Оп-арт читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Оп-арт (термин был придуман в 1964 году журналом Time) — это форма абстрактного искусства (в частности, беспредметного искусства), которая опирается на оптические иллюзии, чтобы обмануть глаз зрителя. Его также называют оптическим искусством или ретинальным искусством. Являясь формой кинетического искусства, оно связано с геометрическими дизайнами, создающими ощущение движения или вибрации. Работы в стиле оп-арт сначала создавались в чёрно-белых тонах, позже — в ярких цветах. Исторически можно сказать, что стиль оп-арт возник в работах художника-кинетиста Виктора Вазарели (1908-1997), а также из абстрактного экспрессионизма. Другим крупным художником оп-арта является британская художница Бриджит Райли (род. 1931). Современный интерес к движению ретинального искусства возник в 1965 году, когда крупная выставка оп-арта в Нью-Йорке под названием «Отзывчивый глаз» привлекла внимание общественности. В результате этот стиль начал появляться в печатной графике, рекламе и оформлении альбомов, а также в дизайне моды и интерьеров. К концу 1960-х годов движение оп-арт угасло.
Что такое оп-арт? – Характеристики
Оп-арт можно определить как тип абстрактного или конкретного искусства, состоящего из непредставительных геометрических форм, которые создают различные типы оптических иллюзий. Например, при просмотре картины оп-арт могут вызвать у глаза ощущение движения (например, вздутие, искривление, мерцание, вибрацию) на поверхности картины. При этом узоры, формы и цвета, используемые в этих картинах, обычно выбираются за их иллюзорные качества, а не за их содержательное или эмоциональное значение. Кроме того, художники оп-арта используют как позитивные, так и негативные пространства для создания желаемых иллюзий.
Как работает оп-арт
Оп-арт использует функциональную связь между сетчаткой глаза (органом, который «видит» узоры) и мозгом (органом, который интерпретирует узоры). Определённые узоры вызывают путаницу между этими двумя органами, что приводит к восприятию иррациональных оптических эффектов. Эти эффекты делятся на две основные категории: во-первых, движение, вызванное определёнными специфическими чёрно-белыми геометрическими узорами, такими как те, что в ранних работах Бриджит Райли, или алюминиевых поверхностях Хетулио Альвиани, которые могут сбить с толку глаз даже до такой степени, что вызывают физическое головокружение. (Примечание: связь оп-арта с эффектами движения — вот почему он рассматривается как раздел кинетического искусства.) Во-вторых, послеобразы, которые появляются после просмотра картин с определёнными цветами или цветовыми сочетаниями. Взаимодействие различных цветов в картине — одновременный контраст, последовательный контраст и обратный контраст — может вызвать дополнительные ретинальные эффекты. Например, в «храмовых» картинах Ричарда Анушкевича расположение двух сильно контрастирующих цветов создаёт впечатление, что архитектурная форма вторгается в пространство зрителя.
Несмотря на свои странные, часто вызывающие тошноту эффекты, оп-арт полностью соответствует традиционным канонам изобразительного искусства. Вся традиционная живопись основана на «иллюзии» глубины и перспективы: оп-арт просто расширяет её изначально иллюзорную природу, вмешиваясь в правила, управляющие оптическим восприятием.
История
Истоки оп-арта восходят к довоенным теориям живописи, включая конструктивистские идеи школы дизайна Баухаус 1920-х годов в Германии, которая подчёркивала важность общего формального дизайна в создании определённого визуального эффекта. Когда Баухаус закрылся в 1933 году, многие его преподаватели (в частности, Йозеф Альберс) переехали в Америку и преподавали в Чикаго и в колледже Блэк-Маунтин в Северной Каролине. Йозеф Альберс создал свою знаменитую серию картин «Посвящение квадрату», которая имела тенденции оп-арта. Тем временем, с начала 1930-х годов, венгерский художник и график Виктор Вазарели экспериментировал с различными визуальными трюками, такими как trompe-l’oeil и другими, из определённых типов плакатного искусства: см. его картину в стиле оп-арт «Зебры» (1938). Позже он обратился к живописи, создавая геометрические абстрактные картины, которыми он знаменит. В 1950-х годах стиль оп-арт также появился в чёрно-белых панелях Dazzle Джона Макхейла на выставке «This Is Tomorrow» в 1956 году. Бриджит Райли начала развивать свой характерный стиль чёрно-белого оптического искусства около 1960 года.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?