Оп-арт читать ~5 мин.
Оп-арт (термин впервые появился в журнале «Time» в 1964 году) — направление абстрактного искусства, фокусирующееся на оптических иллюзиях. Художники этого стиля используют особенности визуального восприятия, чтобы «обмануть» глаз зрителя. Это направление также известно как оптическое или ретинальное искусство. Будучи ответвлением кинетического искусства, оп-арт оперирует геометрическими узорами, которые создают иллюзию движения, вибрации или деформации плоскости. Изначально работы выполнялись исключительно в черно-белой гамме, однако позже авторы начали активно применять насыщенные цвета.
Возникновение стиля связывают с экспериментами художника-кинетиста Виктора Вазарели (Victor Vasarely, 1908–1997) и развитием абстрактного экспрессионизма. Значительный вклад внесла британская художница Бриджит Райли (Bridget Riley, род. 1931). Всплеск интереса к «ретинальному искусству» произошёл в 1965 году после открытия в Нью-Йорке выставки «Отзывчивый глаз» (The Responsive Eye). Событие привлекло широкое внимание, и элементы оп-арта быстро проникли в дизайн одежды, интерьеров и рекламную графику. К концу 1960-х годов массовое увлечение этим направлением пошло на спад.
Характеристики и методы оп-арта
Оп-арт классифицируется как вид абстрактного или конкретного искусства. В его основе лежат геометрические формы, лишённые сюжетной нагрузки. Главная задача таких произведений — создание оптического феномена. При взгляде на полотно у зрителя возникает ощущение, что изображение движется: поверхность кажется выпуклой, искривлённой или вибрирующей. Художники подбирают узоры и цвета исходя из их способности создавать иллюзии, игнорируя эмоциональный контекст.
Важнейшим инструментом в арсенале оп-артистов является манипуляция позитивным и негативным пространством. Фигуры и фон становятся равноправными участниками композиции, меняясь местами в восприятии зрителя. Часто используется эффект муара — наложение двух периодических сетчатых рисунков, которое порождает новый узор, отсутствующий в оригинальных слоях.
Механизм воздействия
Эстетика оп-арта эксплуатирует функциональную связь между сетчаткой глаза и мозгом. Определённые визуальные ритмы перегружают зрительный нерв, вызывая сбой в интерпретации сигнала. Зритель видит образы, которых физически не существует на холсте. Эти эффекты можно разделить на две группы. Первая — иллюзия движения, создаваемая черно-белой геометрией. Ранние работы Бриджит Райли или алюминиевые конструкции, которые создавал Хетулио Альвиани (Getulio Alviani), способны дезориентировать вестибулярный аппарат вплоть до головокружения.
Вторая группа эффектов основана на работе с цветом и возникновении послеобразов. Если долго смотреть на яркий цветовой объект, а затем перевести взгляд, сетчатка проецирует инвертированный по цвету «призрак» этого объекта. Художники используют одновременный и последовательный контраст для усиления вибрации. В работах Ричарда Анушкевича (Richard Anuszkiewicz) сопоставление интенсивных оттенков создаёт эффект архитектурного вторжения цвета в реальное пространство зала.
Несмотря на физиологическое, порой агрессивное воздействие, оп-арт не нарушает канонов изобразительного искусства. Традиционная живопись веками создавала иллюзию глубины и объёма на плоскости. Оптическое искусство доводит эту идею до абсолюта, вмешиваясь непосредственно в механизмы зрительного восприятия.
Исторический контекст
Корни оп-арта уходят в довоенные теории восприятия и конструктивистские принципы школы Баухаус. Немецкие дизайнеры 1920-х годов уделяли особое внимание формальному анализу и психологии зрения. После закрытия школы в 1933 году многие преподаватели, включая Йозефа Альберса (Josef Albers), эмигрировали в США. Альберс, преподававший в колледже Блэк-Маунтин и Йеле, создал знаменитый цикл «Посвящение квадрату» (Homage to the Square), исследующий взаимодействие вложенных цветных фигур.
Параллельно во Франции Виктор Вазарели с 1930-х годов экспериментировал с оптическими трюками и плакатным искусством. Его картина «Зебры» (1938), где животные сформированы лишь черно-белыми линиями без контуров, считается одной из первых работ в прото-стиле оп-арта. Вазарели также опирался на научные теории цвета, в частности на работы химика Мишеля-Эжена Шеврёля, описавшего законы цветовых контрастов, которые ранее вдохновляли импрессионистов.
Официальным признанием направления стала выставка «Отзывчивый глаз» (The Responsive Eye), организованная Уильямом К. Зайцем в Музее современного искусства Нью-Йорка (MoMA) в 1965 году. Экспозиция объединила работы Вазарели, Райли и других мастеров. Мероприятие имело колоссальный успех у публики, хотя критики отнеслись к нему прохладно, обвинив стиль в поверхностности. Выставка спровоцировала мгновенную коммерциализацию эстетики: черно-белая геометрия стала основой «мод» (mod) стиля в одежде.
К 1970-м годам популярность оп-арта снизилась, однако интерес к нему периодически возвращается. Крупные ретроспективы прошли в Страсбурге (2005), Франкфурте (2007) и Нью-Йорке (2007). Произведения мастеров оптических иллюзий хранятся в собраниях ведущих художественных музеев мира.
Ключевые представители
Виктор Вазарели
Считается патриархом направления. Уроженец Венгрии, работавший во Франции, Виктор Вазарели (Victor Vasarely) скептически относился к идее уникальности произведения искусства. Он утверждал, что в эпоху технологий ценность работы заключается в оригинальности идеи, которая должна быть воспроизводимой. Вазарели стремился создать «универсальный фольклор» — понятный всем язык геометрических форм. Его видение «солнечного, полихромного города» предполагало интеграцию кинетического искусства в архитектуру и общественные пространства.
Бриджит Райли
Британская художница Бриджит Райли (Bridget Riley) известна способностью вызывать у зрителя почти физический дискомфорт своими черно-белыми композициями. В отличие от строго научного подхода Вазарели, Райли работает интуитивно. Она скрывает геометрическую структуру за иллюзорными эффектами, заставляя глаз блуждать по поверхности холста. Сама художница отмечает, что её работы следует рассматривать как природный феномен, не ища в них скрытых символов.
Питер Седжли
Питер Седжли (Peter Sedgley, род. 1930) расширил границы жанра, экспериментируя со светом. Получил известность благодаря работам с концентрическими цветными кольцами, напоминающими мишени. Для усиления эффекта он использовал программируемую подсветку, меняющую восприятие пигментов. Позднее он создал «видеороторы» — вращающиеся диски, покрытые флуоресцентными красками, которые взаимодействовали с ультрафиолетом и стробоскопами.
Среди других значимых фигур направления: Яаков Агам (Yaacov Agam), Ричард Аллен (Richard Allen), Карлос Крус-Диес (Carlos Cruz-Diez), Тони ДеЛап (Tony DeLap), Гюнтер Фрутрунк (Günter Fruhtrunk), Хулио Ле Парк (Julio Le Parc), Джон Макхейл (John McHale), Юри Мессен-Яшин (Youri Messen-Jaschin), Хесус Рафаэль Сото (Jesús Rafael Soto), Джулиан Станчак (Julian Stanczak), Гюнтер Юккер (Günther Uecker), Людвиг Вилдинг (Ludwig Wilding) и Мэриан Зазила (Marian Zazeela).
- Зачем покупают апартаменты от застройщика в Санкт-Петербурге
- В Курском драмтеатре прошла генеральная репетиция спектакля «Месяц в деревне»
- Ярослав Милонов: «Получение ВНЖ Испании через обучение»
- Великие исполнители навестили Женеву и Цюрих. Обещали вернуться
- «Элегантность ежика» Мюриэль Барбери, краткое содержание
- Фрэнк Стелла: художник-абстракционист, минималист, фигурные холсты
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?