Лучизм читать ~3 мин.
Лучизм — это стиль абстрактного искусства, созданный и развитый русскими художниками Михаилом Фёдоровичем Ларионовым (1881–1964) и его спутницей Натальей Сергеевной Гончаровой (1881–1962) вместе с небольшой группой последователей. Он просуществовал примерно с 1912 по 1914 год и стал оригинальной версией футуризма. Лучизм был одним из нескольких движений современного искусства, возникших в России в начале XX века, наряду с русским футуризмом (около 1912–1914), основанным Владимиром Маяковским (1893–1930); супрематизмом (около 1915–1921), который придумал Казимир Малевич (1878–1935); и конструктивизмом (около 1919–1930), основанным Владимиром Татлиным (1885–1953).
История и характерные черты
В 1906 году Ларионов открыл для себя творчество Уильяма Тёрнера и увлёкся проблемой передачи света в живописи. Его метод, основанный на довольно умозрительной теории невидимых лучей (схожей с «силовыми линиями» футуристов), заключался в построении картин вокруг пучков пересекающихся линий, напоминающих лучи света. Отсюда и возникло название направления — лучизм.
Начало движению было положено на выставке «Мишень» в Москве в 1913 году, хотя сам Ларионов утверждал, что разрабатывал идеи лучизма с 1909 года. Подобные заявления часто делали русские художники-авангардисты того времени, стремившиеся казаться более дальновидными, чем их соперники, поэтому такие слова не следует воспринимать буквально.
Также в 1913 году Ларионов опубликовал манифест лучистов, в котором провозглашалось: “Лучизм — это синтез кубизма, футуризма и орфизма”. И это действительно так. В лучистских картинах сочетаются фрагментарность и многоплановость кубизма, динамичное движение футуризма и колористика орфизма. Однако теоретическая база была менее ясной. Стиль основывался на ненаучном представлении о невидимых лучах, которые, как считалось, исходят от одних объектов и поглощаются другими.
Картины лучистов состоят из множества наклонных линий, изображающих лучи света, которые расходятся и пересекаются на плоскости холста. Цветовая гамма, как правило, включает чистые красные, синие и жёлтые тона. В более поздних работах лучи полностью доминируют в композиции, из-за чего исчезает любая узнаваемая натуралистическая основа, и произведение становится полностью абстрактным, как, например, в композиции Ларионова «Красный лучизм» (1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Художники-лучисты
Хотя манифест подписали ещё одиннадцать художников, включая Давида Бурлюка (1882–1967) и его брата Владимира Бурлюка (1886–1917), главными представителями этого стиля в России были уроженец Одессы Михаил Ларионов и москвичка Наталья Гончарова (правнучатая племянница величайшего поэта России Александра Пушкина). Они познакомились в 1900 году во время учёбы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и были одними из самых талантливых молодых русских художников, представленных на Осеннем салоне в Париже в 1906 году.
Прежде чем прийти к лучизму, Ларионов и Гончарова исследовали импрессионизм, фовизм и создали собственный вариант неопримитивизма, а затем познакомились с европейским авангардным современным искусством — кубизмом и итальянским футуризмом.
С началом Первой мировой войны Ларионов служил в русской армии, но в 1915 году был демобилизован по ранению. После этого он и Гончарова покинули Россию, переехали в Швейцарию, а затем поселились в Париже. В 1938 году они получили французское гражданство, а в 1955 году официально поженились.
Развитие стиля прекратилось после отъезда Ларионова и Гончаровой из России, не в последнюю очередь потому, что оба почти отказались от станковой живописи, чтобы сосредоточиться на создании театральных декораций и костюмов для Сергея Дягилева и его «Русских балетов». После смерти Дягилева в 1929 году Ларионов безуспешно пытался вернуться к станковой живописи. Последнее десятилетие его жизни было отмечено бедностью и болезнями, однако незадолго до смерти его репутация была восстановлена благодаря ретроспективным выставкам в Лондоне (1961, Художественный совет Великобритании) и Париже (1963, Музей современного искусства города Парижа).
Подробнее о направлениях живописи в России см.: Русское искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?