Пармская школа живописи читать ~4 мин.
Итальянское Возрождение распространялось по стране неравномерно. Оно развивалось поэтапно в трёх основных центрах. Первым этапом стало флорентийское Возрождение (ок. 1400–1490). Затем, во многом благодаря деятельности папы Юлия II (1503–1513), племянника папы Сикста IV (1471–1484), художественным центром стал Рим, что ознаменовало начало Высокого Возрождения в Риме (ок. 1490–1540). Несколько позже сформировалась венецианская школа, характерной чертой которой была насыщенная масляная живопись, ставшая образцом искусства Ренессанса в Венеции (ок. 1510–1550).
После 1450 года возникли и менее крупные провинциальные центры искусства Возрождения. Их появление, как правило, было обусловлено наличием богатого покровителя и одного-двух выдающихся местных старых мастеров. Например, Болонская школа процветала под патронажем Джованни II Бентивольо, а позже прославилась благодаря художникам Карраччи. В Северной Италии, помимо Болоньи, к провинциальным школам относились феррарская, которой покровительствовала семья д’Эсте, воспитавшая плеяду талантливых художников во главе с Козимо Турой (1430–1495) и Эрколе де Роберти (1451–1496), а также пармская.
Пармская школа: история, особенности, художники
В городе Парма, расположенном в северном итальянском регионе Эмилия-Романья, находятся два старинных культурных центра Европы: Пармский собор (построен в 1059–1178 годах) и Пармский университет (основан в 1117 году). Хотя город, несомненно, был осведомлён о художественных тенденциях эпохи кватроченто, в центр внимания он попал лишь благодаря творчеству двух своих самых знаменитых уроженцев — Антонио Аллегри, известного как Корреджо (Antonio Allegri da Correggio, 1489–1534), и Джироламо Франческо Мария Маццолы, прозванного Пармиджанино (Girolamo Francesco Maria Mazzola, 1503–1540). Третий выдающийся художник из Пармы, Джованни Ланфранко (1582–1647), чья живопись барокко испытала сильное влияние Корреджо, обычно не причисляется к этой школе, поскольку его карьера развивалась в Риме и Неаполе.
Корреджо (1489–1534)
Корреджо был творческим гением, который принёс пармской живописи широкую известность, преобразив город своими удивительными фресками. Испытав влияние росписей Камеры дельи Спози (1465–1474) Андреа Мантеньи и работ уроженца Форли Мелоццо да Форли (1438–1494), Корреджо прославился своим мастерством иллюзионистической настенной живописи. Он использовал как приём trompe l’oeil «di sotto in sù» (предельная форма ракурса), так и технику квадратуры, при которой изображения на потолке или стене визуально расширяют архитектуру помещения в воображаемое пространство.
Оба приёма основывались на виртуозном применении законов линейной перспективы. Среди величайших работ Корреджо — «Вознесение Девы Марии» (1524–1530), украшающее купол Пармского собора, и «Видение святого Иоанна Богослова на Патмосе» (1520–1522) на куполе церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме.
Впечатляющая, устремлённая ввысь перспектива этих двух фресок не имела прецедентов в то время. Эти два выдающихся произведения библейского искусства оказали глубокое влияние на будущих мастеров монументальной живописи: от Гауденцио Феррари (ок. 1475–1546) с его росписью купола церкви Санта-Мария-деи-Мираколи в Саронно до Порденоне (1483–1539) с его фреской в Тревизо. Влияние Корреджо прослеживается в искусстве барокко в работах Ланфранко (1582–1647), Пьетро да Кортона (1596–1669) и Андреа Поццо (1642–1709), а также в искусстве рококо у Джамбаттисты Тьеполо (1696–1770).
Его мифологическая живопись также значительно опережала своё время, как, например, в замечательной картине «Юпитер и Ио» (1531–1532, Музей истории искусств, Вена). Кроме того, он является автором одних из лучших рисунков эпохи Возрождения в Италии.
Пармиджанино (1503–1540)
После Корреджо самым значительным эмилианским художником первой половины чинквеченто был Пармиджанино. Хотя он был хронологическим наследником Корреджо, в зрелом возрасте он пошёл иным путём, став одним из величайших художников-маньеристов своего времени. Его стиль маньеристической живописи, отмеченный холодным освещением, вытянутыми формами и искажёнными пространственными эффектами, обладал необычайной эмоциональной напряжённостью, часто с эротическим подтекстом.
В 1524 году Пармиджанино начал работать в Риме, но его карьера там прервалась после разграбления города в 1527 году. С 1527 по 1539 год он творил сначала в Болонье, а затем в Парме, создав множество алтарных образов и других религиозных картин, включая свой шедевр «Мадонна с длинной шеей» (1535, Уффици), написанный для церкви Санта-Мария-деи-Серви в Парме. Как и Корреджо, он был мастером рисунка, применяя разнообразные техники и материалы для подготовительных этюдов и самостоятельных работ. Его творчество оказало значительное влияние на развитие эскизов для гравюры в Италии и за её пределами.
Во многом благодаря новаторскому искусству Корреджо и Пармиджанино Парма стала одним из важнейших центров развития маньеризма и искусства католической Контрреформации XVI века.
К другим художникам, работавшим в Парме, относятся: Бертолино де Гросси, известный фресками XV века в Капелле дель Комуне и капелле Валери в Пармском соборе; Лукино Бьянкини, известный работами в ризнице собора; Микеланджело Ансельми (1492–1554), создавший декорации в церкви Сан-Джованни Эванджелиста и алтарный образ в соборе; и Джироламо Маццола Бедоли (1500–1569), автор росписи «Христос и Дева Мария во славе с ангелами и святыми» (1538–1544) в куполе апсиды собора.
Общее руководство по эволюции живописи, скульптуры и других видов искусства см: История искусства (2,5 млн. лет до н.э. – настоящее время).
- Самые важные художественные школы эпохи Возрождения
- Доменико Венециано: художник раннего итальянского Возрождения
- Андреа делла Роббиа: терракотовый скульптор эпохи Возрождения
- Выставка Роберта Крамба открыла Музей современного искусства в Париже
- Потерянный да Винчи: принадлежит ли найденная в Шотландии картина кисти Леонардо?
- На сборе труппы актёры театра Et Cetera поздравили Роберта Стуруа с юбилеем
- Роберт Стуруа представил премьеру - в театре «Et cetera» «Комедия ошибок»
- «Великая охота» Роберта Джордана, краткое содержание
- Иоанн Богослов на острове Патмос
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?