История архитектуры 19 века читать ~14 мин.
На архитектуру 19-го века большое влияние оказали более ранние архитектурные движения и иностранные, экзотические стили, которые были адаптированы к новым технологиям раннего модерна. Возрождение греческого, готического и ренессансного дизайна было объединено с современными инженерными методами и материалами. В западном мире историзм идеализировал прошлые империи и культуры и использовал вдохновленные ими мотивы для стимулирования национальной ностальгии. Основные типы архитектурных стилей девятнадцатого века включали: греческое возрождение (1800-1900); Готическое возрождение (1810-1900) – см. Английская готическая архитектура – неоренессанс и романский стиль Ричардсона (1840-1880); Вторая Империя (1850-1880); Экзотика (1800-1900); Промышленная архитектура (1850-1900); Дизайн небоскреба (1885-1900). См.: Дизайн (1850-1970).
ГЛОССАРИЙ
Краткое руководство по дизайну и архитектурному жаргону см.: Глоссарий архитектуры.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Руководство см.: Определение искусства.
Характеристики и история
Архитектура XIX века отличается двумя основными характеристиками: использование разнообразных исторических стилей и разработка новых материалов и структурных методов.
Первый возник из-за того, что архитектор XIX века считал, что он должен продолжать традиционные стили своих предшественников. Элементы этих более ранних стилей были собраны вместе, чтобы придать авторитет ратушам (Бирмингем), железнодорожным вокзалам (Юстон, Лондон), оперным театрам (Парижская опера) и законодательным собраниям (палаты парламента, Лондон). Сдержанность вкуса и тщательное применение классических стандартов, которые характеризовали 18 век, уступили место множеству стилей, которые могли быть причудливыми, напыщенными или суровыми и, в целом, для современных глаз, весьма любопытными.
Вторая характеристика возникла в результате разработки новых материалов в результате новых промышленных потребностей. В строительстве требовались новые формы – заводы, склады, вокзалы, административные центры, больницы. В середине века чугун использовался в строительстве больших зданий, таких как склады и библиотеки. Хрустальный дворец, спроектированный Джозефом Пакстоном для Международной выставки 1851 года в Лондоне, стал ярким примером возможностей чугуна и стекла, получившего всемирную известность. Новые строительные материалы из черных металлов были сделаны в соответствии со вкусом классического, средневекового или других экзотических стилей (Брайтонский павильон); например, стеклянный и железный свод Брунеля и Вятта для вокзала Паддингтон опирался на «готические» колонны. В 1889 году Густав Эйфель спроектировал для Парижа выставочную башню, которая носит его имя, и обеспечил такую же форму рекламы для нового материала – стали.
В Америке архитектура конца 18-го века и строительные конструкции начала 19-го века обычно основывались на римской или греческой архитектуре, известной как «федеральный стиль» или «греческое возрождение». Среди экспонентов были Томас Джефферсон (1743-1826), Уильям Торнтон (1759-1828), Джеймс Хобан (1762-1831), Чарльз Булфинч (1763-1844) и Бенджамин Латроб (1764-1820). Позже произошло возрождение готической архитектуры под руководством таких дизайнеров, как Ричард Апджон (1802-1878), Эндрю Джексон Даунинг (1815-1852) и Джеймс Ренвик (1818-1895). Романский стиль представлял Генри Хобсон Ричардсон. (1838-1886) и Ренессанс Ричард Моррис Хант (1827-1895), в то время как разносторонний Чарльз Фоллен МакКим (1847-1909) создал ряд различных дизайнов.
Битва стилей
В то время как архитектор, нанятый в основном культурными клиентами с классическими вкусами, не сомневался, что «классика» была правильной формой архитектуры, у архитекторов 19 века не было такой уверенности – равно как и у клиентов с такими же сформированными вкусами. Они также разрабатывались для агрессивно меняющегося общества, что часто осуждалось чувствительными и влиятельными критиками, такими как Джон Раскин (1819-1900). Перед ними стояли две основные возможности; старый и проверенный классический стиль греческого искусства или средневековый христианский стиль – добродетельный, достойный и романтичный. У обоих были сильные пропагандисты.
Огастус Уэлби Пьюджин, например, придя к выводу, что средневековье – последний «моральный» стиль, а архитектура либо хороша, либо плоха (его книга «Контрасты» представляет собой сравнение классических и средневековых зданий, всегда в ущерб классическим). Классический взгляд заключался в том, что единственными истинными формами для современного общества были мирские и цивилизованные классические колонны и фронтоны.
Между двумя фракциями разгорелась битва и ранняя эпоха викторианской архитектуры была наполнена триумфами одной или другой. В Великобритании Пьюджин одержал великую победу, построив здание Парламента, во Франции он латал, реставрировал и писал с большой средневековой энергией Виолле ле Дюк. Во Франции Гарнье спроектировал Парижскую оперу (1861-9), а Джордж Гилберт Скотт в Лондоне спроектировал классические здания, такие как Министерство иностранных дел (1861). Результата этой битвы так и не было – более того, она до сих пор продолжается как противостояние вкусов.
Инженерная архитектура
Пока борьба стилей занимала энергию архитекторов, в промышленности происходили большие изменения. Стало возможным массовое производство стекла, железа и позже стали. Станкостроение обеспечило точность производства, которая, будучи примененной к строительству, позволила возводить большие и безопасные конструкции, построенные из унифицированных компонентов. Потребности в фабриках, складах и транспорте привели к появлению новых типов хозяйственных зданий в промышленных городах и портах. Железные дороги нуждались в станциях, больших мостах и виадуках. Архитекторы по своей профессиональной подготовке вряд ли были способны удовлетворить спрос на дизайн – разве что предложить стиль – и инженер-строитель появился как ответ на эту потребность. Склады Кэтрин Док в Лондоне, построенные Телфордом, и склад Маршалла Филда в Чикаго, построенный Ричардсоном, являются ранними и поздними примерами складского дизайна, в то время как железнодорожные вокзалы Лондона предлагают целый ряд решений – от дорического портика Юстона (1838), спроектированного архитектором Филипом Хардвиком, до простого кирпичного арочного фасада вокзала Кингс Кросс работы Томаса Кьюбита.
Для той же выставки в Париже, для которой Эйфель построил свою башню, в 1889 году два инженера спроектировали Galeries des Machines, самый большой свободный пролет, который тогда пытались построить, и поставили его на качающиеся опоры, что придало видимость легкости большой и тяжелой конструкции – чисто инженерное решение. Рядом с Миланским собором была построена Галерея Витторио Эммануэле из стекла и чугуна, соперничающая по высоте с нефом собора. В конце века Амстердамская биржа (Stock Exchange) была построена Берлаге из кирпича, стали и стекла в недекорированном, голом функциональном стиле, который предвещает новую архитектуру 20-го века, возможно, больше, чем любой из классических или средневековых примеров, возникших в результате борьбы стилей.
Архитектура небоскреба
Во второй половине XIX века в Соединенных Штатах наиболее эффективно использовались возможности чугуна и стали в строительстве многоэтажных блочных конструкций. После установки компанией Otis первого безопасного лифта стало возможным использовать и строить высокие здания. Архитектура небоскреба впервые появилась в Нью-Йорке, но жанр был освоен Чикагской архитектурной школой в конце 1880-х и 1890-х годах благодаря таким архитекторам-пионерам, как Уильям Ле Барон Дженни (1832-1907), Дэниел Хадсон Бернхэм (1846-1912).), Данкмар Адлер (1844-1900), Луи Салливан (1856-1924), Касс Гилберт (1859-1934). Чтобы узнать больше о дизайнерах из США, см.: Американские архитекторы. (1700-2000).
Церковь Троицы Ричарда Апджона (1841-6), которую сегодня затмевают небоскребы нью-йоркской Уолл-стрит, при строительстве возвышалась над окружающей средой. Она символизирует поражение стилей в результате роста вертикальной архитектуры, которая стала доминировать в американской городской среде. Название «небоскреб» впервые было применено в конце XIX века к зданиям из стального каркаса высотой не менее 10 этажей. Позже Комитет по стандартам Эмпорис определил высотное здание как многоэтажное сооружение или здание в 12-39 этажей; небоскреб был определен как многоэтажное здание с архитектурной высотой не менее 330 футов. См. также: Американская архитектура (с 1600 г. по настоящее время).
Здание жилищного страхования в Чикаго (спроектированное Уильямом Ле Бароном Дженни) было первым небоскребом со стальным каркасом в 1885 году с высотой 138 футов, хотя некоторые утверждают, что семиэтажное здание Equitable Life Assurance Building в Нью-Йорке, построенное в 1870 году, должно получить этот титул из-за его новаторского использования каркаса. Еще одним ранним небоскребом было здание Rand McNally Building (1889 г.) Бернхэма и Рут, первое высотное здание со стальным каркасом, как и магазин Карсона Пири Скотта Луи Салливана (1899 г.).
Новые материалы, концентрация населения в новых быстро растущих городских районах, особенно в Чикаго и Нью-Йорке в середине XIX века, прочные каменные фундаменты, доступный капитал и такие изобретения, как лифт, привели к росту американских городских зданий вверх. Инженеры предоставили средства, а архитекторы, взяв их на вооружение, использовали. Первый проект настоящего 28-этажного небоскреба в Чикаго, который не был реализован, был разработан Л. С. Баффингтоном в 1887 году и опередил здания Уэйнрайта (1890) и Гаранти (1896) Луиса Салливана всего на несколько лет. Однако здания Салливана намного опередили здания Баффингтона и более поздние строения, такие как Woolworth Building Касса Гилберта (1934), показали путь, по которому должен был пойти дизайн архитектуры небоскребов. Вертикальный акцент Салливана через несущие колонны стал более поздней темой, а не попыткой вертикального расширения исторически сложившегося дизайна – например, вертикального итальянского палаццо.
К концу столетия здание American Surety Building, спроектированное Брюсом Прайсом и завершенное в 1896 году, дало Нью-Йорку титул города самого высокого здания на многие годы. Для более широкого взгляда на искусство и культуру Америки см. Также: American Art (1750-настоящее время).
Дизайн жилья
В течение столетия в жилищном обеспечении произошли большие изменения. Жилье для рабочих раньше было коттеджного типа, спроектированное на месте каменщиками и плотниками без архитекторов и планов. Новообразовавшемуся среднему классу, коммерсантам и фабрикантам, бизнесменам и профессионалам приходилось копировать или завидовать только большим домам помещиков. Для рабочих промышленного города не было жилья нового поколения. В города приезжали клерки купцов и другие работники умственного труда. Сложилась сложная классовая структура, особенно в Великобритании. В Соединенных Штатах такой же эффект произошел из-за различий между сознанием денег и расой. Результатом стало новое разнообразие и качество жилищного строительства. Все вкусы, цены, социальный уровень и удобство расположения были учтены по-разному.
До 19-го века архитектура была в лучшем состоянии, строительство для рабочих – с удачными и удовлетворительными решениями в каждой категории: в 19-м веке они были объединены в новую великую промышленность – строительство домов. (Смотрите также Стиль бидермейер 1810-60 гг.)
Самым прискорбным концом были трущобы великих городов мира. Претенциозность большей части жилья среднего класса отражается в распространении стилей на помпезных фасадах, но в течение столетия потребности в жилье стали более важны, особенно в рамках движения искусств и ремесел и социальных революций, которые были объявлены во время середина века. До конца века Филип Уэбб, Норман Шоу и CFW Voysey создали новую домашнюю архитектуру в Англии, а в Америке Ричардсон представил стиль, который Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) использовал в Оук-парке в Чикаго. Подробнее о европейских дизайнерах-авангардистах см.: Школа дизайна Баухаус (1919-33) и голландская группа Де Стейл, организованная Тео ван Дусбургом.
Знаменитые здания и архитекторы XIX века
Вот краткая подборка некоторых из самых новаторских архитектурных проектов девятнадцатого века, не упомянутых выше, а также архитекторов, которые их создали.
1800-е годы
Нассау-холл, Принстон (1802 г.),
спроектированный Бенджамином Генри Латробом.
Смесь греческих и готических элементов. Самое старое здание Принстонского университета.
Базилика Балтимора (1806–21),
спроектированная Бенджамином Генри Латробом.
Неоклассический стиль. Первый римско-католический собор в США.
Даунинг-колледж, Кембридж (1807-20)
Разработан Уильямом Уилкинсом.
Архитектура в стиле греческого возрождения с греческими колоннами.
1810-е годы
Королевский павильон, Брайтон (1815-23),
спроектированный Джоном Нэшем (1752-1835).
Мавританский стиль возрождения архитектуры экзотики с луковичными куполами.
Концертхаус на Жандарменмаркт в Берлине (1819-21) по
проекту Карла Фридриха Шинкеля.
Стиль греческого возрождения, основанный на проектах Парфенона и эллинистической архитектуры.
1820-е годы
Дворец Тегель, Берлин (1821-24),
спроектированный Карлом Фридрихом Шинкелем.
Здание и сад в неоклассическом стиле.
Ротонда, Университет Вирджинии, Шарлоттсвилль (1822-26)
Дизайн Томаса Джефферсона.
Неоклассический стиль архитектуры.
Старый музей, Берлин (1823-30).
Дизайн Карла Фридриха Шинкеля.
Неоклассическая лоджия с видом на Люстгартен (сад удовольствий).
Британский музей, Лондон (1823-57).
Дизайн сэра Роберта Смирка.
Неоклассическая архитектура, сочетающая в себе классические порядки.
1830-е годы
Национальная галерея, Лондон (1832-38)
Дизайн Уильяма Уилкинса.
Неоклассическая греческая архитектура с куполом и колоннами.
Здание парламента в Лондоне (1839-1852 гг.),
Спроектированное сэром Чарльзом Барри.
Готическая архитектура с итальянским планом.
1840-е годы
Библиотека святой Женевьевы, Париж (1845-50)
Дизайн Анри Лабруста.
Первое неутилитарное здание с открытыми металлическими конструкциями.
Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия (1847-55).
Разработал Джеймс Ренвик.
Известный как «Замок». Готическое возрождение с элементами романского стиля, башенками и арками.
1850-е годы
Хрустальный дворец, Лондон (1851 г.),
спроектированный Джозефом Пакстоном.
Промышленная архитектура: 300 000 оконных стекол на кованой основе.
Первоначально был построен в Гайд-парке, а затем был перенесен в Пендж-Коммон.
Реконструкция города Парижа (1852-70)
по проекту барона Жоржа-Эжена Османа при Наполеоне III.
Более широкие, прямые и длинные бульвары и проспекты; расчистка трущоб.
Национальная библиотека Франции, Париж (1854-75).
Дизайн Анри Лабруста.
Промышленное чугунное строительство.
Собор Святого Патрика, Нью-Йорк (1858-79),
спроектированный Джеймсом Ренвиком.
Оформлен в готическом стиле, вдохновленном соборами Кёльна, Реймса и Вестминстерского аббатства.
Замок Пьерфон, Уаза, Франция (1858-85),
спроектированный Эженом Виолле-ле-Дюк (1814-79).
Средневековый стиль архитектуры с интерьером в стиле готики.
1860-е годы
Парижская опера, экстерьер и интерьер (1860-75).
Дизайн – Шарль Гарнье.
Архитектура барокко в сочетании с Ecole des Beaux-Arts с элементами неоготики.
Мемориал принца Альберта, Гайд-парк, Лондон (1864-76)
Разработан сэром Джорджем Гилбертом Скоттом. Скульптуры Генри Армстеда, Джона Белла.
Форма Ciborium готического святилища с розово-серыми гранитными колоннами.
Станция Сент-Панкрас, Лондон (1868-74)
Дизайн сэра Джорджа Гилберта Скотта.
Готический стиль возрождения с фасадом из красного кирпича.
Викторианское искусство в его наиболее типичной форме.
Опера Земпера, Дрезден (1869-78),
спроектированная Готфридом Земпером.
Стиль возрождения барокко в архитектуре, скульптуры горизонта.
1870-е годы
Мэрия Филадельфии (1871-1880),
спроектированная Джоном МакАутером-младшим
в стиле Второй Империи. В то время – самое высокое каменное здание в США.
Административное здание, Вашингтон, округ Колумбия (1871-1888),
спроектированное Альфредом Б. Маллетом.
Построен из чугуна, гранита и сланца.
Церковь Троицы, Бостон (1872-77),
спроектированная Генри Хобсоном Ричардсоном.
Образец романского стиля Ричардсона; макет на основе греческого креста.
1880-е годы
Казино Монте-Карло (1880-85)
Дизайн Шарля Гарнье.
Необарокко в архитектуре.
Саграда Фамилия, Барселона (1883 г.)
Дизайн Антонио Гауди.
Стиль модерн готической архитектуры.
Эйфелева башня, Париж (1885-89)
Разработана Гюставом Эйфелем (1832-1923) и Стивеном Совестром.
Промышленная архитектура: гигантский пилон виадука, сборные железные балки.
Статуя Свободы, гавань Нью-Йорка (посвященная 1886 году).
Дизайн Фредерика Огюста Бартольди.
Состоит из женской фигуры Либертас, римской богини свободы, которая держит факел и табличку, символизирующую закон, с датой (4 июля 1776 г.) Декларации независимости США.
Дворец Вагнера, Вена (1889-91)
Дизайн Отто Вагнера.
Венский сецессионный стиль архитектуры, сочетающий в себе нежные изделия из металла с орнаментом.
Епископальный дворец, Леон, Испания (1889-93)
Дизайн Антонио Гауди.
Стиль архитектуры модерн.
Галерея машин, Париж (1889)
Дизайн Фердинанда Дутерта и Виктора Контамина.
Промышленная архитектура: Металлический и стеклянный зал с трехшарнирной арочной конструкцией.
Универмаг Карсона Пири Скотта, Чикаго (1899-1904)
Дизайн Луи Салливана.
Предвосхищение единой сетки модернистской архитектуры.
1890-е годы
Здание Уэйнрайт, Сент-Луис (1890-91),
спроектированное Луи Салливаном.
На основе сетки ярко выраженных структурных вертикалей.
Второе здание Лейтера, Чикаго (1890-91),
спроектированное Уильямом ле Бароном Женнеем.
Конструкция стального каркаса: металлический каркас, задрапированный навесом из легкой кирпичной кладки.
Здание Reliance, Чикаго (1890-95),
спроектированное Дэниелом Бернхэмом и Чарльзом Этвудом.
Металлокаркасная конструкция: стена из стекла и белой терракоты.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк (1890-1902)
Дизайн Ричарда Морриса Ханта.
Ренессанс викторианского стиля известняковых фасадов.
«Гаранти-билдинг», Буффало, Нью-Йорк (1894-1895),
спроектированный Луи Салливаном и Данкмаром Адлером.
Облицовка стальной конструкцией.
Отель Van Eetvelde, Брюссель (1895-98)
Дизайн Виктора Орта.
Архитектура в стиле модерн; творческое использование витража и железа.
Дом Венской Сецессии, Вена (1897-98),
спроектированный Йозефом Марией Ольбрихом.
Функциональное здание геометрической формы, украшенное орнаментальными фризами. Смотрите также: Югендстиль (1890-1914)
Дом Майолики, Вена (1898 г.),
спроектированный Отто Вагнером.
Венский сецессион в архитектуре с художественным фасадом из керамики.
Станция метро Porte Dauphine, Париж (1899 г.),
спроектированная Гектором Гимаром (1867-1942).
Стиль архитектуры модерн.
Флэтайрон-билдинг (Фуллер-билдинг) Нью-Йорк (1901-03),
спроектированный Дэниелом Бернхэмом.
Металлокаркасная конструкция.
См. Также: Скульпторы девятнадцатого века.
Подробнее см.: Архитектура 20-го века (1900-2000). Статья о влиятельной группе модернистских архитекторов: Вторая чикагская архитектурная школа (ок. 1940-1975), возглавляемая бывшим директором Баухауза Мис ван дер Роэ (1886-1969). Хронологический справочник по современному искусству: Хронология истории искусства.
- Кристофер Бейкер объявлен новым директором Шотландской Национальной портретной галереи
- Во время кражи акварели Делакруа в галерее не работала сигнализация
- 92 произведения искусства, украденные более десяти лет назад, выставлены в замке в Па-де-Кале
- «Станция одиннадцать» Эмили Сент-Джон Мандел, краткое содержание
- «Перси Джексон и лабиринт смерти» Рика Риордана, краткое содержание
- «Сеть Алисы» Кейт Куинн, краткое содержание
- «Пуэрториканский некролог» Педро Пьетри
- Роскошь шедевров Юдашкина, созданных в сотрудничестве с Калининградским янтарным комбинатом
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?