Лучизм читать ~3 мин.
Лучизм был стилем абстрактного искусства, задуманным и разработанным русскими художниками Михаилом Ларионовым (1881-1964), его подругой Натальей Гончаровой (1881-1962) и небольшим числом последователей. Он просуществовал примерно с 1912 по 1914 год и представлял собой их собственную версию футуризма. Это было одно из нескольких движений современного искусства, возникших в России в начале 20-го века: наряду с русским футуризмом (ок. 1912-14 гг.), основанным Владимиром Маяковским (1893-1930), супрематизмом (ок. 1915-1921), придуманным Казимиром Малевичем (1878-1935), и конструктивизмом (ок. 1919-1930), основанным Владимиром Татлиным (1885-1953).
История и характерные черты
В 1906 году Ларионов открыл для себя Тёрнера и увлёкся тем, как можно изображать свет в живописи. Его конечный метод, основанный на очень неясной теории невидимых лучей (не похожей на «линии силы» футуристов), состоял в том, чтобы строить свои картины вокруг пучков косых линий, напоминающих лучи света. Отсюда – лучизм.
Начало движению было положено на Целевой выставке в Москве в 1913 году, хотя Ларионов утверждал, что разрабатывал идеи лучизма с 1909 года. Подобные заявления часто делали русские авангардные художники-абстракционисты того времени, которые хотели казаться более прозорливыми, чем их соперники, и не должны восприниматься слишком серьёзно.
Также в 1913 году Ларионов опубликовал манифест лучистов, в котором говорилось, что “Лучизм – это синтез кубизма, футуризма и орфизма” – и это правда. Лучистские картины действительно сочетают в себе фрагментацию и многоплоскостной подход кубизма, динамичное движение футуризма и колористику орфизма. Теоретически, однако, все было менее ясно. Стиль был основан на ненаучном представлении о невидимых лучах, которые, как считалось, испускаются одними объектами и улавливаются другими.
Как бы то ни было, картины районистов состоят из массы наклонных линий, изображающих лучи света, расходящиеся и сходящиеся по плоскости картины. Цвета, как правило, чистые красные, синие и жёлтые. В более поздних работах, однако, лучи полностью доминируют над картиной, так что нет никакой различимой натуралистической отправной точки, и работа вырождается в полную абстракцию, как в композиции Ларионова «Доминирование красного» (1911) (MOMA).
Художники-лучисты
Хотя манифест подписали ещё 11 художников, включая Давида Бурлюка (1882-1967) и его брата Владимира Бурлюка (1886-1916), только уроженец Одессы Михаил Ларионов и его спутница жизни москвичка Наталья Гончарова (родственница Александра Пушкина, величайшего поэта России) были значительными выразителями этого стиля в России. Они познакомились в 1900 году во время учёбы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и были самыми талантливыми из всех молодых русских художников, представленных на Осеннем салоне в 1906 году.
Они исследовали импрессионизм, фовизм и свой собственный тип неопримитивизма, прежде чем столкнулись с европейским авангардом современного искусства в виде кубизма и итальянского футуризма. Из этого возник лучизм.
С начала войны Ларионов служил в русской армии, но в 1915 году был уволен по инвалидности, после чего он и Гончарова покинули Россию и переехали в Швейцарию, а затем поселились в Париже. В 1938 году они стали французскими гражданами, а в 1955 году поженились.
Разработка этого стиля прекратилась, когда Ларионов и Гончарова покинули Россию, не в последнюю очередь потому, что оба практически отказались от станковой живописи, чтобы сосредоточиться на росписи театральных декораций и костюмов для Сергея Дягилева и его Ballets Russes. После смерти Дягилева в 1929 году Ларионов безуспешно возобновил станковую живопись. Последнее десятилетие его жизни было отмечено бедностью и болезнями, хотя незадолго до смерти его репутация была возрождена ретроспективными выставками в Париже (1963 г. Музей современного искусства, Отель де Виль, Париж) и Лондоне (1961 г. Художественный совет).
Подробнее о направлениях живописи в России см: Русское искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?