Искусство доколумбовой Америки читать ~15 мин.
Термин «доколумбовое искусство» относится к архитектуре, искусству и ремёслам коренных народов Северной, Центральной и Южной Америки, а также островов Карибского моря (ок. 13000 лет до н.э. – 1500 г. н.э.) до прибытия Христофора Колумба в Америку. См. также: Искусство американских индейцев. Термин «Мезоамерика» является синонимом Центральной Америки, описывая культурный регион в Северной и Южной Америке, который простирается примерно от центральной Мексики до Белиза, Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и северной Коста-Рики.
История
Цивилизации Центральной Америки (Мезоамерики) и тихоокеанского побережья Южной Америки были примерно современниками европейской христианской эпохи. Они быстро прекратились с испанским завоеванием, последовавшим за открытием Колумба. Завоеватели сразу же оказались в конфликте с коренными обитателями. Солдаты были мародёрами и кладоискателями, искавшими золото. Священники стремились спасти человеческие души, но несли с собой не менее жестокие методы инквизиции во имя своей религии и в конечном итоге они уничтожили целую культуру.
Существовали две империи, ацтеки в Мезоамерике и инки в Перу. И у тех, и у других было хорошо развито сельское хозяйство, а также искусство и архитектура. Оставленные памятники впечатляюще массивны, но общества, создавшие их, были на удивление примитивными. Культура Майя в Мезоамерике сделала успехи в математике и астрономии, но она была захвачена ацтеками с севера в одиннадцатом и двенадцатом веках, которые, в свою очередь, были завоёваны испанцами в 1519 году. В 1532 году последовало завоевание Перу.
В культурах доколумбовой эпохи, похоже, преобладало милленарианство – вера в периодически надвигающийся конец света. Предотвратить его можно было только с помощью человеческих жертвоприношений, и, конечно же, как только такая вера достигла господства, опровергнуть её невозможно. Их боги представлялись страшными чудовищами, чья враждебность могла быть успокоена только кровью, пытками и жертвоприношениями. Некоторые элементы доколумбовых суеверий так и не угасли, и флагелляция и другие формы самоистязания были включены в форму христианского ритуала, до сих пор свойственного субконтиненту.
О постколумбовом искусстве см.: Американское колониальное искусство (около 1670-1800) и Американское искусство (1750-настоящее время).
Мезоамерика
Хронология доколумбового мезоамериканского искусства
Культуры Мезоамерики традиционно делятся на три периода с 1200 по 1580 годы, а именно:
Доклассический (около 1200-200 гг. до н.э.)
В эту эпоху доминировала цивилизация ольмеков, которая процветала около 1200-400 гг. до н.э. Ольмеки создавали нефритовые фигурки и вырезали колоссальные головы до 8 футов в высоту. Центральноамериканская традиция строительства огромных церемониальных комплексов началась с ольмеков.
Классика (ок. 200–900).
В этот период доминировали майя. Подобно миссисипским культурам Северной Америки, таким как натчезы и чокто, майя жили в больших сельскохозяйственных поселениях, практиковали свой собственный тип иероглифического письма, а также занимались продвинутой астрономией. Искусство майя в основном характеризуется петроглифами, разнообразными наскальными изображениями, некоторыми каменными скульптурами и резьбой по дереву, а также фресками (город Бонампак около 750 г. н.э.).
Постклассика (около 900-1580 гг.).
В этот период сначала доминировала (около 900-1300 гг.) цивилизация тольтеков из западного региона, которая вырезала массивные, похожие на блоки скульптуры, подобные тем, которые использовались в качестве отдельно стоящих колонн в Туле, Мексика. Затем пришли микстеки, центральная мексанская культура которых была активна как в доацтекскую, так и в постацтекскую эпохи, с их уникальным стилем живописи, в котором все доступное пространство покрыто плоскими фигурами, расположенными в геометрических узорах. Культура ацтеков центральной и южной Мексики создавала разнообразные произведения изобразительного искусства, включая: яркую цветную фресковую живопись, маски, церемониальные костюмы, браслеты и ожерелья, а также различные скульптуры из глины, камня и дерева. Мозаичное искусство ацтеков часто использовалось для украшения масок, а также архитектуры.
Церемониальная архитектура
Примерно с 2000 лет до н.э. возведение больших церемониальных зданий, обычно сгруппированных в комплекс церемониальных центров, стало типичным для обществ Центральной Америки. Основным типом была насыпь пирамидальной платформы – похожая на холм египетских пирамид – но оканчивающаяся плоской вершиной, к которой вели от одного до четырёх пролётов ступенек для проведения ритуальных практик: см., например, пирамиду в Теотиуакане (около 500 г. н.э.). Такие пирамиды в Мезоамерике выполняли скорее церемониальную, чем погребальную функцию, и играли центральную роль в выполнении религиозных обрядов. (См. также: Религиозное искусство.) В Монте-Альбане в Оахаке и Паленке в низменности майя эти сооружения также содержали богатые захоронения гражданских или религиозных сановников, но это имело второстепенное значение по сравнению с основной задачей пирамиды. (Подробнее о пирамидах см.: Древнеегипетская архитектура с 3000 лет до н.э.).
В Центральной Америке существовало два основных типа архитектурного стиля, особенно ярко выраженные в строительстве пирамид: широкая квадратная форма талуд-таблеро Мексики и высокая форма майя с узким основанием. Своды из перекрывающихся плоских, сбалансированных камней также типичны для архитектуры майя и широко использовались в качестве техники при строительстве дворцов и храмов. Настоящая арка никогда не была известна в Новом Свете. Другой типичной особенностью культурной традиции Центральной Америки была площадка, где играли в священную игру в мяч. Это впервые появилось, как и пирамида, с ольмеками – первой крупной цивилизацией Центральной Америки на побережье Мексиканского залива. Площадка для игры в мяч имела форму заглавной буквы «ⵊ» с подчёркнутыми поперечинами; более поздние образцы имели каменные кольца на обоих концах, через которые проходил мяч. Зрительские места располагались по бокам от главного двора. См., например, большую площадку для игры в мяч в Чичен-Ице (около 500 г. н.э.).
Дворцы и храмы аристократии, а также одноэтажные жилые помещения и мастерские ремесленников были организованы в виде упорядоченной сетки улиц вокруг основного ритуального комплекса. Город Теотиуакан в Мексике, процветавший около 500 г. н.э., является одним из самых замечательных примеров спланированного городского и религиозного центра.
Доколумбовая архитектура оказала большое влияние на современных архитекторов, таких как Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959). См. также статью об американской архитектуре.
Скульптура
В Центральной Америке искусство процветало в основном в сфере скульптуры. Фигуры и фризы, от гигантских до очень маленьких, имеют фундаментальное значение для художественного сознания культурной традиции. Змеи, черепа, рычащие ягуары и мрачный бог дождя Тлалок украшают многие храмы и дворцы целыми скульптурами или барельефами.
Скульптурный стиль, естественно, меняется со временем, в зависимости от региона и разных местных культур. Культура ольмеков, например, специализировалась на каменной скульптуре, создавая гигантские базальтовые головы, изображающие воинов или игроков в мяч, самые большие из которых достигают девяти футов в высоту и весят до двадцати тонн. Их тяжёлый, грубый вид сильно отличается от изящных, стройных черт скульптурных или лепных фигур майя с их высокими замысловатыми головными уборами. В низинах майя возведение и сложная резьба столбов или стел олицетворяла эстетику этой конкретной цивилизации на её пике, записывая астрономические, религиозные и гражданские события иероглифическими символами. Стела часто представляла богов или сановников, их тела были покрыты замысловатыми плавными узорами в виде барельефов.
Пластическое искусство культур ацтеков Мексики, заканчивающееся в 16 веке завоевания ацтеков испанцами, это точно выполненные скульптуры мрачных свирепых существ и животных и очень натуралистчные версии змей, койотов и ягуаров. Человеческий череп всегда был популярным предметом, и лучший из существующих образцов вырезан из чистого кристалла. Ближайшие предки ацтеков, тольтеки, также были народом воинствующим и поклоняющимся смерти, о чем свидетельствуют гигантские каменные воины в храмах с колоннами в Туле, их столице, а также широко распространённые культы черепа и чакмулы (лежащая каменная фигура, несущая на животе жертвенную чашу). Меньшие скульптуры существуют в виде фигурок из глины или полированного нефрита. Ольмеки копили тайники с нефритовыми статуэтками и увлекались реалистичными моделями толстых младенцев.
Керамика
Гончарное производство было известно в Центральной Америке к 2000 году до н.э., хотя глазурь и гончарный круг были неизвестны. Горшки либо лепили вручную, либо изготавливали в формах, а к первым векам нашей эры стали производить изысканные полихромные изделия с высокой степенью обжига. Разнообразие форм и декора огромно. Большинство стандартных форм, производимых в Старом Свете на гончарном круге, были обычными: тарелка, миска, кувшин, ваза и стакан, а также множество их разновидностей. Керамика украшалась различными методами, от штамповки, насечки, вырезания и аппликации геометрических узоров до полихромной росписи ритуальных сцен с участием высокопоставленных лиц, пленников и рабов. Последние были особенно распространены в керамике майя. Среди самых красивых изделий были изделия культуры Миштека-Пуэбла в Мексике. Позднее она перешла к ацтекам и производила лакированную полихромную посуду с преимущественно геометрическими мотивами. Также были популярны урны и вазы для жертвенников, на которых изображались различные человеческие, животные и воображаемые персонажи.
Кодексы и фрески
Иероглифическое письмо было обнаружено в Центральной Америке к I веку н.э. и высекалось в основном на памятных стелах. Более поздним явлением стало создание кодексов, где пиктограммы наносились на подготовленные полоски оленьей шкуры или ткани из коры и представляли собой немногие ценные письменные свидетельства доколумбовых народов о себе. Существуют три кодекса майя и многие другие из Мексики. В них подробно изложены истории и легенды племён, а также аспекты повседневной жизни и такие интересные детали, как дань, получаемая императором Монтесумой II от своих подданных.
Настенных росписей сохранилось немного, но существуют прекрасные красочные примеры – от наскальных рисунков ольмекской эпохи до более сложных ритуальных сцен на стенах храмов в Теотиуакане в Мексике и Бонампаке в низменности Майя.
Украшения из перьев и мозаики
Щиты, штандарты, головные уборы и накидки для знати часто создавались в витиеватых и красочных лапидарных работах из перьев, продававшихся в тропических лесах. Это ремесло особенно ценилось в Центральной Америке, а лучшие образцы, существующие сегодня, были подарены в знак благодарности испанским государям-конкистадорам.
Инкрустация серпентином, бирюзой, малахитом и ракушками для создания мозаик также была популярным ремеслом и известна со времён ольмеков. Ольмеки наиболее известны своими прекрасными мозаиками из инкрустированного серпентина, представляющими стилизованные маски ягуаров и специально закопанные, вероятно, по ритуальным причинам. Ацтеки создавали прекрасные маски и черепа, инкрустированные бирюзой, малахитом и ракушками с глазами из железных пиритов. Один из самых известных мозаичных артефактов – жертвенный нож с халцедоновым лезвием и инкрустированной рукояткой в виде склонившегося воина-орла. Более крупные мозаики, украшающие стены дворцов и храмов, выполнены в сложных геометрических мотивах; в архитектуре майя они встречаются в основном после 800 года н.э., хотя прекрасные образцы существуют в Митле в Мексике.
О других «примитивных» произведениях искусства см: Океаническое искусство (острова Тихого океана) и Африканское искусство (Северная Африка и Африка к югу от Сахары), Наскальное искусство аборигенов (Австралийский континент).
Южная Америка: Андские и прибрежные королевства
Хронология доколумбового искусства Южной Америки
Самое раннее искусство в Южной Америке появилось на на таких археологических площадках, как знаменитая Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук), которая восходит к эпохе мезолитического искусства, около 7300 г. до н.э.
В Андском регионе (современный Перу) первой развитой культурой была северная цивилизация Чавин, которая процветала за 1000–300 лет до нашей эры. Известна мелкой керамикой, а также великолепными фресками, резьбой и другими артефактами (Обелиск Телло, Лансон и Стела Раймонди), раскопанных в её главном религиозном месте Чавин де Уантар. На смену Чавинам пришли Моче (около 100-800 гг. н.э.), которых больше всего знают по их портретным вазам, металлургии и архитектуре (такими как Уака-дель-Соль и Уака-де-ла-Луна). Между тем, на южном побережье Перу культура Паракас, известная своими тканями, сменилась культурой Наска, во время которой произошёл южноамериканский ренессанс в многоцветном керамическом искусстве (около 200-750 гг. н.э.). Более поздние культуры в Андах включали северную культуру Вари (или Уари), известную своей каменной архитектурой, скульптурой и крупномасштабной росписью керамики; культура Боливии Тиуанако (375-700 гг. н.э.); Чиму и их серебряные перья. (См. также: Племенное искусство). Затем пришла великая цивилизация инков (период расцвета 1400-1535), прославившаяся своим золотым и ювелирным искусством, скульптурой из золота и серебра и характерным абстрактным искусством, а также своей монументальной архитектурой.
Архитектура
Строительные материалы были каменными или глинобитными. Первые встречаются в основном в горных районах, а вторые – на побережье, где огромные городские и оборонительные комплексы создавались исключительно из этого материала, как, например, в Чан-Чане, столице прибрежной империи Чиму на севере Перу.
Начиная с 1000 года до н.э., народы Перу строили сложные храмы и ритуальные сооружения, как, например, в Чавин-де-Уантар в Северном нагорье, где было обнаружено, что главная храмовая платформа была испещрена лабиринтами, по крайней мере, на трёх уровнях. Наиболее известна архитектура инков, которые строили мощные крепости. В Саксауамане близ Куско есть три кольцевых зигзагообразных оборонительных сооружения с базальными камнями высотой иногда более 7 метров. Раствор не использовался, но идеальные соединения были сделаны путём тщательной резки и подгонки каждого камня. Построенные таким образом и слегка сужающиеся от основания к вершине, они были достаточно прочными, чтобы выдержать сильные землетрясения в этом регионе.
Резьба
Как и в случае с архитектурой, прекрасная скульптура появляется примерно с 1000 года до н.э. в культуре Чавин. Большой монолит из белого гранита высотой более 3 метров был найден в центре храмового кургана в Чавин-де-Уантар, у пересечения галерей. Это «Великое изображение» было искусно высечено в виде рычащего клыкастого человекоподобного существа с волосами из змеиных голов и поясом, состоящим из голов змей и ягуаров – концепции, являющиеся центральными для культуры Чавин и других южноамериканских художественных стилей. На карнизах были вырезаны изображения кондоров с кошачьими атрибутами или барельефы кошачьих с змееподобными атрибутами. Примерно в то же время в Серро Сечин на побережье Перу стены храма состоят из монолитов, искусно украшенных рельефной скульптурой воинов и их мёртвых или расчленённых пленников, что также является популярной темой. Гораздо позже, около 1200 г. н.э. в Чан-Чане, можно увидеть совсем другой тип скульптуры – фризы из глиняной штукатурки на стенах храма, где были представлены совершенно мифические существа, похожие на драконов, вместе с морскими птицами и рыбами, что подчёркивает важность прибрежной экономики. В высокогорной Боливии на берегах озера Титикака, Тиауанако, центр другой великой цивилизации, демонстрирует мастерство в исполнении цельных скульптур и резных рельефов с главными фигурами, также представляющими рычащих человекоягуаров и божеств с головой кондора, держащих посохи. Более тяжёлые цельнокаменные статуи приземистых, косоглазых мужчин можно найти неподалёку в Пукаре.
См. Также: Как ценить скульптуру. О более современных работах: Как оценить современную скульптуру.
Посуда
Гончарное производство появилось около 1800 года до н.э., и более поздние периоды демонстрируют большую компетентность в этой области прикладного искусства. Все визуальные формы были распространены и, поскольку гончарный круг был неизвестен, изготавливались вручную или из форм. Особой популярностью пользовалась бутылка со стремечком и, как следствие, кувшин со свистком, часто украшенные фигурками людей и животных. Гончарное дело обеспечивало ремесленника доколумбовой эпохи одним из основных видов искусства, и примером тому служит последующее разнообразие и живость форм и декора. Около 400 г. н.э. мочика из северного побережья Перу производили огромное количество изящных лепных горшков, некоторые из которых изображали местных высокопоставленных лиц, другие – разнообразные повседневные занятия и занятия людей, от ткачества до занятий любовью. Расписанные сцены сражений, шествия знати и наказания обнажённых пленников были обычным явлением. Некоторые из самых красивых горшков были изготовлены на южном побережье Перу в долине Наска до 600 г. н.э. Чаши, кувшины с мостом и носиком или фигурки-урны обычно украшались яркими полихромными рисунками птиц, рыб, животных и людей. Культура Уари-Тиауанако также зависела от керамики в распространении своего собственного смелого и отличительного художественного стиля. Клыкастые существа с лучистыми головными уборами, похожими на солнце, змеи и орлы до сих пор встречаются повсеместно. Инки украшали свою керамику в основном сложными геометрическими мотивами. Арибалус – большой шаровидный кувшин с заострённым основанием и высоким широко раскрытым горлом – был классической формой инков, использовавшейся для хранения и транспортировки воды или алкогольного напитка чича.
Металлообработка
Металлообработка стала широко использоваться примерно в чавинские времена, к 900 г. до н.э., хотя известные техники ограничивались молотком, отжигом, пайкой и рельефной обработкой листового золота и серебра. Во времена Мочика использовались все техники, включая литье – простое и cire perdue – легирование и золочение. К тому времени металл использовался в утилитарных целях для изготовления оружия и сельскохозяйственных инструментов, а также пластин и украшений. Чиму северного побережья Перу были особенно известны высокой степенью компетентности в металлургии, производя большое количество золотых и серебряных статуэток, церемониальных ножей, пинцетов, ушных раковин, тарелок, чаш и стаканов, многие из которых были украшены изящными рельефными рисунками богов, животных и мифических существ. Именно от них инки, а затем испанцы получили большую часть своих богатств. Во время испанского завоевания (1519 г. н.э.) Южная и Средняя Америка технически все ещё находились в бронзовом веке, не имея знаний о производстве железа.
Текстиль
Исключительно засушливые условия прибрежной части Перу, особенно на юге, объясняют удивительную сохранность органических веществ, особенно тканей. На полуострове Паракас находятся кладбища культуры, ремесленники которой специализировались на плетении сложных и замысловатых узоров из хлопка и тонкой шерсти альпаки и ламы насыщенных цветов для себя и своих господ. Испанцы прокомментировали увиденные ими изысканные ткани и отметили, что в Перу техника была более утончённой, чем в Европе: ткань, похожая на шёлк, была соткана для эксклюзивной одежды императором инков из шерсти дикой викуньи. Были известны все техники: гобеленовое искусство, парча, вышивка, двойная ткань и ажурные полотна – самые любимые. Очень популярны были также переплетающиеся мотивы кошачьих голов или двуглавых змей. Как и в случае с украшением керамики, текстиль часто служил средством передачи культовых идей с большим акцентом на рисунки, изображающие формы божеств. Некоторые фигуры реалистичны, но чаще всего они сильно стилизованы, в соответствии с требованиями технологии ткачества, и порой фигуры кажутся почти геометрическими в своём исполнении. О других ремёслах см. раздел Народное искусство.
Произведения доколумбового искусства можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Хронологический справочника по раннему искусству: Хронология искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?