Ориентализм читать ~7 мин.
В изобразительном искусстве «ориентализм» (от лат. orientalis — «восточный») — это направление, связанное с обращением западных художников к темам, сюжетам и мотивам Востока, в частности современной Греции, Турции, Северной Африки и Ближнего Востока. Хотя его корни уходят в искусство эпохи Возрождения, широкую популярность среди коллекционеров и критиков он приобрёл в XIX веке на волне романтизма.
Катализатором интереса к Востоку послужило вторжение Наполеона в Египет в 1798 году, которое вызвало значительный общественный резонанс. В результате многие художники, в основном французские, отправились в Северную Африку и на Ближний Восток. Там они создавали жанровые картины и зарисовки повседневной жизни на фоне мечетей, базаров и других колоритных мест.
Ориенталистская живопись пользовалась успехом на Парижском салоне и оказала заметное влияние на французскую живопись того периода. Особый интерес к ней проявляли представители академического искусства во Французской академии и в Королевской академии в Лондоне. В викторианской Англии ориентализм, благодаря своей популярности, стал практически самостоятельным жанром викторианского искусства.
Среди художников, работавших в этом направлении, были великий романтик Эжен Делакруа (1798–1863), академист Жан-Леон Жером (1824–1904) и прерафаэлит Уильям Холман Хант (1827–1910). К ним относится и Дэвид Уилки (1785–1841) — ведущий британский художник-жанрист, который в 1840 году отправился в Стамбул и Иерусалим и скончался на обратном пути.
Просуществовав около 70 лет, ориентализм начал терять популярность в 1880-х годах. Создание в 1893 году в Париже «Общества художников-ориенталистов» фактически знаменовало его закат. Позднее, с развитием постколониальной теории, особенно после выхода книги Эдварда Саида «Ориентализм» (1978), это направление стали критиковать за покровительственное и искажённое изображение восточных культур. Тем не менее, ориентализм подарил художникам-романтикам множество новых сюжетов, а также новые подходы к свету и цвету.
История и развитие
Полотна с ближневосточными сюжетами и фигурами встречаются уже в живописи раннего Возрождения, в частности, у венецианских мастеров, таких как Джентиле Беллини (1429–1507). Великий голландский художник эпохи барокко Рембрандт (1606–1669) также обращался к этим мотивам. Позже пышные сцены из жизни левантийских гаремов отвечали эротической эстетике искусства рококо, популяризированного Франсуа Буше (1703–1770).
Однако до XIX века ориентализм был редким явлением. Даже христианское искусство с его ближневосточными библейскими сценами редко было по-настоящему ориенталистским. Художники, как правило, изображали европейские фигуры на фоне итальянских пейзажей. Примерами могут служить «Отдых на пути в Египет» (1520) Иоахима Патенира или «Нахождение Моисея» (1580) Паоло Веронезе. Единственным намёком на восточный колорит мог быть случайный минарет или тюрбан, как на картине Джентиле Беллини «Святой Марк, проповедующий в Александрии» (1505).
Ориентализм XIX века удовлетворял любопытство публики к Ближнему Востоку, подогретое египетской кампанией Наполеона и публикацией 24-томного труда «Описание Египта» (1809–1822), иллюстрировавшего географию и быт региона. Некоторые ранние работы были не более чем пропагандой французского империализма, изображая Восток как отсталое место, которое нуждается в цивилизаторской миссии Франции. Характерный пример — «Наполеон в чумном доме в Яффе» (1804) Антуана-Жана Гро, который никогда не был в Палестине.
Некоторые картины откровенно играли на эротических фантазиях публики и коллекционеров. Примером такой тенденции служит работа Жана-Леона Жерома «Заклинатель змей» (1879), где изображён обнажённый юноша на фоне изысканных исламских изразцов. В то же время Жером был способен создавать и академические шедевры, такие как «Молитва в мечети» (1871).
Ещё одним «кабинетным» ориенталистом был Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780–1867). Как и Гро, он никогда не путешествовал на Восток, но создавал воображаемые сцены с обнажёнными наложницами в турецких гаремах, среди которых знаменитые «Турецкая баня» (1863) и «Большая одалиска» (1814).
Кроме эротического содержания, картины с гаремами изображали утончённое и изнеженное существование, к которому стремились многие на Западе. В этом они были созвучны популярным «римским» сценам Лоуренса Альма-Тадемы. Вкус к исламскому искусству и восточным мотивам нашёл отражение и в декоративном искусстве, что видно на примере мозаик в доме художника-ориенталиста Фредерика Лейтона.
Чтобы познакомиться с настоящим искусством Востока, смотрите Музеи исламского искусства по всему миру.
Об эволюции искусства:
О развитии декоративно-прикладного искусства см: История искусства.
Краткое руководство по конкретным школам и стилям см: Художественные направления.
Ориентализм стимулировал появление нового типа детализированного и реалистичного библейского искусства. В русской живописи это развитие иллюстрирует религиозное искусство передвижников, включая такие шедевры, как «Христос и грешница» (1887) Василия Поленова и «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Ильи Репина. Главным же ориенталистом в русской живописи считается **Василий Верещагин** (1842–1904), работавший в жанре критического реализма. Этот детальный реализм импонировал и протестантской эстетике, что видно на картинах Уильяма Холмана Ханта из братства прерафаэлитов.
Многие художники, отправлявшиеся в Левант и Северную Африку, придерживались принципов пленэрной живописи. Работу на открытом воздухе значительно облегчило изобретение складного оловянного тюбика для краски в 1841 году, что также повлияло на развитие импрессионистской пейзажной живописи.
Ирландские художники, путешествовавшие на Ближний Восток, также работали на пленэре. Среди них Натаниэль Хоун Младший (1831–1917), один из первых ирландцев, писавших в Египте; Алоизий О’Келли (1853–1941) и Генри Джонс Таддеус (1859–1929), посетивший Алжир.
Особый интерес представляет французский художник Альфонс-Этьен Дине (1861–1929), чей шедевр «Девушки танцуют и поют» (1902) отличается богатством красок. Глубокое знание арабской культуры и языка выделяло его среди современников. В 1903 году он приобрёл дом в Алжире, а в 1913 году принял ислам, взяв имя Насреддин Дине.
Привлекательность ориенталистских образов сохранялась в живописи и графике многих художников XX века. С восточными темами экспериментировали Ренуар (1841–1919), Матисс (1869–1954), Пауль Клее (1879–1940), Василий Кандинский (1866–1944) и Оскар Кокошка (1886–1980).
Самые популярные художники-ориенталисты
Вот краткий список ведущих художников-ориенталистов и их самых известных работ.
Жан-Этьен Лиотар (1702–1789)
Мария Аделаида Французская в турецком платье (1753) Галерея Уффици, Флоренция.
Анн-Луи Жироде-Триозон (1767–1824)
Каирское восстание (1810) Версальский дворец.
Антуан-Жан Грос (1771–1835)
Наполеон в чумном доме в Яффо (1804) Лувр, Париж.
Битва при Абукире (1806) Версальский дворец.
Битва у пирамид (1810) Версальский дворец.
Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780–1867)
Большая одалиска (1814) Лувр.
Турецкая баня (1863) Лувр.
Леон Конье (1794–1880)
Египетская экспедиция под командованием Бонапарта (1835) Лувр.
Эжен Делакруа (1798–1863)
Смерть Сарданапала (1827) Лувр.
Алжирские женщины в своих покоях (1834) Лувр.
Фанатики из Танжера (1838) Институт искусств Миннеаполиса.
Александр-Габриэль Декан (1803–1860)
Турецкий патруль (1831) Собрание Уоллеса.
Джон Фредерик Льюис (1804–1876)
Приёмная (1873) Йельский центр британского искусства.
Полуденная трапеза, Каир (1875) Частная коллекция.
Гарем — представление абиссинской рабыни (1850) Частная коллекция.
Теодор Шассерио (1819–1856)
Туалет Эсфири (1841) Лувр.
Али-Бен-Хамет, халиф Константины (1846) Частное собрание.
Гарем (1852) Частная коллекция.
Жан-Леон Жером (1824–1904)
Головы мятежных беев в мечети (1866) Частная коллекция.
Молитва в мечети (1871) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Бассейн в гареме (1876) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Заклинатель змей (1879) Институт искусств Кларка, Массачусетс.
Уильям Холман Хант (1827–1910)
Обретение Спасителя в храме (1860) Бирмингемский музей и художественная галерея.
Уличная сцена в Каире: ухаживание фонарщика (1861) Бирмингемская галерея.
Чудо священного огня (1899) Художественный музей Фогга, Массачусетс.
Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи (1842–1923)
Белая рабыня (1888) Музей изящных искусств Нанта.
Василий Верещагин (1842–1904)
Богатый киргизский охотник с соколом (1871) Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Апофеоз войны (1871) Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Фернан Кормон (1845–1924)
Свергнутый фаворит (1872) Частная коллекция.
Убийство в серале (1874) Музей изящных искусств Безансона.
Фредерик Артур Бриджмен (1847–1928)
Похоронная процессия в Алжире (1878) Художественный музей Сент-Луиса.
Джулио Розати (1857–1917)
Осмотр новых поступлений (1880-е) Частная коллекция.
Фердинанд Макс Бредт (1860–1921)
Турецкие дамы (1893) Частная коллекция.
Андерс Цорн (1860–1920)
Мужчина и мальчик в Алжире (1887) Частная коллекция.
Альфонс-Этьен Дине (1861–1929)
Рауша (1901) Музей изящных искусств Алжира.
Девушки, танцующие и поющие (1902) Частная коллекция.
Работы, отражающие стиль ориентализма, можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?