Ориентализм: история, художники читать ~8 мин.
В изобразительном искусстве термин «ориентализм» относится к изображению людей или мест в современной Греции, Турции, Северной Африке или на Ближнем Востоке художниками с Запада. Хотя эта форма уходит корнями в искусство эпохи Возрождения, она приобрела широкую популярность как среди коллекционеров, так и среди художественных критиков в начале XIX века в связи с преобладавшими тогда настроениями романтизма.
Катализатором этого востоковедения стало вторжение Наполеона в Египет в 1798 году, которое вызвало значительный интерес к этому региону и его культуре. В результате многие художники (в основном французские) отправились в Северную Африку, Левант и на Ближний Восток, где они создавали разнообразные жанровые картины и зарисовки повседневной жизни – на фоне мечетей, базаров, рынков и других общественных мест.
Ориенталистская живопись приветствовалась на Парижском салоне: более того, она оказала сильное влияние на французскую живопись того периода, вызвав особый интерес у хранителей академического искусства во Французской академии и в Королевской академии в Лондоне, где ориентализм стал практически самостоятельным жанром викторианского искусства, благодаря своей популярности среди публики.
Среди художников, которые отправились за границу, чтобы принять идиому, были великий художник-романтик Эжен Делакруа (1798-1863), академик Жан-Леон Жером (1824-1904), прерафаэлиты Уильям Холман Хант (1827-1910) и Дэвид Уилки (1785-1841) – ведущий британский художник-жанрист, которому было пятьдесят пять лет в 1840 году, когда он совершил путешествие в Стамбул и Иерусалим и умер в Гибралтаре на обратном пути в Великобританию.
Процветая в течение 70 лет или более, искусство ориентализма начало терять свою власть над воображением публики в 1880-х годах. Создание Общества художников-ориенталистов, основанного в Париже в 1893 году, стало его надгробным камнем. Постколониальные критики с тех пор называют «ориентализм» покровительственной и вводящей в заблуждение пропагандой, которой он, несомненно, являлся. Тем не менее, он дал художникам-романтикам множество новых сюжетов для живописи, а также новые формы света и цвета, с помощью которых можно было украсить самую скучную выставку.
История и развитие
Картины с ближневосточными фигурами и сценами появляются в живописи раннего Возрождения и, в частности, венецианской живописи, у таких художников, как Джентиле Беллини (1429-1507) и других. Гений голландского барокко Рембрандт (1606-1669) – величайший в мире библейский живописец – также ассоциируется с такими картинами, а развратная пышность левантийских гаремных сцен привлекала эротическую эстетику искусства XVIII века рококо, популяризированную Франсуа Буше (1703-1770).
Но если ориентализм как таковой не был чем-то новым, он редко встречался. И очень малое количество христианского искусства, представленного на выставке, с его ближневосточными сценами из Библии, было в какой-либо степени ориенталистским. В основном на картинах изображались итальянские сельские пейзажи («Отдых во время бегства в Египет» , 1520, Иоахима Патенье) и европейские фигуры («Обнаружение юного Моисея» , 1580, Паоло Веронезе), выполненные в идеализированном стиле. Единственным жестом в сторону ближневосточного или левантийского ориентализма был случайный минарет, тюрбан или шапка в турецком стиле («Святой Марк, проповедующий в Александрии», 1505, работа Джентиле Беллини).
Проще говоря, ориентализм XIX века удовлетворял любопытство публики к Ближнему Востоку после французской военной кампании в Египте и публикации французским правительством в 1809 году 24-томного «Описания Египта» (1809-22), иллюстрирующего географию, архитектуру и социальные обычаи египетской Северной Африки. Конечно, некоторые из ранних ориенталистских картин были не более чем культурной пропагандой в поддержку французского империализма, изображая Восток как место отсталости, которую с удовольствием улучшит французское правление. Типичный пример – «Наполеон в чумном доме в Яффо» (1804 г., Лувр, Париж) официального наполеоновского художника Антуана-Жана Гроса (1771-1835), который даже не покидал берегов Франции, не говоря уже о посещении охваченной чумой Палестины.
К сожалению, некоторые картины были нарочито сальными, играя на эротических фантазиях как коллекционеров, так и публики. Примером такой тенденции может служить развратная работа Жана-Леона Жерома «Заклинатель змей» (1879, Институт искусств Кларка, Массачусетс), на которой группа мужчин сидит на земле и наблюдает за молодым обнажённым заклинателем змей на ослепительном фоне исламских изразцов, заставляющих картину переливаться синим и серебряным. В то же время Жером был способен создать абсолютный шедевр, такой как «Молитва в мечети» (1871, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Другим востоковедом в кресле был Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867), доцент Французской академии, известный своими тщательными, отполированными до блеска работами. Как и барон Грос, Энгр никогда не путешествовал на Восток, но радовал публику обнажёнными наложницами и воображаемыми сценами турецких гаремов, такими как «Турецкая баня» (1863, Лувр) и «Великая одалиска» (1814, Лувр).
Можно также сказать, что, помимо эротического содержания, эти восточные картины гаремов вызывали в памяти культивированное, изнеженное существование, к которому стремились многие жители Запада – не в пример популярным «римским» картинам Лоуренса Альма-Тадемы (1836-1912), таким как «Тепидарий» (1881, Художественная галерея Леди Левер, Порт Санлайт). В любом случае, вкус к исламскому искусству и восточным мотивам нашёл своё отражение в декоративном искусстве многих домов в Англии и Франции, примером чего может служить мозаичное искусство в доме ориенталиста Фредерика Лейтона (1830-1896).
Чтобы почувствовать вкус настоящего ориентализма, смотрите Музеи исламского искусства по всему миру.
Об эволюции искусства:
О развитии декоративно-прикладного искусства см: История искусства.
Краткое руководство по конкретным школам и стилям см: Художественные направления.
Ориентализм также стимулировал появление нового типа детального и реалистичного библейского искусства, включая новые версии сцен из жизни Иисуса и его учеников. Это развитие хорошо иллюстрирует религиозное искусство русской передвижной школы, включающее такие шедевры, как: «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии» (1887, Русский музей, Санкт-Петербург) работы Василия Поленова (1844-1927); и «Воскрешение дочери Иаира» (1871, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) работы Ильи Репина (1844-1930). Этот тип детального реализма особенно импонировал протестантской эстетике верности природе, примером которой являются такие картины, как Обретение Христа в храме (1860; Birmingham Museum & Art Gallery) и Чудо святого огня (1899, Fogg Art Museum) Уильяма Холмана Ханта из братства прерафаэлитов.
Из тех художников, которые отправились в Левант и Северную Африку, многие придерживались идеи пленэрной живописи, хотя это стало гораздо удобнее после изобретения американским художником Джоном Рэндом в 1841 году складной жестяной трубки для краски – событие, оказавшее значительное влияние на развитие импрессионистской пейзажной живописи с её акцентом на захват мгновенного света на сцене.
Ирландские художники, путешествовавшие на Ближний Восток, все были художниками, работавшими на открытом воздухе. Среди них: Натаниэль Хоун Младший (1831-1917), один из первых ирландцев, написавших картины в Египте в 1870-х годах; Алоизий О’Келли (1853-1941), который последовал за ним в 1880-х годах; и Генри Джонс Таддеус (1859-1929), который посетил Алжир в 1885 году.
Особенно интересным востоковедом был француз Альфонс-Этьен Дине (1861-1929), известный своим богато раскрашенным шедевром «Девушки танцуют и поют» (1902), чьё знакомство с арабской культурой и языком выделяло его среди других художников-ориенталистов. Выпускник Национальной высшей школы изящных искусств, Дине отправился в Алжир в 1884 и 1885 годах. В 1889 году он основал Национальное общество изящных искусств вместе с такими светилами, как Эрнест Мейссонье (1815-1891), Пюви де Шаванн (1824-1898) и Огюст Роден (1840-1917). В 1903 году он купил дом в Бу Саадайн в Алжире, где жил большую часть года, а в 1913 году принял ислам, взяв имя Насреддин Дине.
Привлекательность ориенталистских образов сохранилась в живописи и гравюре многих художников XX века, включая Ренуара (1841-1919), Матисса (1869-1954), Пауля Клее (1879-1940), Кандинского (1866-1944) и Оскара Кокошку (1886-1980), которые экспериментировали с ориенталистскими темами.
Самые популярные художники-ориенталисты
Вот краткий список ведущих востоковедов и их самых известных образцов восточного искусства.
Жан-Этьен Лиотар (1702-1789)
Мария Аделаида Французская в турецком платье (1753) Галерея Уффици, Флоренция.
Анна-Луи Жироде (1767-1824)
Каирское восстание (1810) Версальский дворец.
Антуан-Жан Грос (1771-1835)
Наполеон в чумном доме в Яффо (1804) Лувр, Париж.
Битва при Абукире (1806) Версальский дворец.
Битва при Пирамидах (1810) Версальский дворец.
Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867)
Большая одалиска (1814) Лувр.
Турецкая баня (1863, Лувр.
Леон Когнит (1794-1880)
Египетская экспедиция 1798 года под командованием Бонапарта (1835) Лувр.
Эжен Делакруа (1798-1863)
Смерть Сарданапала (1827) Лувр.
Женщины Алжира (1834) Лувр.
Фанатики из Танжера (1838) Институт искусств Миннеаполиса.
Александр-Габриэль Декамп (1803-1860)
Турецкий патруль (1831) Коллекция Уоллеса.
Джон Фредерик Льюис (1804-1876)
Приёмная (1873) Йельский центр британского искусства.
Полуденная трапеза, Каир (1875) Частная коллекция.
Гарем – представление абиссинской рабыни (1850) Частная коллекция.
Теодор Шассерио (1819-1856)
Туалет Эстер (1841) Лувр.
Али-Бен-Хамет, халиф Константина (1846) Частное собрание.
Гарем (1852) Частная коллекция.
Жан-Леон Жером (1824-1904)
Головы мятежных беев в мечети (1866) Частная коллекция
Молитва в мечети (1871) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Бассейн в гареме (1876) Галерея Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Заклинательница змей (1879) Институт искусств Кларка, Массачусетс.
Уильям Холман Хант (1827-1910)
Обретение Спасителя в храме (1860) Бирмингемская художественная галерея.
Уличная сцена в Каире; Ухаживание фонарщика (1861) Бирмингемская галерея.
Чудо священного огня (1899) Художественный музей Фогга, Массачусетс.
Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи (1842-1923)
Белый раб (1888) Музей изящных искусств Нанта.
Фернан Кормон (1845-1924)
Свергнутый фаворит (1872) Частная коллекция.
Убийство в серале (1874) Музей изящных искусств Безансона.
Джулио Розати (1857-1917)
Осмотр новых поступлений (1858-1917) Частная коллекция.
Фердинанд Макс Бредт (1860-1921)
Турецкие дамы (1893) Частная коллекция.
Андерс Цорн (1860-1920)
Мужчина и мальчик в Алжире (1887) Частная коллекция
Альфонс-Этьен Дине (1861-1929)
Рауша (1901) Музей изящных искусств Алжира.
Девушки, танцующие и поющие (1902) Частная коллекция.
Работы, отражающие стиль ориентализма, можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?