Пьета в искусстве:
 образ Девы Марии, держащей мертвого Христа   читать ~4 мин.
 Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
В христианском искусстве «пьета» — итальянское слово, означающее «жалость» или «милосердие», — это изображение мёртвого Христа после снятия с креста в сопровождении либо скорбящей Девы Марии/Мадонны (иногда со святым Иоанном), либо ангелов. Изображение может быть скульптурой — чаще всего мраморной скульптурой или резьбой по дереву — или картиной. Самая знаменитая Пьета — это скульптура Микеланджело, которую можно увидеть в соборе Святого Петра в Риме.
Пьета похожа на Оплакивание Христа, взятое из Страстей Христовых, за исключением того, что она более созерцательна, и её наиболее распространённая форма состоит только из мёртвого Иисуса, лежащего на коленях Девы Марии. Действительно, если Христос и Дева окружены слишком многими фигурами, произведение может утратить свой медитативный характер и стать Оплакиванием. Другое важное различие между Пьетой и Оплакиванием заключается в том, что последнее представляет собой конкретную библейскую сцену из Страстей Христовых, тогда как первое является вневременным образом.
Пьета — одно из нескольких изображений, используемых в библейском искусстве для передачи скорбящей Девы Марии (Mater Dolorosa). Другое происходит из Крестного пути, когда плачущая мать встречает своего сына Иисуса на пути к его Распятию на Голгофе. Второе — это Stabat Mater (здесь стоит мать), изображающее Мадонну, стоящую под крестом, образ, часто используемый как часть большого церковного распятия. Интенсивность образов может значительно варьироваться. Резные деревянные Пьеты в немецком готическом искусстве часто подчёркивают раны Христа и/или скорбь Девы. Однако когда скорбь становится слишком очевидной, произведение теряет свой созерцательный характер и становится Оплакиванием.
История Пьеты
Пьета, по-видимому, возникла в Германии (где она известна как Vesperbild) в середине или конце XIII века в эпоху готического искусства (хотя столь же ранние примеры были найдены в Испании и в православных церквях России). После этого она распространилась в Италии ко времени раннего Ренессанса (около 1400–1490 гг.), хотя она не получила широкого распространения как форма религиозного искусства: об этом свидетельствует запись из дневника Ландуччи, писателя, который описывает картину как изображение «сидящей Мадонны, держащей мёртвого Христа на руках после снятия с креста, которую некоторые называют Пьетой». Кроме того, французский кардинал, заказавший версию для собора Святого Петра у Микеланджело, был настолько незнаком с этим сюжетом, что настоял на описании требуемой позы в контракте.
Знаменитые Пьеты
СКУЛЬПТУРА• Роттген Пьета (1300) Рейнишес Ландесмузеум, Бонн, работа неизвестного резчика.• Христос на коленях Богородицы (ок. 1350 г.) Мюнхен, работа неизвестного скульптора.• Пьета в известняке (1400) Клойстерс Нью-Йорк, работа неизвестного скульптора.• Мёртвый Христос, сопровождаемый ангелами (1443 г.) Виктория и Альберт, Донателло.• Пьета (1500 г.) Базилика Святого Петра работы Микеланджело.• Пьета (1500-20) Эглиз Сен-Мартен, Байель, работы мастера Chaource.
ЖИВОПИСЬ• Пьета с Богом Отцом (1400-1410) Лувр, Жан Малуэль.• Авиньон Пьета (c.1454-6) Лувр, по Ангерран Картон.• Пьета со святым Иоанном и дарителем (1435 г.) Прадо работы Роджера ван дер Вейдена.• Христос, поддерживаемый ангелами (1460) Берлинская государственная галерея, Джованни Беллини.• Христос, поддерживаемый Богородицей и Святым Иоанном (1468) Брера Милан, Джованни Беллини.• Пьета (1490) Галерея Уффици, Перуджино.• Пьета (около 1560 г.) Прадо, работы Луиса де Моралеса.• Пьета (около 1570 г.) Венецианская академия Тициана.• Пьета (1571-6), Художественный музей Филадельфии, Эль Греко.• Пьета (1600), музей Каподимонте, Неаполь, работы Аннибале Карраччи.• Пьета (1876 г.) Далласский музей изящных искусств, автор Вильгельм-Адольф Бугро.
Пьета Микеланджело (1500)
Шедевр скульптуры эпохи Возрождения, вырезанный из каррарского мрамора Микеланджело (1475–1564), находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Заказанное французским кардиналом Жаном де Бильером, произведение было создано как памятник для похорон кардинала, но было перенесено на своё нынешнее место в XVIII веке. Изображая тело Иисуса, покоящееся на коленях его матери Марии после снятия с креста, оно тщательно сочетает ренессансную эстетику красоты и натурализма. Интерпретация Микеланджело заметно отличается от интерпретаций более ранних художников. Прежде всего, Дева выглядит намного моложе, чем обычно, — внешность, которую Микеланджело создал по двум причинам: во-первых, Бог является источником всей красоты, и Дева — одна из самых близких к нему; во-вторых, её внешняя красота свидетельствует о её внутренней чистоте. Другая необычная особенность — медитативное спокойствие Девы, которое контрастирует с более привычной убитой горем фигурой. Ключ кроется в её протянутой руке, которая показывает принятие её судьбы. Тщательное изображение Микеланджело анатомии Христа поразительно: он даже показывает растянутый характер вен в правой руке Христа, указывая на то, как недавно кровь текла в его теле.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?