб.
Неоклассический стиль. Первый римско-католический собор в США.
Даунинг-колледж, Кембридж (1807–1820)
Архитектор: Уильям Уилкинс.
Архитектура в неогреческом стиле с греческими колоннадами.
1810-е годы
Королевский павильон, Брайтон (1815–1823)
Архитектор: Джон Нэш (1752–1835).
Стиль мавританского возрождения (экзотизм) с луковичными куполами.
Концертхаус (ныне Берлинский драматический театр) на площади Жандарменмаркт, Берлин (1819–1821)
Архитектор: Карл Фридрих Шинкель.
Неогреческий стиль, вдохновлённый Парфеноном и архитектурой эллинизма.
1820-е годы
Дворец Тегель, Берлин (1821–1824)
Архитектор: Карл Фридрих Шинкель.
Дворцово-парковый ансамбль в неоклассическом стиле.
Ротонда Виргинского университета, Шарлотсвилл (1822–1826)
Архитектор: Томас Джефферсон.
Здание в стиле неоклассицизма.
Старый музей, Берлин (1823–1830)
Архитектор: Карл Фридрих Шинкель.
Неоклассическое здание с лоджией, выходящей в парк Люстгартен.
Британский музей, Лондон (1823–1857)
Архитектор: сэр Роберт Смёрк.
Неоклассическая архитектура с использованием различных классических ордеров.
1830-е годы
Национальная галерея, Лондон (1832–1838)
Архитектор: Уильям Уилкинс.
Неоклассическая архитектура с куполом и колоннами.
Здание Парламента (Вестминстерский дворец), Лондон (1839–1852)
Архитектор: сэр Чарльз Бэрри.
Неоготическая архитектура с итальянской симметричной планировкой.
1840-е годы
Библиотека Святой Женевьевы, Париж (1845–1850)
Архитектор: Анри Лабруст.
Первое общественное здание, в котором был использован открытый металлический каркас.
Смитсоновский институт, Вашингтон (1847–1855)
Архитектор: Джеймс Ренвик.
Здание известно как «Замок». Неоготика с элементами неороманского стиля, башенками и арками.
1850-е годы
Хрустальный дворец, Лондон (1851)
Архитектор: Джозеф Пакстон.
Промышленная архитектура: 300 000 стеклянных панелей на каркасе из кованого железа.
Первоначально был построен в Гайд-парке, затем перенесён в пригород.
Реконструкция Парижа (1852–1870)
Руководитель: барон Жорж Эжен Осман (по поручению Наполеона III).
Создание широких и прямых бульваров; снос средневековых кварталов и трущоб.
Национальная библиотека Франции, Париж (1854–1875)
Архитектор: Анри Лабруст.
Здание с чугунными конструкциями.
Собор Святого Патрика, Нью-Йорк (1858–1879)
Архитектор: Джеймс Ренвик.
Готический стиль, вдохновлённый соборами Кёльна, Реймса и Вестминстерским аббатством.
Замок Пьерфон, Уаза, Франция (1858–1885)
Архитектор-реставратор: Эжен Виолле-ле-Дюк (1814–1879).
Средневековая крепость, воссозданная в XIX веке с интерьерами в неоготическом стиле.
1860-е годы
Парижская опера (Опера Гарнье) (1860–1875)
Архитектор: Шарль Гарнье.
Стиль боз-ар (Beaux-Arts), сочетающий элементы необарокко и неоренессанса.
Мемориал принца Альберта, Гайд-парк, Лондон (1864–1876)
Архитектор: сэр Джордж Гилберт Скотт. Скульпторы: Генри Армстед, Джон Белл.
Форма готического кивория с колоннами из розово-серого гранита.
Вокзал Сент-Панкрас, Лондон (1868–1874)
Архитектор: сэр Джордж Гилберт Скотт.
Неоготический стиль с фасадом из красного кирпича.
Яркий образец викторианской архитектуры.
Опера Земпера, Дрезден (1869–1878)
Архитектор: Готфрид Земпер.
Стиль необарокко. Скульптуры на балюстраде создают выразительный силуэт.
1870-е годы
Ратуша Филадельфии (1871–1901)
Архитектор: Джон Макартур-младший.
Стиль Второй империи. На момент постройки — самое высокое здание в США.
Административное здание Эйзенхауэра, Вашингтон (1871–1888)
Архитектор: Альфред Б. Маллетт.
Построено из гранита, сланца и чугуна.
Церковь Троицы, Бостон (1872–1877)
Архитектор: Генри Хобсон Ричардсон.
Эталон романского стиля Ричардсона; в плане — греческий крест.
1880-е годы
Казино Монте-Карло (1880–1885)
Архитектор: Шарль Гарнье.
Архитектура в стиле необарокко.
Храм Саграда-Фамилия, Барселона (строительство начато в 1882 г.)
Архитектор: Антонио Гауди (с 1883 г.).
Сочетание модерна и неоготики.
Эйфелева башня, Париж (1885–1889)
Инженеры: Гюстав Эйфель и др. Архитектор: Стефан Совестр.
Промышленная архитектура: конструкция в виде гигантского пилона, собранная из железных балок.
Статуя Свободы, гавань Нью-Йорка (открыта в 1886 г.)
Скульптор: Фредерик Огюст Бартольди. Инженер-конструктор: Гюстав Эйфель.
Изображает римскую богиню свободы Либертас, которая держит факел и скрижаль с датой принятия Декларации независимости США (4 июля 1776 г.).
Епископский дворец, Асторга, Испания (1889–1915)
Архитектор: Антонио Гауди.
Архитектура в стиле модерн.
Галерея машин, Париж (1889)
Архитекторы: Фердинанд Дютерт и Виктор Контамен.
Промышленная архитектура: зал из металла и стекла с трёхшарнирной арочной конструкцией.
Универмаг «Карсон, Пири, Скотт и Ко», Чикаго (1899–1904)
Архитектор: Луис Салливан.
Предвосхищает модульную сетку модернистской архитектуры.
1890-е годы
Здание Уэйнрайт, Сент-Луис (1890–1891)
Архитектор: Луис Салливан.
В основе — сетка с чётко выраженными вертикалями несущих конструкций.
Второе здание Лейтера, Чикаго (1890–1891)
Архитектор: Уильям Ле Барон Дженни.
Здание на стальном каркасе, облицованное лёгкой кирпичной кладкой.
Здание Рилайанс, Чикаго (1890–1895)
Архитекторы: Дэниел Бёрнем и Чарльз Этвуд.
Металлокаркасная конструкция со стеклянными стенами и облицовкой из белой терракоты.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк (фасад, 1890–1902)
Архитектор: Ричард Моррис Хант.
Стиль боз-ар (Beaux-Arts) с фасадом из известняка в духе неоренессанса.
«Гаранти-билдинг», Буффало, Нью-Йорк (1894–1895)
Архитекторы: Луис Салливан и Данкмар Адлер.
Стальная конструкция, облицованная терракотой.
Особняк Ван Этвельде, Брюссель (1895–1898)
Архитектор: Виктор Орта.
Архитектура в стиле модерн; новаторское использование витражей и железа.
Здание сецессиона, Вена (1897–1898)
Архитектор: Йозеф Мария Ольбрих.
Функциональное здание геометрических форм, украшенное орнаментальными фризами. См. также: Югендстиль (1890–1914)
Майоликахаус, Вена (1898)
Архитектор: Отто Вагнер.
Венский сецессион с фасадом, украшенным керамической плиткой (майоликой).
Станция метро «Порт-Дофин», Париж (1899)
Архитектор: Гектор Гимар (1867–1942).
Архитектура в стиле модерн.
Флэтайрон-билдинг (Фуллер-билдинг), Нью-Йорк (1901–1903)
Архитектор: Дэниел Бёрнем.
Здание на стальном каркасе.
См. также: Скульпторы девятнадцатого века.
Подробнее см.: Архитектура 20-го века (1900–2000). Статья о влиятельной группе архитекторов-модернистов: Вторая чикагская школа архитектуры (ок. 1940–1975), возглавляемая бывшим директором Баухауса Мисом ван дер Роэ (1886–1969). Хронологический справочник по современному искусству: Хронология истории искусства.
- Кристофер Бейкер объявлен новым директором Шотландской Национальной портретной галереи
- Во время кражи акварели Делакруа в галерее не работала сигнализация
- «Труп в библиотеке» Агаты Кристи, краткое содержание
- «Убийство в доме викария» Агаты Кристи, краткое содержание
- «Немезида» Агаты Кристи, краткое содержание
- Роскошь шедевров Юдашкина, созданных в сотрудничестве с Калининградским янтарным комбинатом
- «Царство земное» Алехо Карпентьера, краткое содержание
- «Святая Иоанна» Джорджа Бернарда Шоу, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?