Пуантилизм читать ~5 мин.
В изобразительном искусстве термин «пуантилизм» (от французского слова point, означающего «точка») описывает живописную технику неоимпрессионизма. В ней сотни маленьких точек или мазков чистого цвета наносятся на холст или другую основу для создания максимальной яркости. Художник-пуантилист не смешивает цветовые пигменты на палитре, а наносит их в виде отдельных точек прямо на картину, полагаясь на оптическое смешение цветов в глазу зрителя. При рассмотрении с определённого расстояния (как правило, втрое превышающего диагональ картины) эти точки создают более насыщенный и тонкий эффект, чем при использовании традиционных методов. Пуантилизм, являющийся ответвлением дивизионизма, стал одним из самых влиятельных направлений в постимпрессионистской живописи (1880–1895) и применялся художниками-постимпрессионистами различных школ. Особое развитие он получил в итальянском дивизионизме, который возглавлял Витторе Грубичи де Драгон (1851–1920).
Как пуантилизм связан с дивизионизмом и неоимпрессионизмом?
Строго говоря, пуантилизм — это лишь название манеры письма, то есть нанесения краски на холст точечными мазками. Теория же, лежащая в основе этого метода и предполагающая оптическое смешение чистых цветов, известна как дивизионизм (или хромолюминаризм). При этом пуантилизм был характерным стилем течения во французской живописи, известного как неоимпрессионизм. Другими словами, художники-неоимпрессионисты опирались на цветовую теорию дивизионизма и применяли технику пуантилизма для создания максимально ярких произведений.
На самом деле человеческий глаз не смешивает точки чистого цвета в единый оттенок, а воспринимает их как отдельные, но близко расположенные элементы. Это создаёт эффект вибрации или мерцания, который придаёт картине особую динамику и свечение.
Кто изобрёл пуантилизм?
Основателем пуантилизма считается Жорж Сёра (1859–1891), выпускник парижской Школы изящных искусств. Будучи художником с классическим образованием, он отверг импрессионизм — художественный метод, основанный на субъективных впечатлениях, — в пользу более научного подхода, который он разработал около 1884 года и назвал хромолюминаризмом. Его система базировалась на научной теории цвета, в частности на трудах французского химика Мишеля Эжена Шеврёля («Закон одновременного цветового контраста», 1839) и американского физика Огдена Руда («Современная хроматика», 1879). Этот метод уже применялся художниками-импрессионистами, но лишь интуитивно, и только Сёра разработал его систематическую основу. (Сравните с подходом Моне: см. Характерные черты импрессионистской живописи 1870–1910).
Главным соратником и последователем Сёра был бывший импрессионист Поль Синьяк (1863–1935). Будучи пейзажистом, увлечённым морской тематикой, он был горячим приверженцем научного метода пуантилизма. После смерти Сёра в 1891 году Синьяк стал ведущим представителем неоимпрессионистского движения. Кроме картин маслом и акварелей, он также создал ряд литографий, офортов и эскизов, выполненных крошечными, тщательно нанесёнными точками. Синьяк активно поддерживал молодых художников в рамках движения постимпрессионизма и стал первым, кто приобрёл картину Анри Матисса.
Ведущие художники-пуантилисты
Ключевыми фигурами пуантилизма остаются Жорж Сёра и Поль Синьяк. Кроме них, эту технику активно использовал импрессионист Камиль Писсарро (1830–1903), а также Анри-Эдмон Кросс (1856–1910) и Максимильен Люс (1858–1941), который часто изображал индустриальные пейзажи и сцены из жизни рабочего класса. С этим стилем также связаны лидер фовистов Анри Матисс (1869–1954); художник-самоучка Альбер Дюбуа-Пийе (1846–1890), адаптировавший пуантилизм для пейзажных и натуралистических сюжетов; Шарль Ангран (1854–1926), отличавшийся более лирической манерой; Джузеппе Пеллицца да Вольпедо (1868–1907), ведущий итальянский пуантилист; и Тео ван Рейссельберге (1862–1926), основатель группы «Двадцати» (Les Vingt). Ван Гог (1853–1890) также экспериментировал с пуантилистской техникой в некоторых своих работах.
Наследие
Неоимпрессионизм оказал заметное влияние на следующее поколение художников, включая Анри Матисса и Андре Дерена. В частности, акцент на цвете стимулировал развитие фовизма, а через него оказал влияние и на немецкий экспрессионизм. Таким образом, неоимпрессионизм сыграл важную роль в эволюции современного искусства. О парадоксальном пути от натурализма Моне, Сёра и Синьяка к абстракции можно прочитать в статье «От реализма к импрессионизму (1830–1900)».
Известные картины в технике пуантилизма
- Жорж Сёра
- «Рыбалка в Сене» (1883), Музей современного искусства, Труа
- «Рабочие» (1883), Национальная галерея искусств, Вашингтон
- «Купальщики в Аньере» (1883–1884), Национальная галерея, Лондон
- «Бек-дю-Хок, Гранкан» (1885), Галерея Тейт, Лондон
- «Вид на форт Самсон» (1885), Эрмитаж, Санкт-Петербург
- «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» (1884–1886), Чикагский институт искусств
- «Натурщицы» (1888), Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания
- «Серая погода, Гранд-Жатт» (1888), Художественный музей Филадельфии
- «Эйфелева башня» (1889), Дворец Почётного легиона, Сан-Франциско
- Поль Синьяк
- «Городской пляж, Коллиур» (1887), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- «Пристань в Кассисе» (1889), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- «Женщины у колодца» (1892), Музей Орсе, Париж
- «Папский дворец, Авиньон» (1909), Музей Орсе, Париж
- «Порт Сен-Тропе» (1901), Национальный музей западного искусства, Токио
- «Большой канал, Венеция» (1905), Художественный музей Толедо, Огайо
- Тео ван Рейссельберге
- «Портрет мадам Маус» (1890), Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
- О других голландских люминистах см.: Постимпрессионизм в Голландии (1880–1920).
- Анри-Эдмон Кросс
- «Ноктюрн» (1896), Пти-Пале, Женева
- Максимильен Люс
- «Литейный завод» (1899), Музей Крёллер-Мюллер, Нидерланды
- Камиль Писсарро
- «Автопортрет» (1903), Галерея Тейт, Лондон
- Анри Матисс
- «Роскошь, покой и наслаждение (Luxe, Calme et Volupté)» (1904–1905), Музей Орсе
Произведения неоимпрессионистов представлены во многих ведущих художественных музеях Европы и Америки. Подробную информацию о европейских коллекциях, в которых есть работы пуантилистов, можно найти в статье «Художественные музеи Европы».
НЕОИМПРЕССИОНИСТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
Термин «неоимпрессионизм» был введён влиятельным французским искусствоведом Феликсом Фенеоном.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всём мире см.: Хронология искусства.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробную информацию о лучших современных живописцах с 1800 года см.: Известные художники (1830–2010).
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства см.: Определение искусства.
ВЕЛИЧАЙШИЕ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
ВЕЛИЧАЙШИЕ КАРТИНЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Список великих работ см.: Величайшие современные картины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Recomiendo mucho el puntillismo abstracto de Gabino Amaya Cacho
https://es.artprice.com/plaza-de-mercado/2449654/gabino-amaya-cacho/pintura/flotando
Ese es un ejemplo
Комментирование недоступно Почему?