Школа Понт-Авена, Бретань:
 история, художники   читать ~3 мин.
 Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
В современном искусстве термин «школа Понт-Авена» описывает живопись, созданную в художественной колонии в Понт-Авене, Бретань, Франция, которая начала формироваться в 1860-х годах и просуществовала примерно до 1900-х годов. Она стала важным центром прогрессивной французской живописи в 1880-х и 1890-х годах, когда её посещали несколько значительных художников-постимпрессионистов, стремившихся выйти за рамки имитации природы, пропагандируемой импрессионизмом. Работы художников Понт-Авена обычно характеризовались смелым обращением с чистым цветом, плоской картинной плоскостью и повествованием, содержащим элементы символизма в натуралистической цветовой схеме. За исключением натуралистического искусства, созданного приезжими ирландскими художниками, Понт-Авен можно, вероятно, считать пионерской лабораторией в эволюции европейского экспрессионистского движения. Для более широкого обзора см.: История экспрессионизма (1880-е-1930).
Об эволюции живописи см.: История искусства. Для хронологической схемы см.: Хронология истории искусства.
Кто были самыми известными художниками, работавшими в Понт-Авене?
Знаменитые художники, связанные с бретонской колонией, включают Поля Гогена (1848-1903), Эмиля Бернара (1868-1941), Луи Анкетена (1861-1932), Поля Серюзье (1864-1927), модернистов Эмиля Шуффенеккера (1851–1934), Якоба Мейера де Хана (1852-1895), Шарля Лаваля (1862-1894), Шарля Филижера (1863-1928) и Армана Сегена (1869-1903), а также значительных ирландских художников Огастеса Бёрка (1838–1891), Уолтера Осборна (1859–1903), Родерика О’Конора (1860–1940) и Натаниэля Хилла (1861-1934).
Поль Гоген, ведущий представитель прогрессивного постимпрессионизма, писал в Понт-Авене в несколько приёмов в течение 1886, 1888-9 и 1894 годов, иногда на протяжении длительных периодов. Именно в художественной колонии Понт-Авен и в соседней деревне Ле-Пульдю (ныне часть Клоар-Карноэ) он разработал декоративный живописный стиль синтетизма, новый тип постимпрессионистской живописи, который отличался областями плоского цвета, нанесёнными без затенения или какой-либо попытки создать глубину в картинной плоскости. Синтетизм воплощён в шедевре Гогена Видение после проповеди (1888, Национальная галерея Шотландии).
Эмиль Бернар и Луи Анкетен сотрудничали с Гогеном в изобретении синтетизма и разработали свою собственную немного отличающуюся версию, известную как клуазонизм. Он характеризовался большими пятнами яркого цвета, заключёнными в толстые чёрные контуры, выполненными в манере средневековой клуазонне эмали. Наиболее очевидное различие между этими двумя стилями искусства заключается в том, что синтетизму не хватает выраженных чёрных контуров клуазонизма.
Последователи Гогена в Понт-Авене, которые приняли два новых стиля, включали Шарля Лаваля, Эмиля Шуффенеккера, Якоба Мейера де Хана, Владислава Слевински (1854–1918), Шарля Филижера и Армана Сегена.
Другим последователем Гогена был Поль Серюзье, который стал лидером набидов, группы парижских художников, находившихся под влиянием эстетики символизма и fin de siècle декоративного искусства. Другие набиды включали: Мориса Дени (1870-1943), который также посещал Понт-Авен — ведущего теоретика группы — Пьера Боннара (1867–1947) и Эдуара Вюйяра (1868-1940). Именно в Понт-Авене Серюзье создал своё влиятельное произведение Талисман (1888, Музей Орсе, Париж).
Ирландские художники, которые приезжали в Понт-Авен и другие деревни Бретани, обычно имели совершенно иную повестку, нежели Гоген и его последователи. Как и более ранние американские студенты-художники, ирландские живописцы были — за некоторыми исключениями, такими как Родерик О’Конор — приверженцами натурализма и специализировались на реалистичной, подобной барбизонской, пейзажной живописи и жанровой живописи.
Какова история художественной колонии Понт-Авен?
Коммуна, расположенная в департаменте Финистер на атлантическом побережье Бретани, Понт-Авен фактически находится в нескольких милях от места впадения реки Авен в море. С расширением железных дорог в 1860-х годах — первый поезд из Парижа в Кемпер прошёл в 1862 году — парижские художники получили возможность проводить лето в сельской местности или на побережье, где они занимались пленэрной живописью с ограниченным бюджетом. Суровые пейзажи Бретани, а также её неизменные обычаи, традиционная одежда и старые католические церкви привлекали художников с 1830-х годов, и к 1870-м годам Понт-Авен стал любимым местом для новой волны городских художников, а также ирландских и американских студентов-художников. Выдающийся французский академик Жан-Леон Жером (1824-1904), например, поощрял всех своих американских студентов посещать Бретань.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?