Искусство доколумбовой Америки читать ~14 мин.
Термин «доколумбово искусство» относится к архитектуре, искусству и ремёслам коренных народов Северной, Центральной и Южной Америки, а также островов Карибского моря в период примерно с 13 000 года до н.э. по 1500 год н.э. — до прибытия Христофора Колумба в Америку. См. также: Искусство американских индейцев. Термин «Мезоамерика» обозначает культурно-исторический регион в Америке, который простирается примерно от центральной Мексики до Белиза, Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и северной Коста-Рики.
История
Цивилизации Мезоамерики и тихоокеанского побережья Южной Америки развивались примерно в то же время, что и христианская цивилизация в Европе. Их существование было прервано испанским завоеванием, последовавшим за открытиями Колумба. Конкистадоры немедленно вступили в конфликт с коренными народами. Солдаты были мародёрами, искавшими золото, а священники стремились спасти души, но принесли с собой жестокие методы инквизиции, уничтожив во имя своей веры целую культуру.
К моменту прибытия европейцев существовали две могущественные империи: ацтеков в Мезоамерике и инков в Перу. Обе цивилизации имели хорошо развитое сельское хозяйство, а также монументальное искусство и архитектуру. Сохранившиеся памятники впечатляют своими масштабами, тем более что создавшие их общества не знали колеса, тягловых животных и металлургии железа. Культура майя в Мезоамерике достигла больших успехов в математике и астрономии, однако её классический период завершился упадком городов в южных низменностях около 900 года н.э. Позже, в постклассический период, северные города-государства майя вступали в контакт и конфликтовали с народами центральной Мексики, такими как тольтеки, а затем и ацтеки. Империя ацтеков была завоёвана испанцами в 1519 году. В 1532 году последовало завоевание Перу.
В культурах доколумбовой эпохи, по-видимому, господствовала вера в цикличность времени и периодически наступающий конец света. Считалось, что предотвратить его можно было только с помощью человеческих жертвоприношений, и как только такая вера утверждалась, опровергнуть её становилось невозможно. В их пантеоне боги часто представали грозными силами природы, чью враждебность, как верили, можно было умилостивить только кровью и жертвами. Некоторые элементы доколумбовых верований не исчезли полностью: флагелляция и другие формы самоистязания были включены в местные формы христианского ритуала, до сих пор свойственные этому региону.
О постколумбовом искусстве см.: Американское колониальное искусство (около 1670–1800) и Американское искусство (1750 – настоящее время).
Мезоамерика
Хронология доколумбового мезоамериканского искусства
Культуры Мезоамерики традиционно делятся на три периода с 1200 года до н.э. по 1580 год н.э., а именно:
Доклассический период (около 1200 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
В эту эпоху доминировала цивилизация ольмеков, процветавшая около 1200–400 гг. до н.э. Ольмеки создавали нефритовые фигурки и вырезали из камня колоссальные головы высотой до 2,5 метров. Именно с ольмеков началась центральноамериканская традиция строительства огромных церемониальных комплексов.
Классический период (ок. 200–900 гг. н.э.)
В этот период доминировали майя. Подобно миссисипским культурам Северной Америки, таким как натчезы и чокто, майя жили в крупных сельскохозяйственных поселениях, практиковали свой собственный тип иероглифического письма и занимались сложной астрономией. Искусство майя этого периода известно своими петроглифами, разнообразными наскальными изображениями, монументальными каменными стелами, скульптурой, резьбой по дереву, а также фресками (например, в городе Бонампак, около 750 г. н.э.).
Постклассический период (около 900–1580 гг. н.э.)
В этот период сначала доминировала (около 900–1200 гг.) цивилизация тольтеков, которая вырезала массивные, блочные скульптуры, подобные тем, что использовались в качестве колонн-воинов в Туле, их столице. Затем пришли миштеки, чья культура была активна как в доацтекскую, так и в постацтекскую эпохи, с их уникальным стилем живописи в кодексах, где всё доступное пространство покрыто плоскими фигурами, расположенными в геометрических узорах. Культура ацтеков центральной и южной Мексики создавала разнообразные произведения изобразительного искусства, включая: фресковую живопись, маски, церемониальные костюмы, украшения, а также различные скульптуры из глины, камня и дерева. Мозаичное искусство ацтеков часто использовалось для украшения масок и архитектурных элементов.
Церемониальная архитектура
Примерно с 2000 года до н.э. возведение крупных церемониальных зданий, сгруппированных в комплексы, стало характерной чертой обществ Мезоамерики. Основным типом сооружения была ступенчатая пирамидальная платформа, напоминающая египетские пирамиды, но увенчанная плоской вершиной с храмом, к которому вели лестницы. Такие пирамиды, как, например, пирамида в Теотиуакане (около 500 г. н.э.), выполняли в первую очередь церемониальную, а не погребальную функцию, играя центральную роль в религиозных ритуалах. (См. также: Религиозное искусство.) В Монте-Альбане в Оахаке и Паленке в низменностях майя эти сооружения также содержали богатые захоронения правителей или жрецов, но это было вторично по сравнению с основной функцией пирамиды. (Подробнее о пирамидах см.: Древнеегипетская архитектура с 3000 лет до н.э.).
В Мезоамерике существовало два основных архитектурных стиля, особенно ярко выраженных в строительстве пирамид: широкая квадратная форма в стиле талуд-таблеро (наклон-панель), характерная для центральной Мексики, и высокая пирамида майя с более узким основанием. Ложные своды из нависающих друг над другом плоских камней также типичны для архитектуры майя и широко использовались при строительстве дворцов и храмов. Настоящая арка не была известна в Новом Свете. Другой типичной особенностью мезоамериканских культур была площадка для священной игры в мяч. Она впервые появилась, как и пирамида, у ольмеков. Площадка имела форму заглавной буквы «I»; в более поздних версиях по бокам располагались каменные кольца, через которые нужно было провести каучуковый мяч. Зрительские трибуны находились по сторонам от игрового поля. См., например, большую площадку для игры в мяч в Чичен-Ице (около 1000 г. н.э.).
Дворцы и храмы, а также жилые дома и мастерские ремесленников были организованы в виде упорядоченной сетки улиц вокруг основного ритуального комплекса. Город Теотиуакан в Мексике, процветавший около 500 г. н.э., является одним из самых ярких примеров спланированного городского и религиозного центра.
Доколумбовая архитектура оказала большое влияние на современных архитекторов, таких как Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959). См. также статью об американской архитектуре.
Скульптура
В Мезоамерике искусство процветало в основном в сфере скульптуры. Фигуры и фризы, от гигантских до миниатюрных, являются фундаментальной частью художественного наследия региона. Змеи, черепа, рычащие ягуары и бог дождя Тлалок украшают многие храмы и дворцы в виде отдельно стоящих скульптур или барельефов.
Скульптурный стиль менялся со временем и в зависимости от региона и культуры. Ольмеки, например, специализировались на каменной скульптуре, создавая гигантские базальтовые головы, изображающие воинов или игроков в мяч; самые крупные из них достигают почти трёх метров в высоту и весят до двадцати тонн. Их массивный, суровый вид сильно отличается от изящных, стройных черт скульптурных фигур майя с их высокими, сложными головными уборами. В городах майя возведение и сложная резьба стел отражали эстетику этой цивилизации на её пике. На стелах иероглифами записывались астрономические, религиозные и гражданские события. Стелы часто изображали богов или правителей, чьи тела были покрыты замысловатыми плавными узорами барельефов.
Пластическое искусство ацтеков, чья культура прервалась с испанским завоеванием в XVI веке, представлено точно выполненными скульптурами грозных божеств и очень натуралистичными изображениями змей, койотов и ягуаров. Человеческий череп был популярным мотивом, а один из самых известных образцов вырезан из цельного кристалла, хотя его доколумбовое происхождение оспаривается многими учёными. Предшественники ацтеков, тольтеки, также были воинственным народом, что отражено в гигантских каменных воинах в их столице Туле, а также в широком распространении скульптур типа чак-муль (лежащая каменная фигура с жертвенной чашей на животе). Существуют и малые скульптурные формы в виде фигурок из глины или полированного нефрита. Ольмеки создавали ритуальные тайники с нефритовыми статуэтками, в том числе реалистичными фигурками пухлых младенцев.
Керамика
Гончарство было известно в Мезоамерике к 2000 году до н.э., хотя глазурь и гончарный круг не использовались. Сосуды либо лепили вручную, либо изготавливали в формах. К первым векам нашей эры местные мастера научились производить изысканные полихромные изделия высокой степени обжига. Разнообразие форм и декора огромно. Большинство стандартных форм, которые в Старом Свете производились на гончарном круге, были здесь обычным явлением: тарелки, миски, кувшины, вазы и стаканы. Керамика украшалась различными методами, от штамповки и гравировки геометрических узоров до полихромной росписи ритуальных сцен с участием правителей, пленников и рабов. Последние были особенно характерны для керамики майя. Одними из самых красивых считаются изделия культуры Миштека-Пуэбла в Мексике, которые позже перешли к ацтекам и отличались лакированной полихромной посудой с преимущественно геометрическими мотивами. Также были популярны ритуальные урны и сосуды с изображениями людей, животных и мифических существ.
Кодексы и фрески
Иероглифическое письмо появилось в Мезоамерике к I веку н.э. и первоначально высекалось на каменных стелах. Позже возникли кодексы, где пиктограммы наносились на полосы оленьей шкуры или бумаги из коры. Они являются одними из немногих письменных свидетельств доколумбовых народов о самих себе. Сохранились три кодекса майя и множество кодексов из центральной Мексики. В них подробно изложены история и мифология племён, а также аспекты повседневной жизни, например, дань, которую получал император Монтесума II от своих подданных.
Настенных росписей сохранилось немного, но существуют прекрасные красочные примеры — от наскальных рисунков ольмекской эпохи до сложных ритуальных сцен на стенах храмов в Теотиуакане и Бонампаке.
Украшения из перьев и мозаика
Щиты, штандарты, головные уборы и накидки для знати часто создавались из ярких перьев тропических птиц. Это ремесло особенно ценилось в Мезоамерике, а лучшие образцы, дошедшие до наших дней, были отправлены в качестве даров испанским монархам.
Инкрустация серпентином, бирюзой, малахитом и ракушками для создания мозаик также была популярным ремеслом со времён ольмеков. Ольмеки наиболее известны своими мозаиками из серпентина, изображающими стилизованные маски ягуаров, которые специально закапывались в землю, вероятно, в ритуальных целях. Ацтеки создавали великолепные маски и черепа, инкрустированные бирюзой, с глазами из пирита. Один из самых известных мозаичных артефактов — жертвенный нож с халцедоновым лезвием и рукоятью в виде воина-орла. Более крупные мозаики, украшавшие стены дворцов и храмов, выполнены в сложных геометрических мотивах; в архитектуре майя они появляются в основном после 800 г. н.э., а прекрасные образцы сохранились в Митле (Оахака).
О других «примитивных» видах искусства см.: Океаническое искусство (острова Тихого океана), Африканское искусство (Африка к югу от Сахары) и искусство аборигенов Австралии.
Южная Америка: Андские и прибрежные царства
Хронология доколумбового искусства Южной Америки
Самое раннее искусство в Южной Америке появилось на таких археологических памятниках, как знаменитая Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук), которая датируется эпохой мезолита, около 7300 г. до н.э.
В Андском регионе (современное Перу) первой развитой культурой была северная цивилизация Чавин, процветавшая примерно с 1000 по 300 год до н.э. Она известна своей керамикой, великолепными фресками, резьбой по камню (Обелиск Тельо, Лансон и Стела Раймонди), найденными в её главном религиозном центре Чавин-де-Уантар. На смену культуре Чавин пришла культура Моче (около 100–800 гг. н.э.), наиболее известная своими портретными сосудами, металлургией и архитектурой (пирамиды Уака-дель-Соль и Уака-де-ла-Луна). Тем временем на южном побережье Перу культура Паракас, знаменитая своими тканями, сменилась культурой Наска, во время которой произошёл расцвет многоцветного керамического искусства (около 200–750 гг. н.э.). Более поздние культуры в Андах включали северную культуру Уари, известную своей каменной архитектурой и крупномасштабной росписью керамики; боливийскую культуру Тиуанако (375–700 гг. н.э.); и культуру Чиму с её искусной работой по серебру. (См. также: Племенное искусство). Затем пришла великая цивилизация инков (расцвет в 1400–1535 гг.), прославившаяся своим золотым и ювелирным искусством, скульптурой из драгоценных металлов и характерным абстрактным искусством, а также своей монументальной архитектурой.
Архитектура
Строительными материалами служили камень или необожжённый кирпич (адоб). Камень использовался в основном в горных районах, а адоб — на побережье, где из него создавались огромные городские комплексы, такие как Чан-Чан, столица прибрежной империи Чиму на севере Перу.
Начиная с 1000 года до н.э., народы Перу строили сложные храмовые комплексы, как, например, в Чавин-де-Уантаре, где главная храмовая платформа испещрена лабиринтами галерей как минимум на трёх уровнях. Наиболее известна архитектура инков, которые возводили мощные крепости. В Саксайуамане близ Куско три кольцевых зигзагообразных оборонительных стены сложены из гигантских камней, некоторые из которых достигают более 7 метров в высоту. Раствор не использовался — идеальные соединения были достигнуты путём тщательной резки и подгонки каждого камня. Построенные таким образом и слегка сужающиеся к вершине, эти стены были достаточно прочными, чтобы выдерживать сильные землетрясения в этом регионе.
Резьба
Как и в случае с архитектурой, выдающиеся образцы скульптуры появляются примерно с 1000 года до н.э. в культуре Чавин. В центре храмового комплекса в Чавин-де-Уантаре был найден «Лансон» — монолит из белого гранита высотой более 4,5 метра. Он искусно вырезан в виде рычащего клыкастого человекоподобного божества с волосами из змей. Изображения змей и ягуаров являются центральными для культуры Чавин и других южноамериканских художественных стилей. Примерно в то же время в Серро-Сечине на побережье Перу стены храма состоят из монолитов, украшенных рельефной скульптурой воинов и их расчленённых пленников, что также было популярной темой. Гораздо позже, около 1200 г. н.э., в Чан-Чане можно увидеть совсем другой тип скульптуры — фризы из глиняной штукатурки на стенах, где изображены мифические существа, похожие на драконов, вместе с морскими птицами и рыбами. В высокогорной Боливии на берегах озера Титикака находится Тиуанако, центр другой великой цивилизации, демонстрирующий мастерство в исполнении скульптур и рельефов с главными фигурами, также представляющими человеко-ягуаров и божеств с головой кондора. Более тяжёлые цельнокаменные статуи приземистых мужчин можно найти неподалёку в Пукаре.
См. также: Как ценить скульптуру. О более современных работах: Как оценить современную скульптуру.
Керамика
Гончарство появилось около 1800 года до н.э., и в более поздние периоды мастера достигли большого совершенства в этом виде прикладного искусства. Поскольку гончарный круг был неизвестен, сосуды изготавливались вручную или с помощью форм. Особой популярностью пользовались сосуды со стремевидным горлышком, а также кувшины-свистульки, часто украшенные фигурками людей и животных. Керамика была одним из основных видов искусства для доколумбовых ремесленников, о чём свидетельствует разнообразие форм и декора. Около 400 г. н.э. мастера культуры Моче с северного побережья Перу производили огромное количество изящных сосудов, некоторые из которых были портретами местных правителей, а другие изображали сцены повседневной жизни, от ткачества до любовных утех. Расписные сцены сражений и шествий знати были обычным явлением. Одни из самых красивых сосудов были изготовлены на южном побережье Перу в долине Наска до 600 г. н.э. Чаши, кувшины с мостовидной ручкой и носиком или фигурные урны обычно украшались яркими полихромными рисунками птиц, рыб и животных. Культура Уари-Тиуанако также использовала керамику для распространения своего смелого художественного стиля. Инки украшали свою керамику в основном сложными геометрическими мотивами. Арыбалл — большой шаровидный кувшин с заострённым дном и высоким горлом — был классической формой инков, использовавшейся для хранения и транспортировки воды или чичи (кукурузного пива).
Металлообработка
Металлообработка стала широко распространена примерно во времена культуры Чавин, к 900 г. до н.э., хотя известные техники ограничивались ковкой, отжигом, пайкой и чеканкой листового золота и серебра. Во времена Моче использовались уже все основные техники, включая литьё — простое и по выплавляемой модели (cire perdue) — а также легирование и золочение. К тому времени металл использовался не только для украшений, но и в утилитарных целях для изготовления оружия и сельскохозяйственных инструментов. Мастера культуры Чиму с северного побережья Перу были особенно известны высоким уровнем металлургии, производя большое количество золотых и серебряных статуэток, церемониальных ножей, пинцетов, ушных украшений, чаш и стаканов. Именно от них инки, а затем и испанцы, получили большую часть своих сокровищ. Во время испанского завоевания (начиная с 1519 г.) Южная и Центральная Америка технически всё ещё находились в бронзовом веке, не зная технологий производства железа.
Текстиль
Исключительно засушливые условия побережья Перу, особенно на юге, способствовали удивительной сохранности органических материалов, в частности тканей. На полуострове Паракас находятся некрополи, где были найдены ткани, созданные мастерами, которые специализировались на плетении сложных узоров из хлопка и тонкой шерсти альпаки и ламы. Испанцы отмечали изысканность увиденных ими тканей, указывая, что в Перу техника ткачества была более совершенной, чем в Европе: так, ткань, похожая на шёлк, предназначавшаяся для одежды правителя инков, ткалась из шерсти дикой викуньи. Были известны все техники: гобелен, парча, вышивка и другие. Очень популярны были переплетающиеся мотивы кошачьих голов или двуглавых змей. Как и в случае с керамикой, текстиль часто служил средством передачи религиозных идей с большим акцентом на изображения божеств. Некоторые фигуры реалистичны, но чаще они сильно стилизованы в соответствии с требованиями технологии ткачества.
Произведения доколумбова искусства можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Хронологический справочник по раннему искусству: Хронология искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?